Здоровье вашего ребенка, или детская психосоматика

У детей первых лет жизни нередко встречаются такие проблемы со здоровьем, как частые респираторные инфекции, диатезы и аллергические заболевания, астматический бронхит и гастродуоденит, дисбактериоз и запоры, колит и синдром раздраженного кишечника… В результате порой складывается ситуация, когда ребенок «не вылезает» из болезней. У педиатров есть даже термин «ЧДБ» - часто и длительно болеющие дети (обычно, когда из одной простуды ребенок перекочевывает в следующую, и этой веренице хворей не видно конца). Несмотря на самоотверженные усилия родителей, долгие хождения с ребенком по врачам (и обход разных специалистов, превращающийся в хождение «по кругу»), кучу утомительных для ребенка обследований и пригоршни лекарств, «впихивание» которых в сопротивляющееся чадо становится испытанием для родительского терпения, проблемы не отступают и тянутся порой годами.
Причина – в том, что подобные детские болезни относятся к психосоматическим. Иными словами, они имеют двойственную природу, и телесно-физиологическую, и душевную. Ведь термин «психосоматика» подразумевает неразрывное двуединство телесных и психических процессов,  их параллелизм. И это означает, что психосоматические заболевания имеют две составные части, два источника: телесный и психологический. Медицинская же помощь, даже  самая квалифицированная и добросовестная, направлена на борьбу лишь с одной причиной недуга - телесной. В результате, когда, казалось бы, стараниями врачей и родителей болезнь побеждена, эта победа, увы, оказывается лишь временной. Ведь хотя  телесные симптомы успешно устранены, психологические корни недуга остаются и могут служить причиной его возвращения.
Для того, чтобы полноценно восстановить здоровье ребенка, нужно устранять обе причины болезни! И если на борьбу с телесными причинами направлены усилия врачей, то в устранении  психологических причин необходима соответственно помощь психологов. Очень важно, чтобы родители (в первую очередь мама) с помощью специалистов научились выполнять свое чадом специальные психокоррекционные упражнения. Причем не только на приеме у специалиста, но и в качестве «домашнего задания», для самостоятельного повторения вместе с ребенком – для того, чтобы надежнее оградить его от недуга, опираясь на механизмы психологической защиты. Сюда входят различные игровые, как и положено для маленьких пациентов, упражнения для снятия стрессового напряжения мышц, успокаивающее брюшное дыхание, «игра» с телесными ощущениями, необходимая для разрядки эмоций. И конечно, систематическая работа с детско-материнским эмоциональным резонансом, которую Б.З.Драпкин называл «терапией материнской любовью».
Это – своего рода программа-минимум, то, что родителям обязательно необходимо сделать для психологического оздоровления ребенка. Но порой перед ними встает еще и дополнительная «обратная» задача: что нужно, напротив, перестать делать, чтобы ребенок, в свою очередь, прекратил болеть. Ибо то, что делают некоторые родители (как правило, не задумывающиеся об этом), буквально заставляет их детей страдать, в том числе и в смысле страданий телесных – страдать хроническими заболеваниями. Да, именно так, я не оговорился: нередко дети болеют по вине родителей.., хотя родители  в этом не виноваты.
Так виноваты – или не виноваты?  В ответе на этот вопрос скрыта важнейшая проблема детской психосоматики и детско-родительских отношений в целом. Проблема внутренней двойственности, противоречий между разумом и чувствами, между сознанием и подсознанием. Эти противоречия и находят мнимое решение в болезни.
Помните замечательную кинематографическую фразу (из кинофильма «Берегись автомобиля»): «Деточкин конечно виноват… но он не виноват?» Так получается, когда намерения человека изначально позитивны, но вот только результат его действий, увы, оказывается плачевным. Вот так бывает и с родителями: они виноваты по факту, поскольку их поведение становится причиной болезни детей – но они и не виноваты, ибо этой причинной связи не осознают, и действуют, как им кажется, из лучших побуждений, заботясь о благе своих отпрысков. (Как в том же фильме: «Деточкин очень любил детей... Он не мог поступить иначе.»)
Как именно это происходит? Существует ряд эмоциональных «ловушек», или аномалий психологического климата в семье, которые заставляют ребенка болеть.

1. Болезнь-индульгенция
2. Болезнь-щит
3. Болезнь как двойная выгода
4. Болезнь-зеркало

В подобном случае способом психологической профилактики детских болезней становится соблюдение взрослыми правил эмоциональной гигиены. И помощь ребенку с диагнозом психосоматического расстройства начинается с помощи взрослым, в первую очередь маме, в преодолении их собственных эмоциональных трудностей.


Рецензии