Психологическая аномалия

  Здесь речь не пойдет психических заболеваниях.  Под психологическими аномалиями я понимаю особенности психики, который выходят за рамки психологической нормы, но в тоже время не являются заболеванием психики. Я понимаю, что данных феноменом очень ограниченное количество, и также редко проявляются - это не значит, что их не надо изучать.  Среди психологических аномалий выделяю:
• Ошибки восприятия
• Полное потеря памяти ( выражается тем что человек не знает кто он и где находится)
• Феномен контактерства.
• Магическое мышление.
• Мистической мировоззрение - вера в сверхъестественное.
• Исследование психологии мистиков.
• Мистический опыт и мистические переживания.
• Религиозный опыт.

   Связи возможным интересов общественности к психологическим аномалиям считаю необходимом ввести новое направление - психоаномалогию, целью которой будет исследование аномальных феноменов психики человека.
В настоящий момент, когда природные аномалии широко известны и их достаточно широко изучают различные общественные организации в различных уголках России и других странах. Что же представляет собой термин "аномалия"?
 Аномалия- заметное отклонение от нормы, закономерности и общепринятых законов, взглядов и представлений. Часто под название "аномалия" подразумевают непонятное, "неправильное" явление, место с необычными свойствами.  При этом хочется еще раз подчеркнуть, что психоаномалии - это не  психические расстройства и в тоже время не парапсихология в широком понимании этого слова, хоть в  данной классификации есть область исследований парапсихологических способностей.
  Сейчас мы более подробно разберем психоаномалии:
Ошибки восприятия.
   Известно, что наше зрение несовершенно и иногда мы видим не то, что существует в действительности. Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. С другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.
   Говоря в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.
   Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического совершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.
Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).
    К иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северные сияния). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния Среды между глазом и объектом наблюдения. Также не являются иллюзиями восприятия обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное освещение затрудняет работу глаз и создает особое настроение и искажения ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.
Полное потеря памяти.
    Полная потеря памяти характеризуется тем что человек не помнит и не понимает где он находится, вот подходящий пример:
    Девушка, примерный возраст которой 15-17 лет, помнит себя с того момента, как очнулась на Южном автовокзале в Екатеринбурге. При себе у нее были ключи от камеры хранения (в ней потом были найдены дорожная сумка с учебником по биологии за 6-11 класс) и 150 рублей в кармане. По словам девушки, она не могла понять, где находится, поэтому отправилась в город. Заходила в общеобразовательную школу, поликлинику и в церковь, однако ей нигде не поверили и выгоняли на улицу. В результате у девушки началась истерика. В этот момент ее подобрал на улице мужчина и отвез в отделение милиции. Оттуда девушку доставили в неврологическое отделение 23-й больницы Екатеринбурга.
27 апреля в больницу пришел молодой человек по имени Слава, который заявил, что учится с пациенткой в государственной медицинской академии в Барнауле. В Екатеринбурге будущий медик оказался проездом, а про попавшую в беду однокурсницу, узнал из сюжета теленовостей. Сразу после встречи с девушкой, Слава созвонился с ее родителями. Выяснилось, что на родине девушку уже объявили в розыск.
Из Новосибирска приехал предполагаемый отец девушки, сообщил главврач медучреждения Павел Елфимов.
Для подтверждения родства отец привез с собой соответствующие доказательства - семейные фотографии и документы. Вместе с ним приехала однокурсница потерявшей память пациентки.
"Отца и подругу девушка узнала сразу. Правда, ничего не вспомнила, просто поняла, что эти лица ей знакомы, - рассказывает Павел Елфимов. - Ей рассказали, что ее зовут Анна Валерьевна Афонина и что она учится в медицинской академии". Опознание проходило в присутствие сотрудников милиции. Сразу после этого Валерий Афонин собрал вещи дочери и увез ее на машине, сообщает "Новый регион".
"Отец был очень измучен, подавлен. Поиски дочери психологически его измотали. Медики даже не смогли выяснить у него, какие события предшествовали потере памяти девушки, что могло послужить причиной, - говорит главврач. "Только когда они уже садились в машину, Павел Елфимов пришел в себя и очень трогательно проникновенно поблагодарил и медиков и журналистов", - рассказал медик.
По словам Павла Елфимова, специалисты больницы предложили отцу Ани оставить ее в екатеринбургском медучреждении еще на некоторое время для лечения, однако тот, поблагодарив, отказался.

Феномен контактерства.
    Термин контактерство появился давно, это не только контакты с НЛО и с различными астральными сущностями. По моему мнению контактерство – это контакт с представителями неизвестной цивилизации (НЛО, Высший разум) или с некими астральными сущностями, которые несут негатив для человека его психологического и физического здоровья.
   По мнению других исследователей Вадима Черноброва контактерство – выход на гипнотический контакт с ВЦ, для которого человеку требуется либо войти в определенное трассовое состояние (челеннелинговое состояние), либо суметь подключить свои телепатические способности.
    Человек вступивший в контакт с НЛО  или астральной сущностью называется  контактакт.  Контактанты по мнению В. Черноброва – люди, вступившие в речевой, мысленный или иной диолог с представителями иных цивилизаций или получающие информацию в виде тестов, рисунков, образов, источник который находится извне, но не принадлежит людям.
В. Г. Ажажа по поводу контактеров и контактантов писал: «…термин "контактант", а не "контактер". Сейчас, пока уфологическая терминология не устоялась, еще можно уберечься от несуразностей.  Дело в том, что в ряде европейских языков термин "контактер" существует  уже давно и означает не человека,  побывавшего в соприкосновении или общении с кем-то,  а "электромеханический или  электромагнитный  аппарат для   дистанционного  включения,  выключения  и  переключения  электрических
цепей".  По-русски  этот  аппарат  называется  контактор.  Тем  более,   что"контактант - это звучит гордо".
А вот Станислав Гроф является одним из основателе трансперсональной психологии определяет: «…контактерство – феномен, который в последние годы приобрел значительную популярность в Америке и широко освещался в средствах массовой информации: индивид становится посредником или «каналом связи» для получения посланий из источника, который якобы находится за пределами его индивидуального сознания. Сообщения передаются через говорение в трансе, автоматическое письмо или телепатическая связь.
  В некоторых случаях опыт контактерства бывает очень интенсивным и навязчивым и может серьезно мешать повседневной жизни. Еще одну проблему создает опастность раздувания «эго» человека, получающие такие послания. Духовные наставники обычно воспринимаются как очень продвинутые и развитые существа, которые находятся на высоком уровне сознания, обладают сверхчеловеческим интеллектом и необычайной моральной ценностью.Люди, избранные ими для контакта, могут интепретировать это как свидетельство собственного превосходства».
   А вот уфолог Г. С. Белимов из Волжского гуманитарного института, считает: «В подавляющем большинстве случаев мы определенно точно можем сказать, что инициатива в установлении контакта исходит со стороны  Иного Разума или еще каких-то других мыслящих субстанций. Только ОНИ решают, быть или не быть контакту.
    Другое уже сейчас очевидно. Контакты и их уровень напрямую зависят от уровня интеллекта контактера. Если человек малообразован, примитивен в своих чувствах и знаниях, он и получит нечто убогое, «серединка на половинку»… Словно кто-то извне нисходит, подстраивается под умственный уровень своего подопечного. Но помощь умам по-настоящему незаурядным оставляет их дела и имена в веках.
    На этом основании можно сделать вывод, что на протяжении всей истории человечества нас сопровождают некие разумные силы, и отмахиваться от такой помощи, даже если приходится разгребать немало мусора, человеческому обществу не с руки. Надо просто учиться отделять зерна от плевел, а это возможно лишь при адекватном развитии человеческого интеллекта».
Магическое мышление.
   Мышление магическое. Вера в собственную способность повлиять на события сверхъестественным образом. При этом индивидуум полагает, что его мысли, слова или поступки могут вызывать эффекты, которые не укладываются в обычные причинно-следственные отношения. Сюда относятся заклинания, символические ритуалы, защитные действия при предвещающих беду приметах и пр. Магическое мышление вне патологии обнаруживается у детей, примитивных и инфантильных личностей. В современной психиатрической литературе оно описывается при шизофрении, шизотипическом расстройстве, обсессивно-компульсивном расстройстве. Диагностическое значение имеет не постоянная склонность индивидуума к вере в сверхъестественное (т. е. культуральная особенность), а ее формирование в результате заболевания как проявление некритичности к болезненным переживаниям, таким как ощущение особых способностей при маниях или представление об экстраординарных событиях при бреде.
Мистическое мировоззрение.
    Иногда встречаются люди с особым мировоззрением не таким как у всех - такое мировоззрение я назвал "Мистическим" отсюда и термин мистическая личность. Благодаря современной ситуации и тяга ко всему не обычному сверхъестественному и мистическому, мне кажется нужно каким то образом проанализировать такое "особое мировоззрение" понять почему у него возникло, как оно проявляется какие личностные проблемы несет. Одно из важных личностных проблем которое возникает у мистических личностей - это проблема не понимания и не принимая обществом - проблема адаптации в обществе такого человека, он особенный и не такой как все. Это основная проблема, который должен заниматься трансперсональный психолог. Помочь человеку проанализировать себя, разобраться в себе, понять свои положительные и отрицательные стороны обстроится в личной жизни и т.д. вот основная задача психологической помощи таким людям.
Исследование психологии мистиков.
     Сейчас я немного расскажу об исследовании мистической личности. Для изучение использовалось мой любимый метод наблюдение и метод беседы со специальными вопросами, называть я их пока небу.
   Основном был применен наблюдение, он хорош, когда приходится наблюдать за человеком в естественных условиях. Основном приходилось ходить на различные сборища, где собираются уфологи, аномальщики парапсихологи, экстрасенсы, мистики иногда шаманы и т.д.
   Я наблюдал за их поведением,  в некоторых случаях сравнивал их с другими людьми и все же обнаружил, что их поведение все же отличается от поведения обывателей, однако особых различий нет. Однако  заметил   одну интересную деталь выражение лица мистической личности другое, чем у обывателя. У обывателя лицо как - то менее выразительное, даже как то немного отстраненное, выражает «проблемы сегодняшнего дня». У мистической личности выражение лица более одухотворенное, более выразительное, в некоторых случаях видно какие то необычные выражения которых нет у обычных людей. Можно привести обычный пример: практически каждый человек на подсознательном уровне, может увидеть в другом, что он необычный и не похожий на других, особенно на него, так называемый феномен «Белой вороны», конечно совсем не обязательно, что такой человек является мистической личностью. Нужно заметить, что, как правило, люди занимающихся уфологией, парапсихологией, экстросенсорикой  очень часто с трудом уживаются в коллективе их не принимают  и стараются избегать.
  Еще один метод который нужно упоминать – это биографический метод хорош для изучении биографии мистической личности. В том числе мистических личностей в истории как Е. П. Блаватская, Е. Рерих, и В. Г. Ажажа.
Мистический опыт и мистические переживания.
   Мистический опыт представляется мне, как переживания некой мистической трансформации ЭГО, после которого у человека происходит изменения в личности. Как говорили в одной телевизионной передачи  после занятие  различными аномалиями, мистикой, НЛО – человек становится другим, как не странно, но это правда. Изучение аномальных явлений сильно сказывается на жизни человека иногда не в лучшую сторону, более подробно читайте в последней главе «Оккультная болезнь».
    Мистический опыт, мистические переживания – это особые психологические, психофизические изменения, которые происходят в человеке, из – за влияния на него некой «мистерии» т. е столкновение с чем то не известным, мистическим, которое заложено в человеке или вследствие влияния внешних факторов. Известные нам контакты с НЛО после которых родные похищенного начинают замечать изменения в его характере, тогда можно говорить, что человек столкнулся с некой мистерией, которая сделала его другим, изменила его структуру психики.
   В доказательство этому можно привести примеры тех же контактантов, шаманов, экстрасенсов, ясновидящих, магов – это так называемые мистические личности, более подробно речь о них пойдет ниже.      
 Слово «мистика» (и производные от него) употребляются в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что создает терминологическую путаницу: 1. Для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т.п.); 2. Для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий); 3. Для обозначения различных форм оккультизма, порой ярко выраженного паранаучного характера — магии, астрологии, мантики и т.д. Понятно, что все эти явления совершенно гетерогенны и обычно имеют совершенно различную природу, что делает слово «мистика» вводящей в заблуждение и создающим препятствия для понимания. Если же учесть, что в обыденном сознании к области «мистического» относятся также всевозможные истории «про злых духов и про девиц» с участием зомби, оборотней и вампиров, то ситуация становится просто удручающей.
Кроме того, слово «мистика» в силу специфики иудео-христианского (европейского) восприятия таких проблем, как вера и знание, вера и разум стало прочно ассоциироваться с иррационализмом и чуть ли не с обскурантизмом, что создает сразу же если не реакцию отторжения, то по крайней мере, предубеждение у современной научной и философской аудитории при обращении к проблемам мистического опыта.
Между тем, в других культурах подобное противопоставление «мистического» и рационального неизвестно и «мистики» соответствующих традиций никоим образом не отрицают разум (точнее, дискурсивное мышление) как высшую инстанцию в пределах его компетенции и более того, зачастую создают вполне рационалистические (в широком смысле этого слова) философские системы на основе осмысления (то есть, опять же, рационализации) своего «мистического» опыта.
Мистические переживания – это переживания сверхъестественных, паранормальных образов (архетипов),  возникающие непроизвольно или сознательно, под воздействием медитации,  или с помощью измененного состояния сознания, как правило такие переживания возникают у так называемых мистических личностей, предположенными, к таким переживаниям.   
Религиозный опыт.
Религиозный опыт характеризуется несколькими отличительными элементами, по сравнению с обычным. Они следующие:
1) Опыт познания Бога похож на чувственный опыт;
2) Религиозный опыт качественно отличается от дедуктивного познания. Г. Д. Льюис объясняет это так "один прыжок мысли, в котором одновременно присутствуют конечность и бесконечность и который невозможно разбить на отдельные шаги, которые можно рассматривать последовательно… Здесь имеет место восприятие непредвиденного, причем не просто чувства… а уверенность или озарение, восприятие того, что должно быть-познания" .
3) Религиозный опыт можно сравнить с опытом познания людей. С. Л. Франк в своей книге "Реальность и человек" описывает это так: "мы чувствуем грусть или веселие, приветливость или угрюмость другого человека, красоту пейзажа, унылость, мятежность или игривость музыкальной мелодии, скорбную прелесть тонких образов Боттичелли и благородную строгость светотеней Рембрандта. Что такое суть эти явления и как они объяснимы?…это есть в действительности прочувствование, эмоционально-душевное проникновение в природу объекта - переживание, которое, будучи одновременно и субъективно-душевным явлением, и объективным познанием…что свидетельствует о духовной жизни человека" Г. П. Овен пишет "наше непосредственное познание Бога набирает формы интеллектуальной интуиции, похожей на наше интуитивное восприятие человеческих личностей постольку, поскольку, во-первых, оно передается определенными признаками, и, во-вторых, ограничено духовной реальностью" .
В современном мире наблюдается своеобразная заинтересованность религиозным опытом. Не исключено, что первоисточник многих типов апостазий и религиозных кризисов находится именно в недостатке религиозного опыта. Одномерность жизни современного человека, растерянность, возникающая из объективных процессов развития цивилизации, приводят, с одной стороны, к так называемому обособлению жизни-замыканию в самом себе, а с другой стороны-рождает тоску за переживаниями личного порядка, которые нередко называют мистическими.
Результаты исследований религиозного опыта свидетельствуют о великой тоске человека за возможностью сближения с Богом в ежедневных событиях.
Психология утверждает, что человек не может вызвать в себе переживания религиозного опыта, но может к этому приготовиться и собирать его урожай. Если он действительный, то приходит в жизни человека ежедневно, так как является переживанием действительности бытия здесь и сейчас. Религиозный опыт имеет полностью конкретный характер событий. То есть, это не просто религиозное переживание, оставляющее воспоминания. Настоящее приобретение опыта приводит к переменам в отношениях к Богу и жизни, к себе и окружающим. От этого опыта начинается создание интегрированной религиозности.
Религиозный опыт характеризуется особенной динамикой, непосредственностью и конкретностью. Когда человек говорит о религиозном опыте, то он, как правило, имеет в виду проникновение в его психику чего-то абсолютно отличительного от других обыкновенных переживаний. В религиозном опыте люди охватывают и наблюдают то, что не всегда они могут полноценно выразить, а наилучшим способом его описать является язык символов. Большинство ученых богословов считают, что религиозный опыт - это особенная встреча с Богом, которая затрагивает самые глубокие уголки человеческой личности. Принято считать, что приобретение религиозного опыта- это религиозные: восприятия, познание, мотивации и эмоции. В самой структуре религиозного опыта самое важное значение имеет восприятие - быструю и спонтанную идентификацию с сакральной ситуацией. В этих категориях оценивается также отношение к восприятию действительности; оно может быть ближе или дальше, дистанционным или сопричастным.
Перцепция (восприятие) Бога через религиозный опыт имеет несколько уровней.
1) Присутствие Бога в литературе присутствие Бога отражено многими терминами: божественное присутствие, торжественная тишина и др. О Боге говорят, что Он есть в некотором конкретном месте, например, в Церкви, во Святых Дарах, но также Он есть везде. Это можно понять и как локальное присутствие, и как вездесущность Бога.
2) Действия Бога - личность понимает события как проявление вездесущности Бога и Его активности. Бога воспринимают как Помощника, Путеводителя, Того, Кто просвещает, учит как Учитель, врачует как Врач. Бог не только Отец и Царь, но также и Пастырь, и Приятель.
3) Призыв Божий- возможен, если личность принимает его как приглашение. Он может быть в двух формах: приглашение к сопричастию или к службе. Сопричастие проявляется через молитвы, чтение Библии и духовной литературы, сознательное участие в религиозных обрядах.
4) Черты Бога-особенные представления о физическом образе Бога (антропоморфизмы: руки, глаза, ноги). В описаниях различных откровений возникают эти черты.
5) Тотальность Бога-имеется в виду конкретно то, что какая-то ситуация в целом рассматривается как религиозная, все воспринимается как Божье, исчезает многообразие мира, поскольку оно меняется на единообразие. Это единство и тотальность сразу идентифицируется как Бог.
Для человеческой религиозности самым ценным является опыт Божьего присутствия и Божьего действия.
 
Психиатрия и психоаномалогия.

 Чтобы понять лучше чем отличается психаномалогия от психиатрии, мне представляется важным данный раздел этой статьи тем что очень часто считают, все отклонения от нормы это патология, вот например религиозный опыт, которые переживают святые отцы, шаманы, очень сложно отнести к психическим расстройствам. Практически любой человек хоть один раз в жизни переживал мистический опыт, например духовные практики, как медитация, холотропное дыхание, исследование подсознательного с помощью ЛСД, всех их можно отнести к искусственно созданному мистическому опыту, который человек "создал" сам. 
   Психиатрия же опираясь, на созданному ей определенное представление о психических заболеваниях ставит диагноз, не всегда задумываясь о объективности. Психологические аномалии характеризуется тем, человек полностью здоров, однако он переживает очень не обычные психологические феномены, которые могут возникать регулярно или в короткий промежуток времени, одноразова и больше ни когда не повторятся. В данном разделе нужно определить понятие психологической нормы.
  Объективного ответа на вопрос «что является психологической нормой, а что не является», по мнению ряда исследователей, не существует, поскольку этот ответ
 «… зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как психическое заболевание. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.».

Парапсихология и психоаномалогия.
   Парапсихология - это область исследований, изучающая в основном: 1) формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью известных органов чувств; 2) соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.). Наряду с понятием "П." употребляются также понятия "психотроника", "биоинформация", "биоинтроскопия" и др. Большинство современных парапсихологов выделяет следующие типы форм чувствительности. Телепатия — мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом). Ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума. Предвидение (проскопия) — частный случай ясновидения, относящийся к предсказанию будущих событий. Лозоискательство (называется также биофизическим эффектом) — отыскивание с помощью вспомогательного индикатора (изогнутая металлическая проволока, лоза и т.п.) скоплений подземных вод, руд, пустот и т.п. Парадиагностика — постановка основанного на ясновидении медицинского диагноза без контакта с больным. Все эти формы чувствительности часто объединяются понятием экстрасенсорного восприятия.
   На первый взгляд психоаномалогия, очень схожа с парапсихологией, однако феномены психики они рассматривают все же разные. Здесь хочется заострить внимание читателей различиях в изучаемых феноменов, чтобы психоаномалогию не путали с парапсихологией.

Литература.
1. Уит А. В. Мистический опыт. издательство "Центра трансоанализа" 2009
2. Меновщиков В.Ю., Введение в психологическое консультирование, М., «Смысл», 2004 г.
3. http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/n-nov-9-6.htm


Рецензии