О программе по культуре и о том, зачем нам ФНКА

Гуго Вормсбехер
О программе ФНКА в сфере культуры
и о том, зачем нам ФНКА
(Выступление на 1 заседании Совета ФНКА
19 февраля 1998 г.)

       Позвольте изложить свое видение основных направлений деятельности Федеральной НКА в сфере культуры, а потом высказать некоторые соображения относительно того, что такое национально-культурная автономия и зачем мы ее создавали.
Культура российских немцев имеет два основных национальных источника: культура колонистов, переехавших в Россию в ХVIII - ХIХ вв. из разных земель Германии; и культура немцев-горожан, в основном ученых, деятелей культуры и специалистов, приглашавшихся российским государством начиная с ХVI века. В последние 80 лет  к этим двум национальным источникам добавился еще один внешний - многонациональная культура СССР и России, прежде всего русская культура. Германская культура последнего времени практически никак не влияла на культуру российских немцев по известным историческим причинам.
Таким образом, когда мы говорим о задачах нашей культуры, то подразумеваем  несколько аспектов.
1. Возрождение, сохранение и развитие той части национальной культуры, которая у нас была до уничтожения ее национальной базы (ликвидация государственности и  компактного проживания, выселение из традиционных мест проживания, десятилетия дискриминации по национальному признаку).
2. Сохранение и развитие второй составной части нашей бинациональной  культуры - российской, русской - через открытость процессу развития российской культуры и участие в этом процессе.
3. Установление связей культуры российских немцев с современной культурой Германии - через учреждения культуры, через всё возрастающий массив родственников российских немцев в Германии, через современный немецкий язык и немецкоязычные СМИ.
В последние десятилетия, если в сфере нашей культуры что-то и делалось, то, как правило, бессистемно, без поддержки или даже вопреки официальной политике, и на лично-групповом энтузиазме. ФНКА позволяет поднять эту работу на совершенно иной уровень: в соответствии с Законом о культурной автономии этой работе может быть  придан плановый, государственный характер, и вполне реально хотя бы координировать ее на штатной основе. Тем более, что есть еще президентская программа по российским немцам с мощным разделом культуры.
То есть, мы видим, что созданы эффективные политико-правовые и  организационные предпосылки для совершенно иного подхода к решению проблем  нашей культуры. Остаётся их только задействовать, и как можно быстрее. Для этого  предстоит, на мой взгляд, решить три вопроса: устойчивого и достаточного  финансирования, скорейшей реализации культурной автономией своего статуса  структуры национального самоуправления всего нашего народа, и взятия ею на себя функций по координации всей работы.
Что предстоит сделать?
Во-первых, нужно выявить, что у нас еще осталось и что уже есть, т.е. провести своеобразную инвентаризацию, создать  «банк информации»  в сфере культуры.
Во-вторых, определить стратегические, долгосрочные цели, и промежуточные, поэтапные.
В-третьих, подготовить программу конкретных действий, проектов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Во всех этих вопросах существенным подспорьем может послужить большая работа, которая была уже проведена Департаментом и Фондом «Российские немцы» в последние годы и в ходе подготовки Президентской программы. Второй источник -  информация от региональных НКА о том, что есть, что делается и что планируется сделать. И третий источник - программа по линии Межправительственной российско-германской комиссии, включая планы общественных организаций.
Само собой разумеется, что основу будущей программы ФНКА должны составлять предложения и планы региональных и местных  автономий. На федеральном уровне надо будет решать лишь те вопросы, которые не под силу другим.
И ещё одно. Во всей нашей работе нам всегда нужно помнить, что главная наша задача - это возродить и сохранить наш народ. Отличительной особенностью народа является именно его культура, его обычаи, его национальный характер. Они же вырабатываются и сохраняются только в процессе совместной жизни, совместной деятельности, в процессе постоянного общения. Отсюда вопрос культуры - вопрос будущего нашего народа. Тем более остро стоит этот вопрос у нас сегодня - в условиях распыленного проживания. Работа в сфере культуры может - и должна сегодня - дойти до каждого российского немца, стать одновременно средством их объединения.
Здесь было бы соблазнительно потребовать, чтобы основная часть всех средств, выделяемых на российских немцев, направлялась в сферу культуры. Тем более, что культура, в отличие, скажем, от жилищного строительства, может действительно уже сегодня охватить почти всех российских немцев; она и оперативнее, и не требует таких огромных затрат на душу населения, и неизмеримо больше содействует возрождению национального менталитета. Не будет национальной культуры - не будет народа, и все построенные дома окажутся построенными для других...
Однако нам и здесь надо всё хорошо продумать. Основа основ - экономическая база народа. Не будет её - не будет и средств на культуру. Важно также и дальше наращивать компактность проживания, без чего невозможно говорить о возрождении народа. То есть всё у нас теснейшим образом взаимосвязано. Трезво, по-научному, продумать и просчитать  всё и выбрать оптимальный вариант приоритетов - такая задача стоит перед  нами.
Какие основные направления работы в сфере культуры видятся на ближайшее будущее?
1. Выработать концепцию культурной политики ФНКА.
2. Определить  материальную базу культуры российских немцев: где и сколько у нас культурных центров, коллективов художественной самодеятельности, музеев, архивов; сделать обзор выходящих газет, радио и телепередач с тем, чтобы знать их реальные возможности и определить необходимую им поддержку.
3. Выявить потребность в подготовке кадров, в разработке методических материалов для сферы культуры.
4. Создать национальную систему средств массовой информации, в первую очередь  -  центральную газету и журнал, а также собственное информационное агентство для регулярного снабжения актуальной информацией наших газет, радио- и телепередач в регионах.
5. Наметить план издательской деятельности ФНКА. Начать выпуск библиотечки  художественной литературы; библиотечки литературы по истории российских немцев, серии однотомников наших писателей - ушедших и живых, в т.ч. и проживающих сегодня в ФРГ; большое значение имеет перевод наиболее значительных произведений на русский язык.
6. Издать альбом «Изобразительное искусство российских немцев ХVIII - ХХ вв.»  - подготовительная работа в значительной части уже проведена;  издать альбомы  произведений отдельных художников; собрать передвижную выставку  художников - российских немцев; создать ряд музеев изобразительного искусства, постоянно действующих выставок, в т.ч. в Немецких Домах;  регулярно проводить выставки наших художников в центре, в регионах и в Германии.
7. Создать оперативную киностудию для подготовки актуальных телерепортажей и фильмов о жизни российских немцев, наладить выпуск видеокассет для культурных центров с этими репортажами и  фильмами.
8. Провести семинары руководителей культурных центров, редакторов газет, радио- и телепередач, писателей, художников, руководителей коллективов художественной самодеятельности - с тем, чтобы определить наши общие  задачи и форму сотрудничества в новых условиях.
9. Помочь Общественной Академии наук российских немцев активизировать работу с учеными, включиться в деятельность ФНКА; оказывать Академии постоянное содействие в подготовке и выпуске Энциклопедии российских немцев, в реализации других важных проектов.
           Это что касается основных направлений деятельности в сфере культуры.

Теперь о некоторых других вопросах.
Что такое наша культурная автономия? Давайте не будем забывать, что она создана нашими региональными культурными автономиями. Поэтому встает вопрос: кого она представляет? Я полагаю, что региональные автономии, так же как и местные автономии, созданы из российских немцев и созданы российскими немцами. И региональная автономия не только представляет, но и отвечает за всю работу среди немецкого населения своего региона. Если мы это не будем учитывать, если мы будем считать, что местные и другие автономии и наш немецкий народ – это разные вещи, тогда для чего мы создавали нашу автономию?
Федеральная автономия создана региональными. И региональные автономии должны определять всю политику нашей ФНКА. Поэтому я полагаю, что, так как ФНКА создали 21 региональных НКА и в этих 21 регионе проживает около 70% всего немецкого населения России, то мы если и не охватываем еще всех немцев этих регионов, то, во всяком случае, представляем это население и заботимся о его интересах. Мы можем говорить сегодня, что наша ФНКА представляет 70% немецкого населения России. Если мы создадим региональные автономии еще и в оставшихся регионах, где проживают российские немцы, и они тоже войдут в ФНКА, то ФНКА будет представлять фактически всё немецкое население нашей страны. Такого у нас не было еще никогда.
Об отношениях между Федеральной НКА и общественными организациями. Да, согласно Закону, что я считаю нонсенсом, местные автономии создавались общественными организациями. Но это не значит, что общественные организации являются хозяевами нашей ФНКА. Я говорю это, хотя сам являюсь председателем одной из общественных организаций. Федеральная автономия создана для населения, из населения и будет представлять это население. Спасибо общественным организациям, что они создали местные НКА; но они могут содействовать дальнейшей их работе лишь постольку, поскольку интересы и цели этих общественных организаций совпадают с интересами и целями нашего народа. Если у них другие интересы, то, извините, они могут их осуществлять вне рамок Федеральной автономии. Если же интересы совпадают, то мы должны тесно работать с НКА всех уровней. Таков мой подход.
Какие функции и полномочия у нашей ФНКА? Мы спорим об этом давно. Ожесточенные споры начались еще до создания Федеральной НКА, и сейчас они продолжаются. Почему-то два подхода.
Одни считают, что ФНКА – это наш праздник, это – то, чего у нас никогда не было, это тот  инструмент, который позволит нам очень многое сделать, и радуются, что ФНКА создана.
Другие говорят, что никак нельзя допустить, чтобы культурную автономию считали представительной структурой всех российских немцев, что, так как она была создана общественными организациями, в которых состоит лишь несколько процентов немецкого населения, и так как даже не все члены этих организаций создавали эту автономию, то ФНКА представляет еще меньше населения, чем наши общественные организации. Я не знаю, для чего такая логика и кому она нужна. Вместо того, чтобы максимально задействовать нашу культурную автономию и воспользоваться хотя бы теми возможностями и полномочиями, которые уже предоставлены ей Законом, мы постоянно пытаемся уменьшить ее значение и ограничить ее возможности и функции: не дай Бог, чтобы она что-то сделала для российских немцев!
Думаю, нам не надо и особо сокрушаться по поводу того, что Федеральной НКА могут предоставить статус субъекта Федерации. Кому из российских немцев от этого будет плохо? Мы мечтали о том, чтобы иметь своих представителей в Парламенте, чтобы с нами считались, чтобы у нас было национальное самоуправление, и теперь, когда оно для нас реально, мы вдруг восстаем против этого! Не понимаю такой логики…
Наша культурная автономия – это фактически наше национальное самоуправление. Нам в руки дали власть, - по крайней мере, в сфере культуры и образования мы можем делать то, что считаем нужным, и государство готово поддержать нас в этой работе. Мы фактически имеем не только представительную структуру, но и  прообраз нашего будущего национального правительства, пусть пока без территории. Но, не забывая нашей главной цели – восстановления нашей территориальной государственности, мы должны рассматривать нашу автономию как мощный механизм продвижения по пути к нашей главной цели. То, что Федеральная автономия является уже фактически действующим механизмом, признано и Президентской программой. Вот небольшой фрагмент из нее:

« Раздел шестой. Механизм  реализации Программы.
Функции государственного заказчика возлагаются на Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, которое взаимодействует с органами государственной власти субъектов Федерации, с представительными органами Федеральной национально-культурной автономии…» – То есть мы уже являемся представительными органами, мы уже включены в эту Программу как партнер Министерства по делам национальностей – основного заказчика в выполнении этой Программы. Неужели для нас это так плохо?
И далее:
«… Учитывая этносоциальный характер программы и необходимость участия в ее реализации общественных организаций российских немцев, включая представительные органы Федеральной национально-культурной автономии, целесообразно предложить следующую схему управления: создание межведомственного Федерального координационного совета из представителей федеральных министерств… и общественных объединений российских немцев».

То есть даже сама Программа, еще до того, как мы создали нашу ФНКА, уже определила ей очень важное место в управлении этой Программой.
Неодинаковое отношение и к итогам съезда. Мое мнение: на этом съезде не было проигравших; выиграл наш народ. Наш народ получил Федеральную НКА, которая давно ему была нужна. И это произошло фактически впервые: не какая-то одна общественная организация  выиграла на съезде, а выиграл весь народ. И если выиграл весь народ, то выиграли все, кто действительно относится к нашему народу и хочет для него нормального будущего. Те же, кто считает себя российским немцем только на время возможности паразитировать на проблеме нашего народа - если такие люди и проиграли на этом съезде, то, думаю, мы это переживем.

О компактности проживания: В связи с тем, что народ не может сохраниться, если он будет жить распыленно, потому что нет общения, нет условий для воспроизведения языка, для воссоздания  культуры и сохранения ее, я полагаю, что наша главная цель – собрать достаточную критическую массу нашего народа вместе. Не обязательно на одной территории, но они должны проживать вместе, компактно. Поэтому те два национальных района, которые у нас есть, - это, на мой взгляд, большое достижение. Если их можно наращивать в смысле численности, это было бы очень хорошо, но нужно создавать и новые. По указу Президента на Волге, в Саратовской области, должен быть создан еще один национальный район, в Волгоградской области – национальный округ, в других регионах предполагается создание новых компактных поселений. Вот это я называю наращиванием компактности российских немцев.


Рецензии