О комплексной программе по рос. немцам

Гуго Вормсбехер
О комплексной программе
решения проблемы российских немцев
(Предложения)

1. Российские немцы:  сегодняшнее положение

Под российскими немцами подразумевается народ, сложившийся на территории России, затем СССР, в течение более чем двух веков из переселенцев из различных стран Европы (преимущественно Германии) путем их интеграции в среду российских народов и одновременно интеграции в их среду представителей других российских народов (как правило, русского народа).
Ориентировочная численность российских немцев на территории бывшего СССР около 7 млн. чел. Из них «чистых немцев» около 4 млн., детей от смешанных браков в первом поколении - около 2 млн., супругов другой  национальности - около 1 млн.
Основная часть российских немцев проживает сегодня в России,  в регионе Западной Сибири; остальные в основном в Северном Казахстане. Небольшая часть переселилась в последние годы на Волгу (около 40 тыс.), на Украину (около 40 тыс.), в Калининградскую область (около 15 тыс.).
Практически из всех стран СНГ, особенно из Средней Азии и Казахстана, российские немцы, наряду с русскими и представителями других «нетитульных наций», вынуждены сегодня бежать. Многие хотели бы переехать в Россию, ибо только в России российские немцы видят возможность будущего для себя как народа, но Россия не в состоянии их принять.
Незначительная часть российских немцев (около 100 тыс.) проживает компактно, в сохранившихся немецких селах в разных областях Сибири и Казахстана. На базе ряда таких сел созданы немецкие национальные районы в Алтайском крае и в Омской области (в каждом около 15 тыс. немцев). Подавляющая же часть российских немцев проживает рассеянно, в сельской и городской местностях примерно поровну.
За последние 5-7 лет резко усилилась эмиграция российских немцев; сегодня в Германию  ежегодно выезжает 200 тыс. чел.  Основные причины выезда: нерешение вопроса российских немцев, невосстановление их государственности, невыполнение принимаемых законов и указов, дальнейшая ассимиляция, отсутствие надежд на национальное будущее, а  также резкое ухудшение материального положения, политическая нестабильность, межнациональные конфликты в странах СНГ, местный национализм, правовая незащищенность, растущая преступность.
В этих условиях значительная часть российских немцев ориентируется на выезд.  Однако многие из них не поехали бы в Германию, если бы в России были созданы для них  условия, обеспечивающие их реабилитацию и предотвращающие дальнейшую ассимиляцию.  Даже многие из выехавших в Германию готовы были бы вернуться в Россию, если будет восстановлена их государственность.
Ущерб от выезда российских немцев составляет около 5 млрд. долларов в год.

II. Цели и задачи Комплексной программы

Главная задача Комплексной программы - разработать систему необходимых и достаточных мер для создания в России условий, обеспечивающих сохранение  российских немцев как народа. Эти меры должны представлять собой два одновременных  взаимопроникающих процесса:
- создание национально-территориальной государственности (автономии) в виде системы национально-территориальных образований различного статуса (национальные сельсоветы, районы, округа, автономная область, республика) в ряде регионов России; её основная задача - обеспечить совместное проживание достаточной (критической) массы  российских немцев, необходимой для возрождения национальной жизни, развития национальной  культуры, языка, создания социально-экономической инфраструктуры как источника самофинансирования;

- создание национально-культурной автономии в виде системы общественно-культурных образований (общества, землячества, другие объединения местного, регионального, межрегионального и всероссийского статуса), а также учреждений культуры, образования, средств массовой информации; главная задача национально-культурной автономии - обеспечить поддержание национальной культуры и языка, удовлетворение  национальных запросов в этой сфере для тех российских немцев, которые определенное время или всегда будут проживать за пределами национально-территориальных  образований, т.е.  предотвратить их дальнейшую ассимиляцию и тем самым  потерю их как части народа в результате  их ассимиляции или вынужденной эмиграции.
Вместе с тем Комплексная программа должна будет не только четко определить, где, что, в какие сроки должно быть сделано для полного решения проблемы российских немцев; она должна одновременно стать ясным и убедительным аргументом для руководства России, для ее регионов, что проблема российских немцев должна быть решена, может быть решена, и что ее решение - стратегически и экономически чрезвычайно выгодно для России и для ее регионов.
Комплексная программа должна также обеспечить максимальную эффективность использования средств, выделяемых на решение проблемы российских немцев, путем перехода от разрозненных проектов к системной, скоординированной, политически и экономически взаимосвязанной работе, где каждый технологический шаг ведет к  конкретной конечной  цели.

III. Основные разделы Комплексной программы

1. Отправным пунктом Программы должно, очевидно, стать выражение политической воли руководства России к решению проблемы российских немцев. Эта воля может быть выражена в виде указа Президента или постановления Правительства с заданием соответствующим министерствам и ведомствам  на разработку комплексной программы решения проблемы российских немцев сроком, очевидно, на 10 лет,  и затем  утверждение ее в качестве  государственной.
2. Основной раздел - подпрограмма создания национально-территориальной автономии. Он должен включать  в себя подразделы;
а)  программа неотложных мер по сохранению и развитию существующих немецких сел (в них еще сохранились национальная жизнь, культура, язык, обычаи, традиции; гораздо рентабельней поддержать и развить их, чем начинать с нуля в другом месте);
б) программа развития существующих национальных районов (Алтайский край, Омская обл.);
в) программа создания новых национальных районов (в Поволжье);
г) программа развития отдельных национальных районов в национальные округа, область, автономную республику;
д) программа создания экспериментальных поселков (слобод) в городах с достаточным немецким населением (напр., г. Новосибирск);
е) программа приема немцев-беженцев из стран СНГ в России в существующих и намечаемых местах компактного проживания.
При разработке данного раздела потребуется большая работа по согласованию программы создания  национально-территориальных образований с  субъектами федерации, административно-территориальными образованиями.

        3. Программа создания  национально-культурной автономии (отдельный вопрос).

      1996


Рецензии