Что нужно для сохранения народа?

Гуго Вормсбехер
Что нужно для сохранения народа?
(Выступление на семинаре представителей немецких меньшинств
стран Восточной Европы и СНГ 8-12 октября 1998 г., Бад-Киссинген, ФРГ)

По сделанным трем сообщениям мы видим, что ситуация в странах СНГ отличается от положения российских немцев в России, где многое делается. В Казахстане и Средней Азии не только российские немцы, но и украинцы, и другие вынуждены уезжать — там ситуация намного сложнее. И когда мы говорим о российских немцах в России, мы можем сказать, что они имеют те же цели, что и 10 лет тому назад. Мы хотим сохраниться как народ. С моей точки зрения, такой народ как российские немцы не может сохраниться, если мы все эмигрируем. И если у нас будет будущее, то оно будет только в России. Мы сохранились там на протяжении более чем двухсот лет, и я надеюсь, что сохранимся и в будущем. Конечно, никто не гарантирует, что так оно и будет, но есть шансы, которые мы хотим использовать.
Российские немцы, проживающие в России, в материальном отношении живут не лучше и не хуже, чем остальное население. Но в связи с тем, что у нас нет республики, нам как народу намного сложнее: процесс ассимиляции продолжается. У нас не только нет республики; у нас нет национальных школ, у нас нет национальной экономики, а значит - у нас нет собственных средств. Поэтому наши возможности определяются тем, что мы получаем от нашего государства и из Германии.
Можно сказать, что в последнее время отношение к российским немцам изменилось во многих аспектах, прежде всего на местном уровне. Это видно на примере Поволжья, где еще недавно были демонстрации против российских немцев. Сегодня там ситуация мирная и говорят о создании немецкого национального района и в Поволжье.
Интересы местной администрации во многих областях связаны с интересами российских немцев. Как правило, это экономические интересы, но это как раз нам сегодня и нужно. Потому что говорить сегодня просто о восстановлении справедливости в отношении российских немцев бесполезно, сегодня за всем должны стоять экономические интересы. На уровне Российской Федерации, со стороны Президента и правительства отношение к российским немцам тоже улучшилось. Создание национальных районов к тому же показало, что российские немцы в решении своих проблем не отличаются таким экстремизмом, как некоторые другие народы России.
Большую роль, на мой взгляд, играет Межправительственная Российско-Германская комиссия по проблемам российских немцев, которая работает вот уже пять лет. Работа этой комиссии видна во многих регионах. Это также влияет на улучшение отношения к российским немцам в этих регионах.
Сегодня у нас есть 10-летняя государственная Программа по российским немцам, подписанная Президентом; с ней мы связываем многое в отношении нашего будущего, потому что там предусмотрена также финансовая помощь со стороны государства. Пусть небольшая помощь (в этом мы должны быть реалистичными), но всё же она будет в 10-15 раз больше, чем мы получали до сих пор. И уже в течение года мы имеем Закон “О национально-культурной автономии”, который для нас очень важен.
Однако нашей целью остается восстановление нашей государственности, поскольку в распыленном виде народ не может сохраниться. Мы должны собраться вместе, чтобы общаться на немецком языке, чтобы иметь школы, чтобы сохранить самобытность и немецкую культуру. Поэтому на повестке дня остается требование восстановления нашей территориальной государственности. Но для тех российских немцев, которые будут проживать вне этой территории, мы должны иметь культурную автономию, через которую можно оказывать поддержку в вопросах языка и культуры и вне территориальной государственности.
Почему уже в течение шести лет не выполняется Закон о реабилитации репрессированных народов? Тут мы  должны учесть ситуацию в России в целом: события в Чечне, Татарстане нанесли очень большой ущерб нашим интересам, поскольку теперь российское руководство поступает уже очень осторожно. Кроме того, в этой ситуации мы находимся как бы в ловушке: нас рассматривают в контексте всей национальной политики. Мы же считаем, что для нас должен быть принят специальный закон о реабилитации российских немцев. Мы такой законопроект подготовили, и он должен пройти рассмотрение в Государственной Думе в следующем году.
Что такое культурная автономия? Здесь, на Западе, это понимают немного иначе, чем в России. Культурная автономия - это объединение представителей одного народа с целью решения вопросов сохранения родного языка и национальной культуры. Это не территориальное образование. И поэтому многие российские немцы сегодня против такой культурной автономии. Они говорят: “Нам нужна территориальная автономия!” Но сегодня территориальная автономия невозможна, и отказываться поэтому от возможностей, которые может предоставить нам культурная автономия, мы не должны, потому что культурная автономия может стать для нас важным шагом в направлении создания территориальной автономии. Культурная автономия позволит нам объединиться как народу. У нас будет представительство - Совет НКА, который будет признан государством. Мы можем получить в соответствии с этим Законом финансовую поддержку, что тоже очень важно для нас сегодня.
Конечно, есть противники этой культурной автономии, которые не хотят ее не только для российских немцев, но и для других народов. Есть противники ее и среди российских немцев, в их числе руководители отдельных общественных объединений. Они задают себе вопрос: что будет с их объединениями и с ними самими?  Ведь сегодня они порой неплохо зарабатывают, реализуя проекты, связанные с проблемой российских немцев. Появление НКА может изменить для них ситуацию. Однако мы должны подходить к этому вопросу прежде всего с точки зрения интересов всех российских немцев.
То, что г-н Дизендорф и г-н Вольф пишут в своем докладе... Конечно, можно согласиться со многим. Но я считаю, мы не должны отвергать и критиковать Закон “О национально-культурной автономии” только на том основании, что он не является Законом о реабилитации российских немцев. Это совершенно разные вещи. Если мы получаем велосипед, это не означает, что он плох потому, что он не автомобиль.
Причинами критического отношения российских немцев к тому, что делается у нас в России, часто является то, что они уже решили переселиться в Германию, и превращаются из борцов за решение проблемы российских немцев в борцов против решения этой проблемы, потому что считают, что если для российских немцев будет что-то в России сделано, то они лично потеряют право на выезд. Это мы тоже должны учитывать, когда слышим такую критику... 
Что касается идеи создания новой политической структуры российских немцев в Германии, я считаю, что многие из тех, кто не смог самоутвердиться в России, пытаются сделать это сейчас в Германии. Насколько это верно - увидим.


Рецензии