Мой маленький Париж. Часть 2 Саввовна

ЧАСТЬ 2. САВВОВНА.
Бабушка Аня, это мама моей мамы, родилась седьмой по счету в большой семье, где было девять человек детей. С детства она была незаурядной личностью и все в округе это понимали.
Позднее, все соседи величали мою бабушку Саввовна. Это необыкновенно одаренный и поцелованный Богом человек. Судьба ее очень сложная. Бабушка Аня вышла замуж за очень красивого местного жителя Ефима. В браке нажили двух детей, сына и дочь (мою маму). Были трудные предвоенные годы. Сын Владимир вырос и поехал в город на учебу, но назад не вернулся, так как умер в двадцать три  года от пищевого  отравления.  Горе было безмерным…
Разница в возрасте между братом Володей  и моей мамой была большая, мама не очень хорошо помнит эти моменты. Перед самой войной бабушку Аню посадили в тюрьму за растрату, угнали очень далеко. А растрату подстроил заведующий столовой,  в которой работала моя бабушка. На зоне она выжила только благодаря тому, что с семилетнего возраста гадала на картах, предсказывала будущее. И вот, наступила Великая Отечественная война.  Немец попирал Украину. Какая-то  немецкая дивизия останавливалась в Ободовке, так называется село, где родилась и выросла моя мама, где мы с сестрой проводили свои каникулы. Из воспоминаний моей мамы ясно, что ей в то время было года  четыре, немцы жили  у маминой  бабушки в доме, каждое утро выдавали моей маме шоколад, заигрывали, но не обижали. Удирая из Ободовки, немцы прихватили с собой байковое одеяло, так как была зима, и на окраине села подожгли хату. Пришло время Саввовне возвращаться обратно, но все пути были отрезаны, дорога домой была очень длинной…
А в это время моя мама росла у своей бабушки, ее любили и спасали в голодное время. Спустя четыре года,  Саввовна вернулась и поняла, что и муж Ефим  уже не тот, и дети без нее выросли, но она старалась все вернуть и наверстать.
Так как мой дед Ефим был первым парнем на селе, был большой соблазн, и одна из соседок его отравила, так как понимала, что с ней он не будет. Так я потеряла деда, которого никогда не видела.
Шли годы. Мамин брат, Володя был грамотным,  карьера  его складывалась хорошо, но нелепое отравление оборвало его двадцати трехлетнюю жизнь.
Саввовна души не чаяла в Володе, горе ее сделало слабой на какое-то время. А мама росла, превратилась в красивую девушку и поехала поступать в медицинский техникум, экзамены сдала хорошо, но ее не зачислили, из-за каких-то непонятных по тем сталинским временам, причинам. Далее бабушка Аня работала санитаркой в сельской больнице, ночами была ворожеей, а в свободное время пела в церковном хоре. Так и протекала насыщенная сельская жизнь.
Тем временем мои родители и познакомились где-то в Гайсине. Мама рано вышла замуж, позднее появилась я. Отец служил в городе Тульчин, куда и увез маму в качестве своей жены. Свадьба была очень скромной, занятое в займы свадебное платье и венок, чьи-то туфли, вот и весь наряд. Оба молодые и красивые начинали свой совместный быт. У моего отца обнаружился талант к шитью, скорее, по необходимости.  Далее по жизни это был хороший приработок.
Саввовна полюбила своего зятя, может быть, он  напоминал  умершего  сына, да и мой папа проникся к ней всей душой. Почти каждое лето мы гостили у бабушки Ани одни и с родителями. День моей бабушки начинался засветло, так как надо было пойти на рынок, приготовить обед, принять нескончаемый поток клиентов для ворожбы и прочие заботы. Я не помню случая, чтобы не совпало все то, что говорила моя бабушка Аня. Много раз я была свидетелем того, как на телегах, машинах, велосипедах и пешком шли люди к моей бабушке за советом, выданным после ворожбы и проведения каких-то обрядов.
Кого-то бабушка уберегла от замужества, растраты, болезни и
прочих бед. Ходоки и ездоки были все разного социального уровня, не
брезговали и высокопоставленные лица.
Спустя многие годы, я вспомнила все, что когда-то мне, позднее моим детям,  предсказала бабушка Аня, все случилось именно так.
Жизнь моей бабушки Ани (Саввовны) оборвалась в восемьдесят семь лет после длительной болезни. Я помню то последнее лето, когда я видела ее живой, знаю все годы, что бабушка меня любила и на расстоянии помогала мне по жизни.


Рецензии