феномен социомедийного текста -д

Задумывались ли вы о том, что тексты в интернете, особенно в социальных медиа (сетях, блогах) имеют свои специфические стилевые, языковые особенности? Можно говорить о том, что сегодня формируется особый феномен социомедийного текста (СМТ), предназначенного для  социомедийного читателя (СМЧ).
Что для подобных текстов характерно?

Технологические характеристики СМТ
* интерактивность. Текст ориентирован на дискуссию с читателями, которая становится неотъемлемым дополнением к исходному тексту и повышает его ценность (в т.ч. для самого автора)
* полемичность, или «черно-белое видение». Текст должен активизировать интерактивную деятельность читателей, заставлять их спорить друг с другом, поляризовать аудиторию для выявления «борьбы мнений» (буквально «сталкивать» противоположные мнения и их носителей друг с другом)
* гипертекстовость. Наличие активных ссылок, по которым читатель перемещается от одного текста к другому,  можно рассматривать как модель человеческого мышления в целом (ярко заметны тематические переходы в мышлении ребенка, особенно гиперактивного, или в условиях патологии – «скачка идей»)
* трендоориентированность, или сиюминутная актуальность – ориентация на текущие «топовые» темы, чтобы текст был более замечен, своего рода райтерское SEO

«Детские» характеристики СМТ.
Для текстов в блогах и соцсетях характерна регрессионность, или «возврат в детство» - поскольку в процессе интернет-серфинга социомедийный читатель погружается в отчасти «детское» состояние, при этом сочетая черты гиперактивного (СДВГ) и аутичного (отгораживание от реального социума, "особенное" мышление) ребенка. Какие же это «детские» черты?
* псевдонимность - псевдоанонимность Автор текста скрывается за псевдонимом, но часто скрывается "понарошку", как ребенок, играющий в прятки - прячется, чтобы его нашли
* новояз - специфический сленг интернет-текстов соответствует "детской" речи: когда ребенок осваивает язык, он стремится придумывать новые слова
* эмоциональность (для ребенка главное не логика, а чувства). Эмоциональный заряд заменяет рациональные аргументы, и читатели порой готовы принять на веру самые нелепые мнения, заблуждения и слухи, которые текст в себе несет
* клиповое мышление (по Ашкерову) – восприятие информации небольшими порциями, которые можно «схватить» и «переварить» одномоментно. В этом СМЧ ведет себя так же, как гиперактивный, непоседливый и нетерпеливый ребенок. Для него важно, чтобы можно было охватить текст целиком, "одним взором" - для этого текст должен быть достаточно коротким, занимать один, максимум два экрана. Можно сказать, что идеальный социомедийный текст создается по принципу, описанному Бабелем: «говорит мало, но СМаЧно». (Или, вспоминая классику – «словам просторно, мыслям тесно»)
* экзистенциализация – события описываются автором не отстраненно, а через призму своего существования, как факт собственной жизни. Аналогом является детская эгоцентричность («все, что происходит  - это для меня или с миом участием»)

Интегральные, обобщающие характеристики СМТ
* Главным достоинством социомедийного текста становится его "вирусность", способность к радиальному распространению в  социомедийной среде, где читатель способен становиться не просто пассивным приемником информации, но и ее активным ретранслятором


Рецензии