Нерешенность проблемы политич. последствия и эк. у

Гуго Вормсбехер
Нерешенность проблемы российских немцев:
политические последствия и экономический ущерб

(Выступление на Круглом столе “Межнациональные отношения и проблемы национальной безопасности Российской Федерации” 9 июня 1997 г.,
организованном Комитетом по делам национальностей  Госдумы РФ, Международным Фондом духовного единства российских народов,
Советом безопасности РФ и Академией военных наук РФ)


Мощь любой державы, а отсюда и ее безопасность, определяются не только ее вооруженными силами, сырьевыми запасами и уровнем развития экономики, но и в не меньшей степени количеством и качеством ее человеческого материала, идейным и духовным единством ее народа, коллективизмом ее граждан, развитостью их чувства собственного и национального достоинства. В многонациональном государстве к этому добавляются еще и степень национального равноправия, уважения к национальной культуре, языку, обычаям друг друга.
Значение России для мира - не только в ее огромной территории и природных богатствах, не только в том, что она спасла Европу от татаро-монгольского нашествия, а мир - от фашизма. И даже не в том только, что она так долго была, и вопреки всему во многом еще остается, оплотом духовности во всё более меркантильном мире. Не меньшее значение России в том, что на протяжении веков она являла собой пример, - пожалуй, единственный на Земле, - мирного сосуществования десятков народов. Эти народы, их языки и культуры не подавлялись, не переплавлялись, не сжигались во всепожирающем огне рыночных отношений, а пусть и не без проблем, но поддерживались, подтягивались ею до собственного уровня. Как правило, с помощью России, благодаря России, через Россию культура, литература, искусство многих ее народов стали известны миру, стали частью мировой культуры, литературы, искусства.
Только такая национальная политика и может сохранить многонациональное государство, каким являлись Российская империя, Советский Союз и каким остается и сегодня Россия. И неудивительно, что когда вместо такой объединяющей политики народам и регионам были предложены суверенитет “сколько проглотите” и приватизация общенациональной собственности - кто больше и быстрее, страна стала распадаться  на куски - и территориально, и экономически, и духовно.
В стране стало некому заниматься национальной политикой. Произошло разгосударствление этой политики. Национальные проблемы стали шумовой завесой для тех, кто рвался к власти и собственности.
Сегодня великой страны - нет. Вместо нее есть территория, на которой слышны, с одной стороны, утробное урчание переваривающих проглоченное и жестокая грызня у остатков былой государственной собственности; с другой стороны - стоны и жалобы миллионов, которые никак не могут преодолеть в себе вошедший в их плоть и кровь категорический императив жизни по прежним нравственным законам и потому остались вообще без средств к существованию.
В этих условиях говорить о национальном вопросе вроде бы и неуместно, и несвоевременно. Однако позволить окончательно оттолкнуть от России народы, ее населяющие, позволить направить ее на путь мононациональности, средневековая тупиковость которого уже продемонстрирована в ряде “суверенных государств”, означало бы довести Россию до размера нескольких областей и, таким образом, уничтожить ее окончательно. Именно поэтому о национальном вопросе в России всё же говорить нужно. И не только говорить - разговоры идут уже многие годы. Пора уже и что-то делать наверху для решения этого вопроса. Ибо, если не делать сверху, то начнут действовать снизу. К чему это приводит, жизнь уже показала.
Национальный вопрос в многонациональной стране - это тоже сфера и экономики, и безопасности, что вряд ли необходимо доказывать в данной аудитории. Поэтому позвольте  просто привести в качестве иллюстрации пример российских немцев.
История российских немцев у нас по-прежнему малоизвестна. Вклад же их в становление Государства Российского, во все сферы его жизни за последние несколько веков - огромен.
Во время первой мировой войны, в ходе борьбы с так называемым “немецким засильем”, было предложено всех немцев с Юга России  выселить. Но трезво мыслящие экономисты уже тогда восстали против этого, подсчитав, что сельское хозяйство в южных регионах тогда рухнет и экономический ущерб будет непоправим.
В начале Великой Отечественной войны немцы Поволжья, а с ними и все другие немцы из европейской части России, были выселены в Сибирь и Казахстан. Состояние сельского хозяйства в Поволжье и сегодня оставляет, как говорится, желать лучшего.
В 1965г. Микоян, принимая делегацию российских немцев, требовавших восстановления АССР немцев Поволжья, сказал, что восстановить республику было бы хорошо, однако тогда 500 тыс. немцев уедут из Целинного края, а без них вести там сельское хозяйство невозможно. Поэтому - отказ.
Сегодня из Казахстана переселилось в Германию уже больше 500 тыс. немцев. Гремевшие на всю республику немецкие хозяйства - умерли. Сотни тысяч трактористов, доярок, агрономов, шахтеров, учителей, ученых вынуждены были оттуда бежать - из-за  национальной политики, имеющей цель - мононациональное государство. Вынуждены оттуда бежать и русские, и украинцы, так много давшие Казахстану; бегут даже многие казахи.
Еще больше уехало немцев из России. В последние годы в Германию эмигрирует по 200 тыс. человек  ежегодно. Экономические потери от их выезда подсчитаны - 5 млрд. долл. США в год. По размеру ущерба это - Чернобыльская катастрофа, незримая Чечня. Российские немцы уже не кричат о своей боли, о поруганном национальном достоинстве; они уже и не протестуют против очередного обмана их президентом, против бездеятельности правительства и министров; не верят они и новым законам и указам - зачем плодить новые, когда не выполняются старые? Они отдирают себя с кровью от своей Родины, которая никак не хочет признать их своими, и едут - от одних проблем к другим - в другую страну, где их тоже считают чужими, потому что они - слишком русские...
Что же нужно 5-6-миллионному народу? Только то, что и любому другому, а именно - возможность сохраниться как народ. Для этого он должен получить обратно то, что несправедливо отняли - свою государственность, ибо в распыленном состоянии, как он проживает уже 56 лет, сохраниться народу невозможно. И еще ему нужна культурная автономия - для тех, кто будет жить за пределами национально-территориальных образований, чтобы не ассимилироваться дальше и чтобы не быть вынужденными уезжать по этой причине в другую страну.
Однако на территориальную реабилитацию российских немцев наложен мораторий - уже два года просроченный. Ничего не делать власти не мешает и наличие закона: по культурной автономии он есть, тем не менее государство в лице Миннаца в данном направлении тоже ничего не сделало. Имеется и оправдание: не все российские немцы хотят ее.
Но ведь не все в стране хотят и сегодняшнего президента, и сегодняшнее правительство. Что же касается российских немцев, то многие из них, потеряв уже всяческие надежды, четко определились на выезд. Однако очередь на выезд большая - на годы, и они боятся, что если в России хоть что-то серьезное будет сделано для российских немцев, то Германия может сказать: ну, теперь у вас есть шанс на национальное будущее, теперь нет причин для выезда. Отсюда такие “активисты” уже 8 лет всячески мешают что-либо сделать для российских немцев, обеспечивая себе право на выезд. И у чиновников, а то и министров, еще долго будет повод говорить: придите сначала к единому мнению, а то мы не знаем, кого слушать...
Между тем, всё не так уж и сложно. Надо просто руководствоваться интересами Российского государства. Ибо проблема российских немцев - проблема государственная, и решать ее надо не с теми, кто уже одной ногой в Германии, а с теми, кто связывает своё будущее с Россией.
Не способствует решению проблемы российских немцев и чехарда с ее финансированием со стороны России. Если Германия неукоснительно выполняет свои обязательства, то Россия так же неукоснительно их не выполняет. В результате за все годы Германия выделила России для ее граждан безвозмездно 1 813 млрд. рублей, а  Россия для своих граждан-немцев 101 млрд. рублей, т.е. в 18 раз меньше! При этом Россия еще удержала с немецких денег 500 млрд. рублей налогов, что в 5 раз превышает ее собственный вклад.
Интересная получается арифметика: получать деньги только за то, что ты из каждых 18 рублей 5 кладешь себе в карман и 1 отдаешь обратно! К тому же, как было при обсуждении последнего бюджета в Думе, возникает еще и страстное желание не отдавать и этот рубль. К чему это может привести? - В Германии тоже умеют считать. Они ведь могут вообще прекратить такое “сотрудничество”,  тогда здесь можно потерять не только 1 рубль из 5,  но и все 1,8 триллионов дармовых рублей вдобавок к тем 28 триллионам, которые теряются ежегодно на выезде российских немцев.

Кроме огромного экономического ущерба, нерешение проблемы российских немцев может иметь - да и имеет уже - и серьезные политические последствия.
Некоторые депутаты Госдумы прошли в Думу на разжигании антинемецких настроений на Волге и делают на этом и дальше свою депутатскую карьеру, фактически разжигая межнациональную рознь. Кому это выгодно?
Национальная дискриминация нескольких миллионов граждан страны - это ведь тоже бесследно не проходит. Как и многократный их обман. На следующих президентских или парламентских выборах они могут сказать свое веское слово.
Но и те 1,5 миллиона российских немцев, что выехали в Германию, увезли с собой не только привязанность к России, но и глубокое неприятие политики ее руководства по отношению к ним. Они могут сыграть весьма негативную роль для России, если здесь и дальше не будет решен вопрос российских немцев. Ибо в Германии они представляют собой как избиратели уже значительную силу, тем более в союзе с другими переселенцами, которых там около 10 миллионов. Их воздействие на политику Германии - главного стратегического партнера России, - вполне реально. И от того, будет ли это воздействие в пользу России или против России, немало зависит для самой России.
Всё это нельзя не учитывать при решении только одного национального вопроса в России - вопроса российских немцев. А ведь наш вопрос - далеко не единственный. Именно поэтому национальная политика должна, наконец, перейти от констатации проблем, от разговоров о проблемах к практическому решению проблем. Это нужно ради сохранения России, ради внутренней и внешней ее безопасности.


Рецензии