Мера Христова

Как-то знакомая предложила встретиться с хорошим человеком:

- Он такой - настоящий, профессиональный православный!..

Я с трудом удержался от смеха. Уж слишком абсурдно это прозвучало: «профессиональный православный». Но, слава Богу, засмеялась и моя собеседница, когда поняла, что сказала. А потом мы даже как-то немного взгрустнули - ведь откуда-то вырвалось это странное словосочетание. Скорее всего, по созвучию с такими выражениями, как «профессиональный медик» (врач то есть), «профессиональный спортсмен», «профессиональный военный». Ведь что-то в этом есть... Но только как повод поразмыслить.

Разве все врачи умирают здоровыми? И разве все они долгожители? Может быть, все профессиональные военные стали героями, все они защищали страну? А разве все спортсмены-профессионалы смогли достичь каких-то высоких достижений? Конечно, нет. Вспоминается мне замечательный кардиохирург Бакулев. Очень тучный был мужчина. Тысячи людей спас. Ему ли не знать, что полнота губительна для сердца, что она ведёт к преждевременной смерти?

Замечательные спортсмены рвут связки, крошат суставы, а в боксе вообще - трещат сосуды и портится характер... Симпатичные люди, удивившие мир своим мастерством, не смогли удивить Бога и самих себя. Наша система координат, в которой профессионализм находится на самых высших ступенях, становится ничтожной там, «наверху». Профессионализм оказывается меркой «здешней», применимой в этом мире в лучшем случае к ситуации, к возможности помочь (как Бакулев) или получить помощь со стороны. А собственной жизнью эти профессионалы часто распоряжаются менее грамотно, чем простые крестьянки и простые христиане. Именно простые, то есть цельные в своём отношении и к Богу, и к собственной жизни. Это в человеке само бросается в глаза.

Как правило, у нас десятки ролей. Вот я пассажир, вот - начальник, вот - подчинённый, там я буду пациентом, а здесь клиентом, и каждый раз веду себя в зависимости от обстоятельств. Если силы духа недостаточно, ты распадаешься на сиюминутные функции, ты есть, но тебя будто и нет.

И так же распадается всё вокруг. Раньше человек просто шёл в кино или в театр, но теперь учитывает массу вещей, не имеющих никакого отношения к искусству. Соображает, а продают ли там попкорн, кофе, престижное ли это место. То есть когда слабеет интерес к искусству как таковому, мы цепляемся за вещи второстепенные.

Возьмём образование. Родители размышляют, какая школа престижнее, лучше оборудована и прочее, часто забывая выяснить, какой там уровень преподавания и, что не менее важно, воспитания.

И до Церкви дело дошло. Если наши родители и сами мы двадцать лет назад шли в церковь как в Дом Отца, как в главный Дом своей жизни, то сейчас - как в «поликлинику души». Вот на 8.20 в среду у меня номерок к стоматологу, в 16.30 в пятницу - к парикмахеру, а по воскресеньям с 9.00 до 11.00 время приёма душеведа. В звенящей колоколами «поликлинике». И церковь незаметно вместо главного места становится сервисом, одной из функций... Это православие психотерапевтическое. И куда от него деваться? Ведь - от школы до собеса - человек сначала вынужден защищаться от агрессии, нападений на его душу, а потом защищать свои мирские права.

Сыновья у меня ребята не робкие, не хилые, постоять за себя могут. Но вот школа: то старшеклассники на тебя наехали, то несправедливость на уроке, то девчонки обзываются. А потом - на улицу, и снова надо отбиваться. Попробуй вырваться из всего этого гвалта и будь добрым, научись любить - попробуй жить так, как учит тебя Церковь. А это возможно, только если с этим миром порвать, не иметь с ним никаких контактов.

Или на работе - даже самой доброй. На врачебной стезе, например. Указами и претензиями, бумажками и графиками и тут вас приучат жить не по совести, а по отчёту и цифрам. Приучат думать о защите раньше любого события. И кто? Те же люди, которых вы завтра встретите в церкви.

Что-то главное утрачено, забыто. В Парижском музее есть эталоны метра, килограмма, литра. Все эти эталоны лежат под стеклянными колпаками, в них проверено всё до тысячных и десятитысячных долей. А что такое «эталон человека», тот образец, к которому должно стремиться? Ответ вы знаете. Мы жизнь по Христу меряем, Он для нас приМЕР. Значит, и отношение к Церкви должно быть по мере, которую Он задал.

- Какое? - спросите вы.

Не найти ответа другого, кроме как жизнь по заповедям. И при этом нужно понять - не отношению к Церкви Он учил, а отношению к жизни. Две первых заповеди важнее всего - это заповеди о том, как жить, о самой жизни. У нас вывернуто наизнанку понятие «умение жить», отсюда и вся эта суета с профессионализмом. Сейчас под «умением жить» подразумевается полное забвение вопроса о смысле жизни, и... полное вытеснение из души памяти смертной.

Сдается мне, что жизнь люди тем меньше понимают, чем меньше сталкиваются с её границей - со смертью. У Шолохова в романе «Тихий Дон» есть описание молодых удалых казачков, которые не боятся пуль и смерти. До первого ранения. Если повезёт. Если сразу глаза не закроет, не успев удивиться, как это просто. И вот зацепит его кусок свинца, вырвет сухожилия, покрошит рёбра, и кричит он, сердечный, в небушко глядя, маму зовёт. И, наверное, сам не знает, какую маму - ту, что где-то в голодной станице осталась, или Ту, что с Небес на него смотрит. И вот тогда оно начинает приходить - это самое умение жить. Только подлинное. Из которого рождается личность, способная не мельтешить, не вертеться, а предстоять перед Богом.

Отец мой рассказывал, как однажды после войны он на костылях, с двумя ведрами тюльки ездил в Днепропетровск, чтоб продать или обменять их на хлеб. Обменял. Съесть успел пол-осьмушки. Подошли лихие ребята, сбили инвалида, отобрали и хлеб, и кортик, костыли в сторону откинули...

«Кипело в душе так, что я от ярости умереть мог, - рассказывал отец. - И вот сижу с разбитым носом на железнодорожной насыпи, до костылей ещё доползти надо. А тут собака подбегает бродячая и смотрит на меня... «Иди отсюда!», кидаю в неё камнями с насыпи. А она смотрит на меня и смотрит. И вдруг тихо у меня стало на душе. Тихо-тихо... И уютно, как у Христа за пазухой. Я ведь живой. И я сейчас доползу до костылей, поеду домой... И пусть дома-то нету. Зато есть сарай со старыми рыбацкими сетями. Есть море.... А собака смотрит на меня, как сама Жизнь... Есть она. Разве ты жить после такой войны остался ради этих кусков хлеба? И я даже вспомнил, что у меня за пазухой слипшаяся медовая карамелька лежит... Собаке, может, крови моей надо было. А я ей мёд дал... разошлись».

Отец до Церкви так и не дошёл. Не все сразу, но есть дети, внуки, в крови которых течёт его понимание - что такое жизнь. Как жить, когда жить нечем вообще, когда против тебя всё и все? И ещё, он помнил про смерть. Так крепко, что не скоро забудется. Смотрю в глаза своего младшего сына. Он помнит, хотя, может, и не понимает до конца, откуда в нём это...

Можно ли «профессионально жить»? Точно так же, как быть «профессиональным православным». Жить можно православно. Наполняя любовью и добром, радостью бытия и незлобливостью каждую минуту, каждую встречу и серьёзные в своей бессмысленности отчёты перед начальством. Важно ярко радоваться всему. Ибо по ту сторону нашей системы координат вам обрадуются и вас полюбят ровно настолько, насколько вы любили и славили жизнь по эту.


Рецензии
Хорошо это Вы про духовное рождение. С ув,

Лариса Студеникина   21.05.2017 13:22     Заявить о нарушении
Всё хорошо, и даже правильно..... кроме одного, на мой взгляд конечно. Между Духовной Чистотой и Церковью, вы поставили знак равенства..... или мне показалось. Но есть ли этот знак? Церковь - это всего лишь общество людей, которые имеют те же "болезни" общества, поскольку из этого же общества и выходят......

Онимакрис   21.05.2017 13:54   Заявить о нарушении
Вы это имеете ввиду? "Мы жизнь по Христу меряем, Он для нас приМЕР. Значит, и отношение к Церкви должно быть по мере, которую Он задал."... Он не задал меру равенства. Он задал ВЕКТОР(Церковь и Учение), где у всех есть возможности...

Григорий Спичак   21.05.2017 16:21   Заявить о нарушении
Да, это и имею в виду. На мой взгляд, лучше называть вещи своими именами. Если задан вектор, как вы говорите, то об этом духовном векторе и нужно говорить, а не о Церкви, которая давно "зависла", как комп от вируса.

Онимакрис   21.05.2017 18:08   Заявить о нарушении
Нет. Церковь не зависла. Это ваше субъективное... Очень неправильное.

Григорий Спичак   21.05.2017 18:40   Заявить о нарушении
Любое мнение является субъективным. Объективность бывает только в математике, физике и т.д.Просто я вижу, как Церковь живёт. Церковь сама себя заразила "вирусом", отвергнув Закон. Евангелие - это "маяк", на который можно ориентироваться, но жить можно только по Закону. Что собственно и происходит.... За примерами далеко ходить не буду - совсем недавно девчонки спели песню в Церкви, и Церковь засадила их в тюрьму. А Христос учил, в таких случаях, другую щёку подставлять.... Вот и получается, что проповедуем одно, а живём по-другому. И таких примеров сотни.....

Онимакрис   21.05.2017 20:08   Заявить о нарушении
Церковь засадила в тюрьму? Что ни слово - то ложь... Церковь - это гигантский организм. засадило какое-то юридическое лицо, возможно, являющееся частью церкви... Но это совсем не Церковь как явление...

Григорий Спичак   21.05.2017 21:01   Заявить о нарушении
Ложь - умышленное, намеренное введение в заблуждение. Если человек верит в то, что говорит, то как это может быть ложью? Следите за своей речью!!! Я уже говорил вам, что Церковь - это не явление, а общество единомышленников. Церковь постоянно говорит о нападках и даже ищет защиты от этих нападок, в результате чего, собственно, и появился закон о оскорблении чувств верующих. Я сам глубоко верующий, религиозный человек, но даже меня этот закон, если можно так сказать, покоробил. Вера (религия) - это путь, который я выбрал и все издержки этого пути, на мне!!! Окружающие меня люди не обязаны создавать мне условия этого пути, ведь это мой выбор, а не их.... Всё просто : взял крест - неси!!! А с этим законом, который пролоббировала Церковь, получается, что путь выбрал я, а часть издержек, связанных с этим путём, должны понести другие....
Если же рассуждать об этом с точки зрения Христа, то разве Христос ходил к Пилату, с просьбой оградить его от нападок, чтобы его камнями не забрасывали? Христос был истинным миротворцем и отлично понимал, что у Кесаря нет иной защиты, как воин с мечом. Просьба "оградить от нападок" - это призыв к насилию!!! Поэтому он просто терпел...... А вот Церковь терпеть не хочет, или это опять, какое-то отдельно взятое лицо в лоне Церкви? У вас слишком идеализированное понятие о Церкви.

Онимакрис   22.05.2017 06:51   Заявить о нарушении
Нет, вы просто передернули не только понятие, но и предмет нашего разговора... Внимание: Церковь - общество (так и переводится). Причем - общество грешников ("не к праведникам я пришел, а к грешникам"). Церковь - это гигантский свод законов, внутри которого нравственный императив, данный нам Христом. Своими законами церковь (а это и храмы, и монастыри, и отдельные члены, и разные юрисдикции, и административная часть, и внешнецерковные отношения)вошла в конфликт с миром этим, а где-то вошла в симбиоз, а где-то висит в полуфабрикатных состояниях, как любой ивой организм - она не статична... вспомните - и у ап.Павла есть распоряжения прямопротивоположные относительно одного и того же в зависимости от времени и контекста сказанного...Не так ли? Громадная часть церкви (и я в том числе, как и вы) не принимаем суда и вообще самого факта обращения в суд по поводу панк-молебна в Пусси Риот в ХХС... По мне так на поведенческую выходку (святыни они не попирали) надо ответить просто изгнанием мокрыми тряпками и объявлением о том, что произошло с сугубым объяснением... Не более того.Но вернемся к исходнику - "Громадная часть церкви (и я в том числе, как и вы)", НО НЕ ВСЯ ЦЕРКОВЬ!! Значит, часть церкви, которая оказалась скора на суд и на игнорирование мнения остальной части церкви оказалась сильнее и шустрее. На сговор с Пилатом побежала или как вы там будете аналогии проводить... Такое бывало? Да сколько угодно... Противоречит это Духу церкви? Однозначно. Значит ли это, что в остальную "Громадную часть" Дух не сойдет... Нет, совсем не значит. Что я и пытаюсь вам объяснить...

Григорий Спичак   22.05.2017 08:23   Заявить о нарушении
Что и является ЛОЖЬЮ в вашем понимании Церкви. Прошу прощения - похоже, что ложь не сознательная.

Григорий Спичак   22.05.2017 08:25   Заявить о нарушении
Я вас понял.В заключении хочу лишь сказать, что я не в Церкви. Однажды общался на форуме в соцсетях и там была дискуссия на тему "Почему ты не в Церкви?" Один из участников ответил на это так - Я не в Церкви, потому что Церковь, заповеданная Христом, во мне!!! Я решил это процитировать лишь потому, что лучше не скажешь.Всего вам доброго.

Онимакрис   22.05.2017 14:55   Заявить о нарушении
Неправда. Христос заповедал иначе. "Где двое-трое во Имя Мое - там и я среди них...". Т.е. ВМЕСТЕ. Иначе с пути собъешься... Иначе нет тогда 2-й заповеди места в битве страстей "Возлюби ближнего своего, как самого себя"...очень непростое дело.

Григорий Спичак   22.05.2017 17:03   Заявить о нарушении
На это я могу сказать лишь одно. Все нормальные люди говорят примерно так - я с вами не согласен..... у меня иная точка зрения..... я считаю так-то и так-то... А те кто в Церкви, говорят примерно как вы - это ложь.... неправда... у вас неверное представление.... вы всё неправильно понимаете.....
Разницу видите? Если видите, то уже хорошо - значит ещё не всё потеряно.

Онимакрис   22.05.2017 17:24   Заявить о нарушении
Не... со мной всё потеряно. Вам удачи в психоанализе. Только с евангелием будьте точны.

Григорий Спичак   22.05.2017 18:50   Заявить о нарушении
Дело не в психоанализе, а именно в задаче "возлюби ближнего". Вы же сами написали, что задача трудная..... Так вот, эта задача выполняется поэтапно - сначала нужно научиться уважать ближнего - уважать его позицию, его мнение, его точку зрения... А когда вы научитесь уважать, тогда уже сможете и возлюбить!!!

Онимакрис   23.05.2017 04:37   Заявить о нарушении
Вы же опять...не можете соотнести свои слова с евангелием. Христианин должен уважать мнение ереси? или уважать трактовки уводящие от истины?

Григорий Спичак   23.05.2017 06:31   Заявить о нарушении
Так ересь, с вашей точки зрения!!! Я об этом и начинал в своём первом сообщении. Вы поставили знак равенства между Церковью и Истиной. А с какой стати? Учение Христа - Истина, но прикасаясь к этой Истине, мы сами то Истиной не становимся, но у нас появляется видение и понимание этой Истины. Ваше видение и моё..... Истина у Бога, а мы с вами водимся мнением, основанным на наших убеждениях!!! Между нами есть лишь ваше и моё мнение. Отсюда и совет - слезьте с Истины, ибо вы там никогда и не сидели, как и я.

Онимакрис   23.05.2017 07:14   Заявить о нарушении
Зачем вы передергиваете? Я привел всего лишь пример того, что с мнением можно и нужно спорить, когда мнение ересь... ваша ересь в том, что вы без церкви говорить собираетесь об истине... С Церковью - это Истина КОЛЛЕКТИВНАЯ - в положительным и отрицательным опытом, с колоссальной "библиотекой" обучения и поддержки, с методологиями разного типа и с таинствами... вы же - самонадеяный гордец. При этом пытаетесь разубедить меня в совершенно очевидных вещах. Но самое любопытное - и в совершенно неочевидных вещах тоже...)))

Григорий Спичак   23.05.2017 07:44   Заявить о нарушении
Именно на это я вам и указываю!!! Вы можете соглашаться или не соглашаться - это ваше право, но определять ересь или нет, может только Бог. Не вам судить!!! Надеюсь заповедь не забыли ещё такую? Не суди, да не судим будешь!!! Что касается одиночества, то это лишь ваше, опять же, мнение. Почему вы решили, что двое или трое, которые собираются во имя Его, обязательно должны быть православными? У меня достаточно много единомышленников. Другое дело, что мы не видим смысла посещать строения из стекла и бетона, ибо церковь у нас внутри!!! А в вашей Церкви я быть не хочу, потому что не хочу быть среди вам подобным....на всех ярлыки повесили - этот гордец, этот язычник, этот невежда...... Интересно одно - сами же говорите, что ваша церковь - это общество грешников. Откуда же Истина в обществе грешников?

Онимакрис   23.05.2017 14:20   Заявить о нарушении
В любом случае, церковь не должна заменять бога, тем более возвышать себя над ним. По сути, возвышающая себя в обществе церковь ничем не лучше "демократии". Только с одним отличием: все решения уже заранее приняты. Процедура согласования - всего лишь ритуал.

Лариса Студеникина   24.05.2017 10:52   Заявить о нарушении
А как вы себе представляете, что церковь заменила Бога?

Григорий Спичак   24.05.2017 11:43   Заявить о нарушении
"Если верите - должны креститься в купели". Крестного знамения недостаточно, надо "обязательно" строить храмы и звонить в колокола.

Лариса Студеникина   24.05.2017 19:17   Заявить о нарушении
Ничего подобного... Догматикой не являются ни храмы, ни колокола.

Григорий Спичак   24.05.2017 19:22   Заявить о нарушении
Хищник тоже не спрашивает жертву - хочет ли она стать его пищей.

Лариса Студеникина   24.05.2017 20:15   Заявить о нарушении
Вспомните, по Библии Бог есть "Огонь Поядающий".

Лариса Студеникина   24.05.2017 20:17   Заявить о нарушении
О чем это вы? Бог многолик... и имен у Него много...

Григорий Спичак   24.05.2017 20:22   Заявить о нарушении
Да правильно всё. Церковь стала Истиной, в ваших глазах. Но мы знаем, что Истинен только Бог. Вот и выходит, что Церковь заменила вам Бога.

Онимакрис   25.05.2017 10:49   Заявить о нарушении
В ваших глазах стало всё, что вы представили. Особенно особенности понимания диалога как такового))) сам придумаю - сам отвечу...

Григорий Спичак   25.05.2017 11:50   Заявить о нарушении
Если священник и вы одновременно станете перед богом - по законам физики один из вас становится жертвой. Речь о добровольности не идет, так как вы об этом не знаете. Но это Вы идете к священнику, а не он к вам. Помните, за пределами храмов священники не "пекутся" о своей пастве. Они не вступают в светские отношения и не выходят на интервью в нормальной одежде, в отличие, скажем, от врачей.

Лариса Студеникина   25.05.2017 11:59   Заявить о нарушении
Не понял вообще ваших умозрительных заключений... поясните.

Григорий Спичак   25.05.2017 12:26   Заявить о нарушении
Я ничего не придумываю. Это ваши собственные слова, что церковь - это коллективная истина.

Онимакрис   25.05.2017 13:19   Заявить о нарушении
Что есть Истина? Спросил Понтий Пилат Христа...Христос молчал. Потому что Истина - это Он. Но Он ушел, оставив Церковь на земле. Церковь, способную стяжать Дух Святой - третью ипостась Бога... Святый Дух бродит, где хощет, конечно... Но СТЯЖАТЬ через священнодействие может только Церковь. Апостольская, Соборная....

Григорий Спичак   25.05.2017 14:40   Заявить о нарушении
Святой Дух не бродит, где хочет, а дышит, где хочет.))) И однажды Он сошёл на сотника Корнилия, изрядно удивив апостолов.А сотник, если вы помните, был язычником, но он был добр и справедлив, что и послужило схождению на него Духа. Никакого "патента" на Святой Дух у церкви нет и быть не может. Дух по прежнему дышит где хочет и видит добрых и злых.

Онимакрис   25.05.2017 15:56   Заявить о нарушении
Не в первый раз уже вы даже не понимаете суть...я больше ничем не могу помочь. СТЯЖАТЬ целенаправлено может только церковь... а бродит и дышать и проявляться Дух, конечно, может где хочет... кто и когда с этим спорил?

Григорий Спичак   25.05.2017 16:04   Заявить о нарушении
А "умозрительное заключение" в том, что церковь делит людей на "хищников" и "жертв" перед богом.

Лариса Студеникина   25.05.2017 16:17   Заявить о нарушении
Где вы этой ерунды набрались?)) "Помните, за пределами храмов священники не "пекутся" о своей пастве. Они не вступают в светские отношения и не выходят на интервью в нормальной одежде, в отличие, скажем, от врачей."...всё совсем не так...

Григорий Спичак   25.05.2017 17:57   Заявить о нарушении
Ни разу не встречала попа, проповедующего в пиджаке и галстуке, а интервью даже Андрей Кураев дает в черной рясе. Врачи все-таки оставляют белый халат в рабочем кабинете.

Лариса Студеникина   25.05.2017 18:43   Заявить о нарушении
Военные тоже снимают? Спортсмены?

Григорий Спичак   25.05.2017 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.