Приём

В одном Богом забытом городке в один прекрасный день появилось заманчивое объявление, текст которого был составлен достаточно сжато, и несмотря на это, информативно «Улучшу качество Вашей жизни, используя современные достижения психологической науки. Приём ведёт практический психолог». Многие люди проходили мимо этого объявления, некоторые просто его пропускали мимо глаз, обращая внимание на более важную информацию, некоторые прочитывали его, но не находили в нем ничего для себя интересного, и совершенно малочисленная группа людей действительно обращала на него пристальное внимание. Из этой последней малочисленной группы ещё меньше людей желали обратиться за помощью по указанному там адресу, и эти желающие по каким-то неведомым самим им причинам почему то скрывали свои желания от находящихся рядом людей, дабы не вызвать у них непонимание, а тем более усмешку.
Одной из таких желающих оказалась, некто Матрёна Тимофеевна Несчастная, так как с её точки зрения в её жизни по неведомым самой ей причинам всё шло из рук вон плохо. Когда она оглядывалась вокруг, то ей казалось, что ни одна окружающая её человеческая особь не могла жить в более не человеческих условиях, чем она сама. Матрёну Тимофеевну нельзя было назвать пассивной женщиной, так как она на своём веку перепробовала множество научных, оккультных и астрологических техник, для исправления своего настоящего положения, но, к сожалению, ни одна из них не оказывала желаемого результата, и всё в жизни оставалось на своих местах. И вот сам Бог предоставлял новую возможность испытать своё счастье ещё раз и возможно приблизить качество своей жизни к книжным идеалам.
Матрёна Тимофеевна даже несколько повеселела, теперь в её жизни появилась настоящая цель, при реализации которой её жизнь измениться кардинально и все окружающие будут ей завидовать и думать что такое просто невозможно, но именно она Матрёна Тимофеевна покажет всем окружающим, что такое на самом деле полноценная человеческая жизнь.
Именно с такой целью ранним весенним утром Матрёна Тимофеевна отправилась по указанному в объявлении адресу. Буквально через час она оказалась около маленького кирпичного дома, номер которого полностью соответствовал указанному в объявлении, исходя из чего, она сделала вывод, что это и есть тот самый дом, в котором принимал тот загадочный «улучшатель» человеческих судеб. Но как не странно в таком маленьком доме было очень много различных вывесок, которые относились к рекламе различного рода товаров и оказания услуг, но нужной вывески, которая бы информировала о месте нахождения психологической консультации, не было. Сделав несколько кругов вокруг этого дома, Матрёна Тимофеевна наконец заметила маленькую не бросающуюся в глаза вывеску в которой было указано тоже самое что и в том объявлении, что она видела вчера на центральной площади. Она подошла ближе, чтобы лучше рассмотреть объявление. В объявлении внизу мелкими буквами был указан подробный план прохода. В соответствии с этим планом нужно было спуститься в подвал этого кирпичного здания и найти в конце коридора маленькую комнату, в которой, собственно говоря, и должен находиться тот, кого так долго искала наша героиня.
Матрёна Тимофеевна открыла дверь, на которой только что прочитала объявление и увидела впереди себя узкую лестницу, которая вела в подвал. Она начала спускаться по ней, проклиная всё на свете, так как её новые туфли были явно не приспособлены для преодоления подобных препятствий. После того как она спустилась, она увидела узкий, сырой, тёмный коридор, по ширине которого располагались двери и согласно плану, за одной из них должен был скрываться кабинет психолога. На долю секунды у Матрёны Тимофеевны возникла мысль о том почему, так называемый специалист с высокой квалификацией, не может сам себе устроить жизнь и переехать во что-то более подходящее, ведь внешний вид помещения играет большую роль при привлечении клиентов, и как вообще можно было работать в таких условиях. За своими размышлениями Матрёна Тимофеевна нашла дверь, указанную на табличке и тихо постучалась.
- Сейчас, одну минуточку, - послышалось из-за двери.
Примерно через три минуты дверь отворилась, и Матрёна Тимофеевна увидела перед собой человека невысокого роста, который вежливым голосом пригласил её войти.
- Здравствуйте, - спокойно сказала Матрёна Тимофеевна, - Я к Вам по объявлению.
- Да, да, конечно. Позвольте представиться, зовут меня Афанасий Герасимович. Я практический психолог, психоаналитик, если это Вам о чём-то говорит, но помимо психоанализа я в своей работе использую и другие современные психотерапевтические направления, такие как гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, когнитивная терапия и нейро-лингвистическое программирование. Ой, извините, я не заметил, как начал останавливаться на деталях. Обо всём по порядку. А пока раздевайтесь и проходите.
Матрёна Тимофеевна испытав небольшой шок от избытка новой информации, начала медленно раздеваться. Раздевалась она довольно медленно, так как её моторно-двигательная функция испытала явный тормозной эффект из-за чрезмерно работающей и поглощающей всю энергию мозговой функции, которая пыталась переработать полученную информацию.
Матрёна Тимофеевна сняла пальто, повесила на предложенную ей вешалку и прошла в главную комнату, которая являлась одновременно кабинетом психолога.
Следует заметить, что комната не производила хорошего впечатления, она была неуютна, и человек попадая сюда впервые, чувствовал какое-то неудобство, которое нельзя было выразить словами.
Афанасий Герасимович предложил своей посетительнице кресло, в которое она могла сесть. Сам он расположился в другом кресле, которое стояло рядом с первым и образовывало с ним прямой угол.
- В процессе психотерапии очень важно соблюсти все правила, - начал говорить Афанасий Герасимович, - Поэтому я не могу сесть напротив Вас, так как если это произойдёт, то мы, занимая такие позиции, станем испытывать сопернические чувства по отношению друг к другу, что крайне не желательно при установлении психотерапевтического альянса.
- Умно, - подумала Матрёна Тимофеевна, и сказала, - А я даже об этом и не подозревала, мы с подругами всегда садимся напротив.
- Но вот видите, это очень важно и не стоит пренебрегать этим, в психотерапии любая мелочь имеет значение.
Матрёна Тимофеевна уже начинала осознавать значимость своего визита, так как не прошло и нескольких минут, а она уже узнала много нового. Такого количества информации она порой не могла получить в результате многочасового общения со своими подругами.
- А теперь, собственно говоря, приступим, - сказал Афанасий Герасимович, - для начала я хотел бы оговорить некоторые организационные моменты для того чтобы мы с Вами чётко определились в своих планах и на основании этого строили нашу совместную работу.
- Вполне разумно, - согласилась Матрёна Тимофеевна.
- И я так считаю. Я вам уже представился в прихожей, но это было несколько неофициально, поэтому я хочу дополнить информацию о себе, чтобы у Вас сложилось чёткое представление о том человеке, с которым вы имеете дело. Так вот, я Афанасий Герасимович Непонятый, клинический психолог, психотерапевт, я помог очень многим людям в решении их личных проблем. Свою помощь я осуществляю за счёт новейших достижений современной психологической науки. Многие люди, которые не смогли решить свои проблемы самостоятельно обращаются ко мне и мы совместными, я повторяю именно совместными усилиями, достигаем результата. Я это подчёркиваю по той причине, что часто люди приходя на приём, полагают, что вся ответственность за решение их проблем переносится на психолога, так как они платят ему деньги. Смею Вас заверить, что это не так, а скорее всего это кропотливая совместная работа, в которой я являюсь лишь Вашим помощником, наставником, а результат зависит от того насколько Вы будете воспринимать эту помощь и как результат меняться. Изменения в процессе психотерапии происходят не столько вокруг вас, сколько внутри Вас, и поэтому нашей целью является, то чтобы вы достигли внутренней согласованности. Поэтому в этом процессе меняетесь Вы, а не всё вокруг Вас.
- Хорошо Афанасий Герасимович, а сколько стоят Ваши услуги?
- Я беру за консультацию 1500 рублей.
- Сколько? – выкрикнула Матрёна Тимофеевна, не успел ещё Афанасий Герасимович закончить.
- 1500 рублей, - с уверенностью в голосе, которая характеризовала Афанасия Герасимовича как опытного специалиста, повторил он, и продолжил, - Это не дорого по сравнению с той ценой, которую вы заплатите, не осознавая полноценности своей жизни. Так что выбор за вами заплатить ли психоаналитику или прожить тусклую, безрадостную и несчастную жизнь.
- Вы, конечно же, правы. Я с Вами полностью согласна, так как сама всегда стремилась к улучшению качества жизни, не жалея на это никаких денег. Я всегда считала, что деньги это наживное, а вот качество жизни это то, что для каждого человека должно быть превыше всего, потому что жизнь одна, и как бы мы не хотели этого, второй нам просто не дано.
- Приятно общаться с умным человеком, - задумчиво сказал Афанасий Герасимович, осознавая, что сам придерживался именно такой позиции. И чем больше он занимался психотерапией, тем больше он понимал, что качество его жизни ни в коем случае не соответствует тому, чего бы хотелось, как должен жить бы нормальный человек не подверженный неврозу, который описан в психологической литературе и представлен как образец, к которому нужно стремиться. Но также Афанасий Герасимович ловил себя на мысли, что то, что он вкладывает в само понятие «качество жизни» настолько неуловимо, что как-будто бы удаляется от тебя всё больше, чем более ты к нему приближаешься. Возникает своего рода погоня за неуловимым идеалом, который тем и привлекателен, что никогда не может быть достигнут, но вот процесс его достижения это и есть стремление к внутреннему развитию, в результате чего осознаёшь всю прелесть личностного роста. Такое понимание усвоил Афанасий Герасимович в результате многолетнего психологического образования и стремился следовать ему по жизни.
- Вы считаете меня умной, - покраснев, спросила Матрёна Тимофеевна.
- Конечно, потому что редко на первой консультации от пациента приходится слышать то, чего даже сам не сразу понял.
- Спасибо. Знаете самое интересное в том, что многие мне говорят об этом. Но я никогда не верю, - кокетливо улыбнулась Матрёна Тимофеевна.
- Главное не то что о вас говорят, главное, что вы думаете о себе и как относитесь к себе, вернее сказать хорошо бы, чтобы у Вас три  Ваших «Я» полностью совпадали, а именно «Я-реальное», «Я-идеальное» и «Я в глазах других людей», иначе говоря, три составляющих Вашей «Я-концепции».
- Извините, я не совсем поняла последнее слово, - переспросила Матрёна Тимофеевна.
- Это вы меня извините, увлёкся и поэтому, немного ушёл в теорию, - гордо заявил Афанасий Герасимович, чувствуя значимость своего многолетнего образования, - Кстати, возвращаясь несколько назад, осмелюсь Вам напомнить, что у нас остался нерешённым один вопрос, когда мы говорили с вами об оплате моих услуг. Вы их принимаете?
Матрёна Тимофеевна вспомнила о той цене, которую ей назначил Афанасий Тимофеевич и у неё появлялось желание отказаться. Но учитывая то, что за всю свою прошедшую жизнь она истратила намного больше денег на разных экстрасенсов, парапсихологов и астрологов, она решила согласиться и попробовать, так может это тот самый шанс, который ей предоставляла сама судьба.
- Я согласна, - ответила она, - 1500 рублей за сеанс. А позвольте мне узнать, сколько будет у нас сеансов?
- Это зависит не только от меня, вернее сказать это совсем не зависит от меня, всё зависит только от Вас, и поэтому Ваше активное включение в психотерапевтический процесс чрезмерно важно с первых минут нашей совместной работы.
- Извините, как я понимаю, мы с Вами оговариваем условия. Вы со своей стороны заранее берёте с меня обязательство, что я буду Вам платить по установленной цене. Исходя из этого, я бы тоже заранее хотела знать какую услугу вы мне готовы оказать за мои деньги, ведь не могу же я платить деньги за просто так.
- Могу сказать Вам только то, что после нашей с Вами совместной работы Вы станете совершенно другим человеком, Вы откроете для себя совершенно другой мир, мир, который до этого вы просто отказывались видеть.
- А по конкретнее. Что измениться в моей жизни после нашей работы?
- Измениться не что-то вокруг Вас, изменитесь сами Вы.
- Интересно, если вокруг меня ничего не измениться, то, как же могу измениться сама я. Ведь я считаю, что причина моего внутреннего состояния  во многом определяется моей внешней жизнью. И эта связь настолько тесная, что когда изменяется одно то автоматически изменяется и другое, то есть при смене внешней обстановки и сама я автоматически становлюсь другая. Если по каким то причинам вокруг всё плохо, человек не может внушать себе что всё хорошо, так как это приводит его к игнорированию действительности и погружению в иллюзию, имея которую он не стремиться ничего менять, а просто объясняет себе что у него всё в порядке, что в свою очередь останавливает его в развитии. И следуя такому рассуждению, получается, что недовольство собой является естественным двигателем развития, как самого человека, так и общества в целом. А психотерапия, насколько я понимаю, ведёт человека к внутренней согласованности, которая выражена в душевном равновесии при любых жизненных обстоятельствах, что приводит к отсутствию желания менять что-то вне себя, а работать только со своим внутренним миром. Говоря простым языком, можно ходить в рваных брюках и стесняться этого, а можно ходить в тех же самых рваных брюках и не обращать на это внимание, или ещё лучше гордиться этим, дабы в этом выражена индивидуальность, непохожесть на других и, следовательно, отсутствие конформного поведения. А что может быть для человека лучше того, чем понимание, что его мысли и поведение полностью не зависят от мнения большинства. При этом он становится таким независимым и самостоятельным, но для большинства окружающих он превращается в своеобразного чудака. Но этот «чудак» игнорирует реальность, что любой человек живёт в обществе других людей и отрицать влияние других на своё собственное поведение невозможно. Карьера, а также материальное благосостояние человека, важность которых в жизни человека несомненна, во многом зависит от принятия вас другими людьми и их мнения относительно вашей деятельности и вашей результативности в этой деятельности. Также и Ваша деятельность как психотерапевта во многом зависит от принятия Вас другими людьми, Вашими клиентами, и от этого Вы никуда не денетесь, ибо если Вас ценят, уважают как специалиста, к вам обращаются, Вам платят деньги и Вы более уважительно относитесь к самому себе, Вы хотите заниматься своей деятельностью, а, следовательно, стремитесь к совершенствованию в ней.
- Вы правы, но отчасти, - проговорил Афанасий Тимофеевич после долгого прослушивания мнения своей клиентки, - Психотерапия занимается не только согласованностью Вашего внутреннего мира, она выходит за его пределы и рассматривает согласованность между Вашим внутренним и внешним миром, то есть Вы находитесь в состоянии психического здоровья, только тогда когда ваш внутрениий мир полностью согласован с вашим внешним миром. И, исходя из этого, психотерапия часто не делает человека успешным, она делает его уравновешенным, она учит адекватно оценивать себя и своё окружение, что приводит к переоценке своего отношения ко всему внешнему миру.
- Кажется, мы с Вами несколько ушли от нашей основной задачи. Всё-таки я к Вам пришла не для философских бесед, а на психотерапевтическую консультацию, за которую я плачу деньги, а, следовательно, считаю себя вправе ожидать реального результата.
- Отношусь с почтенным уважением к Вашему праву и осмелюсь заметить, что мы с Вами уже не замечая того, перешли к сеансу и выяснили уже несколько существенных вопросов, которые Вас интересовали, но, не предавая значения, это произошло у нас как-будто само собой, – ответил Афанасий Герасимович.
- А мне казалось, что у нас просто вводная беседа, которая ещё никого ни к чему не обязывает, - растерянно проговорила Матрёна Тимофеевна. – А оказывается Вы уже включили счётчик на оплату услуг.
- Да, но я уже несколько минут работаю. Поэтому приучайте себя к дисциплине. Вы пришли на консультацию к специалисту, он тратит на вас своё время, и подразумевается, что Вы должны тоже чем-то пожертвовать, т.е. вашими деньгами. Ваши деньги – это своеобразная жертва, которую Вы готовы принести ради чего-то более для вас значимого, а именно психического здоровья. И чем больше жертва, тем больше ваше желание измениться. Деньги достаточно важная составляющая в нашей жизни, но не основная, поэтому не зацикливайтесь на них, это всего лишь средство, которое должно быть использовано для достижения более значимых целей.
- Интересно Вы рассуждаете, а если представить, что у человека денег просто нет, и он не то что не хочет принести эту «жертву», а просто не может.
- Если человек не может, значит, он не хочет, - многозначительно сказал Афанасий Герасимович.
- Не скажите, - ответила Матрёна Тимофеевна.
- Именно так. Другого просто быть не может, если человек очень хочет, то он находит для этого средства, уж поверьте мне.
- Ну а если возможности нет.
- Возможность есть всегда, вопрос в том, что человек не всегда видит свою возможность. А видеть возможность – это своего рода искусство, которое дано далеко не всем, - с гордостью в голосе проговорил Афанасий Герасимович.
- Вы говорить прямо как по книге. Я недавно тоже самое читала в одной книге какого-то западного автора. У них так всё красиво расписано, что только стоит захотеть и ты уже богатый, успешный, знаменитый. По их мнению искреннее исходящее из глубин сознания желание, уже подпитывает энергией ваше окружение, так, что через некоторое время сама внешняя ситуация выстраивается таким образом, что вы можете в ней реализовать свою идею или фантазию наилучшим образом. Когда читаешь такие книги, кажется всё так просто и легко, создаётся чувство радости, что вот-вот, именно теперь-то всё образуется, всё будет по-другому. Но проходит некоторое время, ты сталкиваешься с обычной  реальной жизнью, и вся эта радость мгновенно проходит. По моему глубокому мнению, цель этих книг именно и создать это приходящее чувство радости, и за то чтобы хоть временно его иметь люди и готовы раскупать подобные издания. Если же мы возьмём по той же тематике научное издание, то они далеко не оптимистичны, а порой даже очень пессимистичны. И теперь, когда я слышу от Вас тоже самое, что написано в этих книгах у меня возникает резкое сомнение в Вашей квалификации. Психотерапевтическая помощь должна строиться на научных основаниях, а не на простом бытовом безграничном оптимизме.
- А что Вы понимаете под научными основаниями? - спросил Афанасий Герасимович.
- Важно не то, что я понимаю, а то, что в это определение вкладывает современная наука. Моё мнение – это есть моё мнение, и иногда легче и полезнее просто взять соответствующую книгу и прочитать что это такое, а не выдвигать по этому поводу свои суждения, так как вы рискуете вогнать себя в ещё большее непонимание. Говоря проще, не надо изобретать колесо, оно уже изобретено.
- Всегда легче взять и прочитать, - ответил Афанасий Герасимович, - А как на счёт того чтобы самому до всего дойти? Это сложнее, но наверно тем и интереснее, составить о чём-то своё мнение. Ведь то о чём Вы прочли или Вам кто-то рассказал – это не Ваше.
- Интересно Вы рассуждаете, зачем самому доходить до того, что и так уже известно, если я сама буду доходить до всего, то сколько времени и энергии у меня уйдёт только на познание того, что и так уже есть. Например, я хочу купить платье, и вполне естественно, что я спрашиваю мнения подруг, так как опираясь на их опыт, я могу избежать тех ошибок, которые допустили при покупке платья они. А если я буду полностью игнорировать их опыт, и рассуждать, что у каждого всё строго индивидуально, то я могу натолкнуться на те же неприятности которые были и у других людей. Знание опыта других позволяет нам избежать таких же ошибок. Но это только моё мнение, и я вам его не навязываю, Вы можете оставаться при своём. Также как и Вы в своей работе используете техники, разработанные до Вас, и опираетесь на них. И возможно, не замечая того, со мной Вы работаете по той же схеме, по которой Вы работали с человеком, который сидел на этом месте до меня, но на словах Вы говорите, что каждый человек индивидуален и, следовательно, к каждому должен быть свой подход.
Что-то Вы увлеклись общими рассуждениями, вернёмся непосредственно к Вам, - сказал Афанасий Герасимович, - Какая проблема тревожит Вас, с которой Вы пришли ко мне. Постарайтесь сформулировать её как можно конкретнее.
В этот момент Матрёна Тимофеевна насторожилась, так как при соответствующих просьбах от данного специалиста она ещё ничего конкретного не слышала, он как-будто бы уже не в первый раз требовал от неё того, чему сам никак не следовал, что вызывало в ней непонимание поведения этого человека. Хотя по его словам, он и не должен был ничего конкретно говорить, он должен быть лишь помощником в осознании проблемы и возможных методах её решения. Но тем не менее Матрёна Тимофеевна решила посмотреть, на что же способен Афанасий Герасимович, и произнесла первую попавшуюся ей в голову фразу.
- У меня две основные проблемы, одна экономического, другая личного характера. Первая состоит в том, что мне постоянно не хватает денег, мне кажется, что я мало зарабатываю, что другие люди зарабатывают намного больше, что я себе ничего не могу позволить.
- Хорошо, давайте остановимся сначала именно на этой проблеме, - сказал Афанасий Герасимович, - А вторую разберём позже. Так как очень важно, чтобы каждый этап терапии мы доводили до конца, а не останавливались на полпути. Это очень важно. А теперь по порядку. Что Вас в этой проблеме конкретно беспокоит?
- Я уже Вам это сказала.
- Ещё раз чётко проговорите вслух свою проблему и обратите внимание на то, что Вы при этом почувствуете.
- У меня проблемы с деньгами, - начала монотонно и тихо проговаривать Матрёна Тимофеевна, - И состоит она в том, что мне постоянно не хватает денег, исходя из этого, мне кажется, что я мало зарабатываю, что другие люди зарабатывают намного больше.
Проговорив это, Матрёна Тимофеевна остановилась, она хотела теперь сосредоточиться на своём внутреннем ощущении. Она никогда не задумывалась, что она чувствуют при проговаривании определённой фразы, а теперь её просили буквально вчувствоваться в проговариваемое, но это оказалось не такой простой задачей, поэтому потребовало определённого времени.
- Что же Вы почувствовали? – спросил Афанасий Герасимович.
- Знаете, как это не странно, ничего, - ответила Матрёна Тимофеевна.
- Попробуйте ещё раз, помните, что наш основной принцип доводить начатое до конца.
Матрёна Тимофеевна повторила попытку, но она снова не увенчалась успехом.
- Вот видите, у вас проблема, которая существует у большинства современных людей, они говорят и делают, что-то не чувствуя при этом ничего. Иначе говоря, у них нет целостности, которая обеспечивает гармоничное внутренне состояние. И эта проблема существует повсеместно и человек говорит одно, делает другое, а чувствует третье, при таком стечении обстоятельств ни о какой согласованности психической деятельности речи быть не может, как Вы понимаете. Чтобы Вы достигли согласованности психики или другими словами конгруэнтности эти процессы должны быть согласованы.
- Но это не так просто, - возмутилась Матрёна Тимофеевна, - Ведь сама жизнь с её противоречиями приучает нас к этой несогласованности. Живи я на необитаемом острове, может быть, у меня и было бы всё согласовано. Но общество оказывает влияние на человека, что нельзя отрицать, и чем больше у тебя социальный статус, тем больше эта не согласованность, ведь человек привыкает к формальному общению и действиям, шаблон которых давно задан. Самый обыкновенный простой человек, не имеющий положение в обществе, может говорить то, что он думает и поступать соответствующим образом, а если Вы официальный человек со статусом, то извините, Вы не можете вести себя, так как Вам бы хотелось, надо держать себя в руках.
- Но вот то, что Вы держите себя в руках, играете свою социальную роль и является причиной Вашего невроза, нужно быть самой собой. Причина дисгармонии человеческой психики и заключается в том, что человек не может найти компромисс между своим внутренними желаниями и внешними ограничениями, которые устанавливает социум.
- А как я могу быть самой собой? - возмущённо выкрикнула Матрёна Тимофеевна, - Я – культурная, образованная женщина и не могу вести себя как «простая уличная девка», хотя, честно говоря, иногда даже очень хочется. Много времени в своей жизни я потратила, чтобы получить хорошее образование, родители уделяли большое внимание моему воспитанию. А теперь получается, что все мои усилия и усилия моих родителей были затрачены на то, чтобы сделать из меня невротика? Ведь получается, что все эти моменты служат не на благо человека, а на благо общества. И то, что впоследствии я получила хорошую работу и высокую должность, ещё больше загнало меня в невроз, ведь я не могу общаться и поступать, так как может себе позволить вести себя обыкновенная продавщица из продуктового магазина.
- Не совсем, - дослушав до конца с терапевтическим тактом, ответил Афанасий Герасимович, - Вы пытаетесь жёстко развести на два противоположных полюса: личное и общественное. И именно эта жёсткость приводит вас к напряжению. В жизни надо быть более гибким. Вы – это одно, социум – это другое, но нужно уметь лавировать между этими двумя структурами, не игнорируя общество, но и не забывая про себя. Если Вы живёте только общественной жизнью, то превращаетесь в конформиста, если думаете только о себе – то в эгоиста. А вот возможность установить компромисс найти «золотую середину» между конформизмом и эгоизмом создает из Вас психически здорового человека. Вот Вы недавно затронули проблему денег, а теперь, пожалуйста, подумайте и ответьте мне на такой вопрос «Вам действительно не хватает денег? Вы не можете себе позволить удовлетворить свои минимальные потребности» или «Вы считаете, что вам не хватает денег, так как у Вас их могло бы быть больше? И сравниваете свой уровень дохода с людьми, которые имеют больше денег?».
- Вопрос интересный, – задумчиво сказала Матрёна Тимофеевна, - Если сказать честно, то питаюсь я нормально, могу себе позволить хорошо одеться, жить мне есть где.
- Так кому же нужно то, чтобы Вы думали, что у Вас нет денег?
- Мне.
- Вам? Вы хорошо подумали? А не создаёт ли это противоречие с тем, что Вы ответили до этого.
Матрёна Тимофеевна призадумалась. Впервые этот вопрос ставил её в затруднение. Ответ был не так очевиден, как казалось прежде. Любой человек на подобный вопрос ответил бы достаточно однозначно, но не являлся ли этот ответ своеобразным шаблоном, которым пользовалось большинство людей. Подобное поведение создавало противоречие между желанием человека и его настоящей ситуацией. Матрёна Тимофеевна начинала осознавать то, что денег именно ей в жизни, которую для себя она же сама выбрала, ей хватало, но какие-то непонятные, буквально навязчивые мысли заставляли думать её, что это не так, и эти мысли настолько поглощали сознание, что не давали возможности успокоиться. Жизнь превращалась с постоянную мысленную погоню за чем-то тем, что у тебя нет, а может быть и никогда не будет. Желание иметь больше, не делая для этого абсолютно ничего, приводило в состояние нервного напряжения. И ещё больше усиливало это напряжение сравнение себя с окружающими, которые с её точки зрения жили лучше.
- Вы со мной? – спросил Афанасий Герасимович, видя, что его пациентка немного отвлеклась.
- Да, да, конечно, - ответила, улыбаясь, Матрёна Тимофеевна.
- Над чем Вы призадумались?
- Так, ни о чём.
- Действительно ли не о чём? – переспросил Афанасий Герасимович, - Помните, что мы говорили до этого, что для человека вполне естественно, чтобы его мысли соответствовали его словам и только в этом случае вы достигните согласованности Вашей психики. Говоря одно, думая другое, а делая третье – Вы всё больше погружаетесь в невротическое состояние. Этому сложно научиться, когда всю Вашу жизнь Вы делали по-другому и моментально это не приходит, но надо стараться и работать над собой в этом отношении. Постоянная работа над собой – вот залог вашего успеха.
- Я всё прекрасно поняла, - сказала Матрёна Тимофеевна, - В тот момент я задумалась над тем, о чём мы с вами говорили, о деньгах и том кому они нужны.
- И к какому же выводу Вы пришли?
- Я сейчас не могу ответить на этот вопрос, так как мои мысли достаточно обрывочны, и я чувствую, что я ещё не могу их полностью выразить.
- Мне показалось или я услышал в Вашей фразе слово «чувствую»?
- Да я именно так и сказала.
- А почему Вы употребили слово «чувствую», а не какое-то другое, которое можно было сказать в подобной ситуации, например «думаю», «считаю»?
- Вы меня вводите в заблуждение, я очень редко размышляю по поводу того, какое слово употребляю, - растерянно проговорила Матрёна Тимофеевна.
- Не надо ничего размышлять. Ведь мысль по своей природе глуха к зову сердца. Она не позволяет прочувствовать жизнь и насладиться ей, а только строит схемы, из которых на основании причинно-следственных связей строит свои рассуждения. Уделяя большое внимание образованию, Вы ещё больше заглушаете свои чувства, так как приучаетесь рассуждать в рамках двух противоположных этических категорий: хорошо и плохо. Иначе говоря: добро и зло. А никогда Вы не задумывались над тем, что когда учительница объясняет ученику, что так себя вести хорошо, хорошо ли это для него на самом деле? Или это хорошо, не для него, а для кого-то другого? И зачем вообще всплывает такая категория как «хорошо»? Что есть «хорошо»?
- Вы меня совсем запутали.
- Нет. Вы меня не понимаете. Я наоборот пытаюсь распутать то, как Вас запутали в детстве. Выбросите из головы все те установки, с которыми Вы живёте, освободитесь от них, и Вам станет легче. И то, что я Вам говорю, Вы не будете категорично воспринимать, а будете только принимать к сведению. Я не учитель и не поводырь по жизни, а только помощник, задача которого только направить Вас, чтобы дальше Вы могли жить сами. Многие приходят ко мне, чтобы я решил за них их проблемы, но я этим не занимаюсь, я лишь помогаю людям научиться самим решать свои проблемы. Иначе говоря, у многих есть инфантильная потребность в родителе, и эту потребность они проецируют на меня как на специалиста, и очень огорчаются, когда я не принимаю эту роль.
- Я тоже шла к Вам с вопросами, на которые ждала конкретных ответов, считая, что в этом и заключается помощь, - ответила Матрёна Тимофеевна, - Получается, что когда я считаю, что кто-то лучше меня знает, как мне выпутаться из паутины моих проблем, я ошибаюсь? И только сама я могу дать ответы на свои личные вопросы и разобраться в своих проблемах.
- Так точно. Суть психотерапии в том и заключается, чтобы дать Вам это понять, а не в том, чтобы конкретно ответить на все поставленные Вами вопросы. Научить каждого человека самостоятельно принимать решения и брать ответственность за все последствия принятого им решения является нашей задачей, иначе говоря, сформировать зрелую личность, которая не нуждается в помощи извне. Вспоминая слова Карла Роджерса, можно сказать, что психотерапия – это процесс естественного взросления.
- Это хорошо, но как иногда хочется, чтобы рядом оказался человек, который мог бы поддержать в сложную минуту, - не унималась Матрёна Тимофеевна, - За которым как говорят женщины было бы как за «каменной стеной».
- Женщины по своей природе – это очень противоречивые создания. Если вспомнить историю, то буквально недавно они с «пеной у рта» отстаивали свои права, иначе горя боролись за эмансипацию, а достигнув этого, они пытаются найти «сильного мужчину» и опереться на него. Но Вы понимаете, что одно отрицает другое, и эти две противоречивые позиции, не могут вместе сосуществовать. Из них Вы должны выбрать какую-то одну, но это не значит, что автоматически Вы должны отвергнуть другую. Они должны у Вас мирно сосуществовать, не подавляя одна другую. Но приоритеты должны быть чётко расставлены. Вы должны чётко знать, с каким мужчиной Вы хотите завести отношения и понимать, что у каждого мужчины есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Нельзя найти человека идеального во всём. Например, если вы предпочтёте человека делового, занятого и с хорошим доходом, то бесполезно от него ждать эмоциональности, хозяйственности, и чтобы он как можно чаще был дома.
- Соглашусь с Вами. Но мы женщины такие дуры, мы хотим всё во всё. Как говориться, чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил……
- Заметьте, что на «цветы» нужны деньги. И позволить сделать хороший подарок, может далеко не любой человек. За подарок должны платить как человек, который его дарит, так и человек который его получает. С точки зрения Фрейда стремиться сделать подарок тот человек, который ощущает за собой чувство вины, и чем больше это ощущение, тем дороже подарок. Желание дарить – это стремление сгладить чувство вины, иначе это инфантильное желание задобрить родителя, чтобы не потерять его. Затрачивая деньги на подарок, человек покупает внимание человека, оставшись без которого он боится оказаться беспомощным. Человек, который принимает подарок, является объектом скрытой манипуляции со стороны дарящего. То есть, бессознательно ощущая чувство вины за приём подарка, он вынужден смягчить свои требования по отношению к человеку принёсшему его. Получается, что «желание делать подарки» само по себе является невротичным и характеризует незрелую инфантильную личность.
- Это очень интересно. Возможно, вы и правы, но в нашем обществе заведено именно так, и никто не будет разбираться можете Вы сделать подарок или нет и какое чувство подсознательной вины Вы испытываете, но если его от Вас ждут то будут очень расстроены если вы обманите эти ожидания.
- Я с вами согласен. Теперь вспомните то, о чем мы с вами говорили до этого, что любой человек сам хозяин своих желаний и если он хочет следовать за общественным мнением – то это является его полным правом. Если его альтруистические потребности доминируют над эгоистическими, то он должен понимать, что чрезмерно тратясь на подарки, он ограничивает самого себя в потреблении и несёт за это полную ответственность. В жизни получается несколько иначе, человек делает дорогие подарки женщинам, а потом «плачет», что не может позволить себе купить машину. Элементарный математический расчёт говорит о том, что сумма денег затраченных на дорогие подарки в течение одного года равна цене интересующего его автомобиля.
- Рационально, - ответила Матрёна Тимофеевна, - Но как же это увязать с тем, что Вы говорили в отношении чувств, что человек должен руководствоваться не разумом, а чувствами?
- Очень легко, - ответил Афанасий Герасимович, чувствуя, что он начинает вести пациентку, буквально обескураженную новым знанием, - Достаточно вспомнить, что такое чувство. Чувство – это эмоциональное отношение к удовлетворению или не удовлетворению социальных потребностей. Исходя из этого, человек испытывает положительные чувства только при удовлетворении своих потребностей. Если Вы удовлетворяете свои потребности за счёт удовлетворения потребностей другого человека то испытываете положительные эмоции, а следовательно рационально и это для вас и Вашего психического здоровья достаточно приемлемо. Мы говорили о том, что человек удовлетворяя чужие потребности, делая подарок, отказывает в чём-то себе, отрывает от себя, а, следовательно, испытывает удовлетворение только от заглаживания своей вины. Вина по своей природе формируется в детстве при доминирующем влиянии родителей и воспитании чувства неполноценности у ребёнка. Движимый чувством неполноценности человек считает, что он не интересен людям и его единственным способом понравится им, является прельститься, задарить и т.п. По мнению психоаналитически направленного психотерапевта Карен Хорни – это невротическое движение к людям. Также и подарки – это невротическое движение к людям, вызванное чувством вины, испытываемым перед ними в момент отрывания их от «более значимых дел», или это символическая вина перед своим родителем. Эту точку зрения нельзя применять к тому случаю, когда Вы искренне хотите сделать человеку подарок и Ваше желание – это результат душевного порыва, а не сложившихся обстоятельств.
- Интересная вещь эта психотерапия, она рассматривает всё обычное под каким-то необычным углом и приходит к таким интересным выводам, которые простому неискушённому человеку могут показаться довольно забавными и даже, не побоюсь этого слова, смешными, - с усмешкой в голосе произнесла Матрёна Тимофеевна, - Вот например я довольно образованная женщина, имеющая несколько образований, но мне бы никогда и в голову не пришло рассуждать подобным образом. В этом отношение, наверно, я уподоблюсь обыкновенной серой массе, которая мыслит шаблонно и имеет общую точку зрения в отношении происходящего. Возьмём пример с подарками, я Вас внимательно слушала и даже позволила себе с Вами согласиться, так как, по моему мнению, в этом присутствует доля истины, но чтобы самостоятельно в результате собственных рассуждений прийти к подобному умозаключению, мне кажется чем-то нереальным. А если предположить что общественное мнение  более здраво отражает реальность, ведь оно тоже строится по каким-то законам и на основании исторического опыта, тогда можно прийти к выводу что мнение психотерапевтов является неправильным и погружает людей в иллюзии, которые данные специалисты пытаются просто навязать. Ведь доверившись Вам и приняв ваши взгляды, то есть извините не Ваши, а психотерапевтические, я буду в кругу знакомых казаться просто «чудачкой», которую поймёт очень малое количество народа, если вообще кто-то поймёт.
- Мы с Вами говорили по этому поводу, - ответил Афанасий Герасимович, откинувшись на спинку дивана и заложив руки за голову, то есть, приняв позу, которая демонстрировала его превосходство над пациенткой, - Выбор за Вами, Вы выбираете, как жить и какие взгляды разделять, но несёте полную ответственность за свой выбор. Можно быть как все и слиться с толпой и возможно за счёт этого получить её уважение, а можно оставаться индивидуальностью и за счёт этого быть не понятым большинством. Выбор за Вами. Но следует также понимать, что любая жизненная позиция имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Мы также говорили о том, что принимать какую-то крайнюю позицию нецелесообразно, по причине её неадаптивности в элементарных жизненных условиях.
- Что-то помаленьку я начинаю понимать.
- Вы всё поймёте, я в этом не сомневаюсь, - ответил Афанасий Герасимович, - Но полностью понять меня и принять эту информацию к сведению вам мешает сопротивление. Ещё старик Фрейд говорил, что человек приходит к психотерапевту не лечиться, а доказывать, что он прав и в этом отношении с ним не поспоришь. Даже в процессе нашего сеанса, насколько я заметил, со временем вы стали терпимее и внимательнее ко мне, чем в первые минуты приёма, когда Вы слушали только себя и пытались мне доказывать свою точку зрения. Сейчас всё изменилось. Вы стали больше прислушиваться ко мне, научились понимать, что помимо вашей собственной есть и другие точки зрения, которые тоже имеют право на существование. До этого Вы считали, что правы, в то время как все остальные определённо что-то не понимают и заблуждаются. И Ваш невроз и коренился на такой жёсткой установке. Вы всё время упоминаете о своём образовании, но это образование сыграло для вас плохую службу, так как ещё больше закостенило и без того жётские установки. Такая жёсткость приводит со временем к тому, что люди, которые вас не понимают, отворачиваются от Вас, а людей понимающих вас становится всё меньше и меньше. Заметьте, что люди не любят когда их насильно убеждают в чём-то люди любят сами убеждаться. Каждому хочется, чтобы он самостоятельно пришёл к той или иной точке зрения, а не чтобы её кто-то навязал. Поэтому срабатывает закон, согласно которому, чем больше Вы давите на человека, тем больше он сопротивляется давлению. В результате этого Вы всё равно ему ничего не доказываете, а только отталкиваете его от себя.
- Но если я умнее, у меня больше жизненного опыта? Я хочу просто, поделится этим опытом с другим человеком на благо ему.
- Запомните, что в этом мире любой взрослый глупее самого неразумного ребёнка, потому что тот не знает ничего и за счёт этого незнания способен выйти за пределы любых границ, которые сдерживают поведение взрослого. Имея внутреннее, необъяснимое разуму чутьё он способен радоваться жизни. И эта искренняя радость – самое ценное в нашей жизни, та радость, которой лишены многие взрослые.
- Всё это я прекрасно понимаю, но следовать этому порой очень даже непросто. Жизнь заставляет быть другим.
- Что значит заставляет? Никто Вас ничего делать не заставляет и не сможет заставить, если Вы не дадите своего внутреннего на то согласия, - с важностью в голосе проговорил Афанасий Герасимович и, сменив тему, продолжил, - Как не прискорбно об этом говорить, но время нашей встречи подходит помаленьку к концу. Так что давайте остановимся. За сегодняшний сеанс Вы получили много новой информации, поэтому Вам нужно её осознать, на это требуется время. А как только вы её осознаете, постарайтесь как-то использовать в своей жизни, иначе говоря, никогда не концентрируйтесь только на теоретическом познании. Любое знание должно быть практически использовано, иначе оно просто бесполезно.
- Спасибо большое, - сказала Матрёна Тимофеевна, доставая из сумки кошелёк и расплачиваясь за приём.
- Вам также спасибо, - ответил Афанасий Герасимович, принимая деньги и думая в глубине души как хорошо когда духовное, пусть медленно, но начинает перерастать в материальное.
 В то же самое время он ловил себя на мысли, что возможно его радость вызвана фиксацией либидо в раннем детстве на анальной стадии. Он радовался деньгам, которые с точки зрения психоанализа были видоизмёнными, социально приемлемыми экскрементами, которые от настоящих отличались тем, что были обезвожены и затвердели. Может, конечно, это не так, но судя по работам Шандора Ференци в этом нет никакого сомнения. Так что же получается, что радость деньгам – это сублимированная инфантильная радость, которую он, Афанасий Герасимович, сам испытывал в раннем детстве от задержки дефикации и тем самым манипулировал поведением своей матери в своих эгоистических целях. Он не понимал тогда, но удерживая каловые массы он вызывал гнев матери, а ослабляя анальный сфинктер и позволяя им выйти он вызывал радость матери. Это поведение закрепилось, и сейчас, когда взрослый Афанасий Герасимович экономит деньги и не хочет их тратить – это вызывает непонимание, гнев толпы. Наоборот когда он растрачивает деньги направо и налево, он вызывает радость окружающих людей. Когда он поглаживал с радостью заработанные деньги, он в символической форме размазывал по ладони свои испражнения. Как неприятно было об этом даже думать.
Афанасий Герасимович слишком хорошо знал психоаналитическую теорию, и это порой наводило на него ужас. Он старался гнать от себя эти мысли, но они навязчиво завладевали его сознанием и поделать с этим он ничего не мог. Иначе говоря, он был рабом своих знаний. А как же то, что он только что говорил своей пациентке? Получалось, что сам он не следовал тем законам, которые только что проповедовал. Но что с этим можно было поделать? Как достичь той согласованности или говоря умным языком конгруэнтности во всех видах своей деятельности?
Матрёна Тимофеевна минуя грязный, узкий коридор вышла на улицу. По какой-то неведомой ей причине коридор не показался ей таким не ухоженным, каким он был для неё утром. Возможно, она за период консультации усвоила то, что оценка окружающего есть её подсознательная проекция своего внутреннего мира. Зная эту особенность, сознание отказывалось признать окружавший непорядок, так как это автоматически означало признание свого внутреннего душевного неблагополучия. А кому хотелось осознать подобное? Тем более гордой надменной и самоуверенной Матрёне Тимофеевне. С такими мыслями она продолжала свой путь домой, благодаря судьбу за то, что ей попался такой умный, приятный и проницательный человек. Она думала как, наверно, счастлив был Афанасий Герасимович, ведь так мало людей, которые подобно ему, живя в ужасных материальных условиях, чувствовали себя королями.

19 января 2011 года





 


Рецензии