Летящие бараны

Почему бараны не летают?

- Почему он так со мной поступает? А она? А все они?
- Почему люди лгут, крадут, убивают, болеют и умирают, вместо того что бы жить вечно в непрерывном согласии, счастьи и благодати?
- Почему мир, люди и я сам фнкционируют не так, как я хочу чтоб они функционировали, а так, словно они делают это мне назло?

- По кочану.
….

Потому что почемучек надо убивать в колыбели. Все равно их жизнь будет хуже смерти. Пытка длинной в десятилетия. Так зачем мучиться так долго?

Потому что вопрос «Почему?» это крик боли. Вопль ужаса. Истерика брошенного в пыточный подвал ребенка. Пытать не прекратят, так пусть хотя бы объяснят за что. Будто от того боль исчезнет. Тогда скажите себе, что сами во всем виноваты! Полегчало? Нет? Наше «Почему?» это обида: «Почему дела обстоят не так, как я хочу чтоб они обстояли, а так как обстоят на самом деле?» А с какого перепуга им обстоять иначе?!

Кстати, а обстоят ли они так, как вы думаете? Или это ваши собственные фантазии? Возможно, садомазохистские. Вы как себе эту картину мира создали? И что заставляет вас полагать, что вы, или тот, у кого вы эти представления заимствовали, является всеведущим богом, познавшим Истину? Другие варианты вы рассматривали? Вобще всякий раз, когда вы задаете вопрос «Почему дела обстоят так?», вы себя дурачите. Дела так не обстоят. «Почему все мужчины козлы?» Они не козлы. Хотя иногда и ведут себя хуже козлов. А как еще себя вести с деревенскими дурочками?!

Потому что «Почему?» это вопрос в никуда. И единственным честным ответом будет: «В силу бесчисленного множества причин,  случившихся с безначальных времен». Мир слишком огромен, и все в нем взаимосвязано. Никто не сможет выделить из всей совокупности событий одну единственную причину. А если бы и смог, у нее была бы своя причина, а у той своя.... Причем большую часть их мы никогда не узнаем. Во всяком случае, в этой жизни. Нам кажется, что зание «причин» даст власть над будущим. Это обычная ошибка. То что верно для школьной задачки по физике, не верно для живого существа и всего мира в целом, не подвластного простым законам механики.

Потому что «Почему?» это вообще не вопрос. Это упрек. Обвинение. Только кто на него должен ответить? Папа и мама? Может они этот мир создали таким? Бог? А ему-то с какого рожна с вами объясняться?! Он вам лично что-то обещал, или что-то должен? У вас с ним договор? Так подайте на него в суд! Или встаньте как подобает мужу, опояшьте чресла мечом да и вызовите его на честный бой! Как известно, Иову бог предложил именно это. Но тот почему-то отказался и принялся просить прощения. А у вас хватит дерзости?

Зачем им летать?

«Если человек знает Зачем, он может вынести почти любое Как...»
Ницше

- А если знает «Зачем?», и понял «Как?», то зачем ему искать «Почему?».


Вопрос «Почему?» обращает к проблеме. Вопрос «Зачем?» направляет к цели. Первое лишает свободы. Второе ее создает. Потому что мы не умеем менять прошлое. Мы не властны над миром причин. Когда мы отворачиваемся от него и смотрим в будущее, Мир причин исчезает. Собственно, исчез он давно. Да и не существовал никогда. Но заметили мы это только что. Прошлое находится в прошлом. Событие исчезает в момент своего совершения. В будущее тянутся только следы. Но мы не обязаны по ним ходить.

Вопрос «Почему?» не просто отвлекает от решния. Он его запрещает. Наше «Почему?» замораживает проблемную ситуацию навсегда. Возможно, в этом все и дело? Будущее пугает. Настоящее, пусть самое чудовищное, хотя бы известно. И в нем мы живы. Будущее покрыто мраком. В нем могут таиться чудовища. Если могут, пусть даже теоретически, услужливое воображение нам их нарисует. От того «Зачем?» - вопрос страшный. Вопрос героев. Потому что он высвечивает всю глупость и бессмысленность нашего здесь-и-сейчас.

Вопрос «Для чего?» открывает путь в будущее. Однако, здесь ждет еще один ужас. Неизбежность выбора. Оказывается, в отличае от прошлого, будущее многовариантно. И никто за нас не выберет его. Так что слабые духом и привыкшие перекладывать на других ответственность останутся в вечном вчера. А о завтра позаботится кто-то другой. Сильный, умный, не чета пугливым баранам. И погонит их туда бичом и железом. Возможно, там им не понравится. Может статься, что там их забьют на мясо. Это будет разумно.

«Почему?» это вопрос рабов. «Зачем?» - вопрос господ. Поиск причин делает человека жертвой. Вечным неудачником, ищущим оправданий. С ним все «случается», причем против его воли. Не удивительно. Задавать цели есть привилегия имеющих право на выбор. Удел лидеров, готовых вести за собой. Личный выбор предполагает ответственность. Будущее можно конструировать. Корректируя движение к нему. Однако жить в нем придется самому. Право это то, что мы сами решились взять, и имеем силу защитить. Так что или вы берете свое будущее, или оно берет вас. За известное место. Обычно это больно.

Смотреть в будущее признак мудрых. Или как минимум креативных. «Почему люди такие злые?» - девиз неудачников. Как изменить вопрос, обратив от проблемы к возможностям? «Что они хотят получить, так поступая? Чего боятся и стремятся избежать?» Вот уже и вырисовываются контуры решения вместо бессмысленного поиска виноватых. А то еще «Почему со мной всегда так...?». Другое дело «Что я получаю для себя важного, втягиваясь в такие ситуации? Чему мне стоит научиться, и чего я смогу достичь тогда?». Так зачем снова и снова задавать себе вопросы, не позволяющие находить решения? И чему наконец пора научиться?

Как перестать быть бараном и научиться летать?

- А вы и не баран! Так что перестаьте уже блеять. И летите себе... Кого вы тут решили обмануть?! Меня? Себя? Папу с мамой? Бога?

- Если я ошибся на ваш счет, и вы таки окажетесь бараном, то ваша попытка взлететь закончится падением с обрыва. Невелика потеря. Хоть полетаете напоследок.
...

Члены стада взаимозаменяемы. Ценна лишь личность. Если вам еще интересно «Почему?», читайте сначала. Зачем мир ценит индивидуальность? Что бы становиться сложнее. Что бы побеждал умнейший, или хотя бы самый смелый. Что бы эволююция не сменилась регрессом. Что бы разум не угас. Что бы было кому осознавать мир. Ведь пространство и сознание — одно и то же. Или что-то очень близкое. Так что именно степень вашего личного осознания творит мир. Мир, с которым вы всякий раз сталкиваетесь. Потому что осознанный человек не сталкиивается с жизнью, а живет.

Как перестать сталкиваться с жизнью, и начать жить? Осознать, где, когда, каким образом и с каких пор ее обстоятельства вам мешают. Какие именно из них? А какие помогают, или могут помочь? Как именно вы выбираете то, что выбираете, и какой способ научиться делать более осмысленный выбор представляется вам наиболее интересным? Ведь если продолжать делать то же, что и раньше, то и получать придется то же что и раньше. А если выбрать не интересный путь, то придется искать того, кто будет подгонять вас хлыстом. Да и от него найдете куда спрятаться. И все вернется на круги своя.

Собственно, вопрос «Почему?» это и есть способ спрятаться от подгоняющего вас хлыстом мира. Страдание не плата за грех, но точная мера невежества. Неумения, незнания и промаха мимо цели. Его собственно и означало некогда слово «грех». Не непослушание, но отказ от собственной силы и разума. От способности принимать решения, делать выбор и развиваться, анализируя результаты. При анализе иногда может быть полезен вопрос «почему?». При условии, что задан он предельно конкретно и адресно. Нет абсолютных злодеев. Не бывает и абсолютно тупых вопросов. Есть лишь неуместные.

Как отличить одно от другого? Составить правильный алгоритм. Сначала понять, куда вам хочется попасть. А куда — ни в коем разе. Иначе именно туда вы и попадете. И осознать, зачем вам надо в вашу мечту. Что в ней такого, что будет вас мотивировать? Как сделать цель и движение к ней интереснейшим приключением? От чего будет захватвать дух? Выбрайте себе будущее. Очертите клюючевые параметры. Какие из них принципиальны? Какие вторичны? Как вы будете измерять и контролировать свое продвижение к ним? По какой шкале? Какими инструментами? Потому что если никакими, то никуда и не попадете.

Когда вы хотите быть готовым сделать свой первый шаг? Какой момент станет для этого самым приятным? Если выбрать неприятный, или вообще не выбрать, то это «никогда». Тогда придется дальше ныть: «Почему мир так жесток, и не дает мне того что я хочу?». Протяните руку и возьмите. Ваша рука, это то же часть вселенной. Вам и карты в руки.


Рецензии