Глава 2. Большой костёр

   С того памятного дня прошёл уже целый год. Этой осенью Ксюше тоже предстояло в первый раз пойти в школу. Но до этого было ещё так далеко...целый большой кусок жизни.
   Девочка зашла в гости к другу, который оказался очень занят. С самым серьёзным видом Фёдор деловито сновал по двору, обыскивая сараи в поисках всевозможного старого хлама: картонных коробок, ветоши, прошлогодних журналов… В-общем, всего, из чего бы вышел Большой Костёр.
   Весь найденный мусор он относил за дом и складывал в огромную кучу. Когда куча показалась мальчишке достаточно внушительной, он достал из кармашка выцветших джинсов коробок спичек и хвастливо провозгласил:
   – Смотри и учись! Сейчас запалю с первой спички!
   Федька скомкал старую газету, сунул её куда-то в недра мусорной кучи и туда же отправил горящую спичку. Заклубился легкий дымок. Огонёк шустро запрыгал с газетки на ветки, с ветки на сломанную табуретку, и вот уже вовсю загудело, затрещало, заискрило… Дети завороженно следили за тем, как исчезают в пламени бывшие когда-то нужными вещи, как они становятся кормом для их Большого Костра…
   – Эх! Маловата куча вышла! – с сожалением протянул мальчишка, не отрывая восхищённого взгляда от своего огненного детища. – Постой, у меня же под кроватью еще целая стопка прошлогодних «Новостей» лежит!
   Он тут же вскочил с травы и помчался в дом. Вернулся скорёхонько, но почему-то без газет, держа ладошки так, будто боялся расплескать налитую в них воду.
   – Смотри, Ксюха! Что за чудо-юдо у меня под кроватью сидело! Думала, небось, принца нашла! – и мальчик, слегка приоткрыв ладони, показал ей маленькую земляную лягушку.
   – Ой, какая прелесть! – восхитилась Ксюша.
   – Прелесть?! Да ты что, обалдела? Вдруг бы она ночью на меня прыгнула, а я бы испугался и заикаться начал? – Федька был искренне возмущён. – Да ей за это… ей за это, вообще, смертная казнь полагается!
   И мальчик, неожиданно для Ксюши, да и, похоже, для самого себя, бросил лягушку прямо в костёр.
   – Ой, мамочка! – закричала Ксюша. – Что же ты наделал?! Зачем...?
   Она чуть не плакала. Костёр пылал жарко, лягушку было не достать. И тут она увидела, как Федька побледнел и стал тяжко оседать вниз, словно тающий на сковородке сугроб. Потом закрыл глаза и упал головой вперед.
   – Бабушка Серафима – а – а! – в ужасе завопила девочка. Да так, что её, кажется, и на другом конце села услыхали.
   – Бегу! – отозвалась Серафима Ильинична, которая в это время была неподалеку: полола на огороде морковь.
   Она подбежала, подхватила внука своими сильными руками и быстро понесла в дом, коротко расспросив Ксюшу о том, что случилось.
   – Ох, окаянный! Лягушечку – животинку беззащитную, в огонь кинул! Это его Домовой теперь наказывает. Прости, Хозяин, неразумного! – бабушка Серафима горестно вздохнула. – Ты иди, внучка, иди домой. Я сделаю, что надобно. Цел будет непутёвый-то.
   Ксюша со всех ног помчалась к маме. Она была потрясена, ворвалась в дом с горящими глазами и ещё с порога закричала:
   – Мама, мама! А Домовой существует? Неужели, правда? А у нас он живёт? А где он? Он страшный? Я вчера гусеницу раздавила, теперь я умру?..
   – Тише, тише, дорогая, – остановила «извержение вулкана» Алина Николаевна. Она в это время занималась тем, что отрывала хвостики с ягод садовой земляники. Женщина прекрасно поняла, что случилось нечто, напугавшее её впечатлительную девочку, но раз та выглядела сама живой и здоровой, торопиться было некуда.
   – Садись-ка рядышком, – ласково сказала Алина Николаевна. – Вот так. Мне осталось перебрать совсем немного ягод. Хочешь помочь? А я буду рассказывать тебе про Домового.
   Ксюша с готовностью бросилась мыть руки, а потом удобно устроилась рядышком с матерью возле большой миски алых пахучих ягод.
   – Да, Домовой действительно существует, – торжественно произнесла мама.
   – А откуда ты знаешь?
   – Не перебивай. Знаю, потому что частенько с ним общаюсь.
   – Как это? Он что, разговаривает с тобой? – опять встряла нетерпеливая дочь.
   – Нет. Это я с ним разговариваю. Узнала я о нашем Домовом, когда твой старший брат Лёнька был совсем крошкой. Я только-только начала прикармливать его с бутылочки кефиром.
   В тот раз кефир показался мне недостаточно тёплым, и я поставила его на стол, Лёньку положила в кроватку, а сама отошла к шкафу за чистой салфеткой. Открываю дверцу, роюсь на полке и слышу, как малыш тревожно ахнул, но тут же примолк… Повернулась и вижу: бутылочка стоит на столе пустая, а Лёнька весь облитый кефиром лежит! Глаза круглые от удивления, но не испуганные.
   – А как ты узнала, что это был Домовой?
   – Кто же ещё? Домовой, он Хозяином дома себя считает. За детками, за животными в доме приглядывает. Бывает, и покормит их, если считает, что хозяйка забыла это сделать. Может пошалить иногда. Вещь какую-нибудь нужную спрятать, глаза отвести. Вот вчера я носочек зашивала, иголочку с ниточкой в скатерть воткнула. Через секунду – хвать! Нет иголочки с ниточкой! – мама улыбнулась. – Полчаса искала. Так и не нашла…
   – Ой, как это всё… страшновато, – задумчиво произнесла Ксюша. – Мам, а что надо сделать, чтобы Домовой не шалил, а помогал только?
   – Уважать его надо. Кормить. Говорят, он за печкой живёт. Вот ты ему сегодня молочка на блюдце отнеси и булочку положи. А там посмотрим, как будет.
   Мама положила в кастрюлю последнюю ягоду. Ксюша с опозданием сообразила, что заслушавшись, так и не помогла маме.
   Остаток дня она провела с бабушкой Серафимой, помогая ей управляться с хозяйством. Они загнали в сарайчик кур с цыплятами, потом пошли на луг за козами.
   Вечер выдался чудесный, остро и свежо пахло травами, набиравшими силу. Со стороны реки доносилось пение лягушек… Лягушек!
   – Бабушка Фимочка, – робко начала разговор девочка, – Как там Федяня?
   – Жив, поросёнок. Что ему будет-то? Добрый он, тут же и пожалел о содеянном, раскаялся. Тем и спасся. Простил его Домовой, но всё ж таки наказал чуток. Пока костёр ваш не догорел весь до последнего уголёчка, у Фёдора жар не спадал. Уж я его водой живой, наговоренной мыла-обмывала, а ладошки не спасла. В ожогах остались. Ну да ничего, до свадьбы заживёт. Впредь, умнее станет.
   – Бабушка Фима, Домовой за лягушечку вступился, потому что она в доме была? – Ксюша всё вспоминала гусеницу, которую вчера сняла с капустного листа и раздавила. Если гусеница была не в доме, может девочке ничего не грозит?
   – Конечно, милая. Может, Домовой сам её принёс, чтобы она мошкарню незваную из дому повывела. Под защитой лягушечка была. Ну-ка, внучка, сорви вон ту кленовую ветку да помани козу эту глупую, что же она домой нейдёт?!
   Серафима Ильинична покрепче перехватила верёвки, к которым были привязаны козы, и разговор закончился.


Рецензии
ОРГАНИЧНОСТЬ. Проблема "органичности" произведения у меня лично одна из больных. Я прекрасно вижу в своей последней сказке несколько кусков, которые "буквально выпирают наружу". Но я не знаю, как рассказать "по-другому". Так что в ответ на мою критику, Вы можете смело сказать: "А у тебя у самого как?" Увы, болею той же болезнью. Но, как известно, "сучок в чужом глазу" всегда заметнее.

Так вот, если отрешиться от частностей и посмотреть на Вашу сказку "сугубо абстрактно", то она (на мой взгляд, конечно) распадается на несколько "пластов". Первый - бытовая сказка. Второй - "сказка о животных". Третий - "ужасный детский фольклор". Четвертый - "русский фольклор с отсылом к православию". (Я специально прибег к такой "терминологии", ведь мы говорим о "композиции", "контрапункте", "о целом"). В идеале все эти "пласты" должны образовать единое органичное повествование. Но в действительности так не везде получилось.

Труднее всего писать бытовую сказку. Здесь нельзя обмануть "сюжетом". Увлекать должны сами герои, их взаимоотношения, разговоры, "ситуации", словом "сама ткань повествования". Вы совершенно правильно сделали упор на этой "составляющей" Вашей истории. Уютная дачная жизнь, любящие родители и т.п. - все это должно противостоять "ужасу" сказочного мира. У героини должен быть надежный "тыл". И у Вас все это получилось. Но, мне кажется,если бы Вы добавили в этот "пласт" побольше "красок" вся сказка сразу "заиграла бы". "Быт" не должна быть только "фоном". Несколько смешных сценок (в стиле Носова), неожиданных диалогов,замечаний, более тщательная прорисовка персонажей "второго плана" - все это пошло бы только на пользу Вашей сказке. Не знаю, уместно ли мне давать в данном случае советы (потому как "бытовые" сценки у меня самого никогда не получались), но я попробую. Мне очень нравится художник Петров-Водкин. Бытуют легенды, что он, будучи преподавателем Академии, "жестоко издевался" над своими студентами, заставляя их рисовать картины одним цветом. Он говорил: "Товарищи, сегодня рисуем только красным (или желтым, или синим)" и не принимал никаких возражений. По аналогии, если бы вы мысленно убрали из Вашего произведения всю "приключенческую" часть и оставили своих героев в "рамках быта", наедине друг с другом, что бы тогда вышло? Это невольно мобилизовало бы все Ваши скрытые силы и способности (а мне кажется, вы их полностью не реализовали).

Вот вам мой первый отзыв, Ирина! Сумбурно получилось. Не знаю даже, смог ли я довести до Вас свои ощущения.Не всегда "чувства" выражаются словами. Но я старался. Если "мой критический пыл" не охладил Вашего интереса, дайте знать. Тогда завтра продолжим, и я "выскажусь по полной".

Константин Рыжов   02.03.2011 12:26     Заявить о нарушении
Это то, чего я ждала все эти годы!!! Не сумбурно, всё понятно, Вы - "гений, прочь сомненья, люди подтвердят"...
Я помню это рисование одним цветом, а как же. Я сама давала такие задания детям. Жутко интересно. Так Вы считаете, что стоит проработать этот бытовой план ещё? О, я проработаю...Я помню "блеклую" маму. Вот в последнее время всё заключалось именно в этом "стОит". Не хотелось тратить время впустую. Для домашнего чтения годилось и так. Общаться мне не с кем было.
Так, Вы мне ещё скажете, где неорганично вышло? Спасибо, спасибо, спасибо!

Рина Титова   02.03.2011 12:49   Заявить о нарушении
Вы мне сейчас очень хорошо объясняете то, что я понимала чисто интуитивно. Продолжайте, пожалуйста. Теперь всё расставляется по полочкам.

Рина Титова   02.03.2011 12:56   Заявить о нарушении
Доброе утро, Константин, которое Вы уже давно встретили! Я вчера размышляла над «отсылом к православию». Можно уточнить? А разве домовых можно туда отнести? У Трёхлебова мне попадалась мысль о том, что все мы русские исхитрились стать двоеверцами. Потому как, приняв крещение, продолжаем искренне плевать через плечо и верить в домовых. Это совершенно не важно для моей повести, но мне просто интересно.
Вчера вспоминала своё детство и поняла, что дразнилки я ввела в текст, руководствуясь исключительно личными мотивациями. Меня дразнили страшно. Вот я и представляла, как бы я отомстила тогда обидчикам, если бы у меня хватило ума им как-то ответить позаковыристей. Поработав над собой, пораспутывав «кармические узлы», я счастливо переписала дразнилки. Убрала «какашку» из под ног Славочки (но спихнула его с яблони). Посмотрите, пожалуйста, и первый, и второй стишок. Стало лучше?
Я боялась, что если слишком затяну бытовой план, детям станет неинтересно. Все они стремятся в сказку. Поэтому, я нарочно не утяжеляла его. В стиле Носова писать трудно… Я вообще не ожидала от себя, что напишу хоть что-то про Федьку. Но он всё время лез и хотел участвовать и своё увеличительное стекло приволок. Короче, он всё сделал сам. Алина Николаевна так не смогла. Придётся её вежливо позвать опять поучаствовать. Главное… Я хочу доделать произведение. Неизвестно, проникнуться ли любовью к нему издатели (пока нет), я должна сделать так, чтобы оно было готово для выхода в свет. Цепочку событий следует завершить. А там увижу, как будет.
Хочу поблагодарить ещё раз за время, которое Вы мне уделяете… Я прекрасно понимаю, что у Вас полно более значительных дел, чем пытаться просветить меня. Жизнь моя складывалась так, что мне совершенно некогда и не на что было получать интересующее меня образование. Но, со временем, оказалось, что если рисовать по десять-двенадцать часов в день , то можно научиться многому … Попутно заработав на баночку консервов. И Вы спокойно, внимательно со мной общаетесь, не обращая внимания на моё среднее техническое… Пожалуй, скоро я начну подписывать свои замечания не с «теплом», а с «обожанием». Улыбаюсь.
Буду ждать следующего разбора. Ирина.

Рина Титова   03.03.2011 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.