Российские немцы в контексте национальной политики

Гуго Вормсбехер
Российские немцы в контексте национальной политики Российской Федерации

(Выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе
 Российской Федерации 22 апреля 1997 г.)

Национальная политика должна иметь четко обозначенные цели, движущие силы, к которым в данном случае относятся закон, политическая воля власти и воля самих народов, - а также механизмы ее проведения и средства для ее реализации. Отсутствие хотя бы одного элемента в этом комплексе практически исключает возможность проводить национальную политику. У нас же, можно сказать, отсутствуют и политическая воля власти, и эффективные механизмы, и финансирование. И если добавить, что недостаточно проработаны еще и цели, и законодательная база, то будет понятно, что если в национальной политике сегодня что-то и делается, то во многом лишь благодаря инициативе, чувству ответственности конкретных людей на том или ином посту.
Решение национальных вопросов должно, видимо, осуществляться одновременно на разных уровнях: федеральном, региональном и на уровне местного самоуправления. Если на федеральном мало что решается, то проблемы сбрасываются вниз. Хорошо, если у того или иного народа есть свое национально-территориальное образование - он может тогда взять решение своих вопросов в свои руки. Если же своей территории нет, то всё опускается на уровень общественных организаций, где могут еще выдвинуть требования, но не могут что-либо решить - хотя бы из-за отсутствия средств.
Именно в таком состоянии, по-моему, и находится сегодня решение национального вопроса большинства народов России. Но и в этих условиях удается иногда немало сделать. Пример тому - проблема российских немцев.
У нас, конечно, достаточно оснований быть недовольными ходом событий. В самом деле, мы - единственный из репрессированных народов, чья государственность до сих пор не восстановлена. Более того, 8 января 1992 г. Президент Б.Ельцин, пребывая в Саратовской области, заявил: ни один дом не будет снесен ради немцев Поволжья! - и предложил нам ехать на военный полигон Капустин Яр: “И пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они ее, значит, обрабатывают. И Германия поможет”. Так было разъяснено народу содержание Закона “О реабилитации репрессированных народов”, подписанного за год до этого тем же Президентом...
 Не выполнен и Указ Президента о создании в Волгоградской области немецкого национального округа, а в Саратовской - района.
В прошлом году, в ходе выборов, Президент  издал еще один Указ; один из его пунктов - выплатить задолженность России по совместным российско-германским проектам, касающимся российских немцев. Выборы прошли, практически ничего не сделано. Более того, и на проекты  этого года еще не выделено ни рубля.
Вообще, финансовое участие России в решении проблем российских немцев осуществляется в основном за счет  налогов с германской доли финансирования, и то возвращается лишь часть удержанного.
На судьбе российских немцев всегда сказывались отношения между Россией и Германией. Недавнее заявление В.Жириновского о том, что каждый второй немец - фашист, и их следовало бы расстрелять, напоминает известный призыв Ильи Эренбурга: “Убей немца!”. И если такие высказывания делаются на уровне лидера думской фракции, неизменно выступающего от имени русского народа, то надо ли будет удивляться, если в каком-нибудь поволжском селе начнут бить российских немцев, а в Германии считать любые отношения с русскими бесперспективными. Так что непонятно, кому и зачем нужны такие высказывания.
Проблема нашего народа, наверное, одна из самых крупных национальных проблем России. Не только потому, что по численности российские немцы занимают 3-4-е место в стране. Но и по экономическому ущербу, который наносится стране нерешением нашего вопроса. Ведь выезд 200 тысяч российских немцев в год в Германию - это 5 млрд. долларов США ущерба. За последние 5 лет уехало около 1 млн. человек, т.е. ущерб составил 25 млрд. долларов. Что в сравнении с этим подачки Международного валютного фонда, за которые нам и нашим детям придется еще ой как расплачиваться? “Экономия” на национальной политике оборачивается, как видим, убытками, сопоставимыми с чернобыльской катастрофой.

Что нужно российским немцам?
Нам нужно то, что предусмотрено Законом “О реабилитации репрессированных народов”: восстановление нашей государственности; без этого народ сохраниться не может. И нам нужна национально-культурная автономия для тех российских немцев, которые будут проживать вне национально-территориальных образований.
Мы полагаем, всё это может быть сделано, причем без особых дополнительных затрат,  по трем направлениям.
Первое: в контексте решения экономических проблем ряда регионов. Решать продовольственную проблему на собственной, российской, базе рано или поздно всё равно придется, и лучше рано, чем поздно. Поднять сельское хозяйство в Поволжье, в Центральной России сегодня вполне реально через крайне необходимое и стране, и  российским немцам восстановление их государственности, через создание сотен немецких агропромышленных поселений. В этом экономически заинтересованы и регионы: спросите Алтай и Омскую область, где есть два немецких района, спросите Самарскую, Тамбовскую, Пензенскую области, куда приглашают российских немцев, спросите три десятка других областей.
Второе - это вычленение из общероссийского бюджета средств, идущих в стране на социальные нужды, на культуру, на образование российских немцев как граждан России, и предоставление этих средств на решение этих же нужд в создаваемых национально-территориальных образованиях, куда немцы будут переезжать.
Третье - это обустройство немцев-беженцев по линии службы миграции. Т.е. направлять беженцев и средства на их обустройство сразу в создаваемые компактные поселения, где многие вопросы могут быть решены на уровне местного самоуправления.
Всё это вместе и может, в принципе, решить наш национальный вопрос вообще.

Сейчас Миннацем подготовлен проект Федеральной программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на ближайшие 10 лет. В ней предложены конкретные шаги в этом направлении. Принятие ее могло бы поставить решение нашей проблемы на плановую основу; в Программе предусмотрены и внебюджетные источники финансирования.
Сегодня мы работаем над созданием национально-культурной автономии российских немцев. Первая областная автономия зарегистрирована в Саратове, через 2-3 месяца будут созданы автономии еще в 12-15 областях, потом будет созван съезд, чтобы провозгласить федеральную культурную автономию.
Понятно, что культурная автономия российских немцев будет иметь свои особенности. Ведь нас - несколько миллионов человек, у нас была своя государственность, у нас есть сегодня два национальных района и около двухсот поселений, где немцы составляют большинство. Поэтому общественный статус культурной автономии для нас недостаточен. Полагаем, и государству будет выгодно делегировать ряд полномочий нашей будущей культурной автономии, чтобы максимально использовать наш собственный  потенциал для решения наших проблем. Речь идет о придании национально-культурной автономии российских немцев вместе с их национальными районами и немецкими поселениями статуса субъекта  Федерации без территории, хотя бы до тех пор, пока наша государственность не будет восстановлена.
В настоящее время мы заканчиваем работу над проектом закона о реабилитации российских немцев, который по плану должен быть рассмотрен в этом году в Думе. Надеемся, что этот закон станет хорошей правовой базой для решения нашей проблемы.
Вообще мы не можем пожаловаться на невнимание к нам и в Комитете по делам национальностей Госдумы, и в Миннаце РФ. Серьезный подход к нашей проблеме и там, и там, дает надежду, что вопрос наш в конце концов будет решен.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить свою признательность депутатам, фракциям,  Думе за то, что при обсуждении бюджета на этот год статья “российские немцы” была так ответственно защищена. Это позволило малыми средствами избежать большой катастрофы.
В заключение позвольте еще раз повторить простую истину: национальная политика - это тоже отрасль экономики, а в многонациональной стране она, может быть, - даже ведущая отрасль. И если ее не финансировать, то эта отрасль может привести к взрыву, от которого разлетится вся страна. Об этом никак нельзя забывать.


Рецензии