Колхозный праздник

 
 Эта картина всегда привлекала моё внимание. И пишу я о ней вовсе не для того, чтобы переписать избитые фразы  искусствоведов о "ярких мазках и удачных тонах". Именно эти слова они применяют, когда не понимают смысла жанровой картины.

 Картина такого большого мастера не нуждается в очередном восхвалении. Возможно меня привлекала эта картина тем, что художник описал людей с большой любовью. Но если он так любит людей, он никак не мог восхвалять колхозный строй, поглотивший миллионы русских сёл. Русские сёла были самодостаточными, никаких вливаний со стороны государства в них не было, наоборот всё выкачивали из сёл. И вот их нет.               

 Писатели испокон веков говорили "Эзоповым языком",  художники - аллегориями и намёками. Скорее всего это не моё открытие, а составителя книги о мировом искусстве, который на одном уровне и в одном формате разместил две картины "Колхозный праздник" Герасимова и "Явление Христа народу"  Иванова Александра Андреевича.
   
 Герасимов написал свою картину в 1937 году и получил за неё сталинскую премию. Но если бы худсовет понял бы намёк, художнику бы не поздоровилось.

 В 1937 году 99 процентов сельских церковнослужителей было расстреляно. Обвинение стандартное - критика колхозного строя. Доносчики дежурные - сельсоветчики.

 Председатели колхозов и сельсоветчики, выслуживаясь перед своим начальством, убрало сначала церковнослужителей, ну  а потом весь православный народ.
 
 На этой картине изображён весь колхозный бомонд. Только одна суровая и плотная продавщица, вынимающая бутылки из короба, по телодвижению и цвету блузы напоминает улыбающегося худого раба с картины Иванова, но этого достаточно.


 Вместо величественного  Иоанна Предтечи в одежде отшельника - агитатор, уродливо машущий руками, единственный, кто в русской косоворотке, скорее всего это председатель сельсовета. Но как отличается Иоан Предтеча от этого - в косоворотке. Иоанн величествен даже босой, даже одетый в шкуры! А этот дребежжащий председатель сельсовета - карикатурен.

 Вместо Мессии в небесно-голубых одеждах - председатель колхоза в чёрном пиджаке  стоит спиной к зрителю. Все председатели колхозов были почему-то похожи на Южно-Американских латифундистов. А на этой картине мужик в чёрном пиджаке и вовсе... что-то в нём бесовское. Во всяком случае ни одного председателя колхоза - хорошего человека - я не видела. Все были истинными разрушителями России на местах.

 Вместо реки Иордан - кувшинчик с цветами.

 Церковь видна вдали, на самом горизонте. А коровник вблизи. Коровники в те времена на всех агитационных плакатах рисовали в белоснежных тонах. Но ложь невозможно было скрыть агитками. Колхозная жизнь была невыносима, потому-что чиновники с 1917 года и по сию пору устраивают законы против селян. Колхозы разрушили самую большую страну в мире! Отобрали у людей столько земли, сколько не отбирал ни один завоеватель за всю историю. Люди на своей земле наживали добро по крупицам, ежедневным трудом, но пришли к власти хапуги перекати-поле и в момент всё отобрали.
 
 Все деревенские люди, занимающиеся ежедневным физическим трудом, на этой картине выглядят конечно же потёртыми. Но на их фоне выделяются  своей холёностью трое - парень с велосипедом, девушка и мужчина в белых штанах и белой рубашке с мощным задом. Парень с велосипедом скорее всего местный комсорг, девушка - освобождённая от полевых работ комсомолка, а мужчина, лица которого не видно более всего похож на районного комсорга. Эти трое вовсе не собираются подходить к общему столу, но и чувствуют себя выше всех. Велосипед неестественно как бы наезжает на собравшихся.

 Эта картина, одна из лучших на колхозную тему вообще. Хотя художников тема колхозной жизни не вдохновляла. Они иллюстрировали детские книжки о деревенской жизни сценами 19-го века.
   
  Художник Герасимов написал свою картину не только с любовью к людям, но и с тревогой за их судьбу. На этой яркой картине нет ни одного улыбающегося лица. Художник словно хочет сказать:

 - Не верьте лживым агитаторам, иначе по вам пройдёт колесо истории. -
   
  Так оно и случилось с миллионом русских сёл.


Рецензии
Благодарю за человеческую ЛЮБОВЬ и переживание за судьбы простых обманутых! С днём Родины! Света Душе!

Валерий Буслов   12.04.2015 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий, за отклик. С уважением.

Валентина Газова   12.04.2015 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.