Весьма декабрьские тезисы

Гуго Вормсбехер
Министру РФ по делам национальностей
и региональной политике
В.А.Михайлову

Весьма декабрьские тезисы

О ситуации. Стремление объединить всё движение российских немцев для создания единой НКА обречено, из-за несовместимости интересов и позиций сторон. Министерство должно, наконец, определиться, с кем оно собирается решать вопрос НКА: с теми, кто за НКА, или с теми, кто против. Прежняя политика: "мы сотрудничаем со всеми общественными организациями одинаково" на деле означает оправдание собственного бездействия, топтания на месте и направлена на поддержание и углубление раскола в движении.

О Департаменте по проблемам российских немцев. Департамента фактически нет. Есть два чиновника "при должности", которые от имени Миннаца единолично "решают" государственной важности проблему российских немцев. Они не заинтересованы в нарушении своей монополии, т.е. они против создания НКА, т.е. против линии Министра, и в этом тесно работают с противниками НКА в движении. Одновременно, используя финансовые рычаги (монополию на распределение средств), они установили взаимонеобходимые отношения с рядом "лидеров" и их структурами, раскалывая движение. Уже многие годы. Министры бездействовали. Сегодня тоже.

Совет по проблемам российских немцев при Министре. Фактически не собирается, не играет никакой роли; воспринимается как продукт стремления продемонстрировать хорошие намерения при нежелании их осуществить на деле.

Правление Фонда «Российские немцы». Не собирается, роли не играет ... и т.д. (то же, что и Совет).

Межправительственная комиссия. Заседания "готовят" всё те же два чиновника; российские немцы и их движение в последние годы вообще отключены; их привлекают (как и на другие "мероприятия") лишь в качестве массовки, где им позволяют ознакомиться с тем, чего они, оказывается, "хотят".

Учредительный съезд Федеральной НКА. Только благодаря мягко проводимой жесткой позиции Председателя Оргкомитета и неимоверным усилиям рабочей группы и конструктивного крыла в движении российских немцев, Съезд может всё же состояться. Противники НКА и в регионах, и в самом Оргкомитете фактически проиграли. Их план: позволить другим подготовить съезд, а самим затем воспользоваться проведенной за счет государства работой и возглавить НКА, против которой они так боролись, - вряд ли осуществится. Понимание этого заставляет их использовать последние возможности: протесты против "незаконных" действий на местах, против "вмешательства государства", обработка делегатов в нужном ключе. Раскол (далеко не "пополам"!) на съезде, уход части (10-15%) делегатов со съезда, попытка провести параллельный съезд (в основном с нелегитимными, "своими", делегатами) - возможны. И в этом есть и большой плюс. Ибо через это хотя бы будущая НКА может быть освобождена от внутренних раздоров и стать объединением единомышленников, разделяющих и поддерживающих политику государства.
О политике «посреднических структур» Германии. Четко направлена на поддержание в движении российских немцев раскола (многолетняя финансовая поддержка деструктивных сил, прямые контакты с региональными структурами, политика разделения с помощью финансовых рычагов). Самостоятельная (без согласования с Миннацем, с администрациями на местах) политика в регионах.

О политике России. Участие в «решении проблемы российских немцев» определяется собственным финансовым вкладом. Его нет: под проблему российских немцев Россия выделяет лишь часть того, что удерживает от вклада Германии в виде налогов.

Вопросы:
1. Готовы ли Министр, Министерство занять четкую позицию по затронутым проблемам в соответствии с государственной политикой, в интересах российских немцев, которые тщетно дожидаются такой позиции уже годы?
2. Может ли это всё быть решено в рабочем порядке, или требуется резкое выступление извне как повод для решения — и для преодоления сил противодействия внутри Миннаца, если таковые есть?
3. Если не будут результативны ни первый, ни второй вариант, то остается ли только третий вариант: ряд серьезных выступлений в СМИ, на Съезде, на Межправительственной комиссии, записки и обращения — с целью всё же переломить бесплодный характер прежней и сегодняшней политики, если она неподвластна самому Министру?

(Начало декабря 1997 г. )


Рецензии