В основу деятельности интересы народа

Гуго Вормсбехер
В основу деятельности – интересы народа
Содоклад на заседании Совета ФНКА 19 августа 1999 г.)

Когда на последнем заседании Оргкомитета мы обсуждали повестку дня съезда ФНКА, нам пришлось основательно проанализировать ситуацию. Было высказано убеждение, что она настолько серьезна, что требует рассмотрения чрезвычайным заседанием Совета. Поэтому мы и собрались здесь сегодня.
Действительно, ситуация усложняется и обостряется с каждым годом. В сравнении с концом 80-х – началом 90-х годов уровень контактов с властью опускается всё ниже. Вспомним: тогда мы имели регулярные встречи и в ЦК, и в Верховном Совете, и с Президентом СССР; существовала Государственная комиссия СССР по проблемам советских немцев, аналогичная комиссия Верховного Совета. Ничего этого давно уже нет.
Вопросы тогда мы ставили тоже куда более масштабные: о восстановлении нашей государственности, о создании Ассоциации немцев СССР, о национальном самоуправлении, о Госкомитете немцев СССР (и даже было принято правительственное постановление о создании этого Госкомитета). Уже при Ельцине вышел Закон о реабилитации репрессированных народов, согласно которому мы должны были получить свою государственность, вышел указ Президента о создании национального района и национального округа на Волге. В Миннаце создали Управление по делам российских немцев, руководитель которого имел ранг заместителя Министра.
Наши достижения последних лет, предмет идущих дискуссий, несопоставимы с достижениями того времени. Ни закон о реабилитации репрессированных народов, ни указ Президента в отношении Волги не выполняются. Наш вопрос рассматривается лишь на уровне Департамента, то есть решения принимают фактически 2-3 человека, которые не представляют наш народ, но вершат его судьбу, как хотят, и руководитель Департамента давно уже не замминистра. Интерес к нашей проблеме если и есть в Министерстве, то чисто финансовый.
В последние годы мы видели, как Департамент всё больше посвящает свои усилия внедрению раскола в движение российских немцев. Государственная политика фактически подменена проектной работой. И исполнители проектов всё в большей степени определяют политику в отношении нашего народа: по сути, ее осуществляют они, а не государство.
Большие изменения заметны и в отношении Германии к нашей проблеме. Если раньше речь шла о сотрудничестве в деле восстановления государственности российских немцев, то теперь дело свелось опять же к проектной работе. Мы видим также, как и с германской  стороны отдельные чиновники успешно раскалывают наше движение.
Особенно нетерпимы последние события в Миннаце. Произошло откровенное раскалывание Департамента. Установили порядок, согласно которому начальник Департамента Бауэр не имел права принимать решения без согласия своего заместителя и руководителя одного из отделов. Где это видано? Какая государственная дисциплина и какая политика могут при этом быть?
Мы видим, что сегодня, после того, как при Бауэре в Департаменте был наведен некоторый порядок, те же лица, которые не давали нам годами продвинуться ни на шаг вперед в решении наших проблем, снова у власти. И эти лица поддерживаются нашим Министром – лично мной глубоко уважаемым Вячеславом Александровичем Михайловым, - не могу понять, по какой причине: или он сам несвободен в своих действиях, тогда какой он Министр? или он дезинформирован, но как может руководитель такого ведомства выслушивать лишь одну сторону? Складывается впечатление, что Министра просто гипнотизируют те, кто не может существовать дальше без денег, выделяемых нашему народу.
После заседания Оргкомитета состоялась встреча с Министром. Там мы высказали мнение, что при Абдулатипове произошли позитивные изменения в работе по проблеме российских немцев, и их следовало бы поддержать. Мы высказали также просьбу сохранить В.А.Бауэра на посту руководителя Департамента, так как уже доходила информация о готовящихся кадровых переменах. При этом мы исходили из того, что ФНКА как представительная структура народа должна максимально тесно сотрудничать с государственной властью. Совмещение же должностей президента ФНКА и руководителя Департамента как раз и является залогом такого тесного и эффективного сотрудничества.
Несмотря на всё это, вчера Бауэр, как мы услышали, отстранен от должности. Опять назначен Веер. Таким образом, мы видим полное игнорирование Министерством мнения  Федеральной национально-культурной автономии и нашего народа ради... - ради чего или ради кого? Если Федеральная автономия является формой национального самоуправления народа по Закону “О национально-культурной автономии”, то почему ее мнение имеет меньшее значение, чем мнение одного, второго, третьего чиновника или не чиновника, вхожего к Министру? Это хотелось бы выяснить, получить ответ и от Министра, и от  руководства страны, если это необходимо. 
Вот в какой ситуации мы сочли необходимым собрать Совет и серьезно на нем все эти вопросы обсудить. 
Что, на наш взгляд, нужно? Политика ФНКА должна перейти в новую форму; надо вспомнить о том, с чего мы начинали в конце 80-х и начале 90-х, выдвинуть масштабные задачи и цели. Мы должны исходить из интересов народа. Отдельные проекты имеют отношение к интересам  народа, но это не те проекты, которые решают судьбу народа.  Поэтому кардинальные наши цели, кардинальные наши задачи – именно они должны лечь в основу программы всей нашей деятельности.
Нам надо поднять опять уровень взаимодействия и контактов Федеральной автономии как самой крупной и фактически единственной общероссийской структуры народа с представителями государства и с самим государством. Мы должны пытаться восстановить  тесные контакты и с администрацией Президента, и с самим Президентом, и с Парламентом, и с Правительством. Мы должны в этих контактах подняться над министерствами - и здесь, в России, и в Германии. Что такое министерство, каждый  из нас знает. Нашей проблемой в нем занимается по существу 2-3 человека, которые имеют право принимать решения – как здесь, так и в Германии. И от этих нескольких человек, связанных чиновничьими обязательствами, а иногда и привходящими интересами, зависит проблема целого народа! Так не должно быть. По всем статьям наш народ имеет право на то, чтобы его проблемой занимались не на таком уровне.
Значит, уровень взаимодействия и контактов необходимо поднять над министерствами. И к Парламенту мы должны обратиться, и к Правительству, потому что  отдавать всё на произвол нескольких человек означает допустить окончательное разрушение нашей проблемы.
Наша политика, наша деятельность должна быть более инициативной. Мы ожидали, что, создав Федеральную Автономию в строгом соответствии с Законом, мы получим какую-то поддержку от государства и определенное признание с его стороны. Казалось бы, и само  государство должно быть заинтересовано свалить на нас кучу хлопот, которыми оно должно бы заниматься  по проблеме любого народа. Но мы этого не видим: государству как всегда не до нас. Поэтому в сложившихся обстоятельствах мы сами для себя - государство, и мы  сами отвечаем за судьбу нашего народа. Думаю, каждый из российских немцев загнан уже в такую ситуацию, когда он, хочет или не хочет, но должен считать себя ответственным за свою судьбу. А все мы вместе в объединенной Автономии должны считать себя и президентом, и государством. И если мы не будем отстаивать свои интересы, то никакой другой президент, никакое другое государство за нас и без нас не решит эти вопросы.
Наша политика должна быть наступательной. Мы не должны больше ждать. И работать мы должны по всем направлениям, потому что каждое направление сегодня важно.  И очень важно не уступать нигде, ни одного шага, нашим “оппонентам”, которых достаточно много и которые, как мы видим, имеют возможность и входить, куда им нужно, и добиваться руководящей поддержки, где им нужно. И важнейшее наше оружие - это максимальная  открытость всей нашей работы, чтобы людям, которым еще, может быть, недостаточно ясно, что такое Культурная автономия и какие у нас цели, было понятно, чего мы хотим, как и с кем мы хотим работать, и почему мы работаем так, а не иначе. Потому что непонимание и недостаточная информированность часто порождают подозрения и противодействие -  осознанное или неосознанное.
С другой стороны, мы должны достаточно открыто и серьезно анализировать  инициативы, которые выдвигаются оппонентами Федеральной автономии: поддерживать конструктивное, отвергать вредное, разъясняя публично свои позиции.
О предстоящем Съезде. В чем разница между съездом ФНКА и альтернативным съездом, созываемым Координационным советом? И нельзя ли их совместить? И что лучше - то или другое? Мое мнение: сегодня у российских немцев есть только одна  представительная структура, которая может говорить от имени всех российских немцев - это  их Федеральная автономия. 
Два с лишним года назад все общественные организации подписали “Декларацию о единстве действий”, о создании единой автономии с тем, чтобы объединить всех российских немцев в ее рамках и действовать вместе. Потому что разрозненно - каждая организация сама по себе - ни государственность не восстановить, ни иного крупного вопроса решить мы не сможем. Такова была цель “Декларации”. Что из этого получилось, вы видели. Когда автономия была создана и дело пошло не совсем так, как предусматривал сценарий ее противников, ФНКА мгновенно стала «нехорошей», президент ее стал мгновенно «не тот» (“чиновник не может быть президентом!”) и т.д., и т.п. А  противодействие работе ФНКА? А выход из ее руководства? А дискредитация автономии?.. Теперь эти люди создают  Координационный совет, вписывают туда различные имена и готовят так называемый «общенациональный» съезд.
Кого может представлять этот «общенациональный» съезд?  Какой форум может быть более представительным, чем съезд Федеральной НКА? Мы видели эти “общенациональные” съезды: их было уже три. Но что осталось от этих съездов? Вспомните, какие страсти там кипели и чем это, в конце концов, закончилось.
Сегодня по Закону “О национально-культурной автономии” ФНКА является  фактически единственной представительной структурой российских немцев, формой их национального самоуправления. Кто еще может представлять российских немцев? Никто, только ФНКА. По международному праву - это мы видим из статьи профессора Зайферта, германского специалиста, который по официальному запросу писал это заключение, -  Федеральная автономия - единственная из всех структур российских немцев, имеет право представлять российских немцев как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому для меня  здесь никакого сомнения нет. И Закон “О национально-культурной автономии”, и международное право позволяют считать съезд Национально-культурной автономии общенациональным съездом. Мы не совсем правильно, может быть, раньше формулировали свою позицию - не “поднять статус съезда Федеральной автономии до статуса  общенационального”, а “констатировать, что съезд Федеральной автономии является фактически общенациональным съездом”.
Исходя из сказанного, причина созыва альтернативного съезда может быть только одна  - стремление усилить конфронтацию, расколоть народ окончательно, попытаться  переставить фигуры в движении российских немцев с тем, чтобы... И опять возникает вопрос: какие же цели у людей, готовящих этот «общенациональный» съезд, если это не восстановление государственности, если это не представительство российских немцев в структурах власти, если это не придание Федеральной автономии статуса субъекта Федерации без территории до восстановления нашей государственности? Все эти вопросы будут подниматься на нашем съезде Федеральной автономии. Чего мы хотим кроме этого?  Нет других вопросов, более важных, а если нет других вопросов, то все, кто хочет решить  эти вопросы, могут над этим работать в рамках нашей Культурной автономии. И так как все общественные организации участвовали в создании хотя бы местных НКА, то они представлены, хотят они этого или не хотят, во всех региональных автономиях и через них, таким образом, в Федеральной. Именно поэтому мы говорим о том, что весь актив российских немцев и практически всё немецкое население России, кто еще связывает свое будущее с Россией, представлены Федеральной автономией.
Какие вопросы мы хотим поставить на этом съезде? Мы хотим поставить вопрос о том, чтобы считать Республику немцев на Волге юридически существующей. Никакого законного решения о ее ликвидации принято не было. По Закону “О реабилитации репрессированных народов” все репрессивные акты отменены. Значит, Республика  юридически существует.
Второй вопрос - о том, чтобы российские немцы как народ, которому пока не восстановлена его государственность, были признаны в качестве субъекта Федерации.
Третий вопрос - Федеральная культурная автономия и ее Совет должны быть признаны государством как представительный орган российских немцев; представители  российских немцев через Федеральную автономию должны  быть также  в Совете Федерации и в Госдуме.
И структура исполнительной власти, работающая в интересах российских немцев как народа, должна быть выведена из состава Миннаца, так как ее существование в рамках Министерства не оправдывает себя. Должен быть создан Комитет по проблемам российских немцев при Правительстве РФ на период до восстановления нашей государственности.
Я бы не хотел, чтобы мы исходили в своих действиях главным образом из существующей конфронтации с “оппонентами”. Мы должны исходить из того, хотим мы что-то сделать еще для наших российских немцев или нет, и считаем ли мы себя российскими немцами. Если всё-таки считаем и хотим что-то делать, то должны действительно работать вместе.  И тогда нет почвы для конфронтации. Если у нас общая цель, если мы видим  общие задачи, то давайте сообща и работать! Если же цели разные, то не надо призывать нас к единству, не надо  призывать нас как Культурную автономию сесть за одни стол на равных с  представителями структур, в которых три-пять или 20-30 человек, и как с равными с ними говорить.  Мы знаем эти уловки еще со времен Г. Гроута.
Здесь прозвучало: “Если придать Федеральной автономии статус субъекта Федерации, то всё пропало!” Когда-то мы ставили вопрос о восстановлении нашей Республики и были против того, чтобы нам вместо нашей законной государственности дали Культурную автономию или национальные районы. Но нам не дали тогда государственности, не дали ничего. И в сложившейся новой ситуации мы вынуждены были идти малыми шагами и уже постепенно приближаться к нашей главной цели. Если бы мы действовали иначе, у нас не было бы сейчас ни национальных районов, ни Департамента, ни Федеральной Программы, ни Автономии, ни общественного движения вообще. В конкретной ситуации мы всегда должны принимать конкретное решение. И любой шаг, помогающий вовлечь в решение проблемы новое количество людей, продвинуться вперед хоть на сантиметр, мы должны  поддерживать. Если мы  сегодня не можем восстановить сразу нашу Республику, давайте хотя бы задействуем Федеральную автономию так, как это возможно в сегодняшних условиях! Но если от всего отказываться только потому, что это - не наша государственность, то  мы можем никогда ничего не получить. Путь к государственности занял уже много лет и займет, может быть, еще немало. Но мы сделали уже много на этом пути, мы наработали действенный потенциал, который может способствовать облегчению решения этого вопроса. Давайте и дальше так действовать!


Рецензии