11. 1981 г. Иркутск. Любить сильнее возможного, 16

На фото:
1. Лена
2. Виталий
3-5. Под г. Николаевым. Август 1980 г. Лена, Валя и Виталий
6, 7.Лена и Саша
8. Виталий Иванов, квартира на Тихорецком проспекте.

15.11.1981
ПРИВЕТ ИРКУТСКА ЦЕЛУЮ =ВИТАЛИК=
=================================

17.11.1981
Здравствуй Леночка!
Привет тебе из Иркутска! Получила мою телеграмму? Я тебе послал её прямо из аэропорта, чуть живой. В самолёте поспать не удалось – то ужин, то завтрак и всё с крепким кофе, в перерывах лимонад, минеральная вода – скучать не давали, жажда мучила + 1,5 часа в Свердловске. Ночью в иллюминатор, конечно, ничего не было видно, кроме моря огней, когда мы пролетали над большим городом. Но утром восход (по-нашему он начался в 2 часа) был удивительный. Сначала узкая красная полоска, а затем постепенно разливающееся розовое и золотое сияние по всему небу.
А летели мы над Саянами. Представляешь, снежные вершины, залитые утренним солнцем с высоты 11 тысяч метров? Узкие, незамерзающие, петляющие среди гор речки и бесконечная тайга!
Над Иркутском – ни одного облачка, ослепительный снег, 10 град. мороза, ветра нет, сухой, бодрящий воздух.  В Ленинграде таких дней бывает пяток в году. Несмотря на усталость, хочется немедленно встать на лыжи и бежать в сопки.
Люблю тебя! Очень жаль, что ты не могла это увидеть.
Устроились в общежитии, в 2-х комнатном номере, с ванной, туалетом и кухней. Пока в нашей комнате двое – я и Володя Шкляр, в другой – один местный парнишка. Скоро нас будет значительно больше – человек 7 – 8.
Забросили вещи и сразу же на станцию. Все эти 3 дня было очень много работы – максимально использовали останов турбины. Завтра её пускают. Сделали много всего нужного. Пока всё идёт хорошо. Но свободного времени мало. Только сегодня освободились пораньше.
Хотел быстро помыться и сесть на весь вечер писать тебе письмо. Получилось наоборот. Пока я мыл голову, проклятая вода незаметно затопила всю квартиру. Пришлось убираться.
Что тебе ещё рассказать, дружище?
В столовой на станции нас кормят щами из папоротника за 7 копеек (это не шутка), а на второе  курица или сардельки – раз в 10 дороже супа. А в городе в столовых только рыба и котлеты – рыбные. Мясо, масло и многое другое по карточкам.
Деньги нам пока ещё не привезли. Живём в долг. Но небольшую привальную, конечно, устроили – выпили вдвоём бутылку Имбирной, затем (ведь у меня даже голова с этого после бессонной ночи не прошла) бутылку Сибирской водки, ну а потом уж пришлось брать коньяк. Люди здесь очень хорошие.
Есть возможность достать не очень дорого горбуши, сига, омуля и т.д. У Володи здесь много знакомых.
Ну, на первый раз хватит, Ленок? Очень хочется спать, уже 12 (а в Ленинграде только 7 часов вечера). Очень скучаю по тебе, совсем уже отвык спать без тебя, малыш.
Как-то ты там?
Глупо, конечно, получилось наше расставание. Прости, что я так суматошно убежал. Всё-таки мы прилично выпили, и я здорово боялся опоздать, и, конечно, напрасно. Самолёт задержался на час. Так что ты опять оказалась права.
Пиши мне! Если даже твои письма меня не застанут здесь, всё равно пиши!
Привет большой Сашке. Как она?
Крепко тебя целую.
Люблю тебя!
Твой Виталька

P.S. Позвони моей маме. Я ей не писал пока.
PP/S/ Письма сюда пиши с обратным адресом – если я их не получу, они вернутся.
=================================

19.11.1981
Привет, Виташечка!
Вчера весь день ждала звонка из Иркутска, который, было, раздался, но безрезультатно. Это ты? Почему не дозвонился? С тобой ничего не случилось? Мне, правда, сказали, что из Иркутска в Ленинград практически не пробиться, но ведь сначала меня всё ж позвали!!
Ну, да ладно, я и такой весточке рада.
У нас на работе Страшный Суд настал – с треском летит начальник – с работы, из партии, остальные все увольняются, в общем, шум, треск, собрания, но я ещё не во всём разобралась, приедешь – расскажу. Грех, конечно, но люблю я всяческие изменения.
Просидела три ночи с Сашкой – у неё дикая температура, как обычно, бред, не спала она трое суток. Два врача были – говорят, ребёнок здоров. Вероятно, какой-то грипп. Сегодня, наконец-то! Проспали обе всю ночь спокойно, со вчерашнего вечера температура не повышается. Сейчас звонила домой (10 часов) Шурик до сих пор спит. Так что не волнуйся, кажется, всё подходит к благополучному концу. Только меня, несмотря на то, что я проспала часов девять, ещё пошатывает от недосыпания. Как я продержалась – не знаю.
Сегодня буду звонить Радомире Ивановне. Если деньги будут – сразу же, немедленно, в парикмахерскую! А то я уже похожа на невыспавшуюся обезьяну.
Регулярно звоню твоей маме. Куда не повернусь на Гражданке – сразу натыкаюсь на наши объявления. Они висят чуть не на всех водопроводных трубах. Половина телефонов оборвано – можно подумать, что кто-то коллекционирует твои телефоны – срывают и не звонят, мерзавцы!
В мечте о сапогах проходит зима, но я не унываю, мы с тобой знаем, что у меня когда-нибудь будут самые хорошие сапоги на свете. Правда?
Как поживает твоя турбинка? Бросай ты её быстрее, я ж тебя здесь жду!
Между прочим, последние деньги я трачу на авиаконверты – 7 коп. в день! (А это стоимость пирожка с капустой!) Так что твоя командировка мне влетает в копеечку!
В субботу хочу заехать в театр за проф. Билетом. Заодно, может быть, погляжу на какую-нибудь «Чебурашку», а то я уж соскучилась.
Как с питанием? Твои запасы, вероятно, уже к концу подходят? Деньги-то вам в срок привезли? Очень волнуюсь по поводу 30-го – хочу с тобой день рождения!! Сашка всё спрашивает, когда папин самолёт прилетит. Я говорю, что уже скоро, через две недели, а она заявляет – нет, через одну, а потом добавляет: а я хочу, чтобы он уже прилетел! Привезёшь Сашке что-нибудь в награду за долгие ожидания?
С пластилином затея сорвалась – мама, оказывается, уже испробовала это на даче и категорически заявила, что в своём доме она больше такого кошмара не допустит – пластилин был под подушкой, в туфлях маминых, в папиных брюках, в кастрюлях, на стульях, в общем, она советует творчески развивать нашу дочку у себя дома.
Чёрт знает что – уже Новый год скоро! Кажется, дошила себе, наконец, юбку, но, боюсь, теперь необходимость худеть ещё увеличилась. Ну, всё, малыш, отправляюсь на поиски конверта – надеюсь, в последний раз – завтра рассчитываю иметь возможность купить сразу дюжину. Пиши побольше и поторапливайся.
Целую тебя, мой Тарасик.
Люблю.
=================================

21.11.81, 4.15
Ленка!
Как ты там, так далеко? Что-то случилось. Я не сплю ночами. Я, наверное, слишком долго спал, как будто я всё время жил во сне. Я всё проспал. Я чуть Тебя не проспал, а может быть, проспал уже?
Милая моя Леночка! Я всё время думаю о тебе, особенно ночами, страшными одинокими ночами. Что я делал? Как я виноват перед тобой! Простишь ли ты меня когда-нибудь? Полюбишь ли так, как ты можешь, без компромиссов, оглядки, всем сердцем?
Мне страшно вдруг. Кто я? Мне почти 28 лет, и почти половину из них я жил как во сне – и вот проснулся. (проснулся ли?) – мальчишкой или кем? И самое страшное, что почти во всём, что случилось с нами за эти годы, виноват один я, и ещё страшнее – то, что я знаю, что я действительно не заслуживал любви твоей.
Вот сейчас 3 часа ночи. Все легли в 11. А я лежал, лежал, думал… Ты не представляешь, какие мысли лезут мне в голову! Мне кажется временами, что я схожу с ума. Вот, встал – не могу спать, схватил какой-то кусок бумаги – чтобы не будить никого – и пишу тебе на кухне, отбиваясь от армии тараканов, здесь их великое множество, больших и наглых. Днём они прячутся, а по ночам вылезают из всех щелей.
Ты знаешь, я раньше писал о каких-то страстях и страданиях, мало понимая, что это такое на самом деле. Я с ума сойду, если потеряю тебя снова. Ты – единственный, самый дорогой и близкий мне человек во вселенной (который может свести меня с ума).
Мне хочется завалить тебя цветами, подарками, радостями – всеми возможными и невозможными в нашем проклятом мире, целовать тебя до безумия, писать стихи, сходить с ума (что я и делаю всё последнее время, и это у меня, пожалуй, лучше всего получается). Что здесь, в Сибири, воздух такой? Я люблю тебя так, как, наверное, не любил ещё никогда, ревную страшно! Убил бы сейчас всех на месте! Не спрашивая и не разбираясь!
Как долго будет идти это письмо к тебе! Ждёшь ли ты его? Как я мог так уехать, не простившись с тобой? Куда я торопился? Я не доживу здесь до тридцатого!
От тебя ни строчки. Как получишь моё письмо, если любишь меня немножко хоть, вышли мне, пожалуйста, телеграмму, хоть одно слово. Мне это очень нужно!
(Адрес: Иркутск-43, Иванову В.А., до востребования).
Это уже третье моё письмо + одна телеграмма. Получаешь ты их?
У нас теперь холодно, больше 20 градусов мороза. Мёрзнем.
Как наша маленькая Сашка? Здорова ли? Большой привет ей от папы. Когда я приеду, мы обязательно возьмём её к себе, правда?
Кстати, как с поисками квартиры поближе к её садику?
Купил хорошую книжку стихов, некоего Кобенкова, Иркутское издательство, 1981 г. Мне нравится. Привезу, покажу.
Ну, вот, что написал я тебе. Так и пошлю. Это – правда! Я не могу жить без тебя. Никогда никого не любил так. Я очень боюсь за тебя, малыш. Ведь ты дождёшься меня, ладно? А когда мы вдвоём, нам легче. Теперь всё будет по-другому, очень этого хочется. («Не думай, что «А завтра утром всё пойдёт, конечно, по-другому». – это настоящее).
Люблю тебя! Люблю! Люблю! Люблю!
Не забывай звонить маме.
Поздравляю тебя с днём рождения первый раз (на всякий случай), конечно, не последний.
Целую крепко-крепко,
Твой Виталька
Пиши мне!
=================================

21.11.1981
Виташенька, здравствуй!
Никак не могу собраться написать тебе. У меня всё в порядке. Чувствую себя по-разному. Видимо, немного простудилась, побаливают ноги, но температуры нет, т.ч. всё ничего.
2 раза звонила Лена. Заболела опять Сашенька, видимо, грипп. В среду у Саши температура спала, и я слышала, как она поёт песенки. Разговаривать по телефону со мной не хочет, только сопит.
Звонила тётя Маша. У неё всё по-старому, чувствует себя как всегда.
Шью Сашеньке платьице фланелевое. Лена сказала, что она вырастает из своих вещичек.
Виташа! Если тебе встретится фланель, байка, сатин, какой-нибудь другой простой материал, при возможности, купи. Денег у тебя, конечно, маловато, да и надежды на то, что там что-то есть маловато.
Хемингуэй нам не достался, ездила проверять Наташа.
Заклеила окна, теперь надо начинать заниматься уборкой, после работы трудновато, т.к. всё же устаю.
Купила 2 кг мандарин, буду звонить сейчас Лене, теперь они по 2 р. и очередь стала маленькой.
В остальном всё по-старому.
Целую мама.
Г. Ленинград
=================================

24.11.1981
Виталька, скорее домой!!!
Я не могу больше без тебя! Мне одной не выжить, неприятности валятся одна за другой. С родителями плохо, к Вите приехала жена – он просит сегодня же оставить ему ключи и потихоньку вывозить вещи. Мне не справиться! Других вариантов пока нет, куда деться? Что делать, малыш? Я приклеиваю объявления чуть ли не на автобусах – никакого толку! Я скучаю, я не люблю без тебя! Не приедешь к 30-му – лучше вообще не появляйся.
Сегодня после работы еду за вещами. Вот так.
У нас нач. машины увольняется и уезжает в Грузию на несколько лет, остаётся квартира (!), но мерзавец – говорит, что сдавать не собирается.
Моё обучение на работе идёт по плану, всё успешно выполняется, оч. Рассчитываю с Нового года на повышение.
Ночь опять не спала, Сашка не дала – болел живот (от обжорства). Только под утро покакала и успокоилась, а мне как раз вставать пора. В общем, я уставшая, злая, задёрганная, просвета не вижу, тебя нет.
Ходили с Сашкой в поликлинику – услышала гул с неба и заявляет – это папин самолёт! Пришлось разочаровать. Так что, пожалуйста, торопись.
Кстати, большим успехом у Сашки пользуются сказки про мышонка Тарасика.
Всё. Жду помощи, целую, ищу пристанище.
=================================

25.11.1981
Здравствуй Ленок!
Спасибо дружище! Уже третий день подряд получаю твои письма. Каждый день по письму. Я уже начал было волноваться – нет и нет – и вот наконец-то! Какие у тебя замечательные письма!
Очень хочется в Ленинград. Надеюсь, что буду дома раньше, чем оно. Пишу, можно сказать, на чемоданах. Осталась нам ерунда, правда, самая главная – наладить нашу схему, которая уже собрана. Как только наладим, проведём пару испытаний, я свободен. Всего же здесь должны провести 26 режимов. Я категорически заявил, что - без меня. Как-нибудь придётся обойтись, хотя народу приехало мало – в 2 раза меньше, чем хотелось, т.е. не 6, а 3 человека. Станция хоть по мощности и не очень большая, но всё равно поражает с непривычки размерами.
Работать приходится много, где-то с 9-ти до 18-ти, а то и позже – хочется быстрее кончить и домой.
Приходится работать и с зеками, залезал вместе с двумя в конденсатор – это настоящая большая пещера. Сначала спускаешься в полном мраке в колодец глубиной 5 м, а там ещё целые катакомбы. Самое приятное, когда отключается переноска, видны только огоньки папирос да голодные зековские глаза. Кроме всего, очень жарко и шумно.
Позавчера наша турбина чуть не взорвалась, по крайней мере, было такое впечатление. Мы работали как раз под ней, и вдруг что-то загремело, затарахтело, потом ротор резко стал сбавлять обороты, и из громкоговорителей на всю станцию раздался нервный голос: «Внимание! Всем покинуть Главный корпус. Всем покинуть Главный корпус! Остаться только дежурной смене!» Пришлось быстро сматывать вещички.
В конце концов, всё обошлось.
Ходили на фильм «Ответный ход», в субботу.
Вечера проводим однообразно. Или дуемся в преферанс по 0,1 копейки – представляешь, как мне интересно?! Одерживаю большие победы. Или пьём водку (понемножку) и играем в козла. В общем, скучно. Хочется к тебе, Сашке, в Ленинград!
Где ж мы теперь жить-то будем? Приеду, разобьюсь, но в первую же неделю у нас будет хоть комнатка. Я не могу без тебя! Что за жизнь-то такая?
Звонил тебе, действительно, я – не соединили первый и второй раз. На третий с трудом дозвонился, но почти ничего не было слышно, и звонил я со станции, из кабинета секретаря. Как назло, набежала толпа женщин, человек 5, все, конечно, делают вид, что не слушают. Справа кабинет директора, слева – Главного инженера.
Короче, я очень рад был слышать твой родной голос. Дорогая моя Леночка! Я страшно по тебе соскучился.
Здесь как-то резко похолодало. Мороз постоянно за 20 град., метель. На станции и дома, правда, тепло.
Надеюсь приехать к 30-му! Но на всякий случай ещё раз поздравляю тебя с днём рождения. Годы летят. Если я немножко и задержусь, мы всё равно его обязательно отпразднуем вместе, правда?! У меня уже и подарки есть.
Люблю тебя! Скоро буду рядом, надолго, навсегда! И следующим летом мы обязательно поедем куда-нибудь вместе. Да?
Целую, обнимаю, хочу к тебе
Твой Виталька
=================================

29.11.1981
=ПОЗДРАВЛЯЮ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ДОМА ЧЕТВЕРТОГО СКУЧАЮ ЦЕЛУЮ КРЕПКО ЖДИ = ВИТАЛИК=
=================================

30.11.1981
Виташка, где письма?!!
Прошла неделя – и никаких известий! Чем ты там занят, что даже написать не можешь? Я, наконец, получила твой аванс – всё сразу раздала, теперь жду свой.
Видеть тебя к 30-му потеряла надежду, ну и чёрт с тобой.
С квартирой тоже ничего не предвидится, я гибну на Гражданском, но выхода нет.
Завтра Андрей улетает в Киев до Нового года – все облегчённо вздохнули. Вчера устроили лёгкие проводы. Первый раз уехала вечером из дома – уже скандал – как я смею бросать на целый вечер ребёнка, пить вино и т.д. (вина было выпито какое-то смешное кол-во, да и вернулась я не поздно). Ничего не понимаю. Ничего не успеваю. С работы – домой. Уложу Сашу, постираю, поем – и спать. Ещё парочку таких недель, и моё терпенье лопнет – сбегу в Бухару, так что возвращайся-ка ты лучше побыстрее, я за себя иначе не ручаюсь. К Кисе я так и не поехала – как представила себе дальнюю дорогу да скуку с её супругом… Сигареты по штучкам.
По-моему, лучший срок для командировки – неделя, можно даже меньше. Но больше – раздражает.
Погода в Ленинграде отвратительная – слякоть, ветер, грязь, никаких сил нет, хочу зиму.
Что ж ты так и не позвонил? Я-то всё ждала, думала, перезвонишь.
Сегодня, вероятно, заеду к твоей маме – обещала. И ещё Сашку к врачу тащить нужно, и мыться, и стирать, и папины беседы слушать – ужас!
Виталенька, милый, приезжай скорее! Я очень скучаю. Жду информации – письма, звонка, телеграммы.
Не дразни меня! А то вот перестану писать, что делать будешь?
Целую тебя, жду.
Люблю.
=================================

01.12.1981
=ВЫЛЕТАЮ ВТОРОГО ВОСЕМНАДЦАТЬ ЧАСОВ ПУЛКОВЕ =ВИТАЛИК=


Рецензии