Кто такие настоящие пуритане

"Я служу строгому Богу" (Ричард Роджерс)
«Пуританство — это навязчивый страх того, что кто-то где-то может быть счастлив». Это слова современного разоблачителя пуританства. Но современники Уильяма Тиндала, часто рассматриваемого как первого пуританина, давали совершенно противоположную оценку течения.
Томас Мор, один из выдающихся католиков, находил протестантское вероисповедание Тиндала слишком терпимым. Мор описывал его последователей, как людей, «не любивших долго поститься», однако же, «любителей быстро есть, и быстро пить, и быстро разжигаться в своем распутстве». Их богословие, согласно Мору, грешило тем, что представляло христианскую жизнь слишком легкой. «Со своей стороны я был бы рад согласиться с тем, что грех, боль и все остальное исчезло так быстро, как об этом говорит нам Тиндал: но меня не покидает чувство, что он обманывает нас».
Пуританство, как говорят нам сегодня, «повреждает человеческую душу, очерствляет и омрачает ее, лишает ее света и счастья». Это обвинение оказалось бы настоящим сюрпризом для квакера Джорджа Фокса, современника пуритан, который презирал их «ленты и кружева, и роскошные одеяния», их «занятия спортом и развлечения». Из нижеприведенных цитат, принадлежащих перу таких маститых ученых, как К. С. Льюис, Кристофер Хилл и А. Дж. Диккенс, следует понять, что, вероятно, мы серьезно заблуждаемся в своем отношении к пуританству:
«Мы должны себе четко представлять, что те [настоящие] пуритане сильно отличались от тех, кто называет себя так сегодня».
«Очень немногие из так называемых “пуритан” были “пуританствующими” в том смысле, который вкладывался в это слово в XIX столетии, одержимые сексом и отвергающие веселье, ибо “пуританство” подобного рода по большей части было пост-Реставрационным творением».
«Рассуждая о пуританстве, начните с того, что избавьтесь от использования этого слова в качестве ярлыка для определения религиозного лицемерия викторианской эпохи. К пуританству XVII века оно не имеет никакого отношения».
В нижеследующем вступлении я, опираясь на многочисленные источники, попытался выделить основные черты пуританского «мышления», или «нравов» и «духа». Цель этого обзора — создать общую картину, которую дополнят деталями последующие главы. Итак, первая глава излагает мой тезис, все остальные — документальны.
«Все знают, что пуритане были…»
Ни одна группа людей не была столь несправедливо оклеветана в XX веке, как пуритане. В результате, мы подходим к пуританам с уже культурно укоренившимся предосуждением. По этой причине, в качестве введения к изучению данной темы, я предлагаю совершить краткий экскурс по наиболее часто выдвигаемым в адрес пуритан обвинениям, отмечая при этом их истинность или неправдоподобие.

1. Пуритане выступали против секса. Нонсенс. Один влиятельный пуританин сказал, что сексуальные отношения являются «одним из наиболее насущных и уместных аспектов супружества» и именно тем, чем супруги должны заниматься «по доброй воле и с наслаждением, готовностью, радостью и восторгом». Другой [пуританин] начинал свой список супружеских обязанностей с «правильного и законного использования тел, или брачного ложа, которое, несомненно, является неотъемлемой обязанностью в браке».

2. Пуритане никогда не смеялись и отвергали веселье. Правдиво лишь отчасти. Пуритане были людьми серьезными, но при этом говорили и такое: «Наши радости Богу были бы более приятны, нежели наши горести», «это тот тип улыбки и радостного смеха… который может оставаться… с набожным человеком»; христиане «могут быть веселыми и за работой, и за трапезой»; «радость — это прибежище праведника». Томас Гэтакер писал, что в этом и есть предназначение сатаны — убеждать нас в том, что «в Царстве Божьем нет ничего, кроме стонов и вздохов, поста и молитвы», однако, на самом деле правда в том, что «в доме Его женятся и выходят замуж,… пируют и радуются». Уильям Тиндал описывал христианское Евангелие как «добрую, веселую, радостную и счастливую весть, которая веселит сердце, заставляя человека от радости петь, танцевать и хлопать в ладоши».

3. Пуритане носили монотонную, немодную одежду. Неправда. Пуритане одевались по моде, соответствовавшей духу их времени и классовой принадлежности. Это правда, что черный цвет, носивший оттенок достоинства и формальности (как и по сей день), был стандартным для одежды, надеваемой по особым случаям и воскресным дням. Однако повседневные наряды отличались разнообразием цветов. Американский пуританин Уильям Брюстер носил синее и фиолетовое пальто и зеленый жилет. Энтони Вуд описывал, как выглядел Джон Оуэн в те дни, когда занимал пост заместителя ректора Оксфордского Университета: «Напудренные волосы, батистовая лента с большими роскошными шнурами, бархатный камзол, перехваченные у колен изящными подвязками бриджи и испанские кожаные туфли с парчовым верхом». Красно-коричневый, а также различные оттенки кирпичного были наиболее распространены в одежде, однако в сохранившихся описях товаров можно обнаружить предметы красного, синего, зеленого, желтого, сиреневого и других цветов.

4. Пуритане отвергали занятия спортом и развлечения. Невероятная ложь. Исследования показали, что пуритане с удовольствием занимались охотой, рыбной ловлей, футболом, игрой в кегли, чтением, музыкой, плаванием, катанием на коньках и стрельбой из лука. Относительно активного отдыха один пуританский пастор сказал, что христианам следует «наслаждаться им, как свободой, вознося благодарность Богу за то, что Он даровал нам эту свободу для того, чтобы мы смогли освежить свои силы». Это правда, что пуритане запретили все увеселения по воскресеньям, а также все азартные игры, лотереи, травлю медведей, скачки, игры в кегли внутри и возле таверн в любое время. Это было сделано не от неприязни к веселью, а оттого, что подобные развлечения расценивались как опасные или аморальные по своей сути.

5. Пуритане были жадными до денег трудоголиками, готовыми пойти на все ради обогащения. Абсолютная ложь. Пуритане были одержимы опасностями, которые таит в себе богатство. Это факт, что даже при обсуждении деловых вопросов или заключении сделок, пуритане никогда не забывали об этом. Лорд Монтагю говорил своему сыну:«Не переусердствуй с работой, стремясь заработать все богатства мира… Тот, кто алчен, приносит беды своей собственной душе». «Помните, что богатство не является частью вашего благосостояния»,- писал Ричард Бакстер, — «богатства — это ни что иное, как изобильная подпитка для искушения бренной плоти». «Я бы предпочел быть обездоленным святым, нежели процветающим грешником», — заметил Томас Адамс. Если говорить о проблеме с положительной стороны, то пуритане были убеждены, что работа является нравственной добродетелью, что праздность — это порок, а экономия и бережливое использование ресурсов во имя умеренности и попытки избежать долгов — правильны и полезны.
6. Пуритане были враждебны по отношению к искусству. Частично, правда, но не в таком размере, как думают большинство наших современников. Непонимание происходит из того факта, что пуритане убрали из храмов музыку и живопись. Но этим они всего лишь выразили протест против католического богослужения и ритуалов, а не против музыки и искусства как таковых. Пуритане избавились от органов и картин в Церкви, но охотно приобретали их для личного пользования. Излагая в своем трактате обычные возражения Церкви против использования музыкальных инструментов в храме, Джон Коттон добавляет, что он не запрещает личное использование каких-либо инструментов для «музицирования». Оливер Кромвель перенес орган из оксфордской часовни в свою резиденцию в Хэмптон Корте, где нанял себе личного органиста. На свадьбу одной из своих дочерей знаменитый полководец нанял для танцев оркестр из сорока восьми музыкантов. Находясь в тюрьме, Джон Беньян втайне смастерил флейту из ножки стула.
 7 Пуритане были чрезмерно эмоциональны и действовали вразрез здравому смыслу. Чепуха. Они стремились к равновесию между разумом и сердцем. «Человек — существо рациональное и способное существовать, согласуясь со здравым смыслом», — писал Ричард Бакстер. «Верующий — наиболее здравомыслящий человек в мире», — заметил Самюэльь Резерфорд, — «ибо тот, кто делает все по вере, делает это по велению крепкого рассудка».

Пуританство было старомодным движением, обращенным к семидесятилетним старикам, страдающим от «усталой крови». Совершенно неверно. Пуританство являлось молодым, энергичным движением. К. С. Льюис называет ранних пуритан «молодыми, горячими, прогрессивными интеллектуалами, очень модными и современными». Пуритане были «молоды душой» независимо от их возраста. Моложавость елизаветинских пуритан стала основной насмешкой со стороны их англиканских противников; так, в 1583 году архиепископ Уитгифт снисходительно сказал группе пуританских служителей: «Вы… мальчишки по сравнению с нами, кто изучал богословие прежде, чем вы появились на свет». Один англиканский епископ был встревожен тем, как пуритане «привлекали разных молодых служителей» в свои ряды, в то время как в приходе св. Албания были «молодые мужчины и женщины», часто «шатавшиеся» в соседний приход, где проповедовал пуританин Уильям Дайк. Один противник пуританства отправил к пуританам учиться своего сына для того, «чтобы его стало мутить от пуританства», и в результате обнаружил, что его мальчик принял это вероисповедание.

Пуритане были «изгоями» своего тела и физического мира. Неправда, за исключением нескольких пуритан, страдавших физиологическими отклонениями. Матер записал в своем дневнике: «Намерение Иисуса Христа — даровать вечную славу моему телу равно, как и моей душе, и посему Он не отвергнет столь малую частичку, как физическое здоровье». Уильям Эймс провозгласил: «Представьте тела ваши… Богу (Рим. 12:1) и Бог прославится в ваших телах». Относительно физического мира пуритане говорили следующее: «Благодать спрятана в природе… как пресная вода в розовых листьях», «Бог наделил нас несколькими чувствами, чтобы мы могли наслаждаться очарованием каждого из них», «этот мир и все в нем прекрасно, ибо создано Богом для блага Его творения».

Пуритане были нетерпимы к несогласным с ними. Это утверждение верно для наших современников, живущих по стандартам нашего времени, но абсолютно неправильно для того периода времени, о котором мы говорим. В XVI и XVII столетиях не было ни одной группы людей, к которой относились бы с полной религиозной и политической терпимостью. Существовала лишь одна официальная Церковь и правительство, а инакомыслящих ждало наказание за вольнодумство.
По сравнению с другими религиозными группами, существовавшими в Англии, пуритане за свою терпимость получили наивысшую оценку. У. К. Джордан, чьи книги о развитии религиозной терпимости в Англии являются общепринятыми источниками по этому вопросу, хвалит пуританство за вклад в рост «свободы вольнодумства», «религиозной свободы» и «права на свободу совести». Кромвель был готов к тому, чтобы разрешить англиканам и католикам проводить домашние богослужения (что больше всего порицалось пуританами), и позволил евреям вернуться в Англию и построить собственную синагогу и кладбище в Лондоне. Несмотря на свое антикатолическое настроение пуритане, тем не менее, не отрицали, что многие католики были истинными христианами. В большинстве своем пуритане ценили духовный мир человека выше, чем принадлежность к той или иной группировке, подобно тому, как отмечено в высказывании Самюэлья Файрклофа: «Если человек живет в святости и ходит смиренно перед Богом, я буду любить его, даже если он конформист; но ежели он горд, сварлив и нечестив, то я никогда не подумаю о нем доброе, хоть он и не англиканин».

Пуритане были чересчур строги. Во многом, правда. Школьный дневник Самюэлья Харда состоит из списка неудач и самообвинений, включая такие проступки, как отход «ко сну без молитвы», засыпание без последней мысли о Боге, «нежелание молиться», недостаточная подготовка к воскресенью в предшествующий субботний вечер, неумеренная еда, «также мой нескромный смех в общем зале в 9 часов», нетерпение и разговоры в воскресенье, «не подобающие тем, которые следует вести в Субботу, то есть День Господень».
Когда английский пуританский проповедник Ричард Роджерс читал лекции в Уэтерсфилде, Эссекс, кто-то сказал ему: «Господин Роджерс, мне нравитесь вы и ваша компания, но вы так педантичны». На что Роджерс ответил: «О, сэр, я служу строгому Богу». Одним из первых имен, которыми поначалу называли пуритан, было имя «педанты». Нет ничего противоестественного в том, что каждый серьезно и строго относится к тем вещам, которые ценит выше всего. Атлеты строго относятся к тренировкам, музыканты — к репетициям, деловые люди — к своему делу. Пуритане же были строги к своим нравственным и духовным поступкам.

Пуритане клали на алтарь религии естественные человеческие чувства. Это не так. Пуритане отличались теплотой в проявлении своих чувств. Они неоднократно говорили о лелеянии добрых «привязанностей», то есть эмоций. Американский пуританин Самюэль Уиллард писал:
«Стоицизм… подрезает крылья самой природе, и отрезает привязанности от их естественной активности, будто бы они даны были человеку лишь для того, чтобы он чувствовал себя подавленным… тогда как Слово Божье и религиозные нормы учат нас не разрушать, но взращивать каждую способность, имеющуюся в нас, и в особенности наши симпатии, во славу Богу, даровавшему их нам».
Джон Беньян писал из заключения: «Разлука с женой и детьми подобна для меня тому, будто бы плоть моя оторвана от костей».

Пуритане были моралистами-законниками, судившими людей лишь по их внешнему поведению. Совершенная неправда по отношению к настоящим пуританам. Слово «мораль» служило негативным определением пуританства, потому как предполагало дела без веры. «То, что видимо», — писал Уильям Адамс, — «ничто по сравнению с тем, что нельзя увидеть». «Вежливость не есть чистота», — сказал Томас Уотсон, — «человек может быть облачен во множество нравственных добродетелей, таких как справедливость, рассудительность, сдержанность, и тем не менее отправиться в преисподнюю. Если мы хотим быть чисты сердцем, нам не следует полагаться на внешнюю, показную чистоту». Самюэль Уиллард писал: «И в самом деле, я не знаю большей угрозы подрыва истинного христианства… чем превращение в закон показных добродетелей». Говоря вкратце, недоверие к внешнему проведению являлось одной из самых характерных особенностей пуританства.

Пуритане были чересчур самоуничижительны. Правдиво отчасти. Коттон Матер описал подобное в своем дневнике:
«Христианин всегда должен думать о себе со смирением, наполняя себя размышлениями о самоунижении и самоотвращении. Постоянно уничижая себя и будучи весьма чувствительным к собственным отвратительным качествам, христианин делает то, что угодно Небесам».
Однако нам не следует отрывать этот комментарий от контекста. Преувеличенные описания человеческой никчемности появляются в строках, где автор исследует греховность человека перед святостью Бога. При изучении движения пуритан всегда остается впечатление, будто они страдали от низкой самооценки. Или же, наоборот, они кажутся слишком самонадеянными. Тогда мы сможем уравновесить высказывание о самоуничижении таким заявлением:
«Бог никогда не выступал против самой сущности человека, или призывал человека отвергнуть себя в том, что служит помехой для его собственного счастья… Такова любовь, равная человеческой натуре, без которой он не может исполнять закон…Я обязан возлюбить других, но это должно начинаться дома».

Пуритане были малограмотными людьми, отрицавшими образование. Совершеннейшая ложь. Ни одно из движений в христианстве не относилось столь ревностно к образованию, как пуританство. Эпитет «образованный» являлся наиболее почетным для человека. Один современный ученый описывает пуританство как «движение «божественно образованных», религиозных интеллектуалов своего времени, движение, получившее поддержку в университетских кругах». Основатели колонии Бэй в Массачусеттсе открыли свой первый колледж (Гарвард) спустя всего лишь 6 лет с момента поселения. Сама колония, «с более чем сотней выпускников Оксфорда и Кембриджа, являлась, вне всякого сомнения, самым образованным сообществом, которое когда-либо знал мир».

Кем же, в самом деле, были пуритане?
Пуританство являлось частью протестантской Реформации в Англии. Но начало этого движения ознаменовано особой датой, или событием. Впервые это движение проявило себя в 1560-е годы в эпоху правления королевы Елизаветы, но если мы исследуем характерные черты движения, то обнаружим, что корни его уходят вглубь первой половины столетия. Среди духовных и интеллектуальных предшественников движения встречаются такие фигуры, как переводчик Библии Уильям Тиндал, известный проповедник-евангелист Хью Латимер, а также Томас Бейкон. И, несомненно, у истоков пуританского движения стояли изгнанники-протестанты, перебравшиеся на континент в поисках спасения от преследований королевы-католички Марии (1553-1558 гг.).
Пуританство начиналось как особое церковное движение. В первые годы своего правления королева Елизавета заключила с Церковью Англии «Елизаветинское соглашение» (также известное, как «Елизаветинский компромисс»). Это соглашение соединяло вместе реформатскую, или кальвинистскую доктрину, возобновление литургической части по образцу католической (с точки зрения пуритан) формы богослужения, и епископального управления Церковью.
Эта остановка в развитии Реформации вызывала нетерпение у пуритан. С их точки зрения английская Церковь оставалась лишь «наполовину реформированной». Они жаждали «очистить» Церковь от остатков католических церемоний, обрядов и иерархии. Этот ранний конфликт с государственной Церковью быстро разросся, захватив и другие аспекты личной и общественной жизни. Пуританство, таким образом, являлось отчасти сугубо английским явлением, заключавшимся в недовольстве местной Церковью. Но с другой стороны, с самого начала оно являлось также и частью европейского протестантизма. Хортон Дэвис говорит, что «пуританство началось с реформы литургии, а развилось в самостоятельную систему отношения к жизни».
По мере развития движения, все большее количество его членов не могло полноценно «признавать авторитет» государственной Церкви, оставаясь при этом послушными ее сынами. Пуританские пасторы все чаще смещались со своих должностей. Для написания этой книги я пытался отделить пуритан от «сепаратистов» и «нонконформистов», но факты прямо указывают на то, что в XVII веке пуритане быстро, и отнюдь не по своей воле превратились в сепаратистов, не признающих авторитет официальной Церкви.
Поскольку пуританское движение не имеет определенной даты своего появления, то и дату его завершения указать довольно сложно. Поэтому я ограничился концом XVII столетия.

Основные даты развития пуританского движения
Эта книга не является справочником по истории пуританства, но перечень некоторых ключевых событий в жизни движения может стать полезной основой для дальнейшего изучения.
1526 - Перевод Нового Завета на английский язык в исполнении Уильяма Тиндала попадает в Англию.
1536 - Генрих VIII и английский Парламент объявляют о выходе Церкви Англии из-под опеки Рима.
1547 - Коронация Эдуарда VI. Протестантская Реформация в Англии делает резкий скачок вперед.
1553 - На престол всходит католичка королева Мария. Триста английских протестантов становятся мучениками, еще восемьсот изгнаны на континент, где проникаются Реформатским учением.
1558 - Трон наследует Елизавета I и подписывает «Елизаветинское Соглашение», которое оказалось недостаточно реформаторским, чтобы удовлетворить тех, кто впоследствии будет называться пуританами.
1559 - «Акт о единообразии» признает англиканский молитвенник пригодным для публичных богослужений и устанавливает наказание для тех, кто отказывается использовать его или выступает против.
1567-1568 - Давнишние споры о церковных облачениях достигают своего апогея. Непосредственный вопрос состоит в том, обязаны ли священнослужители носить предписанные облачения во время богослужения. Впрочем, это лишь признак того, что решается глобальный вопрос церемоний, обрядов и литургии в Церкви в целом. Среди пуритан растет недовольство «наполовину реформированной» Церковью.
1569-1570 - Профессор Кембриджского Университета Томас Картрайт оскорбляет верхушку англиканской Церкви (и лишается из-за этого должности) во время чтения лекций по первым двум главам Книги Деяний, когда сетует на упрощение христианства и пресвитерианскую форму управления Церковью.
1583 - Джон Уитгифт становится архиепископом Кентерберийским и приносит обязательную регламентацию в ритуалы англиканской Церкви с целью притеснения пуританских нонконформистов.
1603 - На престол всходит Иаков I. Пуритане поначалу надеются на улучшение сложившейся ситуации. В 1604 году они встречаются с новым монархом на конференции в Хэмптон Корте, чтобы изложить свои просьбы. Король отвечает угрозой «стереть их с лица земли, или сделать еще кое-что хуже».
1618 - Впервые издана «Книга развлечений» (переиздана в 1633 г.), поощрявшая развлечения по воскресеньям во второй половине дня, что шло вразрез с пуританским почитанием дня воскресного. Историк британской Церкви XVII века Томас Фюллер называет это одной из причин охватившей Англию гражданской войны.
1620 - Пуритане-сепаратисты основали колонию переселенцев в Плимуте, штат Массачусетс.
1625 - Английская корона достается Карлу I, неприязненно относившемуся к пуританам.
1628 - Уильям Лод становится епископом Лондонским (а впоследствии, в 1633 году — архиепископом Кентерберийским) и принимает всевозможные меры, чтобы избавить англиканскую Церковь от нонконформистов. Гонения Лода стали причиной переселения пуритан в Америку.
1630 - Джон Уинтроп во главе большой группы пуритан высаживается в бухте Массачусетса.
1636 - Основан Гарвардский Колледж.
1640 - Созванный на заседание Карлом I Долгий Парламент ограничивает власть короля. Переселение в Новую Англию прекращается.
1643-1646 - Вестминстерская Ассамблея, созванная Парламентом для консультаций по вопросу церковной политики и доктрины, подготавливает Служебник, Вестминстерское Вероисповедание, Большой и Малый Катехизисы.
1645-1646 - Парламентская армия Кромвеля наносит поражение королевским войскам, ставя точку в гражданской войне.
1646 - В Церкви Англии отменена епископальная форма управления.
1647 - В Патни, Англия, армия выясняет вопрос, каким образом будут распределяться ассигнования.
1649 - Казнь Карла I, после которой Оливер Кромвель становится главой английского правительства вплоть до своей смерти в 1658 году. Будучи Лордом-протектором Англии, Кромвель пытается привить идеалы пуританства в Церкви и государстве
1660 - На трон всходит Карл II, в Англии происходит реставрация монархии, а в Церкви Англии — возврат епископальной системы правления.
1662 - Более двух тысяч пуританских пасторов смещаются или оставляют свои должности после проведения в жизнь нового Акта о единообразии, пересмотренного издания англиканской Книги общих молитв. Не-англиканам отказывают в получении ученых степеней в Оксфордском и Кембриджском университетах, что приводит к массовому росту неортодоксальных академий.
1688 - С воцарением монаршей четы Уильяма и Марии, «Славная революция» восстанавливает свободу пуритан в проповедовании и развитии независимой Церкви.

Некоторые главные характерные черты пуританства
Ранее я попытался внести ясность в распространенную ошибочную точку зрения о пуританстве. Теперь пришло время поговорить о некоторых положительных чертах этого движения. Будь мы современниками пуритан, какие из их отличительных качеств поразили бы нас?

Пуританство необходимо рассматривать, прежде всего, как религиозное движение. Светская интерпретация пуританства является результатом атеистической эпохи и игнорирует тот факт, что даже в своих заявлениях по политическим, социальным и экономическим вопросам, пуританство опиралось на религиозную основу. Вот что пишет один современный историк: «Когда мы завершим наши попытки осовременить пуританство и сделать его мирским, то обнаружим, что оно упорно остается религиозным феноменом». И в частных, и в публичных своих проявлениях пуританство разрасталось за счет горячо преданных Богу людей. Известный вопрос Джона Беньяна: «Как я могу спастись?», был, в конечном итоге, наиважнейшим для каждого пуританина. Один армейский генерал писал Кромвелю: «Милорд, пусть служение Богу-Яхве будет для вас величайшим и значительнейшим занятием повседневно; считайтесь с ним более, чем с едой, сном или советом вместе взятыми».

Еще одной характеристикой пуританства можно назвать высоко нравственное сознание. Для пуритан вопрос о том, что хорошо, а что плохо, был наиболее важен. Они рассматривали жизнь, как постоянную борьбу добра и зла. Вселенная была утверждена Богом, а права на нее требует сатана. Нейтральной полосы не существовало. Ричард Сиббс выразил это мировоззрение в типичной форме:
«В этом мире существует только две стороны, которым принадлежит все: одна из этих сторон — Божья и тех, кто с Ним, а другая сторона — сатаны и его вассалов; два царства, две стороны, две противоположности, постоянно сталкивающиеся друг с другом».
С Божьей помощью верующие могли одержать победу, имея в своем арсенале такое оружие, как видение, верное следование, смирение.

Пуританство было движением реформ. Это определение вытекает из попыток пуритан изменить то, что уже существует. В сердце пуританства жило убеждение о необходимости изменить что-либо, а формула «делать как обычно» не являлась для них приемлемым вариантом. Трудно переоценить то влияние, которое оказывает подобный подход на чью-либо жизнь. Это также объясняет, между прочим, почему пуритане в свое время заняли столь агрессивную позицию, и почему, читая полемическую литературу того периода, можно обнаружить, что их оппоненты в основном сами защищались от нападок.
Ключевыми терминами, использовавшимися у пуритан, были, в основном, слова реформа, реформация, и прилагательное реформированный. Эти определения вовсе не являются выдумкой поздних историков, а словами, бывшими у всех на устах в течение всей эры пуританства. Это была эпоха, когда правителей вынуждали «реформировать страны», священнослужителей — осуществлять «реформацию религии», а отцов — «реформировать свои семьи». А на личном уровне пуританство побуждало «реформировать жизнь от не богоугодных и неправильных поступков».

Пуританское движение было движением мечтателей, получающим подпитку из видения реформированного общества. Кто-то очень кстати суммировал программу пуритан таким образом: «Требованием реформации был призыв к действию, прежде всего, к изменению индивидуума таким образом, чтобы он стал инструментом, пригодным для исполнения Божественной воли, а потом к использованию этого инструмента для изменения всего общества».

Пуританство являлось также и движением протеста, как и все протестантское движение в целом. Вновь и вновь на последующих страницах точка зрения пуритан будет проясняться все полнее, особенно, если мы учтем тот факт, что пуритане выступали против позиций Римско-католической церкви, и в меньшей степени — против англиканства. Относительно вопросов, касающихся работы, секса, денег и поклонения, лучше всего начать с рассмотрения того, против чего выступали пуритане. Вот как преподносит это Кристофер Хилл: «Существовал элемент социального протеста практически в каждой пуританской позиции по какому-либо вопросу».
Пуританство также было и международным движением, что делает его вполне современным. Многие из первых лидеров движения, особенно во времена гонений, провели месяцы, и даже годы на континенте. В Европе они прониклись догматикой и практикой богослужений «лучших церквей Реформации» — так они называли европейский протестантизм. А в дальнейшем, после переселения пуритан в Америку, особенностью пуританства стало взаимодействие между лидерами движения по обе стороны Атлантики. «За пуританами», — пишет М. М. Кнаппен, — «стояла мощь поднимающего голову международного протестантизма». Интернациональная природа пуританства объясняет, почему в своей книге я соединил вместе американских и английских пуритан, и почему я использовал сноски, чтобы привлечь внимание к параллельности пуританской мысли и взглядов Лютера и Кальвина.
Английское пуританство (в отличие от американского) было движением меньшинства. Хотя английские пуритане набрали значительный вес в своем обществе (особенно в парламенте), но никогда не имели численное большинство. Вследствие этого, пуританство проявило черты, характерные для всех меньшинств: сильное чувство внутренней лояльности к общим принципам, ощущение уязвимости, склонность к биполярному мышлению, при котором мир разделяется на два лагеря — мы и они. А. Дж. Диккенс справедливо определяет пуританство «как силу больше подходящую к проникновению, нежели, чем к доминированию над английским духом», в то время как Пол Сивер полагает, что пуритане «преуспели в неудачах».
В Новой Англии, где пуритане более успешно доминировали в обществе и учреждениях, пуританство, на мой взгляд, являлось менее привлекательным явлением — более склонным к нетерпимости и безжалостному правлению, к самодовольству, к законничеству, к внутреннему разложению. В Англии, для сравнения, движение существовало без стабильной руководящей структуры и избежало тенденции направления лояльности своих последователей в управленчество, нежели чем в идеалы.
Пуритане составляли не просто меньшинство, а гонимое меньшинство. В Англии они подвергались преследованиям и репрессиям. Фактически на каждом этапе своей истории (за исключением, конечно, середины XVII столетия, когда их партия играла главную роль в правительстве и Церкви). Для пуританских пасторов периодические тюремные заточения стали образом жизни. Мирян таскали по судам за проведение религиозных собраний на дому. Молодые пуритане, не подписавшие акт о единообразии, не имели права поступать в Оксфордский и Кембриджский университет. Служители, отказавшиеся носить облачения Англиканской Церкви или признавать англиканские ритуалы или проводить службы по Книге молитв, смещались со своих должностей. Сознание отчуждения послужило пуританам их главным прототипом: пилигрим, проходящий через чужую страну в родные края.
И, несмотря на всю важность роли, которую играли в пуританском движении проповедники и профессора, все же успех его, при окончательном анализе, был обеспечен тем, что это было движение мирян. Как говорит один ученый: «Пуританское движение замечательно весьма энергичным участием в нем мирян». Верно и то, что интеллектуальную основу движения заложили духовенство и профессура. Именно они облачили превосходящие силы мирян в доспехи силы для того, чтобы бросить вызов существующим структурам. И, конечно же, в этой ситуации существовало множество парадоксов: в самом действии по подрыву традиционной иерархии и первенства духовенства, пуританские проповедники привлекли на свою сторону огромное число последователей из мирян, а сами потеряли правящие позиции. Их власть, однако, распространялась лишь так далеко, насколько велика была их возможность влиять на мышление простых мирян.

Пуританство было движением, в котором Библия играла центральную роль во всех аспектах жизни. В определенном смысле наиглавнейшим предметом обсуждения пуританского движения (как и всей Реформации в целом) был вопрос об авторитете. Пуритане решили этот вопрос, сделав Библию последним и наивысшим авторитетом в вере и поклонении. Джон Оуэн, часто рассматриваемый в качестве величайшего богослова пуританства, сказал, что «протестанты определяют Священное Писание, как дарованное Богом для того, чтобы быть… совершенным и полным правилом вероисповедания». «Кем же, тогда, были эти ранние пуритане?», — задается вопросом Дерек Уилсон. — «В основе своей таковой была их позиция в отношении авторитета Библии, что отличало их от остальных английских протестантов».
Пуританское движение было интеллектуальным движением. Его целью являлось реформирование религиозной, национальной и личной жизни, а его приверженцы быстро почувствовали, что через учебные заведения можно наиболее эффективно влиять на общество. И в Англии, и в Америке пуританское движение было неразрывно связано с университетами. Джон Ноулес писал губернатору Массачусетса Леверетту, что «если умрет колледж, то церкви… долго после этого не проживут». Современные источники говорят об «исключительности и неразрывности университетского руководства с пуританским движением». Следовательно, не удивительно, что пуританство было высоко образованным движением, обладавшим «жизненной страстью для самовыражения».
И, в конечном итоге, пуританство было экономическим и политическим движением. Вероятно, сегодня для нас это является более очевидным, чем для самих пуритан, поскольку мы имеем возможность видеть длительный эффект движения. В те дни, когда Церковь находилась под контролем государства, все попытки пуритан изменить эту Церковь сразу и неизбежно столкнули их с правительством. И в этом смысле мы можем согласиться с определением пуританства, как движения, безнадежно политизированного. Что касается экономического аспекта, то, делая акцент на ценностях труда, бережливости и честных заработков, пуритане создали климат, удачно согласующийся со становлением капитализма, независимо от того, были ли они сами причиной его возникновения. Пуритане многое могли сказать по вопросам работы и денег.


Некоторые ключевые доктрины пуританства

Подобно другим христианским движениям, пуританство имело несколько догматических особенностей, которые выделяли его из общепринятых рамок христианства в целом. Пуритане придерживались кальвинистского учения, как и большинство сепаратистов, а также англикан вплоть до рукоположения архиепископа Лода. Отсюда следует вывод, что такие догмы, как верховная власть Бога, спасение через веру во Христа, предопределение к спасению, неопровержимость Божьей благодати и человеческая греховность являлись для пуритан аксиомами.
Доктрина о благодати давала пуританам возможность размышлять о многих аспектах — от спасения до материального благополучия. Центральное место в пуританстве занимала вера в то, что лишь милость Божья является источником человеческого процветания, которое невозможно приобрести собственными заслугами. Комментарии Самюэлья Уилларда о даре спасения звучат, как основной принцип:
«Не требуется никаких других условий… кроме как принятия этого дара и осознание доброты Дарующего. Вера — это рука, принимающая этот дар… И чем является наше послушание, как ни благодарностью Богу за такой невыразимый дар?»
Личное перерождение, или обращение, было для пуритан, по словам Кромвеля, «корнем всего». Обращение было настолько тесно связано с освящением или жизнью в святости, что пуритане использовали слово спасение для определения обоих терминов. Ричард Сиббс связал искупление и освящение, заметив в своем комментарии, что «ощущение любви Христа в прощении грехов подтолкнет человека к священному рвению в исполнении всех обязательств». Томас Бейкон сказал, что целью его трудов было стремление «научить людей узнавать самих себя и свое спасение кровью Христовой через веру, и жить достойно Божьей милости».

Концепция завета заложила основу фактически всех важных для пуритан взаимоотношений. Завет обозначал отношения взаимного доверия и обязательств. Он же объяснял то, как Бог обращается к каждым в отдельности, и был философской основой для таких пуританских формаций, как семья, Церковь и государство. Фундаментом всего являлось данное Богом обетование спасения каждого верующего, от которого взамен требуется послушание и преданность. Люди, в свою очередь, заключили завет между собой создать Церковь, семью или государство, где Бог является третьей стороной, или гарантом этого соглашения. Особый акцент доктрины завета делало пуританство религией тесных отношений.
В вопросе об авторитете пуритане настаивали на принципе одного Священного Писания, которое есть наивысший авторитет для религиозного вероучения и обрядов. Естественно, что Библия требует толкования, и, взявшись за это, пуритане толковали Библию, исходя из условий той или иной протестантской традиции. В этом смысле они не избежали вмешательства человеческих привычек. Принцип «одним Писанием» сам по себе является продуктом протестантизма. Тем не менее, существует множество отличий между пуританским убеждением, что любое вероучение или обряд должны опираться на библейское предписание, и соперничающими теориями о том, что внебиблейские традиции — вполне подходящее основание для вероисповедания или проведения каких-либо обрядов.
Пуритане полностью развили доктрину сотворения. Они верили, что Бог сотворил физический мир и все сущее, и, следовательно, это в самом принципе являлось благим. Они верили, что физический мир ориентирован на Бога. Они находились в состоянии настоящих «причастников» своего времени, причем в гораздо большей степени, нежели те, кто множил внешние церемонии в стенах церквей. Один пуританин заметил, что христианин может рассматривать «свою лавку как такую же священную землю, что и свою часовню». «Мир — это Божья книга», — сказал Ричард Бакстер, — «а каждое создание — буква, или слог, или слово, или фраза…, провозглашающие имя и волю Бога». Томас Тейлор писал: «Голос Бога во всех тварях, и через них все говорит нам всегда и везде». Одним из последствий распространения пуританской доктрины о Сотворении явилось то, что эта доктрина логически привела к отречению от старой концепции двойственного восприятия мира, делившей его на мирское и религиозное, которая долгое время доминировавшей в умах.
Созвучным доктрине о Сотворении был сильный акцент пуритан на провидении (промысле Божьем). Пуритане были замечательными людьми, видевшими присутствие Бога в ежедневных событиях. Пуритане вели дневники, в которых отмечали милость Божью, явленную в повседневной жизни. Они с уверенностью ожидали встречи с Богом в «долине, в хлеву, в амбаре и подобных местах, где Бог посещает душу». Пуритане также истолковывали современные им исторические события в рамках доктрины о промысле Божьем и библейских аналогий.
Пуританская доктрина о призвании, или призвании свыше, являлась особым приложением к Божьему промыслу в личной жизни каждого христианина. Пуритане привычно разделили личный призыв Бога на общее призвание и частное призвание. Общее призвание обозначало призвание быть искупленным и святым христианином во всех сферах жизни. Частное призвание являлось Божьим указанием человеку определенной области для работы или карьеры.
Пуританский взгляд на личность является замечательной темой, о которой следует рассказать особо. Говоря вкратце, пуритане соединили несомненные подтверждения доктрин о первородном грехе и полной человеческой развращенности с одной стороны и возвышенные оценки достоинства измененной Божьей благодатью личности с другой. Пуританство возвело в постулат тройной взгляд на личность: совершенная, ибо создана Богом и потому изначально хороша; греховная в силу грехопадения Адама, повлиявшего на нее и способность к совершению зла; искупленная и прославленная обновляющей Божьей благодатью.
Интересен в такой схеме факт присутствия или отсутствия у каждого обновленного сердца, что объясняет проявление чрезмерного оптимизма или пессимизма по отношению к людям, которые мы находим в пуританских записях. В пуританских дневниках четко прослеживается осознание греха, но и в равной степени — осознание Божественной милости. Пуританское отношение к социальным формациям смешивает в себе пессимистическую осознанность их тленности с ожидаемыми видениями реформированного общества, которые поражают нас сегодня своим наивным оптимизмом.

Симпатии и антипатии пуритан
Любое движение можно определить по его симпатиям и антипатиям. Так же и для пуритан можно выделить качества личности и род занятий, снискавшие наивысшую их похвалу, и антипатии, вызывавшие отвращение. Чуткое восприятие пуританского лексикона и основных образов многое может нам поведать о пуританских нравах.
Главными положительными определениями в словаре пуритан были: реформа (а также его производные реформированный и реформация), благочестивый, хорошо организованный, эрудированный, открытый, полезный, скромный, серьезный, усердный. Пуритане желали, чтобы занятия были законными в любом их проявлении от работы до игр и от поклонения до управления. Чистый, очищенный, святой, правдивый и разумный (как противоположность не разумному) находились среди их положительных качеств.

Идея о самореализации интересовала пуритан меньше, нежели обязанность, которую они рассматривали и как ответственность за обетование, и как условие жизни в любом социальном сообществе. Вот как писал Самюэльь Уиллард: «Это очевидно, что из всех взаимоотношений между людьми существуют обоюдные обязанности, возложенные на них». Ранние пуритане носили кличку дисциплинщики. И неудивительно, что они неоднократно говорили о доброй совести, как о предпосылке к человеческому счастью.
Пуритане относились с подозрением к ярким внешним проявлениям и доверяли тому, что Бакстер назвал «внутренней нормой личной жизни». Ричард Гринхам возмущался службами, которые были «глянцевыми, яркими и хрупкими…, такими холодными…, что простое проповедование Христа приходит в упадок». Говоря современным языком, с пуританами «что видишь — то получаешь». «Истина любит свет», — писал Бакстер, — «и наиболее прекрасна, когда практически обнажена». «Ничего не боится правда столь сильно, как скрытности», — сказал Ричард Сиббс, — «и не жаждет ничего так сильно, как находиться у всех на виду: чем она обнаженнее, тем прекраснее и могущественнее». Кромвель приказал писать свой портрет «со всеми бородавками».
Пуритане ставили на высокий уровень религиозную искренность. Интеллектуальное основание личной веры не было для них неопределенным предметом. Томас Хукер провозгласил, что «разве истина, которую Бог открывает нам, пусть даже самая крохотная, не лучше, чем весь мир?» Джон Оуэн призывал христиан «взглянуть на истину, как на самую драгоценную жемчужину, которая лучше целого мира».
Соответственно этим положительным ценностям у пуритан существовало и несколько общих антипатий. Пуритане с презрением относились к традиции, приравнивая ее к суеверности, о которой упоминали в разговоре о католических обрядах в богослужении. Тирания — еще одно слово, выражавшее сильные негативные чувства, особенно в политическом и церковном контекстах.
Понятия о холоде или холодности, а также синонимы вялый и вялость вызывали особую неприязнь у пуритан в духовной сфере. Ричард Роджерс испытывал отвращение от «холодности и половинчатого служения…, которые есть в мире», в то время как Коттон Матер предостерегал: «Опасайтесь… крепкой головы и холодного сердца». Самюэль Уард записал в своем дневнике самообвинение в том, «как 15 и 16 февраля был ленив в служении Господу». И в противовес холодности, ревностный и рвение были позитивными определениями в лексиконе пуритан.
Духовное самодовольство и посредственность вызывали у пуритан наибольшее отвращение. Ричард Бакстер писал:
«Как простая лень и пренебрежение Богом определенно отлучают душу от Царства Небесного, равно как и мирская, распутная, плотская жизнь, так и обычная компания подобных ленивых, рассеянных, беспечных особ, несомненно, отлучит наши сердца от Небес, поскольку несколько человек гораздо более распутны и нечестивы».
Самюэль Уиллард сетовал, что в Новой Англии «готовность и рвение для Бога почти сошли на нет», тогда как «равнодушное исповедание в большом почете».
Пуритане отвергали вечеринки и пирушки. Любое проявление несдержанности вызывало их ярость. Типичное описание обязанностей для пуританского школьного учителя многое говорит о пуританских антипатиях: «Он не должен быть игроком… или завсегдатаем таверн и пивных, или пьяницей, или… предаваться распутному флирту и непристойному поведению по отношению к женщинам, или расточительствовать в ненужных расходах, в следовании пустой броской моде в одежде, или… носить длинные завитые или заплетенные волосы, или… богохульствовать и сквернословить…».
В 1677 году штат Массачусетс наделил полномочиями полицейских, известных как десятники, арестовывать «всех нарушителей Субботы и шумных пьяниц, или тех, кто держит винные лавки, или всех, кто учиняет беспорядок в своих домах в день субботний или на следующий вечер». Английские пуритане с трудом сдерживали свое отвращение к англиканским проповедникам, подобным Роберту Палмеру, который держал в своем саду кегельбан, где его можно было обнаружить «ежедневно и еженедельно» с «огромной толпой людей».
Чтобы взглянуть мельком на то, что вызывало отторжение у пуритан, нам следует заглянуть в записи церковных и судебных разбирательств:
1. Роберт Сайкс из Дорчестера (штат Массачусетс) был приведен в суд «за игнорирование публичного поклонения Богу, беспечное отношение к своему призванию и неподчинение властям».
2. Уильям Скант из Брайнтри был вызван в суд Саффолка за то, что «не воспитывал и не наставлял своих детей, что было бы полезным для их образования».
3. Одним из обоснований отлучения от Первой Церкви Бостона Джеймса Маттока значилось то, «что он отвергал супружеское общение (сексуальные отношения) со своей женой в течение двух лет».
4. Темперанс Свити, скрывшая свое имя, получила предупреждение по поводу «приема у себя дома и развлечения шумных компаний с подачей вина и крепких напитков, что даже привело к опьянению».
5.
Нам пуритане знакомы отчасти по своим любимым занятиям. Чтение Библии, слушание проповедей, посещение занятий по изучению Библии и молитвенных собраний были самыми заметными в списке предпочтительных занятий. Джон Уинтроп сказал, что после обращения у него «появилась такая неутолимая жажда Слова Божьего, что он не мог пропустить хорошую проповедь, даже если приходилось ехать за много миль, особенно, если она проникала глубоко в сознание». Во время свадьбы пуританских аристократов леди Рассел пренебрегла обычными для развлечения гостей музыкой и танцами, заменив их «проповедью и ужином».
Развитием пуританского энтузиазма в поклонении являлось поощрение христианского общения, под которым подразумевался разговор с христианами-единомышленниками о духовных вопросах. Ричард Роджерс описал в своем дневнике «замечательную беседу, которую [он] имел… с Ньюманом и мистером Кулвервелом». Джон Уинтроп подобным образом описывает «беседу с христианскими друзьями», добавляя, что «Бог так благословил нашу беседу, что потом все мы чувствовали себя посвежевшими и оживленными».
Пуритане ценили тяжелый труд, относились с подозрением к чрезмерным развлечениям и не делали попыток скрыть свое отвращение к ленивым и нерадивым:
«Благословен каждый, кто боится Господа и ходит путями Его, и считающий, что должен кормиться трудом рук своих. А тот, кто не работает ни умственно, ни физически, а ест плоды труда чужих рук и живет их потом, подобен вшам и другим паразитам».
Суммировать все вышесказанное поможет запись в дневнике, оставленная Джоном Уинтропом:
«Я заключил с Господом новый завет. Со своей стороны я по милости Его освобождаюсь от следующих грехов: гордости, алчности, любви к мирскому, тщеславия ума, неблагодарности, праздности, как в служении Ему, так и в своем призвании, а также от неблагоговейной и честной подготовки перед изучением Его Слова. Бог со Своей стороны дарует мне новое сердце, радость в Духе Его, уверенность в том, что Он будет обитать во мне, укрепит меня в борьбе с миром, с плотью и дьяволом; что Он простит мои грехи и усилит мою веру».

Портрет «типичного пуританина»
Типичный пуританин был женат и имел семью. Семья была «упорядочена» и соблюдала иерархию. Муж/отец являлся ответственным главой семьи, особенно в религиозных занятиях, хотя и жена/мать имела свои сферы влияния. Образование детей и семейное поклонение Богу (особенно чтение Библии и молитва) имели высокий приоритет в такой пуританской семье.
Большая часть религиозной жизни семьи сосредотачивалась в местной церкви. Именно церковь отвечала за то, чтобы проповедовалось учение, совершались общие богослужения, а дети изучали Катехизис. Церковь была не зданием, а группой верующих, объединенных под распространяющимся влиянием пастора. Домашние собрания в середине каждой недели были привычной частью церковной жизни независимо от того, позволяла ли официальная власть проводить эти собрания.
Еженедельные хлопоты были для типичного пуританина напряженным занятием. Жизнь являлась серьезным вопросом, и в ней не было времени на праздность. Средний пуританин верил, что тяжелый труд являлся добродетелью, и Бог призвал каждого исполнять свою земную работу по-христиански, нравственно. Они не чувствовали вины ни за ежедневный труд, ни за доход, который он приносит. Кульминацией недели было воскресенье. В этот день строжайше запрещались все развлечения. Семья посещала церковь дважды по воскресеньям и собиралась после обеда и/или вечером, чтобы еще раз повторить ключевые моменты проповеди.
Если бы мы работали или жили рядом с типичным пуританином, мы бы поразились тому, насколько он религиозен, но абсолютно при этом обычен. Его невозможно отличить по внешнему виду. Как заметил Самюэль Уиллард «и Божьи дети… внешне… выглядят, как другие люди, они едят, пьют, трудятся, общаются в земных профессиях, подобно остальным; а то общение, которое они ведут с Богом во всех этих занятиях остается втайне». Типичный пуританин носил ту же одежду, что и другие представители его сословия. Беседы большую часть времени велись на темы христианской веры и опыта.
Более всего типичный пуританин поразил бы нас своим трудолюбием, бережливостью, серьезностью, скромностью, практичностью во внешнем проявлении, схоластичностью в религиозных и политических вопросах; хорошей осведомленностью о последних политических и церковных изменениях, любовью к дискуссиям, хорошим образованием и тщательным знанием Библии. Для достижения всего этого пуританину требовалась самодисциплина. Для любого, склонного проявить слабость в этих вопросах, пребывание радом с пуританином было, несомненно, неудобным, и этим частично объясняются резкие нападки тех, кто не разделял их взгляды и образ жизни.

Резюме
Чтобы подвести черту под вводными заметками о пуританстве, я собрал наиболее яркие короткие определения:
Рискуя все упростить, можно сказать, что протестантизм Реформации был религией грамотности, домашней молитвы и семейной настольной книги в доме, поддержанной публичной проповедью.
Чтобы определить истинный характер пуританского движения внутри и снаружи Церкви, необходимо избавиться от обычного расхожего использования этого определения… Мы должны разумно признать, что это движение разрослось по большей части как социальная религия среди горожан, что оно требовало хотя бы минимум образования, вдумчивости и независимого духа, и снова, что в свое время помогло появиться умам, страстно тяготеющим к некоторым ограниченным, но все же важным, понятиям гражданской и личной свободы.
На ранних своих этапах елизаветинское пуританство было союзом служителей и мирян, полу-сектантским, но все еще существующим в рамках Церкви. Оно добивалось… реформы литургии и обрядов, очищения от административных злоупотреблений и коррупции, на местах оно активно проповедовало и внедряло в жизнь новую этику благочестия.
Пуританство XVII века было молчаливым, строгим и набожным, и в то же время — искренним, с четким различием полов, и в некоторой степени романтичным… Это было таким же ответвлением Возрождения, как и реакцией против него.


Рецензии
Большое спасибо за такую большую работу.

Я, хоть и являюсь последователем движения традиционных пятидесятников (почти во всех аспектах вероучения этого движения), являюсь при этом большим поклонником Кромвеля.

Христианин-пуританин Кромвель, как известно, казнил только преступника-короля и только после суда и вынесения приговора. Ни королеву, ни принцев крови Кромвель не тронул, и даже не арестовал, дав спокойно покинуть пределы Англии.

В отличии от большевиков, которые без суда и следствия, без вынесения приговора зверски убили Государя Императора, Императрицу, невинного несовершеннолетнего Цесаревича и невинных Великих Княжон!

Почувствуйте разницу, так сказать! Революция революции - рознь!

Революция, которую совершают Христиане, не брызжет во все стороны кровью, потому что у Христиан есть нравственные ограничения и они не имеют право казнить без суда и следствия, не имеют право убивать детей за грехи отцов! В отличии от сатанистов-атеистов-большевиков, отрицающих какую-либо Христианскую Нравственность. А иной Нравственности, как показывает практика, просто нет в природе!

p.s.1. Мой покойный дед, хоть и был дьяконом общины традиционных пятидесятников тогда еще Русского города Ташкента, более чем заслуживал звания "пуританин". Он воспитал меня Христианином, каким-то чудесным образом вбив мне в голову прямо таки отвращение к сквернословию, алкоголю, табаку и разврату (сексу вне брака). Тем я и спасаюсь. Если бы не дед, то, видя несправедливость этого Мира, я бы уже давно или спился бы, или ушел бы в самые отчаянные, самые радикальные "рэволюционеры-анархисты"...

Так что да здравствуют пуритане! Да здравствует генерал Кромвель!

p.s.2. Очень люблю фильм про Кромвеля: "Комвель" 1970г. Покоробило в фильме только одно: Кромвель в церкви молится в шляпе. Вопрос: это ошибка режиссёра или пуритане действительно не снимали головные уборы во время молитвы?

Прусов Николай Сергеевич   20.04.2022 10:31     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.