К проекту закона О нац. -культ. автономии

Гуго Вормсбехер
Замечания и предложения к проекту закона
"О национально-культурной автономии"

            I. Считаем, что в проекте закона "О национально-культурной автономии" должна быть учтена специфика ситуации, сложившейся у российских немцев, которая заключается в следующем.

            1. Они являются самым большим по численности народом Российской Федерации, не имеющим своей государственности (несколько миллионов человек).
            2. Они являются репрессированным народом, реабилитация которого по настоящее время не осуществлена.
            3. Они имели свою национально-территориальную государственность (АССР немцев Поволжья), которая была необоснованно ликвидирована, не восстановлена до сих пор, но должна быть восстановлена.
            4. Некоторая часть их проживает компактно в полностью, преимущественно или частично немецких селах, а также в двух национальных районах, имея во многом общие проблемы в сфере национальной культуры и языка с проживающими дисперсно.
            5. Они в течение 55 лет не имеют своих представительных или иных органов и представителей в органах государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов федерации.
            6. Они стоят перед реальной угрозой исчезновения как народа (массовый выезд в ФРГ - стихийная реакция на эту угрозу), что требует специальных государственных мер, гарантирующих сохранение их культуры, языка, этнической самобытности.

            II. Исходя из этого, полагаем, что в законе "О национально-культурной автономии" должны для российских немцев содержаться следующие положения:
            
            1. Национально-культурная автономия российских немцев - это общественно-государственное объединение граждан Российской Федерации.
            2. Национально-культурная автономия российских немцев может распространяться на (включать в себя) российских немцев, проживающих в немецких (полностью или частично) селах, сельских Советах, национальных районах.
            3. Национально-культурная автономия российских немцев признается субъектом Российской Федерации до восстановления их национально-территориальной государственности. Ей предоставляется право иметь соответствующие представительные и исполнительные органы, а также полноправных представителей в Совете Федерации, в Правительстве, депутатов в Государственной Думе.
            4. Должна быть разработана и принята Федеральная программа специальных государственных мер по сохранению культуры, языка, самобытности российских немцев как народа, стоящего перед реальной угрозой исчезновения.
            5. Наличие у российских немцев национально-культурной автономии не может служить основанием для непредоставления им права на национально-территориальное самоопределение и восстановление их государственности.
            6. Соответствующие статусу субъекта федерации права должны быть предоставлены национально-культурной автономии российских немцев и в сфере международных отношений.

            III. Помимо замечаний и дополнений, связанных со спецификой вопроса российских немцев, проект закона "О национально-культурной автономии" следовало бы, на наш взгляд, дополнить также рядом более общих моментов.

            1. Перечень общностей граждан, на которых распространяется закон о национально-культурной автономии (глава I, статья 1), дополнить общностью   "граждан, осознающих свою принадлежность к репрессированным народам, имевшим на территории Российской Федерации национально-территориальную    государственность, которая была необоснованно ликвидирована и до настоящего времени еще не восстановлена".
            2. Глава II, ст.5, 1-ый абзац сформулировать следующим образом:
            "Национально-культурная автономия учреждается как один из видов общественного или общественно-государственного объединения в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иными законами..." и далее по тексту (подчеркнуты предлагаемые дополнения).
            3. К главе II, ст. 7.
            а) Не должно быть многих национально-культурных автономий разного или одного уровня у представителей одного народа или одного национального меньшинства. Должна быть одна автономия одного уровня, который может со временем изменяться, и в ее рамках - ее структуры (организации) разного уровня (местные, региональные, межрегиональные).
            б) Национально-культурные автономии могут при необходимости быть признаны субъектом Российской Федерации.
            4. К главе II, ст.9.
            Вместо совещательного Консультативного Совета при Правительстве РФ  по  делам  национально-культурных  автономий  стратегически целесообразнее  для  России  как  многонационального  государства предусмотреть создание Совета народов России как третьей, национальной, палаты Федерального Собрания РФ.
            5. К главе V, ст. 18.
            Финансирование деятельности национально-культурных автономий осуществлять, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а затем уже за счет средств самих национально-культурных автономий.

            23 февраля 1996 г.


Рецензии