Культурная автономия нам нужна

Гуго Вормсбехер
Культурная автономия нам нужна
(Интервью председателя Международного Союза российских немцев газете “Нойес лебен”)
    

Корр.: Гуго Густавович, вышел Закон о национально-культурной автономии. Как Вы считаете, что он дает сегодня и в будущем нашим отечественным немцам?

            Долгое время в России вообще не было никаких законов, касающихся национальной политики, и не было соответственно ее самой. То, что появился такой закон — это уже отрадно. До принятия его была об¬суждена и принята концепция национальной политики Российской Фе¬дерацией. Потом был принят и сам Закон. Он, естественно, не может быть решением главного для российских немцев вопроса, т.к. не дает восстановления их государ-ственности. А без этого мы будуще¬го для себя как народа не видим.
            Но национально-культурная ав¬тономия нам нужна. На нынешнем этапе она позволит комплексно, на более высоком уровне, чем до сих пор, решать вопросы национально¬го образования, культуры российских немцев. А если будет воссоздана государственность, такой вид автономии останется нужным тем людям, которые живут за пределами национально-территориальных образований и вне мест компактного расселения российских немцев.
            У Закона есть ряд недостатков. Во-первых, им предусматривается только общественный статус национально-культурной автономии. Это крайне мало, особенно для нас, российских немцев, если исходить из того, что у нас раньше была государственность, что мы в течение стольких лет не имели ни национальных школ, ни возможности возродить свою культуру.
            Вторым серьезным недостатком Закона является то, что по нему возможно создание нескольких автономий одного народа на федеральном уровне, чего в проекте Закона не было. Это рождает не только для российских немцев, но и для других народов, которые будут создавать свои национально-культурные автономии, опасность раздоров, чью автономию считать лучше организованной. И все будут бить на то, что именно их автономия — это подлинно федеральная автономия.
            И третий недостаток Закона. Помощь государства, поддержка государством НКА оговорена как возможная, но не обязательная. Значит, если российские немцы создадут свою национально-культурную автономию, они будут по-прежнему обречены на ожидание, получат что-нибудь от государства или нет. Если сегодня конкретные российско-немецкие программы финансируются только на 20 процентов от обещанного, то что тогда говорить об общественной организации, которую будет представлять собой национально-культурная автономия?
            Тем не менее, Закон, на мой взгляд, дает нам возможность продвинуться немножко вперед на пути решения наших проблем. Во-первых, мы создадим общий пред¬ставительный орган российских немцев. Во-вторых, выстроим инфраструктуру национально-культурной автономии сверху донизу. Как на федеральном уровне будет представительный орган, так и на региональных уровнях — на областных, районных и до сел, где проживают немцы, можно создать эту инфраструктуру из общественных, местных, первичных организаций.
            В эту национально-культурную автономию будут входить, видимо, школы, центры немецкой культуры — там есть штатные работники, и эта автономия может в определенной степени выполнять роль государства для российских немцев в сфере культуры и образования.
            Мы должны создать ее. И это позволит нам серьезнее, успешнее заниматься и решением основного нашего вопроса — восстановлением государственности российских немцев.
            Я думаю также, что общественный статус национально-культурной автономии для нашего народа может быть доработан. Во-первых, рационально было бы объединить НКА — эту новую общественную организацию, с уже существующими нашими национально-территориальными образованиями — с национальными районами, а также с немецкими селами, которых у нас около 200, и в каждом из них от 25 до 80 процентов населения — российские немцы. Получилась бы достаточно большая структура, имеющая национально-территориальные включения. И мы могли бы тогда поставить вопрос о придании нашей национально-культурной автономии общественно-государственного статуса — это было бы уже что-то большее, чем национально-культурная автономия в предписанном Законом виде.
    
Корр.: То есть государственный статус — как следующий, второй шаг?
            
Да, как второй шаг. И еще. Исходя из того, что в скором времени республику не восстановить, а российские немцы должны полноправно участвовать в государственной жизни России, полагаю, можно поставить и вопрос о том, чтобы такого типа национально-культурная автономия с общественно-государственным статусом была бы признана субъектом Федерации. И тогда мы получаем довольно много прав, фактически те права, которые будут когда-нибудь у нашей автономной республики.
            
Корр.: Вы считаете, что нужно отстаивать идею именно одной национально-культурной автономии для российского немецкого народа?
            
Да, потому что если сейчас общество «Возрождение» будет свою автономию создавать, наш Союз — свою, Землячество немцев Поволжья — свою, может быть, объединение немцев Сибири тоже замахнется на собственную организацию, мы останемся при том, что у нас есть сегодня. Каждая организация станет заниматься на своем уровне решением тех национальных вопросов, которые возможно там решить, но у нас не будет общей политики, общей координации всех наших усилий, и ни одно государство, будь то Россия или Германия, не в состоянии будет оказывать помощь всем этим автономиям (подобное мы видим и сейчас, когда выделяемые средства распыляются по разным местам). Да, мы должны создать именно одну, единственную национально-культурную автономию для российских немцев на федеральном уровне, которая будет выражать и представлять их интересы. И в этом направлении наш Союз работает сейчас вместе с обществом «Возрождение»
    
Корр.: Вот Вы сказали об объединенных усилиях немецких общественных организаций. Видимо, идея и реальная перспектива национально-культурной автономии российских немцев и натолкнули национальные структуры на это, создали какие-то благоприятные условия для объединения их усилий? Очевидно, это давно назрело?
          
Совершенно верно, национально-культурная автономия позволяет нам скоординировать, объединить конструктивные силы российских немцев независимо от того, где живут люди, представляющие их, и в каком обществе они состоят. Если мы все хотим хорошего будущего для наших немцев, хотим, чтобы они сохранились как народ, если мы стремимся возродить наш язык, нашу культуру, то лучше всего это делать совместными усилиями. И только так этого и возможно достичь.
           Несмотря на то, что помощь государства национально-культурной автономии в Законе предусматривается как необязательная, видимо, вряд ли государство может остаться совсем уж в стороне от финансирования такой организации российских немцев. Поэтому, создав объединенную автономию, мы можем рассчитывать на определенную поддержку со стороны Российской Федерации. И это позволит нам гораздо успешнее работать, чем сегодня.
    
Корр.: Гуго Густавович, какие возможности Закон о НКА открывает для программ, проектов Международного Союза российских немцев? Что-то конкретно видится уже сейчас?
          
 Политика нашего Союза была всегда направлена на объединение конструктивных сил российских немцев. Мы содействовали тому, чтобы была создана их Общественная Академия наук. Мы постарались создать Ассоциацию художников - российских немцев. Этот процесс продолжается. И я очень удовлетворен тем, что Общество «Возрождение» стоит сейчас на этом же пути. Те программы, которые проводим в жизнь мы, и те, которые реализует Международный Союз немецкой культуры — это как бы некоторое опережение деятельности национально-культурной автономии.
    
Корр.: Как бы предвидя ее идею, ее возможности...
            
Да. И тут я хотел бы затронуть один попутный вопрос. У представителей немецких общественных организаций возникают опасения, не получится ли так, что мы сейчас, объединившись, создадим общую национально-культурную автономию, и это повлечет за собой как бы ненужность общественных объединений, уже хорошо зарекомендовавших себя, а эта новая организация не встанет на ноги, не получит поддержки Правительства, не будет признана нашим народом... И тогда у нас не будет ни сегодняшних общественных организаций, ни национально-культурной автономии как новой общей организации.
            Я думаю, что эти опасения нужно учитывать и действовать в духе, который исключает такой негативный результат. А достигается это очень просто. Мы же не будем распускать наши общественные организации, которые уже столько сделали для российского немецкого народа и дальше способны будут делать: и Общество «Возрождение», и наш Союз, и Международный союз немецкой культуры, и Землячество немцев Поволжья, и Межрегиональный фонд «Бильдунг», и Фонд трудармейцев. Всё это структуры, которые реально существуют, заняты конкретной работой и еще многое могут сделать — даже при наличии национально-культурной автономии.
            Поэтому задачу всех наших общественных организаций сейчас я вижу не в том, чтобы самораспускаться в надежде на национально-культурную автономию как на что-то большее, чем было у российского немецкого народа до нынешнего времени, а в действиях конструктивных: в том, чтобы создать эту автономию, поставить её на ноги, максимально обеспечить ее жизнедеятельность и жизнеспособность. А потом уже можно будет проанализировать, продумать, стоит ли иметь много общественных организаций или уменьшить их число. Это сама жизнь покажет. Но я думаю, что наличие многих общественных организаций — это не минус для нашего общего дела, потому что в разных регионах, в разных сферах жизнедеятельности российских немцев не только могут и дальше существовать те, которые уже есть, но и создаваться новые. Это будет вовлекать всё новые и новые силы в решение наших проблем на всё новых территориях. Так что я не за то, чтобы самораспускаться, не за то, чтобы просто подменять наши сегодняшние общественные организации новой - национально-культурной автономией. Думаю, жизнь может потребовать от нас еще многих усилий на пути к достижению нашей главной цели - государственности российских немцев. И часть их, возможно, будет затрачена на создание еще не одной национальной общественной организации — и региональной, и федеральной.
      
Корр.: А ныне существующие организации, кроме того, что они не будут распущены, ведь могут и успешно вписаться в национально-культурную автономию, занять в ней свое достойное место?
            
Естественно. Сейчас у меня регулярно проходят встречи с руководителями других немецких общественных организаций. Вместе мы внимательно посмотрели как бы со стороны на всё, что у нас делается, что достигнуто. И получается, что в общем-то мы не конкурируем друг с другом в практической деятельности — мы дополняем друг друга. И те структуры, которые созданы и действуют сейчас, даже как бы уже являются элементами будущей нашей национально-культурной автономии. Вот пример. У нашего Союза нет таких подразделений, как фонд «Бильдунг», Фонд трудармейцев, — и они могут войти в автономию как обеспечивающие вполне определенные направления в ее будущей работе. Общественная Академия наук российских немцев, в немалой мере детище нашего Союза, тоже у нас только одна, ее, видимо, в нашем общем национальном деле никто не сможет подменить, значит, и она займет свое место в национально-культурной автономии.
            В то же время есть определенный опыт научной консолидации ученых-историков, многие из созданной ими ассоциации входят одновременно в Академию. Есть научная группа, которая в обществе «Возрождение» работала над проектом комплексной программы решения проблем российских немцев. Всё это — свидетельства взаимодополнения, но никак не взаимоисключения деятельности наших общественных организаций. Поэтому я не предвижу никакой возможной борьбы между ними, не усматриваю никаких оснований для опасений, что кто-то из них что-то потеряет, если мы все вместе начнем создавать национально-культурную автономию.
            Жизнь предоставила каждой из наших общественных структур свою нишу. И если мы теперь сообща станем работать в рамках нового национального образования, думаю, трений особых не будет.
    
Корр.: В конце октября в Бонне состоялось восьмое заседание Межправительственной Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев. Вы принимали в нем участие как член Комиссии. Как Вы оцениваете, Гуго Густавович, роль Комиссии в нынешнем статусе «немецкого вопроса» в России? Какие возможности открыло прошедшее заседание для осуществления программы Вашего Союза? Какие проекты Союза были одобрены в Бонне?
          
Во-первых, я должен выразить удовлетворение этим заседанием Межправительственной комиссии; это удовлетворение гораздо больше, чем от большинства предыдущих заседаний. Оно обусловлено гораздо более активной, чем раньше, позицией российской стороны. Прежде мы чувствовали себя как-то странно на этих встречах представителей сторон: когда ездили на них с прежними министрами по делам национальностей, каждый раз нам фактически нечего было сказать о том, что же делает сама Россия для решения проблем своих немецких граждан. И не было на заседаниях Комиссии должной инициативности с нашей стороны, потому что финансирование проблемы шло от нас довольно слабое, значительно меньшее, чем с германской стороны.
            Теперь многое у нас измени¬лось. Перед восьмым заседанием Департаментом по делам российских немцев Миннаца РФ была проделана большая подготовительная работа. Были проработаны конкретные серьезные проекты. Всё, что говорилось членами нашей делегации на встрече с германскими коллегами в Бонне, было основано на глубоком знании нынешней реальной ситуации с российскими немцами в РФ, чего раньше почти не было. И у нас было четкое видение тех целей и задач, которые здесь перед нами стоят. Оно нашло свое отражение прежде всего в содержательном аналитическом докладе министра по делам национальностей и федеративным отношениям Вячеслава Михайлова.
            Полагаю, в этот раз и германская сторона оказалась гораздо более довольна позицией российской делегации, чем раньше, и именно потому, что нами были обозначены конкретные цели и предложены вполне реальные пути их достижения.
            Что дало октябрьское заседание в Бонне, в частности, для нашего Союза?
            Проблематику деятельности Союза ни в коей мере нельзя отделить от национальных запросов, потребностей всех российских немцев — мы стараемся работать именно в интересах всех российских немцев, а не в интересах какой-то одной организации, одной партии, одного направления нашего национального движения. Если можно так сказать, конструктивный дух самого хода восьмого заседания Комиссии, его Коммюнике в полной мере соответствуют тем требованиям, которые наш Союз всегда предъявлял к политике двух сторон по отношению к российским немцам. Эта политика должна быть научно обоснованная, продуманная, подкреплённая чаяниями нашего народа, соотнесенная с реальностью и на¬правленная к достижению нашей главной цели — восстановлению государственности российских немцев.
            Для меня было очень важно увидеть такой абсолютно новый пункт в Коммюнике восьмого заседания Комиссии, как 11-ый: о продолжении российско-германских усилий с целью скорейшего заключения двустороннего соглашения о создании режима наибольшего благоприятствования для российских и германских организаций, осуществляющих программы по поддержке развития российских немцев в России.
            Это было нашей давней идеей — найти внебюджетные источники финансирования акций, направленных на удовлетворение нацио¬нальных интересов российских немцев. Бюджетных источников не хватает. Ребенок уже явно вырос из пеленок. Сегодня, чтобы одеть его, требуется куда больше материала. Пункт 11 Коммюнике как раз и находит такой «материал». Всем экономическим структурам, которые участвуют в реализации проектов, касающихся российских немцев, видимо, в недалеком будущем окажут определенное содействие и Россия, и Германия. Тогда и появится необходимая нашему детищу на «рубашки» и «костюмы» достаточно надежная «материя» финансовая.
            Мы со своей стороны предложили на заседании Комиссии создать экспертный совет или провести совещание заинтересованных лиц и экспертов как со стороны России, так и со стороны Германии, с тем, чтобы обсудить вопрос о внебюджетных источниках финансирования деятельности по решению проблем российских немцев и представить свои выводы и рекомендации российской и германской сторонам для рассмотрения и поддержки.
            Что касается остальных вопросов, рассмотренных на заседании в Бонне, то они в основном отражают очередной этап в общей нашей работе в течение нескольких лет. И, на мой взгляд, здесь был достигнут максимум возможного.
    
Корр.: А что говорилось в рамках вопросов двусторонней деятельности по развитию культуры российских немцев, об их Общественной Академии наук?
            
На заседании выступил президент нашей Академии, доктор технических наук, профессор Александр Эрлих, рассказал о работе Академии. Такой ее проект, как издание Энциклопедии российских немцев, давно уже вызвал уважение и желание поддержать его как у российской, так и у германской стороны. Это дело чрезвычайно важное для нашего народа, можно сказать, историческое. Я думаю, наша Академия с этим справится.
            Было предложено также создать коммуникационную систему для регионов, где проживают российские немцы, систему компьютерной связи и телерадиовещания на немецком языке, что тоже для нас чрезвычайно важно. Ведь если в каждом доме наших немцев будет регулярно звучать родная речь — по телевидению,  радио — эффект от этого может быть не меньше, чем от работы тысяч учителей немецкого языка.
            Академия стала полноправным участником заседаний Комиссии. И ее роль, на мой взгляд, будет по мере продвижения вперед нашей работы над решением проблем российских немцев всё больше возрастать.
   
Корр.: Гуго Густавович, а какое место должно быть отведено национальной прессе при действии Закона о национально-культурной автономии?
            
Мне трудно себе представить, что можно эффективно действовать без информирования людей о поставленной цели, о существующих проблемах, о том, что делается и будет делаться... К сожалению, у российских немцев хоть и увеличилось в последние годы число газет и тем самым как бы возросло количество источников информации, сам объем даваемой информации, а также число информируемых, резко уменьшились. Это связано с объективными трудностями. Понятно, что без финансовой поддержки невозможно выпускать хорошую газету или готовить интересные телепередачи.
            Поэтому вопрос о средствах массовой информации российских немцев мы обсуждали на третьем специальном заседании Российско-Германской смешанной комиссии по культурному сотрудничеству, которое состоялось на неделю раньше 8-го заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев. Перед официальной встречей сторон собрались члены российской делегации, и мне было поручено изложить на заседании Комиссии, какова наша концепция по вопросу о печати, радио и телевидении российских немцев, наши подходы к тому, что нужно и возможно сделать для улучшения их работы.
            Суть наших выводов: без достаточной финансовой поддержки сегодня ни одна российско-немецкая газета существовать не может. Мы отметили, что для нашей национальной аудитории наиболее важны сейчас газеты: «Neues Leben» - как центральная, с большим опытом, с большими традициями, со своим читательским кругом; «Zeitung f;r Dich», выходящая на Алтае, в Славгороде, тоже с немалыми традициями, единственная сегодня, которая говорит со своей аудиторией только на немецком языке; газеты немецких национальных районов — высока возложенная на них роль информатора, советника, собеседника-друга для немецкого населения этих национальных территорий.
            Мы говорили о том, что попытки российской и германской стороны поддержать, в частности, газету «Nеиеs Lеbеn» дали какой-то эффект. Но сегодня мы должны подойти со всей серьезностью к вопросу о самом будущем этого издания. Нам надо обеспечить это будущее, добиться устойчивого финансирования прессы российских немцев.
            Есть несколько путей для этого. Я сообщил, что перед поездкой на заседание Комиссии получил от руководства «Neuеs Lеbеп» сообщение о создании попечительского совета и предложение войти в него. Эта идея возникала и раньше, с целью как можно лучше поддержать газету и политически, и морально, а также финансово. Попечительский совет, если в него входят руководители или представители немецких общественных организаций, наших национальных районов, может быть, даже Департамента по делам российских немцев Миннаца, фонда «Российские немцы», каких-то коммерческих структур, — мог бы взять на себя финансовую помощь газете. Одновременно такой совет мог бы помочь и читателям, с подпиской на газету. Если бы захотели поддержать газету, например, руководители нацио-нальных районов, они могли бы провести у себя соответствующую работу, чтобы там NL выписывали гораздо больше, чем выписывают сейчас.

Корр.: ...в том числе выделить для этого своим пенсионерам какие-то небольшие средства...
            
Да. Помочь газете попечительский совет мог бы и с информацией. Все структуры, которые я назвал, располагают важными и интересными для читателей сведениями, к ним стекается информация о различных событиях, о том, где что делается...
            Но полагаю, что сейчас вопрос о «Nеuеs Lеbеn» стоит несколько иначе, во всяком случае для меня. Думаю, что большинство тех структур, которые предположительно могут войти в попечительский совет, должны бы стать и учредителями газеты, чтобы у них появилась за нее и ответственность.
    
Корр.: То есть Вы за создание двух параллельных органов?
            
Да, одновременно с учредителями может быть и попечительский совет, как более рабочая структура. Он будет чаще собираться и, так сказать, «более общественно» действовать. Цели и функции попечительского совета и совета учредителей, на мой взгляд, должны в главном совпадать: это и помогать газете материально, и поддерживать ее в политическом отношении.
Я не вижу будущего газеты без выражения ею интересов российских немцев. Она не может функционировать в сегодняшних условиях, будучи газетой немецкой, не имея немецкого читателя как объекта своего внимания и заботы. Жизнь газеты зависит от того, насколько она готова быть изданием для российских немцев.
          
 Корр.: Но газета сейчас, и достаточно давно уже, старается, насколько это возможно при нынешнем финансовом положении, когда у нас нет собкоров в районах компактного проживания наших потенциальных читателей, потому что им нечем платить, и нет денег на командировки журналистов, — полноценно освещать проблемы российских немцев. Сегодня газета является трибуной для выражения всех точек зрения, существующих в национальном движении. У нас налажены хорошие рабочие контакты с пресс-службами фонда «Российские немцы», Международного союза немецкой культуры и рядом других общественных образований. Таким образом, те организации, которые действительно заинтересованы в освещении своей деятельности на страницах NL, всегда получают возможность донести важную информацию до читателей центральной газеты российских немцев.
            
Согласен. Я вижу этот хороший поворот. Это мне и дает надежду, что мы найдем общий язык.            
            
Корр.: Но вернемся к ближайшим перспективам национально-культурной автономии, которая сможет задавать тон всей работе в области национальной культуры - и школ, и вузов, и центров встреч, и прес¬сы... Это новое образование - НКА - может быть учреждено, видимо, съездом российских немцев. Как скоро мы подойдем к нему?
            
Алгоритм создания национально-культурной автономии мне видится таким. Сейчас идет работа в селах, в районах, в областях по организации первичных структур ее. После того, как они будут созданы, областные автономии, видимо, начинают воздвигать здание федеральной национально-культурной автономии.
            Но пока этого еще нет, общественные организации уже начали свою деятельность в указанном Законом направлении. Мы работаем вместе с «Возрождением» и другими организациями, вместе с Департаментом по делам российских немцев Миннаца РФ над формированием оргкомитета по подготовке к созданию нашей национально-культурной автономии. Думаю, что для учреждения её представительного органа — будет он называться советом или еще как-то — должен быть проведен съезд. Съезд делегатов всех областных автономий российских немцев. Фактически получается, что это будет съезд делегатов всех российских немцев, такой, как мы готовили когда-то в 1990-1991 годах.
            На этом съезде мы должны будем обсудить устав НКА, или положение о ней, положение о совете, его функциях, правах и обязанностях, его взаимоотношениях с существующи¬ми структурами - с Департаментом по делам российских немцев Миннаца, с фондом «Росийские немцы», с национальными районами... И результатом съезда для меня как минимум должно быть провозглашение федеральной национально-культурной автономии. Без такого результата нет смысла созывать съезд.
            Полагаю, что оргкомитет, который мы сейчас создаем, одновременно перерастет в оргкомитет по подготовке этого съезда. И здесь опять-таки должны быть представлены все наши общественные организации, все структуры, которые заняты решением проблем российских немцев.
            Для меня оргкомитет по учреждению национально-культурной автономии — это фактически комитет с более широкими задачами и функциями, чем «съездовский» оргкомитет. Ведь съезд — это очень важная, но лишь одна ступень в решении нашего национального вопроса. Поэтому оргкомитет по подготовке национально-культурной автономии должен будет помочь и в создании низовых структур автономии на местах, в подготовке и проведении их выборов, в разработке всех необходимых документов. Одновременно он, видимо, должен выработать положение о выборах делегатов на общий съезд российских немцев.
    
Корр.: А когда примерно ожидается съезд?
          
Видимо, он будет в конце марта - начале апреля 1997 года. Нужно всё хорошо подготовить.
          
Ноябрь 1996 г.


Рецензии