Цель прежняя восстановление государственности

Гуго Вормсбехер
Цель прежняя – восстановление государственности
(Интервью журналу «Глобус», ФРГ)

В связи с учреждением Федеральной национально-культурной автономии российских немцев, редакция журнала «Глобус» обратилась к вице-президенту этой автономии, председателю Международного Союза российских немцев Гуго Вормсбехеру с просьбой ответить на ряд вопросов.

«Глобус»: Федеральная национально-культурная автономия российских немцев создана. Не могли бы вы рассказать нашим читателям, что представляет собой эта автономия, как она конкретно будет функционировать?

Г.Вормсбехер: Национально-культурная автономия (НКА) предназначена в основном для национальных групп, проживающих рассеянно. Согласно Закону, НКА – общественная организация, но у российских немцев она может стать очень серьезным инструментом в решении их вопроса. Дело в том, что НКА является фактически самоуправлением национальной группы в сфере национальной культуры на всех уровнях – от нескольких ее представителей в каком-нибудь селе, нескольких тысяч – в области или крае, до нескольких сот тысяч – во всей Российской Федерации. Законом предусмотрено и сотрудничество органов государственной власти всех уровней с НКА. Культурная автономия может – если хочет! – сыграть очень большую роль, особенно у российских немцев. Создание нашей культурной автономии можно рассматривать как важный шаг и в направлении восстановления нашей территориальной государственности.

«Глобус»: О структуре Федеральной культурной автономии. Как Вы заметили, она получила статус общественной организации. Как выглядит ее структура, с ее центральным руководством и региональными отделениями? И где будет находиться ее правление?

Г.В.: В сотнях сел, районов и городов, где есть российские немцы, они, объединившись, создали местные НКА. Делегаты этих местных НКА образовали в областях и краях на конференциях региональные НКА (в конце ноября прошлого года у нас была 21 региональная НКА, сегодня к ним добавилось еще 5, а к  концу этого года мы рассчитываем иметь в общей сложности около 40 региональных НКА, т.е. культурные автономии у нас будут практически во всех регионах, где проживают российские немцы). Делегаты региональных НКА на съезде в Москве в декабре 1997 года создали Федеральную НКА под названием ФНКА «Российские немцы».
У каждой местной НКА есть свой Совет и свой председатель; у каждой региональной НКА также есть свой Совет, в который входят и местные автономии – как правило, через своих председателей. В Совете Федеральной НКА (51 человек) представлены все региональные НКА.
В Федеральном Совете имеется ряд комитетов: по культуре, образованию, экономике, по реабилитации и т.д. Руководители этих комитетов вместе с президентом ФНКА, тремя вице-президентами и председателем Исполнительного комитета ФНКА образуют Президиум Совета ФНКА, который регулярно собирается на заседания между сессиями Совета. Так как все руководители общественных организаций российских немцев входят в Совет ФНКА и возглавляют там к тому же комитеты или координируют работу ряда комитетов в качестве вице-президентов, и так как уже сегодня региональные НКА представляют около 75% всего немецкого населения России, то можно сказать, что  наша Федеральная национально-культурная автономия является не только самым большим, но и практически единственным объединением, представляющим в России весь наш народ.
Руководство ФНКА – ее президент, два вице-президента из трех, Исполнительный комитет – находится в Москве, в Российско-Немецком Доме, где расположены и наши общественные организации.

«Глобус»: Надо полагать, в деятельности ФНКА немаловажную роль будет играть финансовый аспект. Откуда ожидаются средства? Есть ли твердые гарантии от центрального Правительства, от регионов? Как в этом контексте вы видите значение германской помощи: нужна ли она еще, желательна ли? На чем она должна быть впредь сосредоточена?

Г.В.: Естественно, без денег ничего не сделаешь. Особенно если нет собственной территории, а следовательно, и собственной экономической базы. Закон об НКА, вообще-то, предусматривает возможность государственной поддержки, однако в сегодняшней России вряд ли этого можно ожидать. Но у нас есть Федеральная программа, подписанная самим Президентом Б.Ельциным, согласно которой в течение десяти лет многое должно быть сделано для российских немцев – в социальной, в культурной сферах. Эта Программа как программа государственная должна быть поддержана из бюджета. Культурная автономия может взять на себя реализацию практически всего раздела культуры этой Программы, что могло бы стать и необходимым для нее финансовым источником. Одновременно регионы, где проживают  российские немцы, наверняка будут, как и прежде, по возможности поддерживать наши проекты. Со временем мы надеемся получить собственный источник финансирования и через создание экономических структур НКА.
Однако германская помощь играет, как и раньше, очень большую роль. Так будет, видимо, и впредь, пока не получим назад нашу территориальную государственность и не создадим собственную экономику. В последнее время эта помощь всё больше направляется в сферу культуры и родного языка. В будущем она, видимо, будет использоваться главным образом для поддержки национальной культуры, изучения немецкого языка как родного в детских садах и школах, для подготовки кадров в этих сферах.

«Глобус»: Как следует из Ваших высказываний, нужно больше делать для поддержки  родного языка, национальной культуры. Какие рычаги может привести в действие культурная автономия для достижения этих целей? Какой Вы видите в этой связи дальнейшую деятельность VDA, который уже без малого десять лет занимается запросами российских немцев?

Г.В.: Как ни прозаично это звучит, однако главный рычаг в решении всех наших национальных  проблем – деньги. Всё остальное у нас есть или мы можем иметь. В отличие от наших сегодняшних общественных организаций, культурная автономия может добиться гораздо большего через свою связь со всем немецким населением России, через свои контакты с администрациями регионов, через своё гораздо большее, чем у отдельных общественных организаций, значение для Парламента и Правительства страны, для различных партий и политических сил. Мы не видим сегодня препятствий в нашей работе по развитию национальной культуры и поддержке родного языка; мы ощущаем только огромную нехватку средств.
Что же касается VDA… С именем «VDA» у российских немцев связано очень многое. VDA был не только первой западногерманской, но и первой немецкой организацией вообще, которая занялась проблемами российских немцев, к тому же в самые трудные времена – в те времена, когда в Советском Союзе о проблемах российских немцев еще и слышать ничего не хотели. В те времена, когда контакты советских граждан с гражданами ФРГ воспринимались почти как предательство, не говоря уже о контактах советских немцев – этой «пятой колонны» - с «империалистами», т.е. с «фашистами». Именно в эти времена прибыла к нам юная симпатичная Анке Шмидт, студентка и будущая учительница, и своей доброжелательной улыбкой, своим чистым взглядом сделала во время своих поездок и бесчисленных бесед с различными функционерами больше для разрушения многолетних предубеждений и стереотипов, чем десятки политиков. За ней пришли другие работники VDA; особенно большую роль сыграл тогдашний исполнительный директор VDA Карстен Шламельхер.
Затем ко всему этому добавилась гуманитарная помощь (не столько для российских немцев, сколько «для всего населения» в различных областях и краях), а также возможности для некоторых функционеров съездить в ФРГ по приглашению VDA, - что очень быстро разожгло во всем СССР интерес к проблеме российских немцев…  После этого стало возможным начать и с конкретными делами.
Так VDA решил одну очень важную задачу: он подготовил политическую почву для контактов с регионами, для реализации конкретных проектов в пользу российских немцев, он всё больше содействовал превращению российско-германского  сотрудничества в сфере проблематики российских немцев в обыденное явление, во что-то естественное, само собой разумеющееся. То есть, VDA подготовил очень нужную и важную идеологическую перестройку в официальных кругах России в нашем вопросе. VDA также начал реализацию различных проектов в сфере культуры, образования, экономики, и наработал здесь очень важный опыт для всех – для германской стороны, для российской стороны, а также для нас, российских немцев.
Мы надеемся, что VDA, который и сегодня является самой известной у российских немцев организацией, еще многое сделает для поддержания нашей национальной культуры, сохранения родного языка. Эта надежда подкрепляется позицией VDA, которая четко и ясно формулируется по этим вопросам в последнее время в «Глобусе» в предисловиях к номеру главным редактором г-ном Ельденом: забота о национальной культуре, забота о немецком языке, забота о немецкости (“Deutschtum”) вообще. Мы считаем эту озабоченность весьма актуальной для нас, но еще больше – для Германии. Не только потому, что давно пора отвоевать опять у позорного прошлого национальное, немецкость для народа, с тем, чтобы народ остался народом, а не просто населением одной из территорий Европы. Это очень важно и потому, что если эту заботу об удовлетворении самых глубинных, генетически детерминированных и совершенно естественных запросов людей не возьмут на себя конструктивно мыслящие силы, то эти запросы будут использованы деструктивными, радикальными силами, что мы очень четко сегодня можем видеть в странах СНГ и что сама Германия пережила в своей истории.
Хорошо, что у VDA есть мужество открыто сказать об этом, пока не будет опять слишком поздно. Наш опыт здесь, в России (причем не только опыт российских немцев) позволяет нам поддержать такую позицию. Тут мы с VDA единого мнения. А где имеется единство мнений, будут найдены и пути для совместных действий.

«Глобус»: Критики Федеральной культурной автономии выражают мнение, что ФНКА – это ничто иное, как бюрократическая структура, которая мало что способна сделать и практически не имеет шансов выжить. Оправданно ли, на ваш взгляд, такое мнение? Какое значение, по-вашему, будет иметь ФНКА для российских немцев?

Г.В.: Да, критики в адрес культурной автономии было достаточно как до ее создания, так и после. Но почему? Чтобы ответить на этот  вопрос, нужно учитывать ряд важных аспектов.
Во-первых, против культурной автономии в России выступают силы, которые вообще не хотели бы видеть в стране ничего национального. В Германии такие силы желали бы не иметь там немцев, а лишь «европейцев», в России – не 176 народов, проживающих в ней, а лишь «россиян». То, что это против природы любого нормального человека, что это приведет к кровопролитнейшей межнациональной войне на всей территории бывшего СССР и к дальнейшему распаду России, который вызовет потрясение всего  мира, и в первую очередь – Европы («русская» преступность печально известна уже сегодня во многих странах) – не так уж важно для таких  «теоретиков», если это не цель их. Эти силы, естественно, и против культурной автономии.
Во-вторых, против НКА те силы в России, которые стараются не допустить создания единых организаций, к тому же еще и национальных. Они стремятся по возможности расколоть такие организации или парализовать их через провоцирование внутренней борьбы. На примере нашего движения мы это очень хорошо могли видеть за последние десять лет.
И, в-третьих, противники культурной автономии есть и среди самих российских немцев; пусть немного, пусть всего несколько десятков, но они играют существенную роль, потому что все они практически являются руководителями и активистами различных общественных организаций российских немцев. Почему они против?
Ну, они так долго были «главными представителями» народа, они так привыкли от имени народа говорить и требовать помощи (для себя), а тут вдруг появляется культурная автономия, которая объединит не кучку людей в бюро той или иной «международной» или «всероссийской» организации, а практически всё немецкое население страны. По сравнению с такой культурной автономией псевдозначительность той или иной  организации вырисуется особенно резко, и т.к. эти лидеры достаточно хорошо понимали, что лично у них шансов стать президентом этой НКА нет никаких, они, разумеется, были против такой автономии. Именно отсюда эта упорнейшая, в течение целого года, борьба против создания культурной автономии российских немцев.  Пусть лучше какая-то будка, но моя, где я «хозяин в доме», чем  большой дом для всего народа, где хозяином будет сам народ. Это мы видели десять лет назад, когда пытались создать Ассоциацию немцев СССР, это мы увидели и сейчас: те же самые люди были и остаются против того, чтобы для российских немцев в России что-либо было сделано.
Естественно, что эти лидеры были бы за немецкую НКА, если бы власть в ней принадлежала им. Именно поэтому на Учредительном съезде мы могли наблюдать, как все три главных противника культурной автономии вдруг выдвинули свои кандидатуры на пост ее президента! Но проиграли. Поэтому сегодня они опять «против».
Но самое печальное во всем этом то, что именно эти вечные противники, которые уже в течение десяти лет не дают преодолеть раскол в движении российских немцев, весьма прилично поддерживаются финансово с германской стороны. При этом их главной функцией все эти годы является лишь мешать, раскалывать, не допустить, чтобы для немцев в России что-либо было сделано, что может способствовать решению их проблемы...
Чтобы еще раз попытаться сблизить друг с другом все общественные организации российских немцев, на съезде было и этим людям предложено войти в руководство культурной автономии. Войти они не отказались. Но не захотели там работать. Вместо работы они критикуют свою собственную культурную автономию…
Таким образом, у культурной автономии сегодня, с одной стороны, пусть немногие, но достаточно сильные противники; с другой – опора на большую часть немецкого населения России, которое многого ожидает от НКА; и при всем этом практически никаких средств, чтобы обеспечить надежды народа. Ситуация, прямо скажем, драматическая.
Тем не менее, мы предпринимаем все усилия, чтобы эту ситуацию изменить. Мы надеемся, что в России, в конце концов, что-то изменится, в том числе и в отношении российских немцев. И в Германии тоже, потому что настала, видимо, пора преобразовать и в этом вопросе германскую министерско-чиновничью политику в политику государственную. До этого же нам остается бороться и дальше за то, чтобы культурная автономия, являющаяся важным шагом на пути к реабилитации нашего народа, смогла дать ему то, что в ее возможностях.

«Глобус»: Создание Федеральной культурной автономии является, как Вы сказали, важным шагом на пути к реабилитации российских немцев. Каких дальнейших шагов ожидаете Вы еще на этом пути в ближайшем будущем? Реальна ли «территориальная реабилитация», т.е. восстановление государственности российских немцев?

Г.В.: Культурная автономия не является для нас конечной целью. Чтобы нам сохраниться как народу, нам нужна и территориальная государственность. Культурная автономия является существенным шагом в этом направлении и одновременно инструментом для получения этой государственности. Мы ставим сегодня вопрос о представителях нашей НКА в российском Парламенте, а также о придании ей статуса субъекта Российской Федерации без территории на время до восстановления нашей территориальной государственности.
Если эти вопросы будут решены (а это не исключается), положение российских немцев может измениться коренным образом. Станет стабильной и государственная поддержка, возможность которой сегодня лишь обозначена.
Мы не можем сегодня добиться всего сразу. Но шаг за шагом сделать это, с сегодняшней точки зрения, возможно. Без территориальной государственности я не вижу будущего для нашего народа в России. Россия же, не восстановив нашу государственность, потеряет очень много в результате выезда российских немцев. Для России «выгоднее» предоставить нам эту государственность, чтобы удержать нас здесь. Поэтому считаю, что восстановление нашей государственности по-прежнему реально.

1998 г.


Рецензии