Еврейский золотой песок

                Из цикла «ВДОЛЬ ПО ВГИКУ»

                Мне стыдно пить святую воду из-под крана и граненого стакана!..

     После сценарного факультета ВГИКа окунула меня жизнь вновь туда, откуда я вышел – в родной Малоярославец. Ни в одной студии мира не содержат штатных авторов. Мой дипломный сценарий «ХУМУХУМУНУКУНУКУКУАПУАА» завернули еще на стадии мастерской, которой руководил  прославленный кинодраматург, инвалид Великой отечественной войны, давно потерявший реальное представление о современной жизни. Сценарий был о моряках дальнего плавания, время действия – наши дни, а место действия – Южное полушарие мирового океана.   
     -  И это написал советский студент? - вопрошал  один из рецензентов факультета, тоже фронтовик. Заикаясь, он что-то хотел сказать о социалистическом реализме. Ни разу не ступая на палубу корабля, этот кучерявый дед  пытался уличить меня, штурмана дальнего плавания,  в  неправдоподобности происходящих событий на моем вымышленном «Красногвардейске». 
     - И этот сценариус о советских моряках?! – вторила ему легендарная Кира Парамонова, завкафедрой кинодраматургии. – Ты объясни, о чем твоя вещь?! – задыхалась она в азарте опытного гонщика образца 1937 года.
     Какая травля! Какая прелесть! За пять лет эти люди накопили на меня столько ядовитых слюней, что они брызжили ядовитой пеной. Я был многим не угоден своим комсомолизмом и коммунистичеством левого толка. Мои выступления на собраниях даром мне не прошли – я кусал всех! Морское прошлое говорило во мне, а традиции и обычаи штурманов загранплавания жили в моей душе по-прежнему. Более того, чем я больше писал о флоте, тем более он врастал в меня. В студенческой комнате я вдруг начинал слышать звуки корабля, когда сидел за пишущей машинкой и погружался  в образы моих героев. Мне казалось, что это - старпом хлопнул дверью, а это – механики запустили главный двигатель. На самом деле, дверью хлопала студентка с актерского факультета Елена Цыплакова, а двигателя звук воспроизводил мотор грузовика.
     Вершиной моего «диссидентства» стали экранизация романа Анатолия Рыбакова «ТЯЖЕЛЫЙ ПЕСОК» и курсовой сценарий полнометражного художественного фильма «БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ»! За «Тяжелый песок» я взялся назло всем. Историей о евреях времен войны меня понудили заняться институтский  антисемитизм и безызвестная девушка из библиотеки Литературного института имени Горького. Тошнило просто от тех, кто втихаря исповедовал гадкое, унизительное для нормального человека, чувство. При этом, они за твоей спиной могли и ославить тебя, придумав какую-нибудь несуразицу. К тому же я находился в цейтноте, время шло, а выбор не был сделан. Хотелось экранизировать все произведения мировой литературы. Кого я  только я не предлагал педагогам мастерской! Начиная от Достоевского и Герцена, а заканчивал поэтом Павлом Васильевым. Однажды в отчаянии поехал в Литинститут, в котором учился на заочном отделении перед поступлением во ВГИК.  В библиотеке  знаменитого пристанища писателей и поэтов,  мне подвернулась молоденькая  сотрудница, которая взяла меня на «слабо»:
     - Не решитесь вы сделать экранизацию романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок»! – вдруг заявляет она в присутствии читателей-студентов.
     Я этот роман не то, что не читал, я о нем и не слышал. Вкратце пересказав содержание романа,  эта милая черноволосая девушка рассмеялась и подытожила:
     - Где же вы найдете столько красивых еврейских женщин?!
    А по Новому Арбату в это время, взявшись за руки, ходили еврейские девушки. Делали они это в знак протеста против эмиграционной политики Брежнева. Это всех эпатировало и казалось верхом антисоветизма.
     Студенты Литинститута ехидно и молчаливо посмеиваются. Антивгиковский скепсис литераторов и сонливое выражение их лиц, вкупе с нашим институтским национализмом, а главное – трусость самих студентов-евреев, которые открыто стеснялись признаться в своей принадлежности,  позволило мне вдруг почувствовать тему! 
     Читаю роман и пишу творческую заявку. Признаться, никто из студентов толком не знал, как писать ЗАЯВКИ. А дело это коварное и весьма специфическое. «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь»!
Подаю заявку педагогам, людям мудрым и прославленным на весь мир.
И началось после этого! «Кому это нужно»? «Кто подсказал вам эту тему»? «Вы или ваши родственники – того»? "В СССР евреев нет"! А закончилось всё грозным запретом Лауреата Ленинской премии:
     - Я запрещаю вам писать экранизацию романа «Тяжелый песок»!
     А мне будто только этого и надо было! Пожалуй, Мастер (так студенты называют во ВГИКе руководителей творческих мастерских) рассчитывал, что я банально испугаюсь. Поставить на кон саму возможность обучаться в прославленном ВУЗе?! Я же просто не осознавал  всю серьезность ситуации и последствия её.  Которые роковым образом сыграли зловещую роль в дальнейшей моей жизни.
     Это была прекрасная экранизация! Я много добавил от себя лично, и получилась удивительно русская вещь о непознанном до конца развитии еврейского народа, именно в славянском исполнении. Но что могла понять бездушная столичная штучка в «загадочной русской душе»? Если до сих пор москвич считает, что батоны растут на березах, а буханки черного хлеба – на дубах! В моем сценарии были удивительные повороты и творческие находки! Но ослепленные столичными фобиями и «евреи», и русские так ничего и не поняли, или не захотели понимать, ни искренности моего замысла, ни величия Божьего промысла.  Одним словом, я только нажил врагов, как с одной, так и с другой стороны. Примечательно и забавно: прошло тридцать лет с тех студенческих пор, и в наши дни выходит телесериал по роману Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок». Автор сценария – тот самый ЗАПРЕТИТЕЛЬ!
     - ГОСПОДИ,  ПОМИЛУЙ!

P.S. В добавок ко всему, я узнал трагическую историю своего деда Якова. Дед распилил пополам родной отцовский дом - пятистенку, поругавшись с родным своим братом. Произошло это еще при царе-батюшке, и не без решения еврейского вопроса. Я однажды заезжал в это украинское село. Слава богу, уверовав, теперь спокойно отношусь к национальным перипетиям!..


Рецензии
Читал "Тяжелый песок".Очень трудно было идти по этому песку,сердце останавливалось.От отца книгу прятал.Когда он был на фронте,расстреляли его отца и мать,жену и двоих детей.

Михаил Найгауз   26.07.2012 21:33     Заявить о нарушении
Михаил, нелегко быть евреем?!.. С уважением,

Серафим Григорьев   26.07.2012 21:40   Заявить о нарушении
Это вопрос?

Михаил Найгауз   26.07.2012 22:03   Заявить о нарушении
Если вопрос, то нет, если предложение - то да! - так модно говорили офицеры Черноморского флота, когда флот разделили, а выпивать они привыкли вместе. После написания экранизации "Тяжелого песка" зашел я в московскую синагогу, еще давно, до 1991 года. У меня был интерес к происходящему, как кинодраматурга. Выхожу, а в метро мне старый незнакомец, на эскалаторе говорит: Вы хотите прилепиться? Не надо, я вас умоляю!.. Он вычислил, что я - новичок на службе. И так убедительно!.. Что он пережил, но меня будто чем-то обдало, какими-то неведомыми страданиями. - Поверьте мне, я прожил жизнь! - будто украдкой сказал он тихо, на прощанье. И так уж пошло, после этой экранизации, "проклятый" вопрос не покидает меня.

Серафим Григорьев   26.07.2012 22:30   Заявить о нарушении
Тот старик,много переживший,может и хотел-бы жизнь прожить под другой
национальностью.Могу понять Вашу растерянность,но,как драматург,Вы упустили уникальную возможность распросить его.Есть много выкрестов,которые любой ценой стараются избавится от всего,напоминающего им об еврействе,не дай Бог узнают.Только не говорите мне о лице,по которому бьют.Уже и по лицу их не отличишь,и в церковь ходят.Я в этом ничего дурного не вижу.В конце концов в СССР в 16 лет ты мог поменять и национальность и имя.Страшно,когда,зная о своем еврействе,они становятся антисемитами.Они могут быть по злее биологических,так как стараются быть святее папы Римского.
О евреях.Единственный народ,который начертал на своем знамени веру в Бога,как человеческую свободу,подчиненную законам природы и общины.Это свободные люди.
Вы спрашиваете тяжело ли быть евреем.А нам про тяжелое или легкое вообще не говорили.Нам,как свободным людям,велено следовать законам.Но в современном мире свободным тяжелее.Но за это не должны убивать.

Михаил Найгауз   27.07.2012 03:11   Заявить о нарушении
О чем вы, в голове не укладывается немецкий нацизм. Посты и существуют для того, чтобы понять: животных и птиц убивать - это грех!.. А человека?!.. Михаил, спасибо за откровение. Вы пишите на эту тему?.. Однако тот дед вышел со мной из синагоги и выкрестом быть не мог. А разговорить его я не посмел, потому что сам был, как теперь понимаю, под впечатлением от диковинной службы и бесед, которые велись на ступенях синагоги. Беседы вел представитель Израиля... Да, непростую роль предложил Господь народу сему. Но путь избрал лично Авраам.

Серафим Григорьев   27.07.2012 10:30   Заявить о нарушении
В истории говорят,что ему в Уре указали.Смотрите,Вавилон,Рим прошлись,все народы ассимилировались,кроме евреев.Может кто-то все-таки ведет?
На эту тему не пишу,читаю по возможности.

Михаил Найгауз   27.07.2012 12:19   Заявить о нарушении
Я живу в Малоярославце. Единицы народа уехали за границу. А поговорить не с кем. Живого общения не хватает. В этом плане Россия и другие республики СНГ теряют - в общении с народом. Сейчас пишу "Батальон ГРУ Восток...". Так в Цхинвале Саакашвили сравнял с землей, до высоты подвалов, "еврейский квартал". И что?!.. Потеря огромная. Что имеем, не храним, потерявши - плачем?!..

Серафим Григорьев   27.07.2012 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.