Анна Голубкина

Анна Семёновна Голубкина родилась в городе Зарайске Рязанской губернии. Рисование и скульптура привлекали её с детства. Но только в двадцать пять лет Голубкина впервые приехала в Москву, где стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Одна из её ранних работ — портрет деда, П. С. Голубкина (1892 г.). Потом она продолжила образование в Петербургской академии художеств, а в 1895 г. отправилась в Париж. Здесь Голубкина сначала занималась в частной студии, затем работала в собственной мастерской, пользуясь советами крупнейшего скульптора того времени Огюста Родена.

В 1897 г. Голубкина создала одно из первых значительных произведений — «Железный» — образ мятежного духом человека, исполненного внутреннего протеста. А в 1898 г. она уже принимала участие в парижском Весеннем салоне: выставлялись её статуя «Старость» и бюст профессора Э. Ж. Бальбиани. Вскоре после этого скульптор вернулась в Россию.

В своих работах Голубкина стремилась прежде всего найти выразительный психологический образ. Как и Павла Трубецкого, её принято относить к числу скульпторов-импрессионистов. Но если работам Трубецкого свойственны мягкость лепки, текучесть форм, то во всём, что делала Голубкина, отчётливо проступает её горячий, бунтарский характер. Об этом красноречиво свидетельствует символический рельеф 1901 г., помещённый над входом в здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Сама Голубкина называла это произведение «Море житейское», но в дальнейшем оно стало более известно под названиями «Волна» или «Пловец». В гребнях вздымающихся волн, заполняющих всё поле рельефа, видны человеческие головы.  В центре композиции — рвущийся вперёд пловец. Его упрямое лицо, напряжённый взмах руки передают решимость выстоять в борьбе с жизненной стихией. И сам мотив, выбранный художницей, и его трактовка, скорее символическая, нежели реалистическая, выводят это произведение Голубкиной за рамки импрессионизма и сближают его с эстетикой модерна.
Ваза "Туман"
Улекса фон Лу
Сплетенье образов из сна
в молочности клоков тумана,
их бледность, линий чистота-
томленье сна, не плен обмана.

Вы волей Гипноса - судьбы
соединились в ослепленьи?
полета социум, ходьбы
по снам эпохи сочлененья?

стихи и стили, и любовь
объединили их в тумане,
в томленьи сна волнуют кровь
миф прошлого душевной раны.

И взгляды смотрят в глубину
бездонности переживаний,
недостижимость в тишину
плывет во млечности туманной.

Туманность звезд или эпох,
кипенье мнений,
Мучителен вопрос "ты кто?"
и явь сомнений.

Анна Голубкина. Ваза "Туман". Мрамор. Ок. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Нередко в творчестве скульптора звучала тема тоски, страданий, появлялись образы униженных, обездоленных людей: «Пленники» (1908 г.), «Вдали музыка и огни» (1910 г.), «Спящие» (1912 г.).

К началу XX в. относятся наиболее яркие из числа созданных мастером портретов: «Марья», «Портрет Л. И. Сидоровой» (оба 1901— 1906 гг.). Скульптор увековечила образы поэта Андрея Белого (1907 г.), писателей Алексея Ремизова и Алексея Толстого (оба 1911 г.).
В 1914 г. в одном из залов недавно открывшегося Музея изящных искусств была развёрнута большая персональная выставка Анны Семёновны Голубкиной. Средства от неё пошли в пользу раненных на фронтах Первой мировой войны.
"Березка" Анны Голубкиной
Улекса фон Лу
Солнце прячет звезды на рассвете
в множестве лучей - их покрывалах...
И звенит березка звездной сетью,
принакрыта пробужденья шалью.

Белая березка, золотая,
символ и сокровище России,
крылья-ветви, телом всем взлетаешь,
взглядом устремившаяся в сини.

Осенью-весной  - всегда прекрасна,
в зелени сережек, злате листьев,
женщина-березка - сердца ясность,
вера в жизнь,в расцвет родной России.

Анна Голубкина (28 января 1864 — 7 сентября 1927)."Березка". Бронза. 1927 г. Музей-мастерская А. С. Голубкиной. Москва
В 1932 г. в Москве создан Музей-мастерская А. С. Голубкиной, где собраны её работы, личные вещи.
 Использованы материалы - http://bibliotekar.ru/avanta/132.htm


Рецензии