Иов. На пути возвращения

Иов. На пути возвращения
Михаил Шанидзе
Однажды один из друзей подарил мне книжку о книге Иова. На следующий день, летя в самолете домой, я ее прочел. Книжка меня заинтересовала, но не более того. Но появилось желание прочесть саму книгу Иова. И эта ветхозаветная история произвела на меня неизгладимое впечатление. Я был потрясен верой и мужеством этого несгибаемого человека. И я провел не одну бессонную ночь, пропуская череду успехов и злоключений своей жизни через призму страданий и прозрения Иова.

У меня возникло непреодолимое желание изложить свои мысли на бумаге. Сначала мне хотелось написать некоторое переплетение истории моей жизни с книгой Иова. Но потом я подумал, что моя жизнь - это мое частное дело, и что я не настолько велик, чтобы сравнивать свою жизнь с судьбой Иова. Разный масштаб! И поэтому я решил написать только о том, что я извлек из этой замечательной  книги.

Итак:

«был человек в стране Уц, имя его Иов, и был человек этот
непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла»

и мы понимаем, что Иов совершенно замечательный человек, может быть один самых лучших в своем мире. У него 7 сыновей, три дочери, замечательная семья, богатство, уважение окружающих. Он крепко стоит на ногах, он твердой рукой управляет семьей и своим богатством, не забывая при этом и о Боге. Он выполняет все, что требует религия. Он великодушен и совершенно самодостаточен! И как крепкий хозяйственник, ведет учет своих доходов и расходов, ну и заодно ведет учет своих богоугодных дел, и, при случае, даже предоставляет этот список Богу. И это настораживает! Как то нехорошо предъявлять Богу счет!

В начале отношение Иова к Богу больше напоминает отношение хорошего налогоплательщика к государству, а не богобоязненного человека к Всевышнему. Хороший налогоплательщик имеет бизнесы, выполняет законы, платит налоги и за это пользуется уважением общества, и вправе рассчитывать на защиту и заботу государства. А если он еще и жертвует что то, то может требовать снижения налогов. При этом государство существует само по себе, а гражданин сам по себе, вспоминая друг о друге только при определенных обстоятельствах, не очень обременяя друг друга. Также и Иов. Он самодостаточен, богобоязнен и выполняет все необходимые обряды. Он творит добро. Но творя их, выполняя обряды, Иов считает, что он уже вправе рассчитывать на любовь Бога.

Но с богом это не работает! Все, что есть у Иова, дано ему Богом. Бог дал ему великую душу - и поэтому он великодушен! Бог дал ему огромное богатство, и поэтому он богат! Но на самом деле он только хорошо управляет данным ему богатством, и делая добрые дела, он отщипывает малую толику от того, что дал ему Бог.

Да, Бог его любит, и поэтому он здоров,

Бог его любит, и поэтому у него замечательная семья,

Бог его любит, поэтому к нему и уважение окружающих.

И перераспределяя данное ему Богом, Иов вполне уверен  в своей праведности и любви к Всевышнему. Но это не то, что нужно Богу! Все, что делает Иов, радует душу самого Иова, тешит его самолюбие, но духовно он от Бога далек и не понимает этого! И, как мне кажется, именно это непонимание, эту слабину мировоззрения Иова, и угадал Сатана!

Сатана! Он же Диавол, он же Лукавый, он же Змей, и еще каких только у него нет имен! Но странно – в Библии он упоминается очень и очень редко. И мне очень захотелось разобраться -  кто же это такой, что за злодей, и откуда он взялся. Почему он почти на равных говорит с Богом? Почему он может предложить Богу испытать Иова и  Бог соглашается? Почему ему было позволено соблазнить Адама и Еву? Вопросы, вопросы..... И мне почему то показалось важным разобраться с Сатаной: я подумал, что это поможет понять происшедшее с Иовом.

До этого мое знакомство с Диаволом ограничивалось Мефистофелем Гете. Сам себя Мефистофель иронично определяет как

...часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.

А может, это никакая не ирония, а самая настоящая правда? Великий Гете словами не бросался! Очень хотелось бы разобраться кто же этот злодей на самом деле!

Впервые он встречается в Библии под именем Змея в Эдемском саду, где соблазнил Еву откушать плод с дерева познания, с чего и начались злоключения человека (в том числе все случившееся с Иовом тоже отдаленный результат того соблазнения)

Мы знаем совершенно точно, что все сущее, в том числе и вершина его творения – человек, создано Богом. Значит и Диавол, и дерево познания тоже творения Бога. Если бы Бог категорически не хотел, чтобы Адам и Ева попробовали запретный плод, он мог бы вообще не создавать это дерево, или мог сжечь его, засушить, сделать бесплодным, в конце концов обнести колючей проволокой, но он этого не сделал. Он просто предупредил, чтобы не ели плода с этого дерева. Говорят, что история не имеет сослагательного наклонения. Но все же предположим, что запретный плод остался бы нетронутым. И тогда по Эдемскому саду бродили бы два вечно счастливых голых существа, не знающих ни трудов, ни забот, и даже не понимающих, что они разнополые, и что это тоже для чего-то создано Богом. И не о чем им было бы разговаривать, и не развивались бы они совсем! Не думаю, что этого хотел Бог! И как раз я вижу величие его в том, что он, ничего не запрещая и не заставляя, всегда дает возможность выбирать. И в этом его любовь и уважение к человеку.

Мне пришли на память опыты с крысами, которые проводились в Институте Биологии в Пущино в 70-е годы прошлого века: большое помещение делилось пополам сплошной стеной с крошечной дырочкой, сквозь которую крыса могла с трудом пролезть. Одна половина представляла из себя настоящий крысиный рай: - там было тепло, сыро, масса всяких укромных уголков, вдоволь еды и воды, вторая же половина представляла из себя огромное, совершенно пустое и очень ярко освещенное пространство, где крысе вообще делать нечего, абсолютный для нее ад. Так вот, сколько раз ни повторялся опыт, сколько крыс не меняли, итог был один – крыса всегда выходила в свой ад. Боялась, дрожала, но выходила! Она хотела знать: что там! У нее была возможность выбора, и она ее реализовывала. Неосознанно, но реализовывала! Крыса хотелось узнать – и она узнала! Потом она, конечно же, возвращалась в свой крысиный рай, но ужу осознанно. Она сделала свой выбор!

Точно так же возможность выбора была и у Адама с Евой, обладающих разумом и спосoбных принимать осознанные решения. Только они еще этого не знали. Потому что это было впервые. Их надо было подтолкнуть! И вот для этого и появился Змей. Eсли бы Бог этого не хотел, то соблазнитель не появился бы! Сделать это для Бога при Его всемогуществе не составило бы никакой проблемы. Но Бог допустил Змея к Еве! И если бы Адам и Ева не захотели бы, никакие уговоры Змея не заставили бы их отведать запретный плод. После речей Змея они поняли, что у них есть выбор – жить счастливой беззаботной и бездумной жизнью в Раю, ничего не зная и ничего не желая узнать, или выбрать второй путь, страшный карой Бога, полный неизвестности и страданий. И они выбирают второй путь! Вроде бы Змей победил. Но так ли это? Конечно же нет!

Я считаю, что пытаясь сотворить зло, он сделал добро. Останься наши прародители в Раю, мозг бы их атрофировался от безделья и бездумья, как атрофируются без нагрузки и становятся дряблыми мышцы. Правда, однажды в человеческой истории наступил такой момент, когда Змей казалось бы уже был близок  к победе, ибо накопилась такая невероятная сумма греха, что без помощи извне с бедой было бы не справиться. И тогда Бог послал на Землю сына своего Иисуса Христа, который принял на себя эти грехи и кровью своею искупил их. И сегодня верующий человек знает, что он не одинок в этом мире, что у него есть защитник и спаситель. И поэтому сегодня  человек смело идет дорогой познания, часто ошибаясь, греша и каясь, и снова греша, но идет вперед, и в конце концов он снова придет к Всевышнему, но уже не слабым и бесполым, а могучим и одухотворенным, с сердцем наполненным Богом.

А где же Лукавый? Да везде! Опять соблазняет, опять плетет интриги, стараясь отвести человека от Бога. И человек снова и снова попадает в его сети, и снова и снова выпутывается из них. И каждый такой выпутавшийся из сетей Дьявола - это очередная победа человека, это очередной его опыт, очередное достижение, и в этом я вижу добро, которое творит Сатана, всему желая зла. И история Иова одна из его интриг. Кстати, вы не задумывались, почему был выбран именно Иов? Да потому, что Иов Лучший! И если Сатане удалось бы сломить Иова, то остальные сломались бы сами. Поэтому и был выбран Иов в жертву.

Вернемся к книге Иова, к самому началу интриги, хитроумно сплетенной Сатаной

Разве даром богобоязнен Иов?

И за этим вопросом начинается обычная клевета, какую нередко можно встретить и сегодня – Сатана обвиняет Иова в меркантильности, неискренности, чуть ли не в продажности – якобы Иов богобоязнен и праведен не бескорыстно, а за те блага, которые Бог выделяет ему. И тут, как мне кажется, опять очень непростая ситуация. С одной стороны Бог мог бы просто одернуть клеветника, он ведь точно знает, что Иов по настоящему честный и богобоязненный человек, именно за эти свои качества и выделенный Им среди других, а не наоборот. Т. е. Иов сначала имел эти замечательные качества и за это Бог его выделил; Сатана же утверждает, что сначала Бог выделил Иова, а за это Иов изображает из себя праведника. Идет манипуляция фактами, жонглирование словами.

Не могу удержаться, чтобы не привести пример сегодняшних козней Сатаны. Пару дней тому назад слушаю предвыборную речь сенатора Маккейна. В этой речи он затронул проблему взаимоотношений с Россией. В частности он сказал, что Россия снова ведет мир к холодной войне, что она ведет себя с соседними странами так же, как это делал Советский Союз, что они совершенно не считаются с мировым сообществом, и что он сделает все, чтобы поставить Россию на место. Но в то же время он понимает, что лучше не сориться, а всего достигнуть путем мирных переговоров. На следующий день читаю на русском сайте Lenta.ru заголовок крупными буквами: «Сенатор Маккейн поддерживает Россию», а дальше уже где-то в тексте написано «хотя и имеются некоторые разногласия». Чем не манипуляция фактами, чем не жонглирование словами?

Вернемся к Иову. Бог конечно же понимает, что это козни. Бога обмануть нельзя! Но он хочет преподать урок и Сатане, и Человеку. И сказал Господь Сатане:
 
вот, всё, что у него, в руке твоей;
только на него не простирай руки твоей.

И начинаются страдания Иова. Ни в одном творении мировой литературы нет такого страшного описания страданий, как в этой книге! По сути, книга Иова - это книга человеческого страдания, человеческого горя, человеческой стойкости и человеческой надежды. В один день Иов лишается всего. Со всех концов получает он трагические известия. Рушится благословение Божие, — погибает потомство, сгорает богатство. Но несчастья свои Иов встречает невероятно мужественно, произнеся знаменитые слова, и сегодня, спустя тысячелетия, вызывающие огромное уважение к этому несчастному человеку; слова, дававшие надежду тысячам и тысячам несчастным жертвам Холокоста, фашистских и гулаговских концлагерей, ужасов геноцида  и множества других трагедий :

...наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь.
Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

Не оправдались ожидания Сатаны, не согрешил Иов, не произнес ничего неразумного о Боге!

Велико разочарование Сатаны, но он не хочет признать свое поражение и опять гнет свое:

все это, что исчезло теперь у Иова, есть лишь ценность внешняя;
но вот коснись самого его, благословит ли он тогда Тебя?

И Бог продолжает свой урок.

И сказал Господь Сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги...

И неугомонный Сатана насылает на Иову проказу. Кто не знает - это страшная неизлечимая болезнь, уродующая до неузнаваемости человека, приносящая жуткие физические и моральные страдания, но...не смертельная. Прокаженный обречен мучиться всю жизнь. В 1981 году я был в командировке в Индии, в городе Мадрасе. В то время у индийского правительства не было денег на здравоохранение (покупали танки у Советского Союза), и поэтому закрыли лепрозории (у проказы есть другое название – лепра, а больницы для прокаженных называются лепрозориями). В Мадрасе находится самый лучший в мире пляж – на берегу Индийского океана, в ласковых волнах которого можно купаться круглый год, тянется сорокамильная полоса чистейшего песка шириною 200–800  метров. Так вот – на этом пляже не купаются, не загорают, не слышен детский смех... Там поселились прокаженные! И я их видел во множестве. Зрелище не для слабонервных! И поэтому я могу представить себе, каков был Иов, и для чего ему нужна была черепица. Но ведь к физическим страданиям добавились и моральные! В одночасье самый уважаемый человек превратился в изгоя, так как в те невежественные времена прокаженные изгонялись из мест обитания, им не разрешалось общаться с людьми.

Вы можете себе представить, что Сатана сделал с этим человеком для того, чтобы извлечь из него хулу на Бога? Но и это оказывается не все. Как говорится, беда не приходит одна. Появляется жена несчастного, которая, очевидно, не может без содрогания видеть всего происходящего с мужем. Видя какие невыносимо страдает Иов, она умоляет его:

Ты все еще тверд в непорочности твоей!
Похули Бога и умри!

И снова Иов выстоял, не обвинил Бога в своих страданиях, а его знаменитый ответ жене и сегодня, по моему, знают все, и не только верующие:

неужели доброе мы будем принимать от Бога,
а злого не будем принимать?

Здесь мы воочию видим удивительное состояние духа  ветхозаветного праведника, состояние, которое, скажем прямо, редко кому в полной мере доступно, даже из современных христиан. Это состоянии духовного экстаза является высшим проявлением духа. О нем знают многие, но к себе не прилагают, и не стремятся приложить. Говоря о себе, я, совершенно искренне, положа руку на сердце, могу сказать, что до сих пор я над этим даже не задумывался. И только внимательно прочтя эту часть книги Иова я понял, что это состояние есть признание того факта, что ты не один, что у тебя есть Отец, у тебя есть Бог, и все, что совершается в мире, все что совершает или не совершает Он, делается для человека «своим», «родным», я бы сказал «необсуждаемым», принимаемым как данность. И если кто-нибудь из людей может восстать на Бога из-за несчастья в мире, значит он не принимает Бога и, следовательно, не признает Божий мир своим миром. Человек призван участвовать в жизни этого мира, как сотрудник Божий. Суд же и управление миром принадлежит Богу, потому что он несоизмеримо мудрее, справедливее и могущественнее человека. Бог всегда знает, что надо, и что не надо. Вот эту тайну познания наличия у тебя Великого Отца, безоговорочного приятия страданий больного, еще не преображенного мира, — удивительно открывает книга Иова.

Что же, и снова Сатана потерпел поражение. И похоже, что дальше ситуация вообще вышла из-под его контроля. На всем остальном протяжении книги Сатана даже не упоминается. Но это вовсе не означает, что страдания Иова на этом закончились. Его постигает новое испытание – к нему приходят его друзья - Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софарь Наамитянин, сошедшиеся,
 
«чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его».

Я говорю «испытание», потому что сострадание вещь очень деликатная. Для того, чтобы не усугубить страдание, сострадающий должен сам иметь не меньший опыт страдания, иначе все его слова будут мертвыми, в лучшем случае бесполезными, а чаще приносящими еще большие страдания. Как если бы пытаться солью уменьшить боль в открытой ране. Пытаясь утешить Иова, тончайшие нюансы страданий которого им недоступны в силу их благополучия, друзья его ведут себя как слон в посудной лавке.

Друзья Иова тоже очень хорошие люди, такие же, как и Иов в начале книги. Но сегодня между ними бесконечное различие: он нищ и прокажен, они по-прежнему богаты и здоровы. Как тут не вспомнить народную пословицу: «Сытый голодного не разумеет»? Они до сих пор находятся в плену ветхозаветного заблуждения, что Бог просто так не наказывает, что наверняка у Иова есть какой-то тайный грех, в котором он не хочет сознаться, и призывают его признаться и покаяться. И это приносит Иову дополнительные страдания:

На ветер пускаете слова ваши.
Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему.
Но прошу вас, взгляните на меня; буду ли я говорить ложь пред лицом вашим?
Пересмотрите, есть ли неправда? Пересмотрите, — правда моя.
Есть ли на языке моем неправда?
Неужели гортань моя не может различить горечи?»

Иов не понимает, в чем его прегрешения перед Богом, и искренне надеется, что друзья помогут ему разобраться в этом. Иов готов каяться, Иов искренно хочет служить Богу. Он ведь уже служил Ему! Но на тернистой дороге его устремления к правде, на которой его постигла эта ужаснейшая трагедия, друзья еще больше запутывают его, еще больше заводят его в тупик. Друзья Иова чистой воды догматики, они в силу своего туннельного мышления не в состоянии понять всей сложности земных траекторий Бога. Иов чувствует это, и снова апеллирует к Богу:

«Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков!
Зачем ты поставил меня противником Тебе, так что я стал самому себе в тягость?
И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего, ибо вот я лягу в прахе; завтра поищешь меня и нет меня»

Это даже не слова, это пронзительный вопль истерзанной души! Слезы наворачиваются на глаза от этих слов. И что же несчастный получает в ответ? Опять все тот же тупой ответ:
 
И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: «Долго ли ты будешь говорить так? Слова уст твоих бурный ветер»!..

Представляете? Ответ этот есть синоним современного выражения «Зря сотрясать воздух»! Хороша поддержка, не правда ли? Понимаете, в чем разница между Иовом и его друзьями? Они остались там, в прежней сытой жизни, и им не хочется никаких перемен. Раз Иов наказан, значит он грешен и должен каяться. Наверняка у него есть какой ни будь грешок. Мы же не наказаны, значит Бог признает, что мы безгрешны, и нам хорошо, и поэтому ничего не надо менять. Вот такие примерно мысли роятся в их головах. Поэтому они чувствуют в этих словах Иова только недоумение. И поэтому не чувствуют, что нравственно Иов уже очень далек от них, что он не просто принимает случившееся как кару божью, что он уже жаждет понять Истинного, Реального Бога, а не какое-то его абстрактное проявление, имеющее место в головах его друзей. Иов не спорит против того, что

«... злодеи в конце концов наказываются, а праведные познают и чувствуют плоды правды в душе своей, в радости своей».

Но друзья не понимают, что он, в то же время, познает и нечто другое, что им не видно.

Отвечал Иов и сказал: «Правда, знаю, что так, но как оправдается человек перед Богом? Если захочет вступить в прения с ним, то не ответит ему ни одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силой; кто восставал против Него и оставался в покое?»

И далее

«Кто скажет Ему: что Ты делаешь?
Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни. Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова перед Ним?
Хотя бы я прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судью моего.
Если бы я воззвал, и он ответил мне, — я не поверил, что голос мой услышал Тот,
Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны».

Иов познает тщетность всех своих слов; но в нем уже живет сознание его сосуществования с Богом, и поэтому он считает себя вправе, как Человек, задавать вопросы, искать и разрешать недоумения. Иов хорошо понимает, что

 «если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня»,

и что

«если я невиновен, то Он признает меня виновным».

Конечно, несчастный уже предполагает, что может в чем-то и виноват, но, как человек, сознает, что может не понимать причину своих страданий. И здесь Иов говорит удивительное слово, выражающее одну из тайн его сыновней души перед Богом. Он говорит:

«Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас».

Вы можете себе представить? Удивительнейшие слова! За две тысячи лет до Рождества Христова, нищий, прокаженный старик предсказывает то, в чем так жизненно нуждается человечество, и что должно совершиться. Он догадывается, что падший мир жаждет Посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю. Догадываетесь ли вы, о каком Посреднике идет речь? Да, интуиция праведника подсказывала ему грядущее явление Христа. К огромному сожалению, он мог это только провидеть, потому что хотя Бог и отпустил ему впоследствии очень много лет жизни, но их было недостаточно, чтобы дождаться Пришествия. Но он мог это предвидеть потому, что сам был близок Духу Христову, духу Посредничества между Богом и людьми. Он ведь молился за своих детей, когда понимал, что дети его далеки от Бога, и что им нужен человек, который протянул бы руку к Богу, а другою рукою взял бы этих несчастных детей; и что только так может совершиться спасение слепого человечества. Но в то же время в своей скромности он не видит человека, который стал бы между миром и Богом, был бы свят, как Бог, и страдал бы, как человек. Он не понимает, что этот Человек уже действует в нем самом!

В неизмеримых своих страданиях Иов впадает в отчаяние, он протестует против происходящего, он хочет услышать Бога, но при этом он не перестает любить Бога, не восстает против Творца. И ничего нет плохого в том, что человек борется с божьим молчанием, когда он ищет правду, не хуля при этом Бога, — это богоугодно. Ибо в таком искании правды Господь познает сыновнюю душу, близкую Себе, ту, которая хочет открыть Его миру… И как отреагировали друзья Иова на его пророческие слова? Да все так же, ничего они не поняли, ничего для них не изменилось

«Подлинно вы только люди, опять отвечает им Иов, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас»…
«Знаю, что вы говорите мне, знаю правосудие Божье, но ищет сердце мое большего».

Друзья остались на месте, а Иов идет дальше. В нем уже просыпается общечеловеческое сознание, он уже забывает свои страдания, он уже говорит о человечестве в целом. Иова уже в те ветхозаветные времена волнует то, что и сегодня волнует очень многих:

«Праведники страдают, а грешники радуются, веселятся, властвуют, владеют странами, господствуют.
Живут весело, хорошо, в богатстве и довольстве».
 
Иову не ясно, как это может быть при Божьей власти над миром; он ищет разрешения этой загадки, но снова чувствует, знает, ясно видит, что всякое земное человеческое мудрование — дым, прах, пепел. Знаете в чем высшее страдание Иова? В раздвоение его души! С одной стороны он задает дерзновенно вопросы Богу и требует ответа на них, с другой — сознает, что вся его мудрость, все его рассуждения человеческие и вопросы — все это ничтожно. И величие книги Иова  именно в том, что ни одна другая книга не смогла проникнуть так глубоко в религиозную тайную сущность вопроса жизни и страданий.

«Я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом»,

- говорит Иов, и, конечно, не в том смысле, чтобы равняться с Богом, но  спрашивать Его, говорить с ним, излить всю свою скорбь. Иов уже понимает, что с друзьями говорить бесполезно, не могут они его понять, он уже прямо просит их помолчать

«А вы сплетчики лжи, — обращается Иов к друзьям,
все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали!
Это было бы вменено вам в мудрость».

Он хочет разговаривать с Богом, он готов к Божьему суду, более того он надеется на него

«Я буду надеяться… Я хочу суда… Я знаю, Что Тот, кто хочет Суда, кто идет на Суд — в нем нет тьмы».

А раз душа Иова действительно хочет Суда Божьего, стремится приблизиться к этой ослепительной правде Божией, значит, и в нем самом есть эта правда. И эту правду он знает. Эту правду сокрыть от себя он уже не может. Эта правда сейчас мучается в нем, не получая ответа от высшей Правды.

И далее, опять и опять отвечают друзья, и опять говорит Иов:

«Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас: потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайтесь. Разве к человеку речь моя?»

Иов ясно объясняет свое отчаяние. Не перед друзьями изливает он свою душу, но изливает ее перед Богом, и тайна души Иова и страданий его заключается в том, что все слова, которые говорит он друзьям, говорит не им, но как некую чудную молитву Богу, мечтает услышать ответ, но не слышит его. Не слышит нигде - ни в безмолвном небе, ни в речах своих друзей.

Иов ни о чем не молит, он молит только, чтобы Господь обратил Свое внимание на него, чтобы он услышал духом Божию близость. Он не удовлетворяется внешними понятиями «правды» и «закона», смутно предчувствуя, что его тайна страданий может быть разрешена только в его личном соприкосновении с Богом-Отцом, что в познании Господа только как Судьи, только как Творца, мы не можем познать ни тайну наших страданий, ни глубину нашей жизни. И только, когда поймем, что мы дети Отца Небесного, почувствуем Его, услышим Его голос, только тогда сможем найти ответ на все наши земные вопросы. Праведная чистая душа Иова жаждет прийти на суд. И смертельно скорбит Иов оттого, что он, предвкушавший, всегда хотевший служить Богу, наказывается сейчас за что-то, чего он не может понять. И единственно, что хочет он узнать, — за что?! ...За что?!...За что?!...

 «Прельстился ли я в тайне сердца моего и целовали ли уста мои руку мою»?

Понимаете ли вы, о чем идет здесь речь? Что здесь означает «целовать руку свою»? Так образно Иов обозначает одно из самых страшных человеческих грехов - гордыню и самолюбие! Вот что больше всего отводит человека от познания Божия. Человек может быть умом своим предан Богу, морально непорочен, может делать много добра, но если он любуется сам собою, «любит себя», то он уже не безгрешен. Иов говорит, что он и в этом смысле не видит греха своего.
После этого все три друга замолчали и Иов начал говорить

«Господи! не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь?»
 «Господи, не скрывайся, откройся силою Твоею, мудростью Твоею, открой истину Твою в мире!»

После этого все три друга замолчали и начал говорить четвертый, Елиуй, самый младший. Кстати, кто он такой, этот четвертый друг? Его ведь раньше не было. Елиуй появился внезапно, он даже не такой, как друзья Иова, он моложе всех, и речи его совсем другие. Вслушайтесь внимательно:

«…Итак, слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим.
Вот я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей.
Слова мои от искренности моего сердца и уста мои произнесут знание чистое…
Если можешь, отвечай мне и стань предо мною. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога»

Понимаете ли вы, что Елиуй хочет быть «посредником», хочет положить одну руку свою на Иова, а другую свою руку положить на небо. Но может ли он им быть? Нет, нет и нет! Проблема этого четвертого друга состоит в том, что он не сознает того, что на Иова положить руку он может, но что положить руку на небо ему не дано, и поэтому все слова его были — опять — «человеческие» слова. И хотя он и сказал нечто большее, чем те трое старших друзей, но он ничего Иову нового не открыл. Иов духом понял, что и этот четвертый друг подобен тем трем, значит, и он не может быть Посредником, значит, никакого человеческого посредника быть не может. Сегодня нам намного легче, мы сегодня знаем этого Посредника, Христос всегда с нами, но ... Иову от этого не легче. Он Его не знал! Хотя и предчувствовал Его Явление! К сожалению, он умер задолго до Пришествия.

И вот чаша страданий Иова-человека исполняется до краев. Должны умолкнуть сейчас все человеческие слова. Иов, как сын Божий, сделался достойным откровения. И Господь Сам отвечает Иову «из бури».

«Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?
Препояшь ныне чресла свои как муж.
Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:
где ты был, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь!»

Вот первая мысль, с которою обращается Господь к Иову. Со всею ясностью Господь открывает Иову его абсолютную несоизмеримость с собой. И совершенно неестественно, когда человек, принимающий всю закономерность этой несоизмеримости в своей физической жизни, совершенно не понимает этой закономерности, не имеет этого смирения в своей духовной жизни. А только при этом условии великого духовного смирения человек может постичь все тайны, которые открывает Отец Небесный Своему покорному сыну. И это есть откровение. Это есть основа познания всех тайн, первой из которых, может быть, идет тайна страдания.

И здесь Иов отвечает Господу и говорит:
«Вот я ничтожен: что я буду отвечать Тебе?
Руку мою полагаю на уста мои.
Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду,
даже дважды, но более не буду».

Удивительно, как Иов сразу теряется в словах своих, как сразу исчезают все выражения его. Как только душа Иова услышала голос Бога-Отца, и поняла, что это — Отец, она сразу до конца смирилась, и в смирении своем начала познавать подлинную тайну страданий, тайну, которую и каждый из нас может узнать, если станет на этот путь смирения Иова, смирения, которое дает страданию переплавлять дух человеческий, загрязненный в первозданном падении человечества. Иов познает полное ничтожество Сатаны перед Богом. И говорит отцу небесному:

«Я слышал о Тебе слухом уха: теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

Ничего грешного ведь не сказал Иов. Мы слышали его речь и удивлялись чистоте его слов, истинного его стремления к Богу. Но как только Иов услышал подлинный голос Отца Небесного, он чувствует потребность раскаяться даже во всех своих чистых и хороших речах! Вот это удивительное познание, которое получил Иов, услышав голос Отца Небесного! Человек должен подлинно умереть в Боге; тогда только он будет воскресать в новую жизнь. Жизнь эта будет вся воскресать в новых ценностях, в законах новой логики. Вот это понял Иов, но только тогда, когда сам услышал голос Божий. Ведь жизнь духа есть личный опыт человека. Поэтому Господь и сказал Елифазу, старшему другу Иова:

Горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов».

Да, те, которые и защищали Бога, и оправдывали все Божии пути, укоряя Иова, возражая против его слов, они все же не принимали подлинную жизнь мира и при всей правде своего слепого подчинения Богу, оказались менее правы, чем этот борющийся со своей слепотой пред Богом Иов, ищущий последнего Божьего Суда.

Господь не только указал друзьям Иова на их ошибки, но и сказал нечто большее. Господь сказал им:

Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя в жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб мой Иов!»

....И пошли друзья и принесли жертву и Иов помолился за них.

Окончание книги вы все знаете. Это то, что в Америке называется «Хеппи енд». Возвращено было Иову его прежнее благосостояние и здоровье в двойном изобилии. Иов имел других детей (не потеряв и первых, ибо все живо у Бога) и не было прекраснее детей его.

Но, конечно, не в этом эпилоге смысл прекрасной книги. Этот конец есть только символ духовного апофеоза правды. Не в физическом здоровье, и не в тленном богатстве быстротекущей жизни смысл бытия человеческого на земле. Смысл в том, что Господь усыновляет человека и причисляет его к Своему крестному пути правды в ветхом мире, и страдая за рабов своих, страдает в сынах, распространяет пределы Своего Страждущего Тела на тела всех сынов своих и страдания Богочеловеческой Души Своей на их души. Так рождается новый мир. Это великая тайна строительства Нового Мира на крови Агнца и агнцев.

Но не для всех одинаково раскрывается в мире эта тайна. Ибо она не может быть ни понята, ни принята во всем ее благословении, вне чистых путей усыновления Богу, вне великой к Богу любви. Лишь эта любовь (пусть тайная, пусть молчаливая) раскроет до конца и оправдает все стремления. То, к чему мы идем, слишком велико! То, что мы здесь оставляем, слишком ничтожно! В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И поэтому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания.

И еще. Если внимательно читать книгу Иова, то можно обратить внимание на то, что композиционное построение этой книги есть перевернутый процесс Сотворения Мира. Это Книга Бытия, изложенная в обратном порядке. По логике Шестоднева и по естественному ходу событий сначала надо было бы повествовать о физическом и животном мире, а затем уже следовала бы история Иова, поскольку человек, сотворенный в конце, как венец творенья, уже сам может рассказать о себе Богу и даже вступить в спор с Ним.
Почему же в Книге Иова перевернут этот порядок? Да потому именно, что человек в ней — уже вполне зрелое, определившееся существо, которое не из райского сада, но из пустыни изгнания обращает голос свой к Богу. А чья это заслуга? Да конечно же того, кто есть.. «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла»! Да, так и есть! Это наш знакомец Сатана! И история Иова – это очередная победа добра над злом, Человека над Сатаной. В Книге Бытия показано, как человек, созданный Богом, едва не отпал от Него благодаря козням Сатаны.  История Иова — это история возвращения человека к Богу, и опять же благодаря, или точнее, вопреки, козням Диавола. В Книге Иова показан путь, которым человек может вернуться к Богу, — не отказываясь от различения добра и зла, но поверяя его могуществом Божией силы и мысли, живущих во всех Его созданиях. Естественно, что путь к Богу, путь от древа познания добра и зла к древу жизни, не может не быть обратным тому пути, которым человек удалялся от Бога в Книге Бытия.

Только этот путь будет длительным и неимоверно трудным, полным побед и поражений, разочарований и надежд, греха и преодоления его. Но этот путь пройдут и придут к Богу миллиарды потомков Адама и Евы, миллиарды Иовов, но уже обладающие иммунитетом против любых происков Сатаны, стойких поборников веры, о которых хорошо сказал поэт:

Гвозди бы ковать из этих людей...

И тогда наступит царство Божье!

Сиэтл, 2007


Рецензии
БОГ любит планету Земля и поэтому планета С ПРИСТУПОМ БЕШЕНСТВА на БОЖЕСТВЕННУЮ Любовь в Убийствах Друг Друга и Самоубийсвах и ВЕРОЙ в АТОМНО-ВОДОРОДНУЮ БОМБУ для сохранения МИРА-Подготовки к Новому Убийству.

Виктор Хажилов   19.12.2013 20:18     Заявить о нарушении
Дьявол-Сатана это УМ-ДОБРО-ЗДО с Дерева Познания Добра и Зла, имя которому Запретный Плод.
Человек и есть САТАНА С ПРИСТУПОМ БЕШЕНСТВА на Мудрость-ИИСУСА ХРИСТА и СВЯТОСТЬ-БОГА-Творца Вселенной.

Виктор Хажилов   19.12.2013 20:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.