Сокровище природы весна 2004 года

1.
 Лето, солнце, луг, река!.. что ещё нужно юному экологу, чтобы провести летний отдых с пользой для ума и здоровья, не сдавая экзаменов и не выполняя домашних заданий. Так мыслят восемьдесят мальчишек и девчонок, ежегодно приезжающих на луг Щавелиха в летнюю экспедицию «Шерна».
          Среди них была и девочка Нина. Она приехала на луг в первый раз, но уже влюбилась в каждую травинку. Нина гуляла по лугу и размышляла обо всём, что произошло за этот день. Он начался обычно. На завтрак давали оч нь вкусную манную кашу. И хотя она оказалась очень горячей, но полезной и питательной. Затем на линейке ребят ознакомили с планом на день. Сначала у них были учебные классы, где они подробней узнали об окружающей их природе. Оказалось, что Щавелиха является заповедником, а в речке вода достаточно чистая и населённая, к тому же, множеством различных живых организмов. После занятий все пошли купаться на Шерну. Купались долго, а потом побежали к роднику, чтобы попить живительной ключевой водицы. Обед был очень сытным, поэтому многие после него отправились в палатки поспать. Нина спать не пошла, и вместе с несколькими ребятами и вожатой стали готовиться к вечерней программе. Тема её была «Птицы». Свой отряд ребята решили назвать «Совы». Они придумали девиз, нарисовали эмблему и … заняли первое место.
          Нина отходила от палаточного городка, всё больше погружаясь в высокую траву. Вскоре шум начавшейся дискотеки оказался позади, и всё вокруг наполнилось чудесным пением птиц. Нина, слушая музыку природы, сплела венок из полевых цветов.
          Внезапно на горизонте появилась неопределённая фигура. Нина прибавила шагу и через несколько секунд оказалась лицом к лицу с прекрасной девушкой. Она была в русской рубахе и босиком. Её длинные волнистые волосы ниспадали до пояса, и лёгкий ветерок раздувал их. Брови у девушки были тонкими и тёмными, под ними были ярко-голубые глаза, обрамлённые венцом  из длинных пушистых ресниц. На голове у девушки красовался венок из луговых цветов, как две капли воды похожий на венок Нины. Она заговорила, и голос у неё оказался звонким и приятным:
          -Здравствуй, Нина! Ты, конечно, не знаешь меня. Меня зовут Щавелиха, я царица этого луга. Он назван в мою честь. Это только преподаватели решили говорить, что название произошло от слова «щавель». Я рассказываю вашим руководителям все тайны моего луга, а они передают их вам. Но для тебя, Нина, я припасла секрет, который кроме меня не знает никто. Взрослым я его доверить не могу, потому что они меня не поймут. Ты очень юная и поэтому готова к приключениям. Это задание потребует от тебя серьёзности и сообразительности. Так вот, слушай.
          Девочки сели на траву, и Щавелиха заговорила вновь:
          -Под палаткой номер тринадцать находится тайный подземный ход, ведущий к несметным сокровищам. Каким – ты узнаешь позже. На пути у тебя будут препятствия и даже опасности. Но не бойся! Я уверена, ты хорошо со всем справишься! Чтобы тебе не было страшно, с тобой пойдёт моя лучшая подруга Вероника. Вероника, милая, подойди, пожалуйста, сюда!
          На зов Щавелихи вышло нечто красивое и неправдоподобное. К девочкам вышел цветок Вероники Длиннолистой, но ростом с восьмилетнего ребёнка.
          -Здравствуйте, девушки! Я – Вероника. Щавелиху я знаю, а как зовут тебя, девочка?
          -Нина, - робко ответила девочка.
          -Не бойся меня, - ободряюще сказала Вероника. – Я помогу тебе в любой ситуации! А сейчас нам пора в путь. До свидания, Щавелиха!

                2.
         
           Нина и Вероника быстрым шагом направились к палаточному городку. Подойдя к тринадцатой палатке, девочки стали думать, как попасть в подземный ход. Но Вероника знала секретное слово. Подруги незаметно проникли в палатку. Вероника что-то быстро пробормотала, и в середине пола образовался квадратный люк.
          -Я пойду первой, - смело сказала Нина. – Если возникнут проблемы, я тебя оповещу.
          -Ладно, - ответила девушка-цветок. – Удачи!
          -Да, удача нам не помешает! – улыбнулась Нина.
          С этими словами она прыгнула вниз. Через некоторое время снизу раздался бодрый голос Нины:
          -Вероника! Всё в порядке! Прыгай, не бойся, здесь лежит что-то мягкое!
           Успокоенная словами Нины, Вероника прыгнула вниз. Полёт оказался долгим, а на дне лежало нечто очень мягкое и тёплое.
          -Как хорошо, что я взяла с собой фонарик! – сказала Нина, включая карманный прибор.
          Внезапно подземный коридор огласил визг Вероники:
          -А-а-а-а-а-а-а-а!!! Это же медведь!!!
           Нина увидела, на что они приземлились, и чуть было не умерла от страха. В двух шагах от путешественниц лежал медведь, размером с кита. Внезапно он заговорил:
          -Привет вам, юные леди! Спасите меня!
          -А что с тобой случилось? – спросила опешившая Нина.
          -Однажды я хотел напугать одну из ваших преподавательниц. Я тщательно продумал план, но умница-Щавелиха разгадала мои каверзные замыслы и заточила меня в это подземелье. Я сижу здесь уже пятый месяц. Девочка сказала, что выйду я отсюда только тогда, когда кто-нибудь найдёт клад.
          -Какая она жестокая! – хором воскликнули девочки.
          -Нет, что вы! Я сам виноват! – начал оправдываться Топтыгин. – Щавелиха по шесть раз в день присылает мне еду. Видите, какой я стал? Кстати, меня зовут Бальтазар. А как зовут вас?
          -Меня Нина, а девушку-цветок зовут Вероника, - ответила Нина.
          -Очень приятно! – сказал Бальтазар. – вы мне очень понравились, и я хочу дать вам совет. Идите только прямо, не сворачивая. В дорогу я дам вам бочонок мёда и туесок малины. Не сорите здесь, пожалуйста!
          -Спасибо тебе, Бальтазар! Скоро ты выберешься отсюда! – пообещала Нина. – До свидания! Пойдём, Вероника!
           Девочки взялись за руки и смело пошли вперёд, жуя сладкую малину.
               

                3.
         
            Не прошло и пяти минут, как на пути девочек возникла кирпичная стена.
           -Здесь тупик! Нужно идти обратно! – отчаялась Нина.
           -Нет, путь дальше есть! – упрямо заявила Вероника. – Мне говорила о нём Щавелиха. Нужно нажать на седьмой слева и пятый снизу кирпич, и тогда мы сможем идти дальше!
           Девочки быстро отыскали нужный кирпич, нажали на него и стали ждать. Внезапно кирпич выдвинулся и опустился немного вниз. Из углубления выкатилась миниатюрная красная ковровая дорожка, а по ней проскакала вниз лягушка в песцовой мантии и спросила:
           -Вы, конечно же, ищите клад?
           -Да, мы ищем клад! – с вызовом ответила Вероника. – А кто вы?
           -Я королева этого подземелья, и клад принадлежит мне. По закону я не должна вас туда пускать, но вы мне очень понравились. Если отгадаете мою загадку – пойдёте дальше. Нет – извольте повернуться и уйти. Вы готовы?
           -Да!
           -Ну, тогда слушайте! Я хочу проверить твою смекалку, Нина!
           И лягушка прочитала им такую загадку:
               
                Название какого города состоит из
                одного мужского имени и ста женских?
          
            Внезапно Нина громко засмеялась.
            -Это же простая головоломка! – с улыбкой сказала девочка. – Дайте мне пять минут, и я скажу Вам ответ!
           Пять минут ожидания и раздумий привели подружек к неоспоримой победе. Когда Нина отгадала загадку в уме, она удивлённо спросила:
            -А откуда Вы узнали, уважаемая королева, что моя бабушка живёт именно в Севастополе? Ведь слово «Севастополь» является ответом на ваше задание.
            -Я прекрасно знаю, что завтра начнётся проливной дождь. Я это чувствую.
            -Я знаю, что вы это знаете, - нетерпеливо сказала Нина. – Но Вы не ответили на мой вопрос.
            -Если честно, я не могу на него ответить, потому что сама не знаю ответа. Но я хочу спросить, почему ты променяла солнечный Севастополь на дождливый экологический лагерь?
            -Во-первых, я не променяла, а выбрала, а во-вторых, я люблю свою Малую Родину и всегда буду её любить и заботиться о ней. Я буду писать её историю и следить за её экологическим «состоянием здоровья»! – с гордостью ответила Нина.
            -Ты просто молодец! – с радостью воскликнула королева. – Именно такого ответа ждала я от тебя. В ответе на первую загадку я не сомневалась, но на загадку вторую может ответить только человек, у которого есть цель в жизни. Удачи тебе, Нина! До свидания!
            -Спасибо Вам, милая королева! До свидания! – хором попрощались девочки.
             Лягушка прыгнула за стену, «кодовый» кирпич принял свою прежнее положение, и стена отъехала влево, открывая девочкам путь вперёд.
               
                4.
            
             Путницы шли, уплетая за обе щёки подаренный Бальтазаром мёд. Затем они решили отдохнуть и присели возле стены. Неожиданно пещеру огласил страшный рёв, а из-за поворота показался огромный волк.
              -Девочка Нина, - произнёс с рычанием волк. – Брось этот бочонок на землю, тогда ты засоришь этот коридор и больше никогда не станешь хранителем природы. А я тебя за это перенесу в сокровищницу через все препятствия!
              -Волк, брось свои шутки, - уверенно сказала Нина. – Ты – санитар леса. Я – санитар природы. Следовательно, мы – единомышленники. Я никогда не стану загрязнять природу! Ты лучше скажи, кто приказал тебе охотиться за нами?
              -Её величество Экологическая катастрофа! – воскликнула до сих пор молчавшая Вероника. -  Я знаю её и всех её соратников. Это она разрушает озоновый слой, это она поджигает леса и торфяники, это она заставляет людей мусорить и рвать полевые цветы, загрязнять реки и озёра!
              -Замолчи, глупый цветок! – с угрозой в голосе произнёс волк. – Экологическая катастрофа не порождает все эти ужасы, а люди их создают. Пока люди не поймут, что они творят, власть Экологической катастрофы будет расти. Но такие, как вы, юные экологи, победят её, и на Земле воцарится понимание, уважение и экологически благоприятная обстановка! А теперь я должен идти! Помните, вы – спасители мира. Оставайтесь такими всегда и боритесь за свои права! Прощайте!
               -Милый волк, спасибо тебе за совет, - сказала Нина, ласково поглаживая волка по голове. – До свидания!
               Девочки ещё долго смотрели ему вслед, а потом отправились дальше, чувствуя, что клад где-то рядом.

                5.

                Путешественницы дружно шли вперёд. Внезапно тоннель стал уходить вниз. Подружки быстрым шагом двигались по покатой тропинке, пока не остановились перед огромной деревянной дверью, запертой на чугунную щеколду.
                -Давай попробуем её отодвинуть! – с уверенностью предложила Нина. – Я думаю, что этот замок лишь для вида такой массивный. Смотри!
                Нина подошла к двери и одним пальцем, легко и свободно, отодвинула тяжёлый засов.
                -Сила мысли – самая могущественная в этом мире! – сделала вывод Вероника. – Теперь я в этом убеди…
                Она не успела договорить, как вдруг подземелье содрогнулось от громкого голоса.
                -Зачем тебе этот клад, Нина? – вопрошало бестелесное существо. – Он может тебя сильно разочаровать. Стоит ли тратить на это время? Настоящий клад у тебя уже есть – это твой ум! Ты отличница, краевед, эколог, спортсмен, да и просто надёжный друг. К чему тебе сокровища? Возвращайся назад!
                -Ни за что! – ответила Нина. – Если клад может меня разочаровать, то я хочу взглянуть на него лишь из интереса. Я знаю, ты – наш друг, и плохого ты не посоветуешь. Открывай эту дверь, мы готовы!
      
                6.

                Дверь распахнулась, и девочки, по пению птиц, поняли, что вышли из подземелья. Но, как ни странно, оказались путешественницы возле знакомого им родника.
                -Насколько я понимаю, - спокойно начала Нина, – наш путь на этом заканчивается?
                -Думаю, что да. Щавелиха говорила мне только о деревянной двери, а что за ней – она говорить не стала, - неуверенно ответила Вероника.
                -Мы с тобой молодцы, Вероника! – ободрила Нина цветок. – Но я хотела бы увидеть то, к чему мы стремились, спустившись в подземелье. Это, разумеется, клад!
                -Ква-ква-кватит вам церемоний! – заговорил лягушонок, плавающий в родниковой воде. – Наша мама – кваролева подземелья – велела нам сквазать вам, что клад – это вот этот родник! Ква!
                -Мы шли через всё подземелье, чтобы полюбоваться на водичку, которую видим по сто раз на дню и при желании могли бы дойти до неё за две минуты! – гневно закричала Вероника.
                -Успокойся, подружка! – спокойно посоветовала Нина, после чего любезно добавила, - Спасибо тебе, лягушонок, за подсказку. Кстати, у твоей мамы нет уже лягушачьего акцента. До свидания, малыш!
                Лягушонок королевских кровей весело запрыгал в сторону речки и вскоре скрылся из виду.

                7.

                Погода за считанные секунды испортилась. За несколько метров от девочек, в маленький бугорок внезапно ударила молния, что является очень нехарактерным, учитывая то, что родник находится в овраге. В бугорке образовалась трещина, из которой постепенно начал появляться коричневый газ с резким запахом сырости. Когда этого газа вышло достаточное количество, он стал принимать форму женщины в длинном платье и короне.
                -Добрый вечер, девушки! – поприветствовала подруг женщина. – Можете не представляться. Я знаю вас. Вы Нина и Вероника, ищите неизвестный никому клад. Я – дух Земли, Королева почв. Этот родник и есть клад, потому что я забирала его себе несколько лет назад. Я боялась, что он пропадёт совсем из-за засухи, да и мне самой катастрофически не хватало воды. Мне не хотелось возвращать его людям, но когда я поняла, какие здесь живут люди, что они делают на благо родной природы, моей матери, я решила обрадовать их возвращением целебной воды. Теперь он лечит не только организмы юных экологов, но и их сердца и души. Все эти ребята добрые, понимающие, умные и ответственные.
                -Спасибо Вам, Дух Земли, - сказала Нина. – Вы открыли глаза мне и Веронике на очень многие вещи. Раньше я считала кружок юных экологов лишь коротанием свободного времени, а теперь поняла, что я ответственна перед лицом природы, что никогда не должна буду бросать этого полезного дела. До свидания!
                -Я очень рада, что ты всё это поняла, - сказала королева. – Вероника поймёт это лишь тогда, когда станет исчезающим видом. Прощай, девочка Нина! Развивай свои таланты и совершенствуй возможности!
                Газ в мгновение ока растворился. Нина повернулась к Веронике и заговорила:
                -Вероника, милая, не пытайся всего этого понять. Я хочу, чтобы ты жила прежней беззаботной жизнью, а из этого путешествия оставила в памяти воспоминание обо мне. Знай, что у тебя всегда есть верный друг в моём лице! Прощай!
                -Спасибо тебе за всё, Нина! – со слезами воскликнула Вероника. – Я всегда буду помнить о тебе и гордиться такой подругой, как ты! Прощай!
                После этого Вероника пошла обратно по тоннелю, но её догнала Нина.
                -Вероника, постой! – кричала Нина. – я хочу спросить тебя кое о чём! Я хочу спросить, какое слово ты сказала в тринадцатой палатке, чтобы открылся проход?
                -«Мир», - с улыбкой на заплаканном лице сказала Вероника.


2004


Рецензии