Не ищи добра в селе, а ищи в себе

Дожди, дожди... Раньше боялись, что пшеница поляжет. Семнадцать десятин было пшеницы. Ездили всё, любовались. Радовались урожаю. Вот подденет он тут! - все говорили.
А другой год не лилось да не лилось, да морозом ударило...

В Кургане базар ещё старый был. Девчонка молоденькая купила мясо, рассчиталась, кошелёк оставила на прилавке. И я тут стою. Продавщица хап его в карман. Я говорю: давайте сюда, она прибежит. Стою, жду. Мне бабушка маленькой наказывала: вот лежит золото, ты или пройди, или на видное место положи. Никогда не радуйся на чужое, всегда своё будет.

Учила пол мыть: ты в уголочках, в уголочках мой, а середина и так вымоется. Стирать учила, говорила: бельё не держи грязное, это как покойник - бельё лежит грязное.
Дедушку убили, десять детей осталось. Три дочери, семь сынов, всех выростила.

Бежит эта девчонка. У всех по рядам спрашивает: я у вас кошелёк не оставляла? я не у вас оставила кошелёк? Сама ревёт. Сюда добежала. Ты чего ревёшь? - Тётечка, получила зарплату, 80 рублей. Мясо брала и оставила кошелёк... - Это твой? - Тётечка, мой! Сколько вам дать? - Иди ты иди, да не разевай рот.
Пошли с ней. Я, говорит, сиротка.
Вот как.
- Муж спасатель.
- Кого же он спасает?
- Пьяные в Тоболе купаются, тонут.
- Ты с какого года?
- С сорок седьмого.

Раньше качули в Пасху ставили. И никаких спасателей. Целую неделю, с воскресенья до воскресенья, никто работать не будет. Качаются, гуляют, пляшут, песни поют. А теперь железяк наставили и никакой радости.
В сорок седьмом наводнение было. Домина плывёт, занавески болтаются, старуха, старик и мальчонка сидят на крыше. Коровушки плывут, плывут и потонут. Собаки плывут. А свиньи визжат и захлёбываются.

Жизнь странная, лукавая, несамостоятельная. Живём гнездо на гнезде.
Салфетка упала с балкона. Хоп её себе в сумочку. Я ей кричу: "Женщина, женщина!" Ведь не глядит даже на меня.

Не будет того, что было.

Девочка стоит у прилавка, зарёвывается.
- Что ты, девочка, плачешь?
- Десять копеек не хватило.
- Что ты покупала?
- Молоко, сметану.
Я продавщице говорю: Ну что она ревёт, и вы тут работаете... Отобрали у девчонки молоко, "иди домой за деньгами"...  Ну ка, сколько она вам должна?
Продавщица: "Так богатства не наживёшь".
- Зато ты наживёшь. Начто мне оно.

В другой раз прихожу. Колбаса на витрине. Мальчишка голодный орёт. "На, ребёнок, только не кричи." Продавщица усмехнулась. А она на пенсии уже. Она так недовешивает. Кто недопонимает. Ой, что она делает. Паразитка.
Убрали, наконец. Молодую посадили. У меня всё посчитала, сдачу мне подаёт.  Выхожу из магазина, что такое: и продукты в сумке, и кошелёк полный, всё купила и деньги домой несу... Вернулась:
- Вот, голубушка сизая, давай снова посчитаем.
А продавцам не нравится, они так и косятся на неё, - деньгУ чуть не упустила...

Так-то, кахонюшки.

Куда хватают? Как последний день живут.

А наша братия? Мамаши. Иная ребёнка за десять копеек отлупит.
А как туда мало с собой дают. Шесть гвоздей дадут да три доски, четвёртой закрывают.


Рецензии