Сценарий детектива. Тетушка из России. Ч13

ИНТ.- КВАРТИРА ДЮРИЦЫ.- ЛЕТО.-РАННЕЕ УТРО.

На диване спит одетый Вратислав, в его руке мобильный телефон. Работает телевизор. Внезапно телефон начинает громко звонить. Дюрица просыпается, ничего спросонья не понимает, включает телефон.

ДЮРИЦА
Тетушка, это-вы?

ГОЛОС В ТРУБКЕ
Извините, пан капитан. Звонит дежурный полицейского округа Братислава пять подпоручик Горват. Десять минут назад в своей квартире найден мертвым академик Паштик.

ДЮРИЦА
Что? Мертвым? Убийство?

ГОЛОС В ТРУБКЕ
По всем признакам смерть насильственная...

ДЮРИЦА
Который час? Пять двадцать утра. Тогда, пожалуйста, машину к моему подъезду через десять минут.

ГОЛОС В ТРУБКЕ
Слушаюсь, пан капитан.

Дюрица идет в ванную, на ходу снимая с себя одежду.

ИНТ.- КВАРТИРА ПАШТИКА.- ЛЕТО.- РАННЕЕ УТРО.

Возле квартиры снуют соседи, дежурный полицейский никого не пускает внутрь. Еще один полицейский стоит возле лифта. Дверь в квартиру распахнута. Прямо возле двери, в прихожей, раскинув руки лежит Паштик,одетый в ночную пижаму. Его голова в засохшей крови. В квартире работает дежурная бригада криминалистов. Из лифта выходит Дюрица, на ходу показывает удостоверение.

ДЮРИЦА
Следователь Дюрица, пропустите, пожалуйста.

Осторожно перешагнув через лежащее тело, Дюрица входит в квартиру. В квартире все перевернуто вверх дном. Книги валяются на полу, шкафы распахнуты, вещи разбросаны, постель перевернута на бок.Дюрица видит своего старого знакомого, доктора Куделку, который то и дело щелкает своим фотоаппаратом.

ДЮРИЦА
Доброе утро, пан доктор. Я так понимаю, что у академика решили украсть и все остальные картины.

КУДЕЛКА
А, пан капитан! Приветствую тебя, Вратьо. Не все так просто. Картины на месте. Вот как раз эти картины есть во всех реестрах. Не был только Ватто...

ДЮРИЦА
Вот даже как? Тогда это было нашествие духов.

КУДЕЛКА
Ты недалек от истины. Дверь не взламывали. Вообще никаких следов и отпечатков. Только и осталось, что вот, посмотри.

Куделка подходит к трупу. В правой руке Паштика зажат большой клок рыжих волос.

ДЮРИЦА
Да. Интересно. Кто нашел труп?

Из-за двери показывается невысокая женщина, 45-50 лет, одетая в домашний халат, поверх которого накинута вязаная кофта.

ЖЕНЩИНА
Я его нашла. О, Господи.

Вратьо извлекает бланк протокола, начинает писать. На всякий случай включает спрятанный в кармане диктофон.

ДЮРИЦА
Имя, фамилия?

ЖЕНЩИНА
Воржачкова Ивона.

ДЮРИЦА
Рассказывайте.

ВОРЖАЧКОВА
Когда я хожу на первую смену, то встаю очень рано, где-то в полпятого.  Сегодня как раз у меня была первая смена. Решила быстренько вынести мусор. И вот только я по коридору иду, значит, слышу за дверью академика какое-то странное царапанье, как будто кошка скребется и еще как будто воет кто-то, жалобно так. Я прям вся страшно испугалась, но на кнопку звонка нажала. Звоню я звоню, а оттуда слово одно, которое я разобрала –«помогите». Ну я орать начала через дверь, вдруг услышит: «Что с вами? Вам плохо?» Потом, значит, замок щелкнул, дверь отворилась, и стоит передо мной наш пан Паштик вот в халате этом, голова в крови вся и смотрит на меня своими глазами умными, сказать что-то хочет. Я вижу, губы-то у него шевелятся, а что говорит, расслышать не могу. Потом,значит, глаза у него закатились, и он хлоп, как мешок картошки, на пол. И все. Ой, как сейчас вспомню, меня трясет прямо всю. Я бегом домой, хватаю мобильный и в скорую звонить. Пока скорая не приехала, я и подходить-то боялась. А когда врачи объявились, сказали, что покойный уже, отмучился. Они, врачи-то, в полицию и позвонили.Сказали, убийство это.Вот как.

Куделка подходит к Дюрице.

КУДЕЛКА
Капитан, мы закончили. Тело можно уносить. Уносим или у тебя еще что-то есть?

ДЮРИЦА
Уносите. В какой морг пойдет на вскрытие? В ваш или седьмой, под наших анатомов?

КУДЕЛКА
Увозим в наш. Результаты сразу сообщу.Еще немаловажная деталь. Пойдем со мной, Вратьо.

Куделка ведет Дюрицу в комнату, где висит коллекция картин. Посреди комнаты большая кровавая лужа.

КУДЕЛКА
Вообщем, удар был нанесен здесь вот этой бронзовой статуэткой.

Куделка показывает на статуэтку, которая, в целлофановом пакет, аккуратно уложена в его чемодане.

КУДЕЛКА
Отпечатков нет, но я еще поковыряюсь в лаборатории. Удар был сильный, опасный,но моментальной смерти не вызвал... но... Вот это пятно говорит о том, что академик с разбитой головой лежал здесь. Потом он очухался и дополз аж до входной двери.Это с тяжелейшей раной! Почему он сразу не позвонил? Ведь мобильный в исправности, плюс еще и стационарный телефон у него есть. Видимо, совсем уже ничего не соображал. Можно было попытаться спасти. Если бы вовремя... Да ладно, чего уже... Старик не простой. Он дрался с грабителем. Не испугался. Волосы, которые у него в руке остались, настоящие, женские. Получается, что нашего академика грохнула баба.Причем баба, которую он хорошо знал. Сам ей дверь и открыл. Никакого намека на взлом или инородный ключ в замке. Но подождем экспертизы. Так выходит, что вцепился ей академик в волосы, вот она его и бацнула по башке первым, что под руку подвернулось. Более того, под ногтями левой руки академика остался эпидермис убийцы. Это значит, что художник перед смертью успел еще и в рыло вцепиться этой самой неизвестной.

ДЮРИЦА
То есть, пан доктор, вы считаете, что преступник не мог сам проникнуть в квартиру. Его впустил академик?

КУДЕЛКА
А как еще? Через балкон? Ведь мы вчера проводили эксперимент. Хрен его знает. Но на всякий случай с соседями надо познакомиться.

Дюрица отходит в сторону, набирает номер на мобильном телефоне, прикладывает телефон к уху. В телефоне раздаются длинные гудки, потом щелчок и заспанный голос Мирославы.

КОЛАРОВА
Да, слушаю...

ДЮРИЦА
Колега поручик, извините, что беспокою вас в такой ранний час.

Голос Коларовой моментально становится ясным и осмысленным.

КОЛАРОВА
Слушаю, пан капитан!

ДЮРИЦА
Просто не хотел вас будить,но ... Но академик Паштик был убит сегодня утром.Я сейчас нахожусь в его квартире. Я бы хотел, чтобы вы тоже подъехали.  Вы сможете?

КОЛАРОВА
(решительным голосом)
Пан капитан, полицейский должен избегать по возможности глупых вопросов. Я немедленно выезжаю. Ждите!

ДЮРИЦА
(слушая короткие гудки)
Да подожди же ты, дерзкая девчонка! Торопыга! За тобой машина придет.

Вратислав снова набирает Коларову, но она не снимает трубку.
ДЮРИЦА
Ох-х. Чучело гороховое...

Звонит мобильный у Дюрицы.

ДЮРИЦА
Слушаю, слечна поручик.

ГОЛОС В ТРУБКЕ
Ну, капитан, рабочий день уже начался. А у тебя все слечны в голове.

ДЮРИЦА
Это кто?

ГОЛОС В ТРУБКЕ
Конь в пальто! Седьмое управление криминально-следственной экспертизы.

ДЮРИЦА
Ты что ли, Муха?

МУХА
Ну а то кто?

ДЮРИЦА
Что там у вас?

МУХА
Да подделка твоя картина. Фуфня чистой воды.

ИНТ.-КВАРТИРА КОЧИЧА.- РАННИЙ ВЕЧЕР.

Кочич в спортивных штанах и майке сидит за столом в кухне и смотрит телевизор.На столе стоит початая бутылка коньяка. По лицу архитектора струится пот. Видно, что мужчина чем-то глубоко взволнован. Неожиданно он вскакивает со стула и начинает ходить по кухне. Потом подходит к столу, берет бутылку и наливает себе полный стакан. В кухню входит привлекательная женщина, 30 лет, в домашнем халате.

ЖЕНЩИНА
Здено, что с тобой? Второй день не ходишь на работу, постоянно пьешь. У тебя же сердце больное.Что случилось?

КОЧИЧ
Рената, оставь меня в покое. Подожди еще пару дней. Все пройдет.

РЕНАТА
Ну знаешь... Твои пара дней из меня вымотают все нервы. Хотя бы пить перестань.

КОЧИЧ
(повышенным тоном)
Рената, оставь меня в покое.
Раздается звонок мобильного телефона. Кочич хватает трубку.

КОЧИЧ
Слушаю.

В трубке раздается приглушенный вкрадчивый голос.

ГОЛОС
Ну и что ты хотел мне впарить? Подделку?

КОЧИЧ
(испуганно)
Откуда вы знаете про фальшивку?

ГОЛОС
Откуда знаю – это мое дело. Ты отвечай на вопрос. Ты что, решил из меня лоха сделать? Ведь знаешь, что, если я захочу, я в момент сверну тебе шею.

КОЧИЧ
Я вам обещаю, что вы получите оригинал. Я знаю, где он. Только деньги вперед.

ГОЛОС
Где оригинал?

КОЧИЧ
Вы его получите, когда отдадите мне деньги.

ГОЛОС
Только запомни. Я теперь тебе не доверяю. Если захочешь меня надуть, сливай воду. Больше с тобой цацкаться не буду.

КОЧИЧ
Когда я смогу получить деньги?

ГОЛОС
В субботу, в шесть утра, возле старой сладовни в Раче. Во дворе. Проследи, чтобы не было никакого хвоста. Думаю, тебя еще никто не вычислил.


Дрожащей рукой Кочич выключил телефон, положил его на стол. Потом снова налил себе коньяку.
КОЧИЧ
(шепотом)
В субботу я стану богатым человеком.

ИНТ.- НЕИЗВЕСТНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ.-БРАТИСЛАВА.- ЛЕТО.- ВЕЧЕР.

Тетушка  смотрит на Фридриха.

ТЕТУШКА
Вы сказали следователя? Какого следователя?

Тетушка пытается потянуть время, а сама лихорадочно размышляет. Ее рука тянется к перстню, чтобы запросить помощь, но тогда конец всей операции.

ГОЛОС ТЕТУШКИ ЗА КАДРОМ
Это уже из области фантастики. Это-то они знают откуда? Если начать отпираться, будет хуже. Была- так была. Что, что делать? Стоп! Два года назад сестра была в Англии, на исследовании. Точно!. Она мне прислала телеграмму... Какой, какой госпиталь там был? Вспоминай, старая перечница!

ФРИДРИХ
Самого что ни на есть настоящего.

ТЕТУШКА
Следователя? Не может быть никакой ошибки?

ГОЛОС ТЕТУШКИ ЗА КАДРОМ
Она тогда приехала за средства словацкой страховой компании. Какой? Ну, черт! Какой? По-моему G&S, которая в Словакии называется «Народная помощь»... Да, да. Точно. С 80 процентным участием «Централ Электрикалз»! Да,блин, какая же была больница? Ну... Ну...

ФРИДРИХ
(ехидно)
Ошибки быть не может. Вратислав Дюрица....

ГОЛОС ТЕТУШКИ ЗА КАДРОМ
Точно! Госпитал Сэнт Майкл!

ТЕТУШКА
За что я вас уважаю, герр фон Кашмирски,  это за способность прекратить любезности на самом интересном месте. С кофе можно было бы и повторить.

ФРИДРИХ
Не пудрите мне мозги! Что вы делали у полицейского?

ТЕТУШКА
Прекратите на меня орать! Что вы себе позволяете? Я сражаюсь за репутацию своей компании и должна была навестить сына лечащейся у нас пациентки! Если вы такой всезнающий, то должны были бы знать, что в «Народной помощи» 80 процентов долевого участия моей компании. «Народная помощь» постоянно посылает своих клиентов на обследование в Великобританию за свой счет.Причем, постоянно в больницу Сэнт Майкл. Там отбоя нет от словаков! Да, я навестила вчера какого-то юношу по просьбе G&S, поговорила с ним, это текучка,я их навещаю десятками, я об этом не обязана помнить. Но мне и в голову не пришло, что это мог быть следователь прокуратуры или,быть может, первый словацкий космонавт. Что еще вы сумели обо мне выяснить? К каким следующим каверзам мне готовиться? Мы будем заниматься делом или пойдем спать? На дворе рассвет.

Выражение лица Фридриха меняется от раздраженно злого до удовлетворенного и приветливого. Он вытаскивает из уха наушник, теребит волосы.

ФРИДРИХ
Мне подтвердили вашу информацию, миссис Брэндли. Извините. Так вы говорите диск? За десять миллионов в наличке?

Тетушка отводит дрожащий палец от перстня, трет лоб от усталости.

ТЕТУШКА

Почему, когда хочется сделать людям приятное, они же тебя за это еще и в дерьме искупают? Да. Хочу. И чем быстрее, тем лучше. Нам нужно опередить русских.

ФРИДРИХ
Когда?

ТЕТУШКА
Через три часа в любом, назначенном вами месте.

ФРИДРИХ
Не будете возражать, если это будет на моей территории?

ТЕТУШКА
(устало)
Я же сказала, в любом месте... Попытаетесь обмануть – наши возможности вы знаете.

ИНТ.- КАФЕ.- ЛЕТО.- УТРО.

За столиком в пустом кафе сидят Дюрица и Коларова.

ДЮРИЦА
Теперь я уже вообще ничего не понимаю. Кудера похитил у своего друга Паштика фальшивую картину. Мой хороший приятель капитан Мухач из отделения судебной экспертизы рассказал, что картина нарисована максимум два года назад. Холст искусственно состарен. Подделку писал очень талантливый художник. Причем такого уровня художников в Словакии раз два и обчелся. Допустим, Кудера не знал, что картина фальшивая. Но ведь он уже со вчерашнего вечера в следственном изоляторе. На сцене появляется какая-то рыжеволосая женщина, которая убивает академика и при этом в квартире ничего не пропало.

Мирослава влюбленно смотрит на Дюрицу, медленно попивая кофе из большой глиняной чашки. Она старается спрятать глаза от Вратислава, чтобы ее влюбленность ненароком не стала заметной. Стараясь не выдать себя, она говорит безразличным голосом.

КОЛАРОВА
Я думаю, нам не нужно смешивать два разных преступления, совершенных против одного и того же физического лица. Мы должны исходить из того, что кража картины – одно дело. Убийство Паштика – другое дело.  Вы правильно говорите, что Кудера мог и не знать, что картина фальшивая. Подделку мог нарисовать и сам Паштик. Ведь он выдающийся художник. Вопрос – зачем это было ему нужно? И потом. Если Паштик знал, что картина подделка, то он выдающийся актер. Он плакал и переживал очень натурально.

ДЮРИЦА
Вот и мне это не дает покоя. Стоп! Паштик получил слоновую дозу снотворного. Когда он мог его получить?

КОЛАРОВА
Да в тот вечер, когда они впятером гусарили. Кудера ему и подсыпал.

ДЮРИЦА
А если не Кудера? Тогда кто? Бенко? Тот вообще куда-то исчез. Дома его нет, мобильный не отвечает, жена в расстроенных чувствах. Сама не знает, куда мог деться муженек... Да потом Бенко сразу уехал со скорой. Ключ был только один... Тогда кто? Кочич? Циммермельд? Но ведь они уехали сразу на вокзал. Стоп! Куда там ехал Циммермельд? Пражский музей искусств?

Дюрица вытаскивает мобильный, набирает номер.

ДЮРИЦА
Алло, пан Ковач? Да, это Дюрица вас беспокоит. Пан Ковач, прошу вас немедленно связаться с пражским музеем искусств и выяснить, был ли там вчера некий мистер Циммермельд, английский меценат и арткритик. Хорошо? Да, очень срочно. Еще вчера...Да. Спасибо.

КОЛАРОВА
А если, все-таки, вернуться к версии, что в квартиру проникли через балкон?

ДЮРИЦА
Абсурд. Это практически невозможно. Я пробовал. Перелезть нельзя. Только с какой-то очень хитрой страховкой или с помощью крыльев... Но на балконе и на стенках нет никаких следов. Чистая белая штукатурка.

Коларова что-то напряженно пытается вспомнить...


Рецензии