Амрита Шер-Гил

Amrita Sher-Gil (30 января 1913, Будапешт - 5 декабря 1941, Лахор) - выдающаяся индийская художница.Ее часто называют «индийской Фридой Кало». На сегодняшний день Шер-Джил считается в Индии самой известной и «самой дорогой женщиной-художницей ХХ века, чье наследие ценится наравне с мастерами Бенгальского Ренессанса.Бенгальский Ренессанс (Bengal Renaissance) - общественное движение реформ в XIX – начале XX веков в области Бенгалии в Индии в период британского правления. Возрождение было начато религиозным и социальным реформатором Раджой Рамом Мохан Роем (1775-1833) и получило логическое завершение в творчестве Рабиндраната Тагора (1861-1941).
Амрита Шер-Гил родилась в столице Венгрии – Будапеште. Ее родителями были выходец из древнего рода сикхов из деревни Маятха, в Амритсаре, район Пенджаба, ученый по изучению санскрита и персидского языка Умрао Сингх Шер-Джил Маятхи и оперная певица еврейского происхождения родом из Венгрии Мария-Антуанетта Готтесманн.
Амрита провела большую часть детства в Будапеште. В Венгрии жил и родной дядя Амриты - ученый-востоковед, специалист в области индологии (гуманитарная наука, изучающая историю, культуру, языки, литературу, идеологические воззрения этнических групп, проживающих на Индийском континенте) Эрвин Бактай. С пяти лет он стал заниматься с племянницей уроками рисования, пытаясь обучить ее академическим основам. Он также предлагал использовать прислугу в качестве моделей для ее первых рисунков.
В 1921 году семья Амриты переехала в Шимлу в провинции Пенджаб в Индии. Семья жила на склонах Саммер Хилл в Шимле и в Сарайя, селе в районе Горакхпур Уттар-Прадеш, где ее отец владел недвижимостью.
Красота окружающих гор и долин в сочетании с высокими гималайскими пиками на горизонте оказали большое впечатление на девочку. В возрасте восьми лет Амрита официально начала изучать живопись и учиться игре на фортепиано и скрипке. Уже в девять лет она вместе со своей младшей сестрой Индирой давала концерты и играла в спектаклях театра Shimla's Gaiety в Шимле.

В 1923 году мать девочки Мария-Антуанетта познакомилась с итальянским скульптором, который жил в то время в Шимле. Когда в 1924 году тот вернулся в Италию, мать Амриты, прихватив старшую дочь с собой, тоже поехала в Италию. Существует еще одна версия причины поездки в Италию. Якобы учитель музыки и английского языка, увидев исключительный талант Амриты, посоветовал матери отправиться с ней во Флоренцию – родину итальянского Ренессанса. Какая причина истинная – история умалчивает.

Во Флоренции девочка поступила в художественную школу Санта-Аннунциата. Правда, Амрита проучилась в этой школе недолго. Она обнаружила, что ежедневные религиозные служения, строгая дисциплина и жесткий учебный план школы «не подходят ее темпераменту». Таким образом, после завершения первого семестра, Амрита оставила школу и в этом же 1924 году вернулась с матерью в Индию, зато она смогла познакомиться с живописью итальянских мастеров Возрождения.
Тем не менее, девочка была «отравлена живописью» и хотела стать художницей. Поэтому в шестнадцать лет она снова с матерью отправилась теперь в Париж.
В апреле 1929 года Амрита поступила в известную художественную школу в Париже - Гранд Чаумьер (Grand Chaumiere), где училась у Пьера Вайллана (Pierre Vaillant). Проучившись (по традиции!) всего один семестр, девушка перевелась в Национальную школу изящных искусств (Ecole Nationale des Beaux Arts), где училась с 1930 по 1934 год. Девушка трудолюбиво изучала анатомию, перспективу и различные техники масляной живописи. Ее педагог Люсьен Симон (Lucien Simon) восхищался ее талантом, часто поощрял Амриту, чем стимулировал ее творческую энергию.
Пять лет, проведенные в Париже были периодом экспериментов, как в творчестве, так и в жизни. Амрита часто посещала художественные студии, галереи и музеи, изучая произведения великих мастеров и знакомясь с работами современников. В этот период Амрита была близко дружна с художником Борисом Таслицким, которого, очевидно, изобразила на «Портрете юноши».
Ранние работы Шер-Джил часто находят отражение академического стиля, которому она обучалась. Однако, она настойчиво экспериментировала и в новых направлениях и течениях, которые она узнавала, общаясь в кругах «художественной богемы» Парижа.
Жизнь художницы в Париже связана, прежде всего, со знакомством и увлечением творчеством Поля Сезанна и Поля Гогена. Изучая картины Сезанна, Амрита постигала методику компактных композиций и технику моделирования глубины пространства.
Если Сезанн научил Амриту способам организации формы, то организации колорита и дизайн ярких цветов она позаимствовала у Гогена. Она нашла картины Гогена, написанные на Таити, особенно привлекательными своей чувствительностью рисунка и эффективным использованием цвета. Амрита просто восхищалась изображением Гогеном природы островов Южного моря и его стилистически упрощенными, но символическими обнаженными таитянками. Влияние Гогена особо очевидно в «Автопортрете в образе таитянки» (Self Portrait as Tahitian, 1934), на котором Шер-Джил изобразила себя обнаженной по пояс, что для девушки из Индии было просто «революционным прорывом в искусстве».
Многие из картин, написанные в начале 1930-х годов, представляют собой виды Парижа, ню, натюрморты, портреты друзей и сокурсников. Значительную часть этих работ составляют автопортреты. Автопортрет захватил художницу возможностью передавать множество настроений - от мрачного или задумчивого до радостного, и подчеркнул нарциссическую жилку ее натуры.
В 1934 году Шер-Джил получила Золотую медаль Школы.

Искусствоведы пишут, что еще за пару лет до этого счастливого дня Амрита все чаще начала думать об Индии и возращении на родину, в страну, которая была связана с ее детскими воспоминаниями и романтикой, которая все чаще заполняла ее мысли так же, как Гоген постоянно думал о Таити.
Художница позже писала: «Меня просто стало преследовать сильное желание вернуться в Индию. Я странным необъяснимым образом чувствовала, что там лежит моя судьба, как художника».
Вероятно, она хотела вернуться и, применив все свои навыки, полученные в Париже, изобразить свою сказочную страну с «объективностью» Сезанна, чтобы показать ее красоту и сочность красок.
Хотя она могла остаться во Франции, чтобы по-прежнему впитывать воздух ветвистых бульваров, сидеть в кафе, жить богемной жизнью художников, которая ей нравилась, тем более, ее картины были признаны и одобрены, но 22-летняя художница возвращается в Индию, чтобы стать первой и самой известной женщиной - художником Индии ХХ века.
Итак, Амрита получила диплом Национальной Школы изящных искусств и в ноябре 1934 года уехала в Индию. Там она поселилась в родной Шимле, в Западных Гималаях.
На этот раз, она смотрела на Индию глазами художника. Но она приехала сюда не как иностранка, которую привлекает "живописная" Индия с ее экзотическими видами и запахами.
Впрочем, вскоре и романтические видения Амриты своей родины, как "сладострастной, красочной и солнечной " (такой она вспоминала страну в Париже), сменились, по ее собственным словам, "видением пустынной зимы в Индии с бесконечными дорогами желтой земли, невероятно худыми мужчинами и женщинами, которые двигаются, молча, а в глазах царит тоска». Она действительно видела повсюду лица несчастных и удрученных, бедных и голодающих жителей. Социальные темы стали основными в первые годы после возвращения на родину.
Когда Шер-Джил вернулась из Парижа, в искусстве Индии господствовал стиль Ренессанса Бенгальской школы. Источники вдохновения Амриты имели мало общего с живописью этой школы с ее изображениями богов и богинь, выполненными акварелью в двумерной форме. Амрита интерпретировала современную жизнь, рисуя маслом, используя светотени, линейные перспективы и трехмерную реальность.
Например, в отличие от Бенгальской школы, которая рисовала "Бхарат Мата" (олицетворение Матери Индии), придавая ей антропоморфные формы, Шер-Джил изображает свою "Мать-Индию" на картине "Продавцы фруктов" (Fruit Vendors) в виде несчастной женщины с анемичным сыном на коленях и болезненной дочерью, сидящей рядом. Так Амрита представляла свою страну в британской колониальной зависимости.Поселившись в Шимле в начале 1935 года и работая там в своей студии, художница приняла важное решение – интерпретировать наглядно «жизнь особенно бедных слоев населения». Она, например, написала пахарей, которых встречала в окрестностях Саммер Хилла, где жила и местных женщин за работой.Будучи совершенно незнакомой с положением женщин в Индии, как социальным, так и семейным, Амрита была удивлена их жизнью, «словно в заточении», их движениями, «словно движутся тени», и эти минорные настроения преобладают в ее картинах. Не зря Шер-Джил утверждала, что «искусство страны отражает психологию его народа».
Несмотря на свои стилистические сходства с картинами Гогена, Шер-Джил пытается найти свой индивидуальный стиль, в котором большое внимание уделяется упрощению формы и устранению несущественных деталей.
Ее стиль и цветовая гармония представляет новое направление в индийской живописи того времени. При этом художница отказалась придерживаться единого стиля, чередуя конфигурацию экспрессионизма и виртуозность изображения реальной жизни.
В семейном доме в Саммер Хилл художница жила до 1936 года. В этом году Амрита познакомилась с коллекционером и критиком Карлом Хандалавала (Karl Khandalavala), который поощрял ее интерес к истокам традиционного индийского искусства и предложил совершить паломничество к его святыням, чтобы увидеть воочию миниатюрную живопись Великих Моголов, наскальные рисунки в пещерах Аджанты и храм в Эллоре, вырезанный в скале.Посещение штата Керала вдохновляет художницу на создание в 1937 году монументальных картин «Туалет невесты» (The Bride's Toilet), «Брахмачари» (The Brahmacharis) и «Крестьяне южной Индии, идущие на рынок» (South Indian Villagers Going to Market), которые Шер-Джил назвала своей «Южно-индийской трилогией».
Картины Амрита написала по возвращении в Шимлу. Эти три полотна считаются вершиной ее творчества, они наиболее известны из всех картин, которые Шер-Джил написала за всю свою короткую жизнь. Как пишут критики, в этой трилогии художница подошла достаточно близко к достижению сочувствия к своим героям Достоевского и поэтической реальности Сезанна.
Картины Шер-Джил следующих нескольких лет по-прежнему отражают ее растущее стремление создать современный стиль живописи, который был, как бы квинтэссенцией увиденного в этом путешествии.А в июне 1938 года Шер-Джил отправляется к родственникам в Венгрию, где неожиданно (по крайней мере для историков) выходит замуж за своего двоюродного брата по материнской линии, доктора Виктора Егана (Victor Egan).
Медовый месяц пара провела в Европе, при этом Амрита продолжала писать. Ее работы этого периода, среди которых называют «Церковь Стипл в Венгрии» (Church Steeple in Hungary), «Зима» (Winter) и «Рождественское кладбище» (Merry Cemetry), показывают на взаимодействие и влияние венгерских художников, особенно колонии художников в Нагбанье (Nagybanya).
Угроза надвигающейся второй мировой войны заставила супругов в июне 1939 года покинуть Будапешт. Они вернулись в Индию, в родительский дом Амриты в Шамле. Однако, враждебность матери по отношению к Виктору заставила молодую семью покинуть Шимлу и переехать в дом отцовской семьи в деревне Сарайе, в Горакхпуре, район Уттар-Прадеш. Виктора принял на работу врачом дядя Амриты Сундар Сингх Майитхи, который владел в Сарайе сахарным заводом.

В Сарайе у Амриты начался новый этап творчества. Художница чувствовала, что «приближается еще один переходный период, основанный на более сознательных картинах, более наблюдательный за природой и более стилизованный в отношении ее».
В этой, по сути, глухой деревне она напишет свою любимую (по ее признанию) картину «Красный слон» (Red Clay Elephant), натюрморты и деревенские виды, а также миниатюры в стиле живописи Моголов.
Многие работы написаны под влиянием картин Басохли, которые она видела в коллекции Карла Хандалавала, с которым продолжала общаться. Кроме того, она посещала музей Лахора во время своих «вылазок в свет».
Историки отмечают, что картины художницы этого периода отличаются от прежних работ более интенсивным цветом. «Я не могу контролировать свой аппетит к ярким цветам, и сама удивляюсь этому» - признавалась Амрита своей подруге. В результате этого «аппетита» появляются картины «Слон на прогулке» (Elephant Promenade), «Качели» (The Swing), «Лошадь и кучер» (Horse and Groom), «Верблюды» (Camels) и др.
Верблюды Амриты Шер-Гил
Улекса фон Лу
Верблюды - воистину чудо,
горбы, длинногость и губы!
Фигурки на ковриках,блюдах,
тарелках и веерах, кубках.

Вы символы странной причуды,
молчанья, терпения, силы,
барханов вы судна, верблюды,
Горды и бесспорно красивы.

И в Индии, в Африке - всюду -
надежные транпорты, "кони",
степей и пустыни вы чудо,
природа "моторы" заводит.

И, кажется, время струится,
увидишь горбов колыханье,
и тенью, как птицей, летится
волн жизни второму дыханью.

Картина Амриты Шер-Гил (30 января 1913 - 5 декабря 1941)"Веблюды".
декабря 1941 года, за несколько дней до открытия ее первой персональной выставки в Лахоре, Амрита внезапно заболела и впала в кому. Через три дня, около полуночи, 6 декабря 1941 года она скончалась.
Истинная причина смерти никогда не была установлена. В качестве возможных причин называют результат неудачного аборта и последовавший за этим перитонит, а также эпидемию тропической бактериальной дизентерии. Наследники художницы настаивают на втором. Впрочем, это может быть правдоподобной версией, поскольку Индия не знала о пенициллине до середины сороковых годов. Кроме того, в некоторых источниках указано, что смерть могла наступить из-за неопытности мужа в борьбе с тропическими болезнями. Виктор пытался вылечить Амриту самостоятельно, а когда он обратился за помощью к врачам, было уже слишком поздно.
Амрите было всего 28 лет. Она была кремирована 7 декабря 1941 года в Лахоре.

Слова Салмана Рушди, сказанные о художнице, звучат, как эпитафия: «Ей было отказано в старости, но, ни ее жизнь, ни внешняя красота, ни работы, которые она создала, не содержат ничего, за что она должна была бы извиниться. Прошло время, а ее имя и ее искусство живы!»
Была права Амрита Шер-Джил, дерзко написавшая в своем дневнике: «Европа принадлежит Пикассо, Матиссу, Браку и многим другим. Индия принадлежит только мне».
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post138899203/


Рецензии