Кривые зеркала
Как и поэту Некрасову*, который вроде бы и сострадал русскому мужику, стонущем «под овином, под стогом, под телегой, ночуя в степи», но в то же время жил за счет этих стонущих мужиков и проигрывал в карты огромные деньги... Ну, для тебя в этом - ничего странного, а по мне… Ведь все дворяне и столпы русской словесности, в том числе Островский с Некрасовым, вроде бы ратуя за освобождение крестьян, даже не пытались освободить своих, хотя и имели на это право с начала девятнадцатого века, данное Николаем первым. Кстати, вот тебе и еще один пример - Салтыков-Щедрин*, который своей сатирой восстанавливал общество против царя и о котором Василий Розанов* писал, что он «как матерой волк наелся русской крови и, сытый, отвалил в могилу»… Да не нападаю я на них! Но не очень-то благовидную роль сыграли русские классики в развитии российского общества, как нам старались внушить в школе…
Слушай, а, может, потому о них так много нам и талдычили, что все они так или иначе были против царской власти?.. Ну, может, и не права, но думаю, что писали они о тёмных сторонах жизни России ещё и потому, что такое интересовало утомленных балами дворян, которым хотелось иногда «чего-то кисленького», чтобы почувствовать себя добропорядочными людьми, а у писателей появлялась слава и деньги… Улыбаешься? Отвечать не хочешь. А я думаю, что их романы и создавали такой чудовищный образ России, что даже теперь хочется её проклинать, а уж в те времена!.. Да, и проклинали, расшатывали «лодку» те, кто верил классикам, убивая градоначальников, чиновников, вот и перевернулась в семнадцатом*, обеспечив нам «счастливую советскую жизнь» аж на 70 лет. Так что прав Розанов: «После Гоголя, Некрасов и Щедрина совершенно невозможен никакой энтузиазм в России. Мог быть только энтузиазм к её разрушению».
А что «представители серебряного века*»? Те тоже хороши были... Смеёшься. И смех твой какой-то подозрительный. Не пойму, чего ты?.. Нет, не надо, не читай мне из «них», я как-нибудь сама… и дай договорить, что накопилось… А вот что накопилось. Годы декаданса были эпохой беспросветного эгоизма творцов, ведь мир для них, как предмет любви, исчез и они не искали смысла своего существования, ибо жизнь им стала безразлична, даже противна, и в своих стихах были они озабочены лишь поисками «новых форм самовыражения»... А что живописцы? Они - тоже… Чего опять смеёшься? Ведь художники-авангардисты перечеркнули классическое искусство и своей кистью размыли, расчленили даже внешний образ человека. Не зря же самый скандальный из них Малевич* писал: всех реалистов я сбросил в могилу и запечатал своим «Черным квадратом»... о котором теперь твердят как о шедевре искусства… Да какое это искусство! Так, поступок… Да, поступок. А точнее - пиар, как теперь пишут. Таких «квадратов» мой четырехлетний внук за вечер может написать с десяток, а значит… А то и значит, что картину, как у великого Рембрандта*, он не напишет, а таких…
Хорошо, хорошо, успокоилась, но и ты спокойно ответь: может, писатели классики серебряного века и художники авангардисты тоже предлагали людям свои «кривые зеркала», невольно помогая тем, кто устроил потом революцию?.. Лишь руками разводишь. Ну, тогда - я… Не только классики были «кривыми зеркалами», но и те, которые творили в советское время. Ведь спасаясь от арестов они просто вынуждены были искажать реальность… То были мифы, а не кривые зеркала? Да врали, врали они! Вынуждены были врать, задавленные идеологией КПСС. А в наше, свободное от идеологии время, большинство творцов в изобилии предлагают народу низкопробную «микстуру» или «жвачку», ласкают и убаюкивают его, - лишь бы денежки платили!
И жвачку эту, как средство забвения, большинство с удовольствием «хавает», как сами же «творцы» с презрением и говорят о потребителях своей «продукции»… Опп, конечно, пусть хавают, но во мне нарастает оторопь: так что же такое литература?.. и особенно современное искусство? Разве смогут творцы всего этого привести человечество к «светлому будущему»?.. Не знаешь. Вот и я...
И все же послушай:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять, сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
И это чудо оставил нам один из ярчайших представителей декаданса Александр Блок*. Так как же, как - без этих «кривых зеркал?»
*Николай Гоголь (1821-1852) - прозаик, драматург, поэт, критик, публицист.
*Александр Островский (1823-1886) - драматург.
*Николай Некрасов (1821-1877) - поэт, писатель, публицист.
*Михаил Салтыков-Щедрин (1826-1889) - писатель, журналист, редактор журнала.
*Василий Розанов (1856-1919) - религиозный философ, литературный критик и публицист.
*Революция 1917 года.
*Серебряный век - образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX, началу XX века
*Казимир Малевич (1879-1935) - художник-авангардист.
*Рембрандт ван Рейн (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
*Александр Блок (1880-1921) - великий русский поэт, писатель.
Свидетельство о публикации №211020600753
Вячеслав Новичков 22.07.2020 09:09 Заявить о нарушении
Галина Сафонова-Пирус 23.07.2020 08:13 Заявить о нарушении