Кривые зеркала

«Нет, Опп, не могу и не хочу его перечитывать. Кого-кого… Да Гоголя*… Ну да, согласна, он - классик, гордость наша российская, мастер языка, но всё равно... А потому, что скучно читать длиннейшие диалогами его героев. Ну, что это? В «Мёртвых душах» Чичиков с Маниловым спорят аж на двенадцати страницах!.. О да, зато характеры выписаны ярко, но… А вот что «но». Скажи, разве в России в девятнадцатом веке были лишь одни нравственные уроды, о которых он писал в «Мертвых душах», «Ревизоре», «Носе»?.. Вот именно, были и другие, но он… да и прочие наши классики… К примеру? А вот тебе пример. Драматург Александр Островский*. Он же высмеивал в своих пьесах купцов, а дворяне ему за это аплодировали потому, что за плебеев их принимали, которым до них… голубой крови!.. никогда не дотянуться. А ведь именно из купцов вышло столько щедрых меценатов, строивших для народа больницы, школы, работные дома… Ну да, купцам от иронии Островского не убавилось… зато Островскому прибавилось денег, славы. Да и поэту Некрасову*, который вроде бы и сострадал русскому мужику, стонущем «под овином, под стогом, под телегой, ночуя в степи», но в то же время жил за счет этих стонущих мужиков и проигрывал в карты огромные деньги... Ну, для тебя в этом - ничего странного, а по мне… Ведь все дворяне и столпы русской словесности, в том числе Островский с Некрасовым, вроде бы ратуя за освобождение крестьян, даже не пытались освободить своих, хотя и имели на это право с начала девятнадцатого века, данное Николаем первым. Кстати, вот тебе и еще один пример - Салтыков-Щедрин*, который своей сатирой восстанавливал общество против царя и о котором наш мудрец Василий Розанов* писал, что он «как матерой волк наелся русской крови и, сытый, отвалил в могилу»… Да не нападаю я на них! Но не очень-то благовидную роль сыграли русские классики в развитии российского общества, как нам старались внушить в школе. Слушай, а, может, потому о них так много нам и талдычили, что все они так или иначе были против царской власти?.. Ну, может, и не права, но думаю, что писали они о тёмных сторонах жизни ещё и потому, что такое интересовало утомленных балами дворян, которым хотелось иногда «кисленького», чтобы почувствовать себя добропорядочными людьми, а у писателей появлялась слава и деньги… Улыбаешься? Отвечать не хочешь. А я уверена, что их романы и создавали такой чудовищный образ России, что даже теперь хочется её проклинать, а уж в те времена!.. Да, и проклинали, расшатывали лодку те, кто верил классикам, убивая градоначальников, чиновников, вот и перевернулась лодка в семнадцатом*, обеспечив нам «счастливую советскую жизнь» аж на 70 лет!
И опять же прав Розанов: «После Гоголя, Некрасов и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к её разрушению.»… А что «представители серебряного века*»? Те тоже были хороши были... Смеёшься. И смех твой какой-то подозрительный, не пойму, чего ты?.. Нет, не надо, не читай мне из «них», я как-нибудь сама… и дай договорить, что накопилось… А вот что накопилось. Годы декаданса были эпохой беспросветного эгоизма творцов, ведь мир для них, как предмет любви, исчез и они не искали смысла своего существования, ибо жизнь им стала безразлична, даже противна и в своих стихах были они озабочены лишь поисками «новых форм самовыражения»... А что живописцы? Они - тоже… Чего опять смеёшься? Ведь художники-авангардисты перечеркнули классическое искусство и своей кистью размыли, расчленили даже внешний образ человека. Не зря же самый скандальный из них Малевич* писал: всех реалистов я сбросил в могилу и запечатал своим «Черным квадратом»... о котором теперь твердят как о шедевре искусства… Да какое это искусство! Так, поступок… Да, поступок. А точнее - пиар, как теперь пишут. Таких «квадратов» мой четырехлетний внук за вечер может написать с десяток, а значит…
А то и значит, что картину, как у великого Рембрандта*, он не напишет, а таких…
Хорошо, хорошо, успокоилась, но и ты спокойно ответь: может, писатели классики серебряного века, художники авангардисты, предлагая людям свои «кривые зеркала», невольно помогали тем, кто устроил потом революцию?.. Лишь руками разводишь. Ну, тогда - я… Не только классики были «кривыми зеркалами», но и те, которые творили в советское время. Ведь спасаясь от арестов они просто вынуждены были искажать реальность… То были мифы, а не кривые зеркала? Да врали, врали они! Вынуждены были врать, задавленные одной идеологией. А в наше время большинство творцов в изобилии предлагают народу низкопробную «микстуру» или «жвачку», ласкают и убаюкивают его его, - лишь бы денежки им платили! И жвачку эту… как средство забвения, большинство с удовольствием «хавает», как сами же «творцы» с презрением и говорят о потребителях своей «продукции»… Опп, конечно, пусть хавают, но во мне нарастает оторопь: так что же такое литература? Разве смогут её тропы привести человечество к «светлому будущему»?.. Не знаешь. Вот и я... Но все же послушай:               
                Ночь, улица, фонарь, аптека,               
                Бессмысленный и тусклый свет.               
                Живи еще хоть четверть века –             
                Всё будет так. Исхода нет.               
                Умрешь – начнешь опять, сначала             
                И повторится всё, как встарь:               
                Ночь, ледяная рябь канала,               
                Аптека, улица, фонарь.
И это чудо оставил нам один из ярчайших представителей декаданса Александр Блок*. Так как же, как - без этих «кривых зеркал?»

*Николай Гоголь (1821-1852) - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист. 
*Александр Островский (1823-1886) - драматург.
*Николай Некрасов (1821-1877) -  поэт, писатель, публицист.
*Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889) - писатель, журналист, редактор журнала.
*Василий Розанов (1856-1919) - религиозный философ, литературный критик и публицист.
*Революция 1917 года. 
*Серебряный век - образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX, началу XX века
*Казимир Малевич (1879-1935) - художник-авангардист.
*Рембрандт ван Рейн (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
*Александр Блок (1880-1921) - великий русский поэт, писатель.


Рецензии
Странно, Галина, - для кого Ваши ссылки в конце текста. Образованные люди и так знают эти имена, а необразованные Ваших текстов не читают.

Вячеслав Новичков   22.07.2020 09:09     Заявить о нарушении
И всё же!.. И всё же, Вячеслав, есть такие, кто не образован, но тянется к оному, поэтому и делаю ссылки. Спасибо!

Галина Сафонова-Пирус   23.07.2020 08:13   Заявить о нарушении