107 лет подвигу Варяга и Корейца

«Море, дым застилал окрест,
Но Андреевский синий крест
Перечеркивал белый флаг
Над тобою – «Варяг».
Если в трюмах вода,
И по правому траверзу
Скалится враг,
Если рвётся душа из
Пробитой груди
Словно пар из котлов,
Мы под волны уйдём
Не сдаваясь под гром орудийных стволов!»
Андрей Земсков «Крейсера». 

Имена крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» являются символами беспримерного мужества, верности долгу, присяге данной Вере, Царю и Отечеству русскими моряками, простыми матросами и офицерами. О славном бое при Чемульпо 9 февраля (27 января) 1904 г. написана не одна книга, как художественная, так и документальная, снято множество документальных фильмов и художественный фильм 1946 г. Но подвиг этот вызывает всё больший и больший интерес, как у исследователей, так и у простых людей. Однако, с определённого момента стали появляться люди, как с военно-морскими погонами, так и без них, вполне гражданские, не знающие что такое кабельтов,  и в чём отличие броненосца от линкора или линейного крейсера, утверждающие, что тогда русские моряки, вовсе не совершали никакого подвига, и не разу не поразили неприятеля, и бездарно погубили самый «быстроходный» крейсер мира. И конечно утверждения эти фиксируются на бумагу задним числом, когда уже можно подумать, а что было бы так или этак. Но прошлого не вернёшь, но такими утверждениями и рассуждениям наносится вред русскому духовному национальному самосознанию.
К 107 годовщине боя в далёком корейскому порту Чемульпо между двумя русскими судами, против 14 японских, хотелось бы ещё раз взглянуть на отдельные моменты того морского сражения.
 Крейсер «Варяг» был построен в США в 1901 г. он поржал современников изяществом форм. Кроме того, на корабле было установлено 12 – шести дюймовых орудий и 12 – трёх дюймовых.  Скорость по контракту, должна была быть 23 узла, что для того времени было рекордом. Никто их крейсеров мира водоизмещением свыше 6000 тысяч тонн не был столь быстрым. На «Варяге» были установлены паровые котлы системы «Никлосса», они действительно могли позволить крейсеру развить большую скорость, но были очень не надёжны в эксплуатации.  Фактически же в момент боя в 1904 г. крейсер не мог развить скорость выше 16 узлов без угрозы для сохранности паровой установки. Это развенчивает миф о том, что крейсеру нужно было  уходить, бросив «Корейца». При такой скорости он бы не смог уйти от японской эскадры, где были корабли с 18 узловой скоростью.
По пути на Дальний Восток в 1901 г. «Варяг» посетил Персидский залив. Там крейсер поразил местных жителей тем, что на нём было четыре трубы. Тамошние жители искренне считали, что сила корабля в его трубах. В начале 1902 г. «Варяг» бросил якорь в Порт-Артуре, началась его жизнь в Тихоокеанской эскадре. С марта 1903 г. крейсером командовал капитан 1 – го ранга участник двух кругосветных плаваний Всеволод Фёдорович Руднев. Это был очень опытный моряк с богатой военно-морской родословной. Предки В.Ф. Руднева служили в Русском Императорском Флоте ещё со времён Петра Великого.
Канонерская лодка «Кореец» находилась в составе флота ещё с 80 – х гг. XIX в. У команды уже был боевой опыт. Канонерка отличилась в 1900 г. во время Русско-китайской войны 1900 – 1901 гг. когда весьма способствовала взятию китайских фортов Таку. За это канонерка была награждена Георгиевским рожком.   
В конце 1903 г. начале 1904 г. крейсер и канонерка несли службу в корейском порту Чемульпо. Тогда это были морские ворота Кореи. Целью русских судов в виду надвигающейся войны с Японией было обеспечить русское военное присутствие в Корее для защиты русскоподданных, и обеспечение надёжной связи русского посланника в Сеуле Павлова с наместником адмиралом Евгением Ивановичем Алексеевым, который находился в Порт-Артуре. В это же самое время, Япония берёт курс на войну с Россией. Чемульпо блокирует японская эскадра из 14 боевых кораблей, среди которых был новейший броненосный крейсер «Асама» в разы превосходящий «Варяга» по артиллерийскому вооружению. Хотелось бы обратить внимание на ряд моментов того сражения.      
Например, ряд исследователей говорят о том, что В.Ф. Руднев упустил возможность прорваться в ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. из Чемульпо в Порт-Артур. Но при этом забывают, что в порт Чемульпо ведёт узкий  изобилующий камнями и мелководьями фарватер. Даже в условиях мирного времени, днём 7 января 1904 г. там сел на мель французский крейсер «Адмирал де Гейдон» который был вынужден, потом уйти в док в Нагасаки на ремонт. Хорошим бы был В.Ф. Руднев капитаном, посади он на мель ночью в условиях войны крейсер, который потом без труда смог бы захватить неприятель.  Всеволод Фёдорович не совершал ошибок, и присягу принесённую Государю и Отечеству помнил хорошо. Перед боем он сказал команде: «Сегодня получил письмо японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полдня. Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности  и до последней капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать. Помолимся Богу перед походом и с твёрдой верою в милосердие Божие пойдём смело в бой за Веру, Царя и Отечество. Ура!». По воспоминаниям офицеров крейсера второй раз в жизни услышать такое  громовое «Ура!» было невозможно, настолько слова воодушевили команду. Когда русские корабли выходили из Чемульпо им салютовали выстроенные экипажи иностранных стационеров. Английские, французские, итальянские. Оркестр «Варяга» играл гимны этих стран, в ответ на итальянском крейсере «Эльба» грянули русский гимн «Боже, Царя храни!». А командир французского крейсера «Паскаль» вспоминал: «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».
В ходе боя, команда и офицеры крейсера проявляли чудеса храбрости. Так например когда японский снаряд смёл кормовой крейсерский флаг, боцман Петр Оленин рискуя быть убитым, полез вверх по мачте и поднял новый флаг, вся его одежда была изорвана осколками. Старший артиллерийский офицер крейсера лейтенант С. В. Зарубаев под шквальным огнём неприятеля проходил медленно, не торопясь от одного орудия к другому подбадривая и корректируя стрельбу комендоров. Мичман граф Алексей Михайлович Нирод, стоя под градом осколков на дальномерном посту, определял расстояния до неприятеля, он был убит одним из первых японских снарядов, попавших в крейсер. Когда в середине боя, «Варяг» попал под шквальный огонь неприятеля, в боевую рубку от взрыва снаряда влетели осколки, и ранили капитана Всеволода Фёдоровича Руднева. По кораблю поползли слухи, будто любимый командир убит,  тогда Всеволод Фёдорович выбежал на палубу с перемотанной головой и крикнул: «Братцы, я жив! Целься Вернее!». Мичман П. Губонин, после того как он был тяжело ранен, отказывался идти на перевязку, командуя своим орудийным плутонгом. Тут и там самоотверженно тушили пожары пожарный дивизион под началом мичмана Н.И. Черниловского-Сокола и боцмана Харьковского.  Помощь раненым морякам оказывал старший врач крейсера М.Н. Храбростин, а раненых за весь бой было коло ста человек.  После часового боя, на «Варяге» было убито более 30 человек. Крейсер получил несколько пробоин, было выведено из строя 75% процентов всей артиллерии. Ввиду невозможности боя, капитан В.Ф. Руднев приказал повернуть обратно в Чемульпо, где крейсер был затоплен, дабы не достаться неприятелю, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.
Весть о бое в далёком корейскому порту облетела весь мир. Мало кто знает, но знаменитые стихи «Наверх Вы товарищи все по местам, последний парад наступает» ставшие народными, написал немецкий поэт Рудольф Грейнц под впечатлением публикаций о бое в Чемульпо в германской прессе. Даже иностранцы восхищались подвигом русских моряков, чего нельзя сказать об отдельных представителях современной российской интеллигенции.
Встаёт вопрос о потерях что нанёс «Варяг» неприятелю. Иностранные наблюдатели видели на броненосном крейсере «Асама» большой пожар, и на нём был сбит кормовой мостик. «Асама», а так же лёгкий японский крейсер «Такачихо» отправились в док. Крейсер «Акаси» так же куда то пропал до конца компании 1904 г. из русских и японских сводок. Тяжёлые повреждения получил и крейсер «Нанива». В частности британские моряки с крейсера «Тельбот» видели много падений снарядов рядом с «Нанивой». Так же по японским данным вскоре после боя в доке на ремонте был отправлен и крейсер «Чиода». А один из японских миноносцев при попытке выйти в торпедную атаку был расстрелян русскими моряками канонерки «Кореец», и вскоре затонул.  В людях японцы потеряли около 30 убитых и до ста раненых.  Но есть в сегодняшней России авторы, утверждающие, что никакого ущерба неприятелю «Варяг» не нанёс. Аргументы у них один «о попаданиях в японские корабли не говорят официальные японские источники», тут можно только посоветовать этим людям почитать внимательнее эти сводки официальной японской истории. Там, например, есть такие строки, что де война началась с того, что канонерка «Кореец» сделала два выстрела по японским миноносцам, и при этом умалчивается, что на таком близком расстоянии от канонерки делали японские миноносцы. И о выпущенных ими торпедах тоже умалчивается. Ссылаются многие и на заявление командующего японским объединённым флотом Хейхатиро Того, он в частности говорил: «Русские если что и поражали, то только рыбу в воде». Только вот японской эскадрой при Чемульпо командовал контр-адмирал Уриу, а адмирал Того находился тогда под Порт-Артуром, даже если русские моряки поражали и рыбу, наряду с кораблями Уриу, то уж адмирал Того этого видеть никак не мог.
  В 1944 г. в самый разгар войны на Тихом океане между США и Японией, когда японский военно-морской флот перестанет существовать, японская пропаганда не устанно будет трубить на весь мир о том, что американцы теряют свои корабли десятками чуть не каждый день. Так что же, если верить официальным японским агиткам, выходит что и Вторую мировую войну Япония не проигрывала? И не был её флот разгромлен в 1944 – 1945 гг.?   
И дело тут не в пресловутом «квасном патриотизме» как любят говорить сейчас те, кто смотрит на всё «с позиций нейтральности» и «непредвзятости» но, если нас хотят уверить в том, что за час боя, русские комендоры из 1105 снарядов выпушенных ими не поразили не одну цель, и если это не русофобия, то, что тогда? Если мы не будем уважать и любить родную историю, славные подвиги наших Великих Предков, за нас этого никто не сделает.
О самом значении боя, с точки зрения его сакрально-духовной сути лучше всего сказал современный военный историк Борис Глебович Галенин: «Так, если говорить о «Варяге» только как о произведении корабельного исскуства, корабельного зодчества, с сожалением должно признать, что эпитеты, даваемые ему в картине: (кинофильме «Крейсер Варяг» 1946 г. прим Е.Б.) типа «лучший крейсер мира»  - если брать только его тактико-технические данные – ни в коем случае не соответствуют действительности. Вот по боевому духу и готовности идти до конца, выполняя долг перед Царём и Отечеством, - это да! Несомненно – лучший крейсер мира! (…) И если был бы в Царствии Небесном свой военно-морской флот, то непременно в его состав вошли бы и эти – лучшие в мире – корабли Русского Императорского Флота: «Варяг», «Суворов», «Александр III», «Бородино»…
 Если же скажут нам, что маловероятно встретить в Царствии Божием стальные громады линкоров и крейсеров, то уж вовсе невероятно, чтобы команды этих лучших кораблей мира не присутствовали бы там практически в полном составе».    
 Завершить заметку хотелось бы словами оставленными у памятного Креста крейсеру «Варяг» во Владивостоке: «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный час для Отчизны не склонил голову перед врагом. Спите спокойно Герои, дело, за которое Вы отдали свои жизни восторжествовало, отныне навсегда над водами Тихого океана будет гордо реять флаг Родины, нашей России!».


Рецензии