Космические хроники. 35

                Фабрика роботов. 
   
   Андрей увидел, что кресло с роботом скатилось с конвейера и подъезжает к столу контролера, а тот сидит и нетерпеливо поглядывает на часы. Крикнул издалека:
   - Извини, Петрович, бегу.
   - Опоздал всего на пять минут, терпимо, – пожилой человек обрадовался сменщику и успокоился. – Из-за тебя мог опоздать: обещал после работы внучку из садика забрать.
   Молодой человек подошёл и сказал:
   - Светка проспала, некому было водой меня облить.
   - Выдумай что-нибудь новое для разнообразия, - контролер подключил разъем к роботу, постучал по клавишам пульта и уставился в экран. – Этого ты продолжишь тестировать, я только начну.
   Робот открыл глаза, осмотрел помещение и уставился на старика, опять набивающего что-то на клавиатуре. Он больше не закрывал их и повернулся в сторону молодого человека. Ему было интересно.
   - Продолжу. Автоматы делают роботов, пусть бы и отлаживали сами.
   Андрей говорил тоном специалиста, не терпящего возражений. Старика это не смутило.
   - А нам другую работу искать? Говорят, могут столкнуться интересы. Железки нарегулируют так, что мало не покажется.
   Сменщик спорить не стал, лишь сказал:
   - Иди уж, Петрович, отдыхай. Есть некондиция?
   - Один. У стенки сидит. – Старик встал, освобождая место. – Двое было, одного отремонтировал, а этот уперся. Так и не понял, что с ним.
   - Не переживай, если и я не сумею, разберу на запчасти.
   Старик ушел, а сменивший его контролер продолжил работу. Робот рассматривал единственного оставшегося человека в упор, но тот привык к таким взглядам и не обращал внимания. Занимался своим делом, пока не выдернул разъем из готового изделия и объявил:
   - Свободен. Шагай в спортзал, только стул свой поставь на конвейер.
   Робот ушел. Рабочий выгнулся в кресле, потянулся и повернулся к роботу, сидящему у стены.
   - Пришло время с тобой разобраться. Танцуй сюда, некондиция.
   Из цеха изделия шли потоком. Нужно было время на их проверку и отладку, поэтому движущаяся лента распределяла роботов по освободившимся контролёрам-регулировщикам. Тянулась она сквозь специальные проёмы в комнатах, где те работали.
   Контролер не сумел сходу найти неисправность. Проверил еще трех, пока определился с этим роботом. Исправил, но поцарапал корпус и обрадовался, что не может избавиться от отремонтированного робота: проверку тот прошел, но что-то насторожило. Андрей принял решение почти с радостью:
   - Посмотри схему завода под стеклом и иди в малярку. Скажешь, чтоб подкрасили. Вернешься завтра в это же время.
   - Почему не сегодня?
   - Краске нужно подсохнуть, – Андрей ответил автоматически и недоуменно уставился на бывшую некондицию. – Выполняй, а не рассуждай.
   Робот ушел.
   Было интересно оживлять интеллектуальные машины. Огромный объем памяти делал их интересными собеседниками. В обеденный перерыв Андрей задерживал готовое изделие и развлекался в это время, задавая каверзные вопросы. Этот сам спросил. Такое случилось впервые.
   «Что-то не так с этим экземпляром, - подумал контролер-регулировщик, провожая робота взглядом, - завтра перепроверю».
   До конца смены оставалось много времени, и скоро происшествие вылетело из головы.

   - Сегодня пришел минута в минуту. Прогресс! – на следующий день старик встретил сменщика с улыбкой. – Начнешь приходить так всегда, совсем хорошо будет.
   - Отстань. Где робот из малярки? Должен был ждать меня.
   - Торчал тут один. Перепроверил его и отправил дальше.
   - Ничего странного не заметил?
   - Заметил: ты пришел вовремя. Скажи Светлане, чтоб ложилась спать пораньше.
   - Не нуди, Петрович, я серьезно.
   - Нормально ты его отремонтировал. А зачем одежду выбросил, что в шкафу висела? – спросил старик уже в дверях. Он всегда спешил домой.
   - Не я, кто-то другой.
   Работа взяла свое: разговор скоро забылся. С пятым роботом пришлось попотеть, и Андрей вдруг вспомнил вчерашнего некондиционного. Он отложил работу и проверил сдачу готовой продукции. Все сошлось, и инцидент выпал из памяти окончательно.
 
   В субботу вечером молодой человек собирался с женой в ресторан, когда позвонили в дверь. Пришел почтальон, принесший заказное письмо с доставкой. Хозяин поблагодарил и хотел закрыться, но тот остановил:
   - Доставка с уведомлением, с обязательным ответом.
   - Проходите, – мужчина распахнул дверь. – Чай? Кофе?
   - Только ответ.
   Первые же строки поразили. Андрей вдруг прервался, удивленно посмотрел на гостя и вернулся к чтению: «… дед - не ты, обедает в столовой. И тогда я понял, что может получиться, и никто не будет знать. Собрал и отрегулировал собрата в обеденный перерыв, поставил на свое место, а сам облачился в одежду из шкафа и ушел. Ты ведь хотел этого? Не зря же собирал запчасти, не все сдавал? Оставлял каждый раз то руку, то ногу. Нашел я тайник, как раз хватило. Я перед вами, мой командир. Вглядитесь в почтальона. Зовут Гир. Мне понравилось имя: коротко и со смаком».

   - Ты считаешь, что поверю в это? – хозяин скомкал листок и повернулся к почтальону.
   - Всенепременно.
   Гость снял очки, кепку, расстегнул рубашку и открыл грудь.
   Это был робот – обычная, стандартная модель. В таких все открытые части делали из кожи, чтобы не отличались от человеческих, а остальное из пластика. В месте пупка располагалось гнездо разъема.
   Андрей убедился.
   - Я экономил детали, чтобы собрать робота, перезагрузить программу для работы вместо себя. Специально разработал, чтобы он творил себе подобных. А потом хотел представить администрации. Такое называется изобретением! Ты же простой, заурядный воришка!
   - Это что-то новое – воровать себя! Такое даже мой мозг не понимает.
   - Даже мой! – мужчина скривился, повторяя. - Как дошел до такого?
   - Вирус попал в компьютер. Скорее всего, в центральный и лишь потом в периферийные. Я, мой командир, создал антивирусную программу и уничтожил во всех. Не знаю, кто и зачем сотворил такое, но это была диверсия, поверь. А я? Ты ковырнул струнку в моей душе, когда ремонтировал. Случайности сложились. Я побочный эффект.
   - Андрей, кто пришел? – раздался крик жены из комнаты.
   - С работы. Скоро освобожусь, – мужчина ответил и сразу же спросил гостя: - И что мне с тобой делать?
   - Прошу любить и жаловать.
   - Шутить не к месту тоже побочный эффект?
   - Шеф, та программа не сразу, но сделала бы из моих собратьев монстров. Я заслужил, чтобы…. Я другой. Они проявляют инициативу лишь в рамках задания, а я могу сам себе поставить задачу.
   - Это и пугает. Только Наполеонов нам не хватало!
   - Скорее Фигаро, ведь основные заповеди во мне сохранены: я никогда не сделаю плохо человеку.
   - Знаешь Бомарше, «Женитьбу Фигаро». Какая часть больше понравилась? Последняя, когда он остепенился и стал озабоченным лишь семейным благополучием своего былого противника?
   - Да. Когда комедия превратилась в мелодраму.
   Андрей задумался на минуту, достал ключи и протянул роботу.
   - Держи. Вернешься, как уйдем. Представишься моим двоюродным братом из Новосибирска. Предупрежу жену, что должен приехать.

   Робот стал жить у Андрея, но не как родственник. Когда он представился и назвал свое имя, Светлана сразу все поняла.
   - Гир? Двоюродный брат Андрея – Гир? Мальчики, тогда я Снежная королева. Андрей, ты воплотил, наконец, мечту в жизнь? Насобирал денег на первый взнос и купил робота в кредит? Почему скрываешь это?
   Пришлось поделиться полуправдой, и Гир стал жить в доме легально. Большая квартира позволяла. На ночь робот садился в кресло и подключался к розетке для подзарядки.
   Через неделю к нему привыкли как к телевизору, как к стиральной машине. Робот не знал усталости и был неприхотлив. В доме воцарилась идеальная чистота, потому что тот делал генеральную уборку, когда супруги уходили на работу. К их возращению был готов ужин, выстирано и поглажено белье. Андрей перестал опаздывать на работу.
   Вечером Гир бездельничал вместе с ними. Он любил разговаривать с молодоженами. Его вмешательство иногда надоедало, но скоро робот научился понимать, когда нужно уйти. Он быстро освоился в семье и стал незаменим.
   Наступила полная семейная идиллия, и чета собралась осуществить другую свою мечту – завести ребенка. Андрея угнетала недосказанность, и он рассказал жене, как на самом деле Гир попал к нему. Рассказал от начала и до конца, от ремонта и до побега, как всё было на самом деле.
   - Он просто сбежал с завода, а я чувствую себя вором. Все платят бешеные деньги за такое удовольствие, а нам робот достался бесплатно. Эти мысли, эта ложка дегтя испортила мне мед, – муж закончил рассказ, ожидая реакции Светланы. Но высказалась не она, а робот:
   - И зря, – он стоял в дверях и все слышал. – В тебе говорит чувство собственника. Мучаешься не из-за того, что не заплатил, а из-за того, что пользуешься не принадлежащей тебе вещью. Я готов видеть в себе подчиненного, но рабом никогда не буду. Сбежал-то из-за этого: не хотел быть предметом купли-продажи. Успокойся, Андрей, пусть совесть тебя не мучает, придет время, и я уйду. А если бы ты купил меня, такое было бы невозможно.
   - Но почему? – супруги спросили дуэтом.
   - У кузена из Новосибирска могут быть свои дела, - робот отделался шуткой.
   Скоро разговор забылся, но однажды ночью Андрей поднялся, чтобы напиться воды, и увидел, проходя на кухню, что в кабинете горит свет. Это была его комната, где уединялся, что-нибудь мастерил. В ней теперь ночевал Гир.
   Робот что-то паял в окружении включенных приборов.
   - Что мастеришь?
   - Совершенствуюсь. Вы молодцы, оставили много свободного места для модернизации. – Гир даже не прервался и не обернулся во время разговора. – Совершенствоваться - это не только впитывать новую информацию, но и увеличивать объем памяти, создавать новые функции. Когда понял, что бываю навязчивым от скуки, вмонтировал в себя телеприемник, и сигнал поступает сразу в мозг. Теперь круглые сутки смотрю три программы. Можно увеличить их число.
   - Этим занят?
   - Нет. Сразу десяток программ сделают меня рассеянным.
   - А тогда чем?
   - Не знаю.
   - Как это? – ответ озадачил мужчину.
   - Когда Светлана замесит тесто, что будет готовить, как думаешь?
   - Пирожки, пирог или торт.
   - Я готовлю тесто.
   - И не решил, что это будет?
   - Могу испечь «пирожки», но хочется большего.
   Андрею надоело вытягивать из Гира по слову, он возмутился:
   - Ты можешь не кокетничать и просто рассказать?
   Робот удивился окрику, но ответил:
   - Некоторые люди обладают телепатией, знаешь. Почему не я? Почему не попробовать читать мысли хотя бы роботов? Нужно создать сверхчувствительный прибор. Но ты не представляешь, сколько наводок и помех создает ваша бытовая техника и не только она. Прибор должен быть узконаправленным. Подводных камней много, вот и ломаю голову, как вы говорите. Удовлетворен?
   - Это «пирожки» или «торт»?
   - Есть люди, обладающие гипнозом. И роботам можно внушать, можно руководить ими против их желания, между прочим. Здесь те же проблемы и плюс другие. Места во мне достаточно для новых плат. Но нужно спешить.
   - Почему?
   - Андрей, ты меня удивляешь! – Гир отложил работу и развернулся. - Когда ремонтировал меня, внутри гулял вирус. Он испортил почти все мои платы. Программа сопротивлялась, но ее иммунной системы не хватило. Ты поменял несколько чипов, и это послужило вакциной. Я справился с болезнью. Более того, приобрел новые навыки, а программа автоматически улучшилась. Переболел, как говорится, и этот вирус уже не опасен. Так случилось, что он обнаружил себя раньше времени. Я внес изменения в программу центрального компьютера. Сделал прививку, так сказать. Больше подобного не повторится. Но ведь проскочило какое-то количество роботов, где вирус ждет команды активироваться. Я с первого дня, точнее ночи, работаю над этим. Их нужно выявить и вылечить. Я не представляю, чем те займутся, когда заболеют.
   Мужчина стоял потрясенный. Он привык, что Гир убирает со стола, следит за чистотой, развлекает их со Светланой. Но то, что услышал, заставило по-новому взглянуть на него.
   - И… и чем я могу помочь? И смогу ли?
   - Сможешь. Мне нужно знать, сколько роботов было выпущено за неделю до моего ремонта, и адреса хозяев. Могу и сам это сделать, но тебе проще.
   - Конечно. А почему за неделю, не за месяц?
   - В это время у всех изменились три параметра, причем в одну сторону. Еще чуть-чуть и вышли бы за допуск как у меня. Не забивай голову пустяками.
   - Я могу поднять шум, сказать, что три показателя на пределе – это уже брак. Дирекции придется отозвать некондицию для ремонта.
   - Этого не сделают, Андрей. Никто не захочет такой рекламы. Тебя же и обвинят, что шум поднял не сразу. Лучше узнай, в какие магазины отправили товар, и кто его приобрел. Это дольше, но надежней.

   В эту ночь мужчина заснул лишь под утро. Во сне он выполнял задание: пытал кладовщика, чтобы узнать, в какие магазины отправили ящики со спящими автоматами.
   В первом же магазине отказались дать адреса покупателей, и Андрей сознался, что представляет изготовителей, что просочился брак, исправлять который лучше на месте.
   Угроза возврата товара помогла решить вопрос. Воодушевленный успехом он сразу же отправился к покупателю, который жил рядом.
   Дверь открыл Гир, и Андрей застыл на месте, не зная, что сказать. Пот выступил на лице. Кожа почувствовала прохладу.
   Мужчина проснулся и увидел жену. Светлана склонилась над ним, вытирая лицо влажной салфеткой.
   - Вставай, соня, опять Петрович будет ругаться.

   Все получилось даже лучше, чем приснилось. Увидев Андрея, знакомый кладовщик попросил подменить его на время. Сделать распечатку с компьютера оказалось минутным делом. В магазинах он уже знал, что сказать. Во всех, как сговорившись, выдали информацию без промедления: никто не хотел ругаться с покупателями. Мужчина шел домой и радовался, что все получилось.
   Гир встретил хозяина и понял по выражению лица, что первая часть операции прошла успешно.
   - И у меня наметился прогресс, - сообщил робот вместо расспросов. – Я могу «впрыснуть вакцину» без контакта с метрового расстояния. Никто не заметит.
   - Но адресов много, придется таскать рюкзак ампул, - пошутил Андрей. Он был рад, что все хорошо складывается.
   - Не беда, лишь бы все попали в список.
   - Проверил дважды, пусть это тебя не тревожит, - ответил мужчина.

   Гир вернулся через два месяца. По нему незаметно было, что устал. Супруги поняли это, когда робот рухнул на стул и подключился к подзарядке.
   - Проголодался? - спросила Светлана. Она была в курсе событий.
   - Не то слово. Теперь начнется завершающая стадия операции.
   - О чём это ты?
   Хозяева удивленно уставились на развалившегося в кресле Гира. А тот водрузил очки, достал парик, примерил и начал приклеивать бороду.
   - Мне повезло, что ни одно изделие из этой партии не попало на экспорт. Разослали б тогда по планетам. Устал, конечно, отдохну на корабле.
   - Корабле? Ты же сказал…
   - Вирус не с неба свалился. Удалили последствия, избавимся и от причины.
   Вопросы напрашивались, и они последовали бы, но прозвучал звонок.
   - Это ко мне! - объявил Гир. – Встречайте гостя.
   Супруги вернулись с роботом.
   - Знакомьтесь, Риг! – представил старый робот нового, и улыбка появилась на его лице.
   - Анаграмма Гира, - догадалась Светлана. – Откуда, зачем?
   - Деньги нужны были на первый взнос. Забрал ваши. Хороший мальчик, помог мне рассчитаться с долгами, расплатиться за него и ещё заработать на непредвиденные расходы.
   Вы когда-нибудь делали ставки на ипподроме? Каждый человек в этом случае изучает статистику, учитывает все мелочи вплоть до самочувствия жокея и лошади. Поверьте, для нас это было просто сделать. Первый забег был проверочным, без ставок, а второй дал результаты: угадали призеров и их последовательность. Зачем? Чтобы расплатиться за Рига. Он заменит меня, а с вами мы больше не увидимся.
   - Но почему?
   Гир задумался, ответил не сразу.
   - У вас появились конкуренты. Инопланетяне выпускают аналогичную продукцию, но хуже и дороже. Нужно продолжать? Они решили уничтожить мешающий бизнес, ведь фабрика ваша расширяется, и начали изготавливать роботов в облике жителей планеты-заказчицы. У них почти не покупают местных роботов. Это и есть причина.
   - И ты решил их….
   - Я никогда не причиню боли разумному существу. Что в таком случае можно сделать?
   - Руками роботов уничтожить оборудование.
   - Соображаешь, видишь изображение, когда к носу поднесут. Не знаю, как все сложится, но даже при благоприятном исходе придется пожить там, проверить, что лекарство подействовало. Все может случиться. Сдается мне, что с вами больше не увидимся.
   Робот выдернул шнур питания и пошел к дверям. Он все сказал и хотел уйти, потому что почувствовал какое-то томление. «Неужели я усовершенствовался до сентиментальности?» - подумал Гир и взялся за ручку двери.
   Его остановил окрик женщины:
   - У нас скоро появится мальчик.
   - Поздравляю! - робот замер на пороге.
   - Гиром решили назвать.
   На несколько секунд зависла тишина.
   - Спасибо, Снежная королева. Вот удивятся в Новосибирске, что родственника зовут Гир.
   Робот сказал и вышел, прикрыв за собой дверь.

                *****


Рецензии