Наши задачи диктует время

Гуго Вормсбехер
«Наши задачи диктует время»
Доклад на Межрегиональном семинаре-совещании
в г. Новосибирске, 23 октября 1999 г.)

Уважаемые коллеги! Главный итог, к которому мы пришли после двух лет работы, - Федеральная автономия есть, Федеральная автономия выдержала многие испытания, устроенные ей нашими противниками. Она выросла и стала основной и единственной защитницей интересов нашего народа.
Как проходило становление нашей Федеральной автономии? Оно определялось прежде всего объективной необходимостью этого нового института для нашего народа.
Такая необходимость была продиктована тем, что общественное движение российских немцев к моменту создания ФНКА почти исчерпало себя, в том числе в качестве представительных структур нашего народа. Не имея собственной стабильной материальной базы, общественные организации вынуждены были зарабатывать на свое существование, занимаясь выполнением проектов и коммерцией; на главную, общественно-политическую работу оставалось всё меньше сил, времени, а иногда и желания. В результате общественные организации в основном выродились в коммерческие структуры и одновременно практически утратили свою социальную базу как организации национальные. Многие их члены уехали в Германию, а среди тех, кто еще оставался в движении, общественно-политические темы поднимались всё реже и реже.
Почти полностью был утрачен интеллектуальный и идеологический потенциал – то, без чего существование общественных структур невозможно. Одновременно таял авторитет наших общественных организаций, они всё больше игнорировались официальными органами. Не имея же признания как представителей народа, нельзя добиться для народа по существу ничего.
Нам нужно было создать новую, дееспособную структуру, которая максимально широко представляла бы свой народ и которая была бы признана официально. Эта задача была решена с созданием нашей Федеральной автономии. Появилось не просто более массовое объединение - это было объединение совершенно нового уровня. Если раньше общественные организации выступали разрозненно, часто конфронтируя друг с другом, то  Федеральная автономия объединила под своей крышей фактически всех членов этих организаций. Федеральная автономия получила не только права, которых не было ни у одной общественной организации, да и у всех них вместе; она получила и признание государства, потому что в основе ее существования и деятельности лежит специальный Закон «О национально-культурной автономии».
Наша Культурная автономия нужна нам не только сегодня, она будет нужна и в будущем. Нужна будет наряду с нашими территориальными образованиями. О правах, о значении, о статусе нашей Федеральной автономии очень лаконично и ярко сказано в уже упоминавшейся здесь статье германского ученого, профессора Вольфганга Зайферта, позиция которого основывается на положениях германского и международного права. По мнению профессора, наша Федеральная автономия на сегодня - единственная легитимная  представительная структура  российских немцев, с которой, например, германские власти не только могут, но и должны контактировать. Такое заключение сделал специалист европейского уровня, и оно для нас очень много значит.
Какие силы противодействовали созданию нашей Автономии? Когда вышел Закон «О национально-культурной автономии», у многих, прочитавших его текст, сложилось впечатление, что этот Закон был направлен на то, чтобы притушить инициативы национальных общин России. И, видимо, ни сами власти, ни разработчики Закона не ожидали, что он вызовет такой прилив энтузиазма и позволит народам серьезно развить свои инициативы. Увидев, что дело принимает несколько неожиданный оборот, сами официальные власти стали пытаться сдержать развитие национально-культурных автономий, чтобы они не приобрели слишком большого влияния и веса в обществе. Отсюда известные нам и из собственной повседневной жизни, и из печати факты, когда обещанная Законом государственная поддержка НКА, в том числе финансовая, практически нигде не имеет места. Тем самым государство, само породившее институт национально-культурной автономии, пытается теперь обречь его на постепенное умирание.
Вторая сила, которая противодействовала созданию и функционированию нашей Федеральной национально-культурной автономии, - это  те чиновники, которые и по своим должностным обязанностям, и в соответствии с законодательством, должны проводить в жизнь государственную национальную политику, в том числе оказывать поддержку национально-культурной автономии. Конкретно, в рамках нашей проблемы, сложилось так, что эти немногочисленные чиновники монополизировали распределение средств, выделяемых для российских немцев, и не желали иметь в этом деле никаких конкурентов. Но если общественными организациями они могли манипулировать довольно свободно, то в отношении Федеральной автономии им это не удалось. Поэтому ФНКА стала для них не просто потенциальным конкурентом, но и главным противником, прямой угрозой их монополии и материальному благополучию. Естественно, они постарались максимально ограничить возможности Автономии.
Третья сила - это те подрядчики и исполнители проектов, которые  в существовавшей до создания ФНКА системе распределения уже хорошо устроились при проблеме российских немцев и имели от нашей проблемы постоянные доходы. Появление Культурной автономии было для них также очень нежелательным, потому что она с естественной неизбежностью должна была поставить, и поставила, вопрос о распределении средств и проектов среди различных структур.  Надо ли говорить, что эти подрядчики и исполнители  самым тесным образом  сплотились с чиновниками, которых ФНКА тоже не устраивала? 
К  ним также примкнули отдельные деятели из немецкого движения, у которых были свои причины невзлюбить Автономию. Во-первых, будучи руководителями полукоммер-ческих или коммерческих структур, они тоже привыкли бесконтрольно зарабатывать на проблеме, используя ее как ширму и источник для своего предпринимательства. Во-вторых, раньше они себя подавали представителями народа, а теперь, с появлением Культурной автономии, стали утрачивать эту свою представительность.
И, наконец, это германские чиновники и представители германских посреднических организаций, которым тоже не нужен контроль, которые тоже привыкли (не без помощи своих российских коллег из Миннаца) сами определять, какую музыку здесь заказывать  на деньги государственного бюджета ФРГ.
Таким образом, сформировался целый круг заинтересованных действующих лиц и структур, которые выступили против Автономии. Отсюда и сложность обстановки, в которой мы до сих пор  находимся.
Исходя из сказанного, мы можем обозначить и свои цели:
1) Поднять проблему российских немцев с уровня отдельных разрозненных проектов до государственного уровня, ибо только на этом уровне может быть решена наша проблема.
2) Защитить проблему российских немцев от всех ее противников, чем мы и занимаемся вот уже два года.
3) Создать эффективную систему решения нашей проблемы.

Что сделано за прошедшие два года? Кроме становления и расширения нашей Автономии, ее укрепления, кроме чисто организационной работы, нам удалось сделать немало другого, несмотря на то, что действовать приходилось в очень непростых условиях.
Как один из несомненных успехов надо отметить утверждение Комитетом по делам национальностей Государственной Думы Концепции законопроекта «О реабилитации российских немцев» - этот серьезный шаг сделан после семилетнего затишья, царившего на этом направлении. Большую роль сыграл здесь П.Кисс, работник аппарата Госдумы и член Президиума нашего Совета. Сейчас почти уже подготовлен проект самого Закона, он должен быть вынесен на  рассмотрение Думы еще в этом ее составе.
Культурной автономии удалось, несмотря на всё оказываемое ей сопротивление, значительно сместить акценты в финансировании Президентской Федеральной целевой  программы и вообще в политике Германии и России со  строительства, с затратных проектов, на поддержание культуры, языка, национальной идентичности нашего народа. Это сейчас главное. И даже если мы сейчас наблюдаем временный откат в Министерстве, то  полностью вернуться в этом вопросе на прежние позиции Министерству уже не удастся.
Много было сделано для того, чтобы идеологическая, пропагандистская работа в отношении нашей проблемы была поднята на новый уровень. Был подготовлен специальный выпуск журнала «Жизнь национальностей». В нем хорошо показано и что из себя представляют российские немцы как народ, и что такое их Федеральная НКА, и каково содержание их проблемы на сегодняшний день.
Выпускается газета ФНКА - пока в виде вкладыша в «Нойес Лебен», наше старейшее издание. Если вы регулярно читаете ее, то можете согласиться с тем, что никогда у российских немцев  не было такого печатного органа, который на таком уровне, с таким напором защищал бы интересы своего народа.
Противостояние в средствах массовой информации российских немцев бывало и раньше, например, в период с 1989 по 1992 годы. Но так нашу проблему еще ни одна газета не защищала. И ни одна газета не вызывала такого внимания, таких ожиданий очередного номера, и у кое-кого, можно сказать, такого страха перед очередным номером, который вызывает «NKA-NL». 
Люди, которые более спокойны в своих эмоциях, которые выступают за курс на сотрудничество, на объединение, могут, наверное, упрекнуть наш печатный орган в том, что он  так резко выступает против немцев же, которые работают в нашей проблеме. Поверьте, для нас выбор этого пути был нелегким решением. Мы долгое время не хотели «выносить сор из избы», нам не хотелось дискредитировать проблему российских немцев. Но она фактически настолько уже дискредитирована этими людьми, что нам просто приходится защищать от них нашу проблему. Нет другого пути. Или  наша проблема будет прикрыта, потому что будет окончательно дискредитирована из-за тех злоупотреблений, которые уже были вскрыты при проверках работы Фонда «Российские немцы», или же мы ее защитим, дистанцировавшись от тех, кто виноват в этой дискредитации. Поэтому выпуск нашей газеты, на мой взгляд, - это очень важный момент в работе Федеральной автономии.
Идет формирование Культурно-методического центра. Мы регулярно, при любой возможности, участвуем в различных конференциях, съездах, в том числе международных, встречаемся с различными политиками России и Германии, чтобы донести до них нашу проблематику, представить перед ними нашу Культурную автономию так, как она этого заслуживает, и договориться о сотрудничестве на будущее.
Один из наших успехов – намечающееся создание новых национальных районов.  Идет работа в этом направлении в Марксовском районе Саратовской области и в Ставропольском крае. Договоренности с руководством этих регионов есть. Если удастся довести это дело до конца, то результаты будут иметь для нас, конечно, большое значение.
Что намечается на ближайшее время? Первое: идет упорная работа над подготовкой Программы деятельности ФНКА. На съезде вам предстоит рассмотреть ее и, быть может, коллективно доработав, утвердить. Второе: нам нужно и дальше продолжать сотрудничество с представителями власти, причем уже не на уровне Министерства национальностей и его Департамента, а выше. Договоренности в этом отношении уже есть.
Разумеется, здесь возможны известные трудности. В России они связаны с частой сменой кабинета министров: очередной председатель Правительства не успевает получить наше письмо с просьбой о встрече, как его уже снимают. В Германии тоже идет становление новой власти, выработка новых подходов. Невозможность пока установить нужное сотрудничество между германской и российской сторонами по нашему вопросу обусловлена и недееспособностью российской стороны в последнее время. Всё это затрудняет выработку германской стороной соответствующей концепции, а следовательно, и встречу с представителями Германии для предметного разговора на эту тему.
В ходе предстоящих встреч нашей задачей будет определение целей и механизмов нашего дальнейшего сотрудничества, выработка новой концепции и новых подходов к решению нашей проблемы. Прежние концепции и подходы уже требуют значительной коррекции. В частности, речь сегодня должна идти о партнерстве Федеральной автономии как представительной структуры народа с обоими государствами на пути к решению  проблемы российских немцев. 
Нашими задачами также остаются борьба за представительство в Российском парламенте и за создание Государственного комитета по  решению проблем  российских немцев при Правительстве Российской Федерации.
Сейчас идет работа по организации встреч с ведущими политиками России и с руководителями фракций Бундестага. Она нацелена на решение не только текущих, но и перспективных, стратегических задач, стоящих перед нашим народом вообще.
Коротко коснусь двух тем, которые интересуют всех.
Сначала - о национальных районах. Значение национальных районов надо рассматривать в динамике. На первом этапе их важно было вообще создать, потому что сразу восстановить Республику в те годы было невозможно. Нужно было также снять опасения, которые высказывались противниками нашей территориальной автономии относительно возможных конфликтов с местным ненемецким населением. Районы эту задачу выполнили.
Кроме того, необходимо было обеспечить, хотя бы для части российских немцев, устойчивую базу для сохранения своей культуры, языка, восстановления национальной идентичности. Поэтому первоначально приоритетное финансирование двух национальных районов было оправданным. Цель была также, чтобы эти национальные районы, встав на ноги, начали работать на пользу и остального нашего народа, в частности, в сфере подготовки учителей, выпуска книг, учебников, поддержания языка и т.д. К сожалению, последняя задача до сих пор районами не выполняется.
При таких обстоятельствах дальнейшая приоритетная экономическая поддержка их, дальнейшая концентрация дорогостоящих строительных проектов на их территориях, в то время как все остальные российские немцы «сидят на голодном пайке», едва ли целесообразна. Либо мы все полностью ассимилируемся, создав благоприятные экономические, жилищные и прочие условия для этой небольшой части российских немцев, либо мы всё-таки вместе переживем трудный период, не дав угаснуть национальной идентичности нашего народа. То есть, для нас национальные районы - не цель, а средство; средство для того, чтобы обеспечить национальную идентичность в будущем всему нашему народу. Национальный район должен быть ячейкой нашей будущей национально-территориальной и  национально-культурной структуры. Но не довлеть над всем остальным! Поэтому сегодня требуется изменить пропорции финансирования: национальным районам пора возвращать народу то, что они получили за его счет.
Вторая тема - об общенациональном съезде. Во-первых, что такое общенациональный съезд? Это представительный съезд, в котором участвуют делегаты от максимального количества наших российских немцев из всех регионов. Однако одной представительности еще недостаточно.
Когда такой съезд легитимен? Он будет легитимен, когда будет признан правительством страны. Мы уже имеем печальный опыт с тремя съездами. Они были представительными, но их никто не признал, решения их никто не выполнил, не поддержал. Фактически они вылились, в конце концов, просто в политические митинги.
Так вот, если мы хотим получить еще один политический митинг, то можем созывать   общенациональный съезд без поддержки Правительства, заявить на нем свои требования и  на этом разъехаться по домам.
Какая цель должна быть у съезда? Мы должны «пробить» нашу проблему на государственный уровень, чтобы государство всерьез занялось ее решением, и чтобы Германия поддержала эти усилия вместо того, чтобы прекратить всяческую их поддержку.
Именно поэтому нужно будет тщательно продумать: какой съезд мы собираем и что следует сделать для того, чтобы он был эффективным? Не случайно мы откладываем и откладываем Второй Съезд ФНКА, чтобы  он дал  необходимые результаты.
Сегодня надо прямо сказать: идея «общенационального» съезда используется четко против Национально-культурной автономии ее противниками, чтобы попытаться отодвинуть Автономию в сторону, чтобы внести очередной раскол в движение российских немцев.  Другой цели у этой затеи нет. Хотя под фразеологию в обоснование идеи съезда подводят внешне солидный фундамент.
Эффективность любого съезда сегодня без Национально-культурной автономии практически нулевая. Поэтому речь и идет о том, чтобы созвать съезд ФНКА, представляющей в настоящий момент практически 90% немецкого населения страны. Можно добавить к нашим делегатам представителей из тех регионов, где НКА еще не созданы, и получим подлинно общенациональный съезд российских немцев. Съезд Федеральной автономии – единственный, который может быть сегодня признан легитимным,  поддержан  властью, государством. Другого съезда, на мой взгляд, быть не может. А если все же альтернативный съезд состоится, то от этого никто ничего выиграть не может, проигрыш же будет для всех, особенно для его организаторов, большой.
Как видим, содержание наших задач на ближайшее время диктует сама обстановка, она же определяет нашу стратегию и тактику. Сегодня и ФНКА, и всё движение российских немцев оказались перед лицом серьезных испытаний. От того, сможем ли мы их с честью выдержать, зависит наше национальное будущее. Постараемся же быть достойными этого будущего.
 




Рецензии