Заседание Межправкомиссии

Наметилось более тесное сотрудничество

11-12 мая 1999 г. да в Бонне прошло десятое заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. Российскую делегацию возглавлял министр национальной политики РФ Рамазан Абдулатипов, германскую – уполномоченный федерального правительства ФРГ по делам переселенцев Йохен Вельт.

 Это заседание должно было состояться еще в прошлом году. Однако постоянные смены правительства в России и выборы в бундестаг в Германии с последующим приходом нового правительства всё отодвигали сроки заседания. Впрочем, и на этот раз до самого последнего момента было неясно, состоится ли поездка российской делегации — "наверху" что-то опять ожидалось...
 И вот Комиссия в сборе. Новые сопредседатели, много новых участников с обеих сторон, особенно с немецкой. Первый доклад, как всегда, принимающей стороны.

Й.Вельт подчеркнул, что российские немцы – народ, особенно пострадавший от второй мировой войны. Нерешенность их вопроса делает понятными усилия обеих сторон. Германия и дальше будет принимать желающих выехать. Однако процесс интеграции переселенцев в Германии стал сложнее. Наряду с этим нужно помогать и остающимся. У прежнего правительства Германии не всё сделанное в этом отношении приемлемо; в настоящее время идет вдумчивая проверка. То, что делается на бюджетные средства, должно приносить пользу максимально большому числу российских немцев.
Невозможно начинать новые крупные инвестиционные проекты. Трудно также координировать работу с расстояния в тысячи километров. Предстоит дальнейшее расширение системы “Брайтенарбайт”. Действующие и создаваемые вновь центры встреч должны быть не только для российских немцев, но и для представителей других народов. Нужны и новые инструменты в совместной работе, в частности, такой, как партнерство – городов, населения, конкретных людей.
Поддержка из бюджетных средств должна дополняться эффективными экономическими проектами с реинвестицией. Перспективным представляется профессиональное обучение. Выделяемые средства должны использоваться максимально целенаправленно. Хотя бюджет Германии еще не утвержден, но в бундестаге поддержка на выделение 64 млн. немецких марок на проблемы российских немцев уже высказана.

Р.Абдулатипов с удовлетворением отметил, что за прошедшие годы сделано было немало. Российские немцы вообще сыграли огромную роль в развитии России, и несомненно, в перспективе такая их роль будет возрастать. Существенную роль сыграют они и в установлении отношений сотрудничества между Россией и Германией.
В России большое значение имеет принятая Концепция национальной политики. Программа по решению проблемы российских немцев – это, можно сказать, пробная программа для национальной политики России вообще. Межправкомиссии, ее сопредседателям Х.Ваффеншмидту и В.Михайлову, многое удалось сделать. Надо чаще встречаться и на рабочем уровне. Можно отметить растущее внимание в России к проблеме российских немцев. Наблюдается тенденция роста усилий на федеральном, региональном и местном уровнях.
Большое значение имеет принятая Федеральная целевая программа по российским немцам. Несмотря на известный скепсис по выделяемым на нее суммам, нужно, однако, сказать, что из 200 народов России только по российским немцам есть сегодня такая программа. Она имеет и объединительное значение: если бы ее не было, споров среди общественных немецких организаций было бы больше. Программа открывает новые возможности для российских немцев, и от того, как они используют эти возможности, во многом зависит их будущее.
Большое значение для России имеет и закон “О национально-культурной автономии”. Создана ФНКА “Российские немцы”, продолжается работа с общественными организациями. Готовится Федеральный закон о реабилитации российских немцев. Что касается финансовой деятельности общественных организаций – Миннац не возражает, но всё должно быть в соответствии с российскими законами.
Не всегда достаточна и эффективность мероприятий – нужно доходить до каждого человека, а не просто проводить мероприятия общего характера. Следует довести до конца незаконченные проекты, но внимательно сначала все изучить.
Цель наших программ – обустройство немцев в России, однако на деле они нередко стимулируют выезд. Такого не должно быть. Выявлены и нарушения законодательства РФ в выполнении программ. Предстоит усилить координирующую роль государства (Миннаца) в выполнении программ на территории РФ, эта задача следует и из Федеральной программы. Один из важных проектов, стоящих перед нами – открытие Федерального культурного центра российских немцев в Москве.

Ф.Вилленберг (МВД ФРГ) сделал сообщение о проектах, выполненных германской стороной в 1998 г.
Около 15 млн. марок было выделено на Алтайский край: из них половина национальному району, половина – близлежащим районам с немецким населением и Славгороду. Основная часть этих средств пошла на поддержку сельского хозяйства, программу жилья, на соцбыт и развитие инфраструктуры.
В Омскую область было выделено около 19 млн. марок, в основном в национальный район. Большая часть этой суммы пошла на дорожное строительство, водо- и электроснабжение, на программу жилья.
В Новосибирскую область выделено 4,2 млн. марок, в основном на программу жилья и на гуманитарную помощь (больницам и трудармейцам). Определенные суммы выделялись на Томск, Поволжье, С.-Петербург, Москву (в основном на Российско-немецкий дом и на информационно-образовательный центр в Мамонтовке), Калининград.
В 1999 году предполагается выделить суммы меньшие, чем в прошлом году. На Алтай пойдет около 20 млн. марок, из них 40% — в национальный район; в Омскую область – около 12 млн. марок и т.д.
В.Бауэр, руководитель Департамента по российским немцам Миннаца РФ, сделал сообщение о выполнении российской стороной проектов за прошлый год и планах на текущий год Передав германской стороне данные по всем конкретным проектам, он остановился на основных задачах и принципах работы.
В.Бауэр отметил, что многие проекты дают слишком низкий результат. Основные финансовые вливания осуществлялись в отдельные районы, даже в отдельные поселения этих районов, причем в основном в сферу строительства, в инфраструктуру.
В 1999 г. предстоит завершить строительство жилья с готовностью 70% и выше; остальное нужно перевести на кредиты. На текущий год в сфере культуры получено заявок от организаций на сумму около 70 млн. руб., отобрано предварительно на сумму 28 млн. руб. Акценты предполагается ставить на проектах, имеющих выраженный национальный характер.
Должна быть расширена география проектов, больше поддержки предстоит оказать Новосибирской обл., Алтайскому краю, Республике Коми. Планируется открыть 13 российско-немецких домов и культурных центров в различных регионах, в т.ч. в Москве. Важное значение имел бы обмен информацией между российской и германской сторонами по всей проводимой работе.
Д.Аяцков, губернатор Саратовской области: “Немецкий вопрос вначале стоял остро, многое с помощью Комиссии решено. Не все выезжающие находят в Германии новую родину – видел это сам во время поездок в восточные земли. Нужно создать условия, чтобы российские немцы могли оставаться в России.
Над расходованием выделяемых средств должен быть жесткий контроль с обеих сторон, возможно, посредством создания независимой группы контроля. Некоторые общественные организации российских немцев просто-таки жируют. Я неоднократно ставил вопрос о создании немецкого национального района, но областной бюджет один не потянет.
У нас 16 тысяч заявлений из Казахстана, Средней Азии – немцы хотят переехать к нам. Если будет необходимая поддержка – эмиграция пойдет на убыль. Надо переходить от политики к экономике, подключать иностранный капитал – мы привезли пакет инвестиционных проектов, у нас более 260 совместных предприятий”.

Г.Вормсбехер, вице-президент ФНКА РН: “Мы вступили в новый этап решения нашей проблемы. Главное сегодня – нехватка финансирования при возросшем объеме задач.
 В политической сфере нужно вернуться от политики партийно-ведомственнной, политики подрядчиков и проектов к государственной политике и к главной цели – восстановлению государственности. Сегодня всем сторонам предстоит выработать новую концепцию решения проблемы. Национальный аспект приобретает в ней первостепенное значение.
Задачи обустройства остающихся и выезда решивших эмигрировать надо разъединить, это устранит многие неясности и противоречия в общей работе.
Общественные движения во многом стали коммерческими, нужно возродить их политическую деятельность.
ФНКА уже играет большую роль: эта роль и статус ФНКА могут быть значительно повышены.
Большое значение имеют инициативы Миннаца и Комитета по делам национальностей Госдумы РФ в подготовке закона о реабилитации российских немцев.
Наша проблема всегда сильно зависела от отношений между Россией и Германией; согласованность, открытость их совместной политики имеют для российских немцев жизненно важное значение”.
Р.Абдулатипов (после дискуссии): “У нас сегодня есть президентская программа. Но германские программы делаются автономно, российские программы – автономно, т.е. мы раскалываем проблему российских немцев. Надо изменить подходы, согласовывать все действия, приоритеты определять вместе.
Некоторые посреднические организации как будто забыли, что действуют на территории суверенного государства, не соблюдают законодательство, не согласовывают свои действия с регионами и центром, сами выбирают партнеров. Я не ставлю открыто вопрос о перераспределении средств, но в подтексте это подразумевается. Все эти годы мы встречаемся, но каждый делает свое. Нужно, чтобы по отношению к российским немцам мы выступали единой командой. Речь идет о согласовании всех проектов с Миннацем, чтобы не проигрывала вся проблема.
Правильно ставят вопрос общественные организации: не надо всё сводить только к проектам, надо проводить комплексную политику, чтобы результаты не стали темой митингов. Мы говорим о том, чтобы усилить гуманитарный блок”.

Г-н Пеле (МВД ФРГ): “Надо всегда помнить, что немецкая сторона только помогает  в решении вопроса российских немцев. Мы приветствуем готовность Саратова образовать национальный район. По выступлению г-на Вормсбехера: у нас фирмы–посредники не делают политики; организации российских немцев должны не только политические задачи решать, но и участвовать в проектах; мы должны помогать и выезжающим, и остающимся, отсюда не вижу противоречий в нашей политике.
Согласование действий с российской стороной – это у нас общая цель; давайте с 2000-го года начнем. Поддержку организаций российских немцев мы с Миннацем согласовываем”.

Г-н Вельт: “Хотелось бы от российской стороны получить предложения по приоритетам, мы посмотрим тогда, насколько они совпадают с нашими, в т.ч. и по их географии. Я не против совместного распределения российских и германских средств. Наши цели и меры должны быть тесно связаны; нужна структура определенного уровня для этого.
О посредниках: действительно, может быть и негативный опыт, однако по нашему закону мы сами, без посредников, действовать не можем. Согласование проектов этого года можно сделать в рабочей группе, на следующий год – в ходе подготовки проектов”.

Э.Вольф, председатель  Совета немцев России: “Я благодарен за то, что могу выступить, когда позиции обеих сторон уже определились. У нас есть два закона: о реабилитации репрессированных народов и реабилитации жертв политических репрессий; к сожалению, я сегодня ничего не услышал об этих вопросах.
Протокол 1992 г. и Коммюнике 1994 г. содержали обязательства двух сторон о том, что российские немцы – субъект переговоров, мы же ведем разговор о них как об объекте.
Соотношение экономики и политики нужно четко оговорить. Мы замыкаемся на частностях – проектах; нужно решать основные вопросы.
Нужен закон о реабилитации российских немцев; мы передали свой проект Миннацу, но ничего здесь не слышим об этом.
Должны у нас быть форумы – национальный съезд, но нет в этом поддержки ни от России, ни от Германии; взамен нам предложен закон о НКА, но он не имеет ничего общего с реабилитацией российских немцев.
В декабре мы учредили международную организацию “Видергебурт”, а 24 апреля провели совместное заседание всех общественных организаций”. (Прим. Ред. – В этом «совместном заседании» не участвовали ФНКА, Международный союз российских немцев, ряд других общественных организаций).

Г.Мартенс, председатель Международного союза немецкой культуры: “Рад опять видеть многих знакомых. За эти годы пройден большой путь, сделано много полезного и важного. Breitenarbeit – чрезвычайно плодотворная программа, которая содействует новому подъему немецкого движения, это большая польза российским немцам.
Занимаюсь 10 лет проблемой, несколькими главными направлениями: поддержка молодежных инициатив, летние лагеря, профориентация – выращивание элиты российских немцев. Предлагаю: выступить с инициативой “Вельт – Абдулатипов” по подготовке кадров.
Надо работать на широкий круг населения, а не только на российских немцев. Нужно сотрудничать с Ассамблеей народов России (Прим. ред.: Президент Ассамблеи – Р.Г.Абдулатипов), можно бы направить детей из горячих точек Кавказа на обучение в Германию (Прим. ред.: Р.Г.Абдулатипов —  родом с Кавказа).
Нельзя шарахаться из стороны в сторону: вчера – национальные районы, сегодня – культура. Мы обязаны решить проблему контейнерных поселков.
Радуют новые веяния в работе комиссии, которая всё больше сдвигается в сторону конкретной работы. Но мы не должны забывать о политической работе”.

В.Зорин, председатель Комитета по делам национальностей Госдумы РФ: “Еще 4 года назад в России не было законов по национальной политике; сегодня их уже шесть. Закон о НКА – это настоящий прорыв, он очень важен.
Большое значение имеет для нас изучение опыта Европы в решении национального вопроса. В связи с этим мы очень благодарны немецкой стороне, г-ну Пеле за возможность поездки в Южный Тироль.
Серьезное предложение – создать национальный район в Саратовской обл.
По Югославии: конечно, вытеснение албанцев – это ошибка; но не меньшая ошибка – попытки НАТО решить вопрос силовым методом; нужны политические методы.
Идет работа по подготовке закона о реабилитации российских немцев. 8 апреля на заседании нашего Комитета обсуждалась концепция закона. Наша цель – поэтапное восстановление государственности российских немцев; мыслится придать НКА права субъекта Федерации. Из шести репрессированных народов РФ государственность  возвращена уже пяти; остались только российские немцы”.

Э.Вольф: “Прохождение законопроекта еще не означает, что он будет в интересах российских немцев; мы тоже подавали законопроект, нужно учитывать все мнения. Российские немцы должны иметь на данной Комиссии право третьей стороны”.

Т.Плетнева (Штрак), депутат Госдумы РФ: “Проект закона будет проходить очень трудно. Относительно “неучета мнений” различных общественных организаций в этом вопросе: общественные организации не имеют права законодательной инициативы. И хорошо, что комитет в вопросе подготовки закона уже проделал большую работу.

 В.Зорин: Ситуация с прохождением проекта этого закона действительно очень сложная. Можно с уверенностью сказать, что если будет два альтернативных проекта – не пройдет ни один. Прошу это учесть.

(Прим. ред.: На этом закончились выступления участников заседания в связи с тем, что из Москвы пришло сообщение об отставке правительства. Депутаты Госдумы, а также Д.Аяцков, сразу после получения этой информации вылетели в Москву; министр Р.Абдулатипов, после подписания Коммюнике заседания, также выехал в аэропорт).

Оценивая в целом десятое заседание комиссии, можно сказать, что впервые на нем рассматривался такой большой пакет весьма острых вопросов, впервые российская сторона проявляла такую инициативу по их совместному решению, и впервые германская сторона так по-деловому приняла и поддержала принципиальные предложения по новым приоритетам, по согласованию проектов и по координации всей работы. В этом проявилось понимание обеими сторонами новых задач, необходимости новых подходов и теснейшего сотрудничества в решении проблемы российских немцев.
               


Рецензии