Национальной политики в России нет...

Гуго Вормсбехер
О ходе выполнения Закона
“О реабилитации репрессированных народов”
(Выступление на “Круглом столе”
в Министерстве национальной политики РФ
 11 ноября 1998 г.)

1. Национальной политики в России вот уже почти 10 лет практически нет. В лучшем случае есть тушение локальных пожаров и очагов напряженности да подготовка документов, демпфирующих возможную активную работу.
Эта национальная политика и невозможна по целому ряду причин:
- руководство страны все эти годы целиком было сосредоточено на борьбе за власть, за удержание власти, а не на решении проблем государства и его народов;
- для эффективной национальной политики в стране нет необходимого законодательства; даже те законы, указы и решения, которые есть, парализуются различными дополнительными актами, несозданием механизмов их реализации, активным нежеланием их реализовывать;
- отсутствует финансирование национальной политики, без чего невозможно решить даже мелкие вопросы, не говоря уже о проблемах целых народов;
- в стране идет постоянная чехарда с правительствами и с Миннацем: третье правительство за год, третий Министр в течение года, седьмой – за шесть последних лет; германская сторона не успевает поздравить со вступлением в должность одного, как уже приходится поздравлять другого; на каждом заседании Российско-Германской Межправительственной комиссии по проблемам российских немцев с российской стороны – новый сопредседатель, в то время как с германской – один и тот же; перманентная реорганизация Миннаца не позволяет чиновникам заниматься делом – они обеспокоены своей личной судьбой; то же самое в других министерствах, связанных с нашей проблемой;
- подготовка проектов законов по каждому репрессированному народу, в дополнение к общему Закону, почему-то целиком сброшено на общественные организации этих народов.

2. На этом общем фоне ясно, что и по отношению к каждому репрессированному народу национальной политики в Российской Федерации практически нет. Может ли мне кто-нибудь сказать, что конкретно сделано за все эти годы для реабилитации хоть одного из репрессированных народов? Давайте посмотрим это на примере самого многочисленного из них – российских немцев:
- в 1988-89 гг. всё было готово к тому, чтобы восстановить АССР немцев Поволжья; нас заверяли в этом и в ЦК КПСС, и в Верховном Совете, – однако она не восстановлена до сих пор;
- в 1991 г. было принято решение о создании Госкомитета по проблемам российских немцев, т.е. фактически целого министерства, но “путч помешал”; до сих пор ничего не сделано;
- Управление по нашим проблемам в Госкомнаце России с самого начала планировалось со штатом не менее 30 сотрудников, но никогда там не было больше семнадцати;
- в феврале 1992 г. был издан Указ Президента о создании немецкого национального района в Саратовской области и национального округа в Волгоградской области; правда, этот Указ родился после оскорбительнейших для нашего народа высказываний Президента  во время его пребывания в Поволжье, где он – неизвестно, в каком состоянии, - заявил, что немецкой республики там не будет, что ни один дом не будет там снесен ради российских немцев (как будто мы  требуем сноса каких-то домов, тем более – наших бывших: ведь с тех времен к ним не так уж много прибавилось новых) и предложил нам для расселения военный полигон Капустин Яр, начиненный снарядами, - чтобы мы “значит, снаряды выкапывали, и пусть Германия поможет”; этот Указ тоже до сих пор не выполнен;
- в 1992 г. между Россией и Германией было подписано Соглашение о восстановлении государственности российских немцев; до сих пор ничего в этом плане не сделано;
- финансирование с российской стороны проблемы российских немцев вроде бы тоже проводится, однако практически еще ни разу российская сторона не выполнила своих обязательств, в то время как германская сторона выполняет их безукоризненно; к тому же финансирование с российской стороны – это на деле фикция, потому что российская сторона беззастенчиво удерживает со средств, выделяемых ФРГ в помощь России для решения нашего вопроса, большие налоги, и только часть этой удержанной суммы выделяет как “помощь” нам. Получается, что мы, граждане России, ее репрессированный народ, от своей Родины не получаем ни копейки, и помощь идет только от другого государства – это ведь оскорбительно;
- вот уже два года как мы, Международный Союз российских немцев, подготовили проект Закона о реабилитации российских немцев; он был передан и в Миннац, и в Госдуму; до сих пор “идет работа” над подготовкой всё новых проектов, и никак не может быть подготовлен такой проект, который соответствовал бы сегодняшней Конституции, которой почему-то противоречит любое движение в сторону реабилитации нашего народа;
- мы долго добивались, чтобы Управление по нашим проблемам в бывшем Госкомнаце, затем в Миннаце было повышено по статусу до Департамента; это, наконец, удалось; теперь, через несколько лет, Департамент вновь превращен в Управление;
- мы, откликнувшись на новый Закон “О национально-культурной автономии”,  первыми в стране создали Федеральную НКА, причем весьма мощную: у нас уже 24 региональных НКА, к концу года ожидаем до 40; однако до сих пор ни со стороны государства, ни со стороны Миннаца – никакой поддержки.

Тут в выступлениях говорилось, что репрессированных людей становится всё меньше, их осталось не так уж много. Может быть, вопрос с репрессированными решится сам собой? Они просто, вымрут, и все проблемы будут решены?.. Но речь ведь идет у нас не о репрессированных когда-то физических лицах, не о реабилитации этих физических лиц, а о репрессированных и не реабилитированных до сих пор народах!

3. Что, на мой взгляд, нужно всё же сделать, чтобы Закон выполнялся?
Главное, конечно (но, к сожалению, от нас это не очень зависит), - нужно новое руководство страны; руководство, которое бы работало не на разрушение государства, а на его укрепление; не на развал страны и народов, а на их объединение. Новое правительство вызывает в этом смысле надежды, но пока его главная забота – и это понятно – не национальный вопрос, а экономический.
Должна нормально финансироваться национальная политика. В многонациональной стране она тоже является важной отраслью экономики – стоит лишь посчитать, во что России обошелся чеченский вопрос или выезд полутора миллионов российских немцев.
Разработка законов о реабилитации конкретных репрессированных народов должна стать обязанностью государственных структур; общественные организации могут здесь лишь помогать. Эта разработка должна быть плановой, должны назначаться конкретные сроки для подготовки каждого закона.
Национально-культурные автономии как представительные структуры народов, как форма их национального самоуправления, должны получать активную и политическую, и материальную поддержку; без этого Закон не будет действовать, и проявленные народами инициативы окажутся фальстартом. Видимо, НКА различных народов должны начать тесно сотрудничать между собой, что превратит их в достаточно мощную силу, способную эффективно воздействовать на всю национальную политику.
По российским немцам:
- восстановление государственности – по-прежнему наша главная цель; нужно разработать конкретную программу ее восстановления; нельзя самообманываться принятой Федеральной целевой программой и нельзя ею вводить людей в заблуждение: это – не программа решения нашего вопроса;
- должно быть обеспечено стабильное финансирование и наших программ, и проектов, и самой нашей проблемы – это экономически выгодно России, хотя бы потому, что Германия при этом тоже может дальше помогать, а это ведь в конечном счете – помощь для России, не говоря уже о том, что сокращение выезда окупит российский вклад стократ;
- можно и нужно поставить конкретную задачу: подготовить и рассмотреть проект закона о реабилитации российских немцев уже к началу 1999 г. – при существующих наработках это вполне реально;
- в сегодняшней ситуации очень большую роль для нашего народа может сыграть серьезное политическое признание нашей Федеральной НКА как единственной на сегодня легитимной и самой представительной и массовой структуры российских немцев; а придание ей статуса субъекта Федерации без территории, обеспечение ее представительства в парламенте – до восстановления нашей государственности – позволило бы российским немцам многое сделать самим, и более эффективно;
- жизненно необходимо обеспечить финансовую поддержку нашей ФНКА, что предусмотрено Законом; это позволило бы содержать определенный штат работников и взять на себя основную часть организационной, координационной, политической и культурной работы, которую государство делать не в состоянии;
- по-прежнему остается жизненно необходимой задача создания дееспособной, с необходимыми полномочиями, государственной структуры по проблеме российских немцев – возможно, в той же форме Госкомитета.

В заключение несколько слов о ряде высказанных за “круглым столом” мнений.
Да, правильно, российские немцы никогда не жили все вместе, и сегодня они живут разрозненно, и в будущем никогда все вместе не соберутся. Но это не значит, что всё должно оставаться, как сейчас. Немцы всегда жили компактно, крупными национальными образованиями (республика, национальные районы, немецкие сёла), пусть и в разных регионах страны. И сегодня задача состоит в том, чтобы собрать достаточное количество немцев в такие компактные национальные образования – достаточное для того, чтобы мы могли сохраниться как народ; без этого будущего у нас нет.
Не согласен и с тем, что каждый из репрессированных народов должен сам инициировать процесс подготовки проекта закона о своей реабилитации; это дело государства – об этом я уже говорил; а инициативу мы проявляем, только отклика на нее не видим.
Не могу согласиться и с тем, что каждый народ сам должен в инициативном порядке заселять приглянувшиеся ему территории: вопрос этот слишком государственный, чтобы рисковать решать его в таком порядке. И никогда таким “инициативным” путем территориальная реабилитация целого народа  не может быть осуществлена. Тут в очередной раз мы можем увидеть позицию: “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”…
И последнее. Тем, кто меня давно знает, мое сегодняшнее выступление может показаться излишне резким и критичным – ведь всегда можно сказать и что-то положительное о том, что делается. Но сегодня мы собрались в таком кругу, на мой взгляд, не для того, чтобы говорить об успехах, тем более, если их не так уж много. Поэтому я и счел необходимым сосредоточиться на имеющихся проблемах, на том, что мешает, а не на том, что сделано.


Рецензии