Мастера крылатого металла

               

Жители поселка Кульяновка - Гайнцевы приехали в поселок из-под Уфы.

Это просто замечательно, что племянница Василия Ильича Гайнцева, Людмила Александровна, будучи ребенком, по вечерам, перед сном, просила свою бабу Катю рассказывать не сказки, а о жизни своих прародителей. Бабушка на минуту задумывалась, о чем поведать сегодня внукам, и начинала говорить. Речь ее была красочной, изобиловала   образными выражениями, прибаутками и поговорками. Внуки слушали ее, затаив дыхание.

      Илья Гайнцев, муж бабы Кати, родился в деревне Кутькино, что в ста километрах от Уфы. Это Южный Урал, Башкирия. Высокий, статный, он не боялся работы, любое дело было ему по плечу. С таким мужем не страшно шагать по жизни. И потому подросшие деревенские девчонки поглядывали на него с тайной надеждой.
               
         А парень выбирал жену основательно. Нашел ее в соседнем селении Бурново, в семье старосты Ярыжнова. Катеньке к тому времени только восемнадцать исполнилось. Привез он свою жену в родную деревню, в дом отца. Девушке Кутькино не понравилось: на улице ни деревца, ни кустика, да и молодухи смотрели на нее с укором – дружбу не предлагали.
Еще налюбиться, налюбоваться они друг другом не успели, как началась война - Первая мировая. Объявленная в июне 14-ого года всеобщая мобилизация, поставила под ружье и Илью. Катерина осталась в доме людей, к которым привыкнуть то толком не успела. Первенца любила за двоих, но слабый малыш не дождался отца. Илья вернулся живой, здоровый, такой красивый и родной, что сердце Кати замерло. Прижалась она к нему и потерялась в объятиях. А Илья, обняв ее, тихонечко шепнул на ухо: «Пол земли прошел, а лучше моей Катеньки не встретил». Эти слова мужа согревали Катерину всю жизнь, придавали силы в трудные ее минуты, которые не раз сливались в часы, а то и годы.
Потом была революция и Гражданская война. Илья успел повоевать и за «красных» и за «белых» - смутным было то время. Говорили красиво те и другие, и тем, и другим хотелось верить. Но на деле обе власти гребли под чистую все: людей, провизию, скот. Катерине не раз приходилось по просьбе свекра, Степана Фроловича, уводить лошадей в лес, ночевать там с ними одной.
Молитвы матери и жены берегли Илью.  И из этой переделки он вернулся к любимой Катеньке живой и здоровый.   Истосковавшийся  по мирной, созидательной работе, взялся  Илья за строительство собственного дома, используя при этом все то лучшее, что видел, шагая дорогами войны.  Хозяйство свое старался вести грамотно, применяя все современные новшества - необходимую литературу для этого выписывал из города.
Лето 26-ого  года было    жарким и знойным. Причина вспыхнувшего в Кутькино пожара неизвестна. Но ущерб он принес огромный. Пол деревни сгорело, и дом Ильи в том числе. Делать нечего, заложил   хозяин фундамент для  нового. Детище его рук – большой пятистенок радостно заблестел окнами с витиеватыми резными наличниками во все четыре стороны.
Справились с одной бедой, пришла другая. Начались коллективизация да раскулачивание. Шагали они в ногу, не разбирая дороги. Построенный с любовью для большой семьи, дом послужил основным аргументом для раскулачивания Гайнцевых. Хозяина выслали в Челябинскую область. Илья при расставании утешал жену: «Жить везде можно. Обстроюсь, заберу вас, ты только, Катюша, не теряй веру».  В семье к тому времени было уже шестеро детей, ждали седьмого. Семью, оставшуюся без хозяина, из дома выселили. Он, как самый большой и нарядный, был выбран новой властью под школу. Катерина с детьми, в ожидании весточки от мужа, поселилась в собственной бане.
Долгожданные новости пришли с дороги к месту ссылки.  И были они очень страшными. Любимого мужа, отца маленьких детей, ее Илюшеньку, убили. За что? Почему? Вероятно за гордый нрав, возможно за не смирение власти. Его, как бандита, как вора вели под ружьем – с этим трудно смириться. Конвоиры, упиваясь властью, не упускали случая унизить людей и в своем рвении перестарались.
У Катерины потемнело в глазах, подкосились ноги. Она упала без сознания, где услышала о свалившимся на нее горе. В довершении к этому, так и не родившейся ребенок пролился на землю кровью.
В колхоз ее, как враждебного элемента, не брали. Было трудно, очень трудно, прокормить шестерых ребятишек. Когда от ветряной оспы умерли двое ее младшеньких, мать сказала: «Бог прибрал». Похоронила их молча, но себе дала зарок: «Больше ни одного ребенка не потеряю. Я выкормлю их, выращу». И делала для этого все. Ей разрешили (подумать только) засадить собственный огород. Екатерина Владимировна использовала для этого каждый его клочок. Выручал лес, река. Но все же были дни, когда «на воду бросить было нечего».
Дети подрастали. Мать сдержала данное слово, три сына и дочка Тонечка, всю жизнь были для нее и радостью и гордостью.
Василий, наш герой, окончивший с отличием четыре класса деревенской школы, самостоятельно ушел в город Баймак. Там же после семилетки поступил в техникум. Уходил в одном поношенном, купленном по случаю  с чужого плеча, пиджаке. Мать кроме как молитвой ничем помочь ему не могла. Видя с какой нуждой она боролась, мальчишка мечтал работать с золотом. Ему казалось, что только так он сможет облегчить жизнь своей мамы. И старший из ее сыновей стал специалистом по цветным металлам. В год окончания им техникума, уже шла война. Совсем еще мальчишке, но уже Василию Ильичу выдали бронь от участия в военных действиях и отправили на строящийся в Сталинске алюминиевый завод.
Вряд ли здесь было легче, чем на фронте, но стране был нужен крылатый металл, а заводу грамотные специалисты.
А в Сталинске решили, что выгоднее использовать не руки, а знания молодого специалиста. И первые годы, пока шло строительство, Василий Ильич работал мастером в ремесленном училище №23, готовил электролизников для будущего завода.      
И только в конце учебного 1947 года переводом пришел В.И.Гайнцев  на алюминиевый. После запуска электролизного корпуса, Василий Ильич стал в нем мастером цеха №1, позднее там же технологом. Значит, в выборе своей профессии он не ошибся. Он знал дело, умел ладить с людьми – и администрация завода доверяла ему сложнейшую работу по выпуску алюминия. Василий Ильич не был простым исполнителем чужой воли, благодаря его многочисленным соцпредложениям не раз шло усовершенствования производства крылатого металла.
Люди, знавшие Василия Ильича, говорили о нем не только как о знающем свое дело специалисте, но и как об очень уважительном человеке, умеющим и выслушать, и толково, сдержанно объяснить сложившуюся в процессе работы ситуацию. Бывшие ученики Василия Ильича благодарны ему и за науку и терпимость к ним. Даже задумавшись, они не могли вспомнить своего учителя и наставника злым или невыдержанным.
Возможно, поэтому два года он работал заместителем председателя завкома СТАЗ. А это, значит, быть ежеминутно на посту служения людям, это умение почувствовать чужую боль, понять ее, помочь выправить создавшееся положение, и быть в курсе всего: следить за  безопасностью работы, за предоставлением вкусного и калорийного питания, за организацией выходного и отпускного времени и главное - немаловажно уметь померить конфликтные стороны.
А в то время, когда запускался Красноярский алюминиевый, Василий Ильич в должности технолога цеха целый год там делился своим опытом.
Женившись и получив в рассрочку для проживания дом в поселке Кульяновка, Василий Ильич переманил к себе  свою маму, Катерину Владимировну, и двух младших братьев. Сыновья этой женщины устроились один на Кузнецкую ТЭЦ, другой на завод Кузнецких ферросплавов и своим трудом множили славу своего рода. Хоть и были они к тому времени уже взрослыми и самостоятельными людьми, но всю жизнь рассказывали маме о своих делах  и не раз просили у нее житейского совета. Екатерина Владимировна, уверенная, что ее Илюшенька наблюдает за ней с неба, говорила покойному мужу: «Твои сыны нашли свое место на земле. Их уважают люди. Ты, мой дорогой, вправе ими гордиться».
 Как подтверждение этому в  1961-ом году Василию Ильичу Гайнцеву заслуженно присвоили звание «Почетного металлурга».

         А в  1964-ом  пришел на завод подросший сын Василия Ильича, Александр Васильевич, который не посрамил славу уже ставшей знаменитой фамилии. И с тех пор на алюминиевом появилась династия семьи Гайнцевых.
          Шестнадцатилетним мальчишкой Александр Васильевич начал свою трудовую деятельность с ученика электрика, потом служил в армии.  В декабре 69-ого вернулся домой, а в январе на завод. Параллельно с работой окончил.      
металлургический техникум. И вот уже несколько лет является мастером анодного хозяйства.
         В 1988 году он - сын Василия Ильича, Александр Васильевич, пополнил ряды Почетных металлургов. В народе говорят, что сын должен не только продолжить дело своего отца, но и научиться выполнять его с гораздо лучшим результатом. Александр Васильевич, став  Лауреатом заводской премии, выполнил и этот отцовский наказ. Последние пять созывов является он председателем профсоюзного бюро корпуса №2. Об этой его деятельности очень тепло отзывается Василий Иванович Павлов. «Грамотный специалист и ответственный работник» – так говорят об Александре Васильевиче все, кто трудится рядом с ним. Значит не только, как мастер состоялся Василий Ильич, но и как замечательный отец, воспитавший достойную смену себе.
Сегодня среди работников НКАЗа обе снохи Василия Ильича Гайнцева: Лидия Юрьевна и Валентина Петровна. О последней недавно уже написала газета «Эхо Кузбасса». Стаж работы на заводе этих четырех людей составляет более ста пятидесяти лет. И уже не только дети, но и внуки Василия Ильича причастны к созданию крылатого металла. И так из поколения в поколение: люди множат славу завода, а завод – создает отличных людей.

                Продолжение http://www.proza.ru/2012/04/20/630


Рецензии
ЗАВОДЫ, ФАБРИКИ, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ - ВСЁ ЭТО НАВЕРНО НУЖНОЕ ДЕЛО, НО ЕСТЬ И ОБРАТНАЯ СТОРОНА - КОГДА ПРИ ЭТОМ НЕ ЗАБОТЯТСЯ О ПРИРОДЕ, ТО НАНОСЯТ ЕЙ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД. МОЙ ОТЕЦ, ЦАРСТВО ЕМУ НЕБЕСНОЕ (ПОЛГОДА НЕ ДОЖИЛ ДО СВОЕГО ДЕВЯНОСТОЛЕТИЯ), РОДОМ ИЗ ТЕХ МЕСТ. ВСПОМИНАЯ ДЕТСТВО, ОН РАССКАЗЫВАЛ, ЧТО РЫБЫ В РЕКЕ БЫЛО - ХОТЬ РУКАМИ ЛОВИ! ГРИБОВ, ЯГОД, ВСЯЧЕСКОЙ ЖИВНОСТИ В ЛЕСУ - В ИЗОБИЛИИ! В ИХ СЕМЬЕ БЫЛО ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ДЕТЕЙ, КАК И ВО МНОГИХ ДРУГИХ СЕМЬЯХ!

ПОСЛЕ ВОЙНЫ ТАМ ПОСТРОИЛИ АЛЮМИНИЕВЫЙ КОМБИНАТ (СУДЯ ПО ВСЕМУ, ТОТ О КОТОРОМ ВЫ ПИШИТЕ). ИЗ РОДНОГО КРАЯ ОТЕЦ В ШЕСТНАДЦАТЬ ЛЕТ УШЁЛ НА ФРОНТ И ПОЗЖЕ В ТЕ КРАЯ ПРИЕЗЖАЛ ТОЛЬКО В ГОСТИ. ПРИМЕРНО В ОДНО ВРЕМЯ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ КОМБИНАТА, РЯДОМ С ИХ СЕЛЕНИЕМ ОТКРЫЛИ НОВОЕ КЛАДБИЩЕ. ОТЕЦ РАССКАЗЫВАЛ - ИДЁШЬ ПО СТАРОМУ КЛАДБИЩУ, РЕДКО МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ПОХОРОНЕННЫХ МЛАДШЕ ВОСЬМИДЕСЯТИ ЛЕТ. НА НОВОМ - СТАРШЕ ШЕСТИДЕСЯТИ НИКОГО НЕТ!

РЫБА В РЕКЕ ИСЧЕЗЛА, КАК И ДИКОРОСЫ В ЛЕСУ. ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ - ОДИН, ДВА, А ТО И ВОВСЕ НЕТ. И ТАКАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ КАРТИНА НАБЛЮДАЕТСЯ ВО МНОГИХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ РАЙОНАХ. Я УЖ НЕ ГОВОРЮ ОБ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ, В ГОРОДАХ, ВЫРОСШИХ БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПРОЖИВАТЬ... ПРИРОДА НАМ ДЕЛАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ В ВИДЕ ВСЯЧЕСКИХ КАТАКЛИЗМОВ, КОТОРЫЙ ИДУТ ПО НАРАСТАЮЩЕЙ, ТАК КАК МЫ К НИМ НЕ ПРИСЛУШИВАЕМСЯ. ТАК И ХОЧЕТСЯ КРИКНУТ: "БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - МАТЬ ВАШУ!" )))

Андрей Михайлович Троицкий   15.03.2020 12:13     Заявить о нарушении
НЕ ПОМНЮ В КАКОМ УЖ ПРОИЗВЕДЕНИИ, В ПОЗАПРОШЛОМ ВЕКЕ, НА ВОПРОС ПРИЕХАВШЕМУ ИЗ РОССИИ ЭМИГРАНТУ (КАК ТАМ НА РОДИНЕ?), БЫЛ ПОЛУЧЕН ОТВЕТ: "ВОРУЮТ..." КАК В АНЕКДОТЕ: ГРУЗИН - ЭТО ПРОФЕССИЯ; ЕВРЕЙ - ЭТО ПРИЗВАНИЕ; ЧУКЧА - ЭТО ДИАГНОЗ; А РУССКИЙ - ЭТО СУДЬБА! )))

Андрей Михайлович Троицкий   15.03.2020 15:23   Заявить о нарушении
Простите, что не оправдала Ваших надежд. Но надеясь, это не помешает мне дочитать Вашу повесть и как итог следовать Вашим советам.

Наталья Еремеева   15.03.2020 15:42   Заявить о нарушении
НИПАНЯЛ - КАКИХ НАДЕЖД?

Андрей Михайлович Троицкий   15.03.2020 17:44   Заявить о нарушении
И ПУСТЬ НИЧТО И НИКТО НЕ ПОМЕШАЕТ ВАМ ДОЧИТАТЬ МОИ ЗАПИСКИ И СЛЕДОВАТЬ ДОБРЫМ СОВЕТАМ! )))

Андрей Михайлович Троицкий   15.03.2020 17:49   Заявить о нарушении