заключительный аккорд

Часть 1
«Не всякий шедевр стиховедчески интересен
И не всякое стиховедчески интересное произведение – шедевр».

5.02.11
   Творчество ко мне пришло очень поздно, видно так было нужно судьбе. В свои ранние годы я занималась тоже нужным делом, и мне было не до того.
   Первые годы я просто писала и писала, попутно отшлифовывая свои тексты, и непрестанно продолжаю это делать.  До сих пор я не уверена, что это хорошо и потому не рискую называть это произведениями. Особенно меня тревожило то, что стало трудно писать что-либо в прозе. С первой же фразы я начинала срываться на стихотворческий ритм.
Написав большую часть, решила, что пришла пора почитать и о самой поэзии и о стиховедчестве, и особенно о том, что я называла «стихотворная проза». Она полилась у меня словно нашедшая русло река свободно не суетливо и ничем и ни кем не сдерживаемая. Это так было близко моему внутреннему содержанию! Что я не рискнула отказываться от этого потока. Долго сдерживаемая река выплеснулась наружу в течение десяти лет, срок достаточный для того, чтобы творчество стало зрелым. Я проследила, такой срок свойственен многим творцам и даже молодым и рано ушедшим. Мысли тоже не вечны. Нет мысли – нет и творчества. Если ты уже не двигаешься вперёд, «пора мой друг пора»…
Теперь о стихотворной прозе…

Вот что пишет об этом в своей книге (удостоенной Государственной премии России в области литературы и искусства), М.Л. Гаспаров, глубокий знаток русской поэзии.

Стихотворение в прозе – термин, введённый впервые Ш. Бодлером и заимствованный у него И.Тургеневым и другими позднейшими писателями.
Что в произведениях, обозначаемых этим пародоксальным термином, идёт «от стиха» и что «от прозы»? «От стиха» здесь все признаки лирического жанра (который, как известно, гораздо чаще разрабатывается в стихах, чем в прозе): общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания; круг образов, мотивов, идей характерных для поэзии данного времени; обычно бессюжетная композиция, повышенная эмоциональность стиля, небольшой объём, членение на малые абзацы, подобные строфам. Все эти признаки лиризма, традиционны в поэзии, но не традиционны в прозе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны.
Нет лишь здесь тех признаков стиха, которые собственно и делают его стихом: членения на соизмеримые отрезки; подчёркивающих это членение рифм; облегчающих это соизмерение метра и ритма. Именно поэтому форма таких произведений остаётся прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» – звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе, но обычно это – иллюзия. С точки зрения стиховедческой, «стихотворение в прозе» – это проза, и только проза.
 
Как – то меня попросили обозначить особенности пушкинского стиха. Я никогда не увлекалась литературой и о Пушкине, если можно так сказать, знала понаслышке, со школы, кое-где; кое-что… И, что удивительно, я нашла более пятнадцати позиций, которые  стоило бы отметить в его творчестве.

Может быть, я напишу об этом, если кому-то это станет интересно, во второй части. Мне и самой хочется об этом поразмышлять.


Рецензии