Глава 28
Войдя в комнату, где на нарах лежала покойная, и при слабом свете керосиновой лампы юноша читал суру из Корана, Румиса медленно опустилась в углу, держа один конец платка во рту.
-... маа янЗурууна иллаа сайхатау уахидатан та-хуЗухум уа хум яхиссимуун, - красиво напевал Инал, изредка хлопая огромными ресницами, когда переворачивал страницу Священного Писания. Несмотря на дефект речи, при чтении Корана юноша не заикался. Чтение ложилось в плавное пение. Подложив под себя ноги, женщина прислонилась к стене и начала разглядывать пламя под стеклянной колбой керосиновой лампы. Яркий желтый язык пламени играл ровным цветом. Узкий верх лампы слегка закоптился. Казалось, что огонек вот-вот погаснет. Худощавое продолговатое лицо юноши смотрелось совсем бледным при слабом свете огня. Инал выглядел намного старше своих лет. Едва пробивающиеся усики говорили о юном возрасте этого ангельского создания.
Юноша часто заходил к Румисе по-соседски, узнать нужна ли его помощь. А она в свою очередь приглашала его в дом, чтобы лишний раз накормить сироту и передать кусок-другой его приемной матери-инвалиду. Родная мать Инала умерла во время родов, оставив сиротами еще двух дочерей. Мальчик выжил. Овдовевший Усман через год женился на красивой, но злой бездетной женщине, несмотря на два предыдущих брака. Азу и Резеду забрала к себе бабушка по материнской линии, а мальчик остался с матерью Усмана, которая умерла от старости, когда малышу едва исполнилось два года. Эгоистичная самовлюбленная Асма не знала, как избавиться от пасынка. Она часто забывала кормить ребенка, переодеть, искупать. Немытый малыш засыпал в любом уголке с куском высохшего хлеба или сырой картошки, которую он ел вместо яблока. Муж не замечал или не хотел замечать ее холодное отношение к ребенку. Но втайне от жены давал малышу деньги, чтобы тот купил себе какую-нибудь сладость в маленьком полупустом магазине, который находился напротив их дома.
В три годика Инал начал заикаться. Причиной его заикания стало постоянное несправедливое и грубое отношение к ребенку со стороны мачехи: угрозы, наказания, окрики. С годами мальчик стал боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым. К шести годам он практически не общался со сверстниками, стесняясь своего заикания. Сердобольные соседи стали жаловаться старшему брату Усмана, когда Усам изредка заезжал в село.
Судьба порой распоряжается несправедливо с точки зрения обывателя. Мы забываем, что у Всевышнего свои тайны для каждого из нас. Несмотря на достаток и внешние физические данные, Аллах не послал Усаму и Замбике детей. Его жена сделала все, что в ее силах, чтобы дать Азе и Резеде приданное, когда они совсем юными вышли замуж. Обе уехали с новыми семьями в Волгоградскую область. Но, однажды увидев синяки от побоев на теле мальчика, сердце женщины не выдержало, и она слезно упросила Усмана отдать мальчика им на воспитание.
- Вы с ним не справитесь. Непослушный ребенок. Он даже не хочет избавиться от своего порока. Целый год пытаюсь научить его азбуке, - нагло лгала Асма. - Но раз хотите, то берите. Может у вас лучше получится, чем у меня. Я давно собираюсь на работу устроиться. Совсем дома засиделась.
Усман лично сам отвез сына к брату. В небольшой потертой сумке поместились старая азбука, огрызок простого карандаша, мятая тетрадь, джемпер с чужого плеча и шорты. Выпив чай, не прикасаясь к остальной еде, Усман подозвал сына и протянул ему банкноту достоинством в три рубля.
— Вот. Возьми. Тебе здесь будет лучше. Я знаю.
Ребенок взял деньги и быстро спрятал руки за спину. За каждую банкноту, несмотря на ее номинал, Асма била скалкой по пальцам. А малыш рассказывал отцу на что потратил деньги, скрывая, что мачеха отбирала их самым безжалостным образом.
Люди часто строят планы на завтра, забывая, что могут и не проснуться. Странно, но даже служение Господу мы откладываем на потом, будто знаем сколько нам отведено в этом грешном мире. Люди забыли, что все что от Всевышнего — это, на самом деле, благословения от него. Все наши потери - болезни, смерть близких, проблемы - побуждают людей искать истину, золотую середину между добром и злом, счастьем и несчастьем. Люди рождены, чтобы искать равновесие души, то состояние, когда мы встречаемся с Богом. В гармонии, вернее, когда душа в гармонии, и есть встреча человека с Богом.
Через неделю Усмана похоронили. На следующее утро, избавившись от ребенка, Асма уговорила мужа поехать на неделю в Туапсе. Морская волна накрыла их. Удалось найти только тело мужчины.
В новой семье жизнь ребенка стала налаживаться. Нелюдимый малыш потянулся к приемным родителям. Они стали возить ребенка по врачам и искать эффективные способы лечения. Доктора объясняли им, что у мальчика все в норме со строением органов речевого аппарата.
- Поймите, у ребенка наблюдается отклонение высшей нервной деятельности от нормы. Нарушение темпа, ритма и плавности речи из-за сокращения мышц речевого аппарата. И это не является необратимым нарушением центральной нервной системы. Рекомендую вам отдать его на пение. Это поможет избавиться от проблемы. Даже великий древнегреческий оратор Демосфен страдал заиканием.
Усам возил ребенка к психотерапевту, неврологу и логопеду. А Замбика распевала с ребенком ноты, заучивала стихи. Быстро обучила малыша азбуке и обратилась к своему отцу с просьбой обучить ребенка премудростям чтения Корана.
Старику Хусейну малыш пришелся по душе. часто брал его с собой в горы. Там на альпийских лугах у него небольшая пасека. Даже пчелы жалили малыша несмотря на то, что он часто дразнил их своим за икающим жужжанием.
К осени мальчик уже бегло читал первые суры Корана. Но начавшаяся война лишила родителей возможности возить ребенка по врачам.
Старик улыбался и напоминал, что мусульманин не должен убивать пчелу, муравья, лягушку и удода. А почему, расскажу, когда бегло начнешь читать Священное Писание.
В первые же дни войны семья лишилась крова и вынужденно переселилась в сырой подвал. Страдающий туберкулезом легких Усам умер к весне, а Замбика попала под бомбежку и лишилась левой руки и правой ступни. Она перебралась с мальчиком и своим престарелым отцом в пустующий дом Усмана.
Беда, как правило, не приходит одна. Из-за отсутствия лекарств обострилась сердечная астма, и дедушка Хусейн вскоре умер. Инал продолжал читать Коран. Его стали приглашать на участившиеся похороны. Смерть косила железом, которое сыпалось с неба на несчастных людей, страдающих из-за отсутствия возможности покинуть республику.
Румиса смотрела на подростка, историю жизни которого знала, но не могла не думать о своем горе.
- фасубхааналлаЗии биядихии малакууту кулли шай-ин уа илайхии туджаъуун, - закончил Инал и посмотрел на нее.
http://www.proza.ru/2011/02/06/1004
Свидетельство о публикации №211020600997