То, что останется после тебя. глава 13

13
 

   Игорь сидел на краю фонтана, и ждал. Ждал, как это было двадцать лет назад, в те жаркие летние дни, под умиротворяющий звук фонтана.
   Наконец, на вершине лестницы, ведущей к набережной, показалась Люба.
   При появлении ее Игорь вздрогнул, и вскинул голову. Сердце его учащенно забилось. Он глядел на свою, теперь уже бывшую жену, и издалека ему казалось, что она нисколько не изменилась, что она такая же, какой и была в двадцать пять лет.
   Люба увидела его сразу же, как только ступила на лестницу, но не помахала ему рукой, как это делала в молодости, даже вообще не подала вида, что видит Игоря. Она продолжала неторопливым шагом спускаться вниз, держа в руках небольшую дамскую сумочку.
   Когда Люба спустилась, Игорь встал, не спуская с нее настороженного взгляда.
   Несколько секунд они стояли неподвижно друг против друга, и молчали.
   - Здравствуй, Гоша, - наконец сказала Люба, пытаясь улыбнуться. Но улыбка эта получилась натянутой, совершенно неискренней.
   - Здравствуй, - отозвался Игорь, но в его голосе не слышно было радости. Он смотрел на свою бывшую жену, ожидая, что она ему скажет. Все слова, которые он собирался сказать ей при встрече, вдруг начисто вылетели у него из головы.
   Люба поняла, что творится на душе у Игоря. Чувствуя себя виноватой, она рассматривала лицо Игоря. За этот год оно постарело лет на пять. У него появились морщины, которых раньше совершенно не было. Они были в уголках глаз, пересекали его лоб. А в глазах затаилось выражение внутренней боли.
   Игорь же, в свою очередь, рассматривал Любу. Она же наоборот стала выглядеть значительно лучше. Она явно прихорашивалась для кого-то. На лице было больше косметики, чем раньше, и в воздухе чувствовался запах дорогих духов, которыми Люба раньше никогда не пользовалась.
   Под пристальным взглядом Игоря Люба почувствовала себя неловко. Чтобы избавиться от этого чувства, она заговорила:
   - Ну, как ты?
   Вопрос прозвучал крайне глупо.
   - Как твои дела?
   - А ты как думаешь? – вопросом на вопрос ответил Игорь. Он смотрел прямо в глаза Любы, и в его взгляде появился вызов.
   - Как должны быть у меня дела после того, как ты со мной так поступила?
   Люба сконфузилась. Она была не в силах переносить его пристальный взгляд.
   - Игорь, я…
   Она замолчала, не зная как продолжить. А Игорь ждал, не сводя с нее своего взгляда.
   - Может, ты все-таки объяснишь, что все это значит? – спросил он, так и не дождавшись от Любы продолжения. – Почему после стольких лет совместной жизни… Почему? В чем причина? И почему именно в такой момент? Ты знаешь, как я нуждался в твоей поддержке? Ты знаешь, каково мне было там?
   Глаза Любы повлажнели. На щеках заиграл румянец.
   - Прости, - произнесла она.
   - Как это, прости? Объясни, почему ты со мной так поступила. Почему ты меня предала?
   Люба опустила глаза. Так было легче, она не могла выдержать взгляда Игоря.
   - Ты знаешь, что для меня это значило? – продолжал Игорь. – Ты была для меня всем. Ты была для меня единственной надеждой весь этот год. Я жил только одной мыслью о тебе. Я засыпал с мыслью о тебе. Просыпался с мыслью о тебе. Твой образ постоянно стоял перед моими глазами. Лишь только он давал мне силы для того, чтобы жить. И ты вдруг так со мной поступила. Ты знаешь, чем это могло для меня кончиться? Я жить больше не хотел!
   Люба продолжала смотреть вниз. На ее лице было виноватое выражение. Игорь смотрел на нее, и чувствовал, как в нем нарастает гнев. Он сам поразился его силе. Игорь взял Любу за руку, в надежде, что тепло ее тела успокоит его.
   - Скажи мне, почему? Я хочу знать только одну вещь: почему?
   Игорь слегка тряхнул Любу за руку, но она даже не попыталась высвободить ее, продолжая неподвижно стоять.
   - Ответь мне! – продолжал настаивать Игорь. – Что происходит?
   - Я не смогла больше ждать, - вдруг резко сказала Люба, мягко высвобождая свою руку из руки Игоря.
   - Что? – не понял Игорь.
   - Я не могла больше ждать, - повторила Люба.
   - О чем ты говоришь?
   Люба вскинула глаза на Игоря.
   - Я не могла больше так жить! Пойми, ты сидишь в тюрьме, я одна, соседи бросают на меня косые взгляды, показывают за моей спиной на меня пальцем. Я не могла больше этого выносить.
   Игорь невольно отступил на шаг назад, едва не наткнувшись на фонтан, и потрясенно смотрел на Любу.
   - Что ты такое говоришь? – изумленно произнес он. – Это же… У меня просто нет слов.
   Люба всплакнула, и снова отвела взгляд от Игоря, посмотрела на концы своих туфель.
   - Но, послушай, - сказал Игорь. – Ведь ты же не двадцатилетняя девчонка, которая не смогла дождаться жениха, и вышедшая замуж за другого. Тебе сорок семь лет, и ты замужем за мной уже больше двадцати лет. О чем ты вообще говоришь?
   Люба вытерла глаза рукой, размазывая при этом туш.
   - Да-а, тебе легко говорить.
   - Это мне-то легко говорить? – возмутился Игорь.
   - Извини, я не подумала. Я не то хотела сказать.
   Игорь затряс головой.
   - То, что ты говоришь, звучит, как детский лепет! Да, именно как детский лепет. Это абсурдно. Ты словно девчонка!
   Игорь запустил руку себе в волосы.
   - Нелепость какая. Ты стала стыдиться меня. После стольких лет совместной жизни, ты говоришь, что стыдишься меня. Абсурд. Я что, уголовник какой? Или, может быть, бандит? Я что, всю жизнь слоняюсь по тюрьмам, мотаю сроки, что ты не выдержала такой жизни со мной? Я просто программист, который оказался не в том месте, и не в то время.
   Игорь почувствовал, что гнев начинает душить его еще сильней.
   - Как у тебя язык поворачивается такое говорить? Как ты могла со мною так поступить? Ты действовала за моею спиной, пользуясь моей беспомощностью. Это подло! Ты развелась со мной, даже не спросив моего согласия. Что за идиотские законы! Словно я тиран какой-то, который все эти годы удерживал тебя силой, а ты только и ждала случая вырваться от меня на свободу. Нет, никак я не ожидал от тебя этого.
   - Гоша, - сказала Люба. – Ведь я же не думала, что это так подействует на тебя. Я не знала. Я была уверена, что когда тебя посадили, наступил крах всему. Я думала, что у нас уже не будет нормальной жизни. Я… я не хотела жить с таким пятном. Я полагала, что это единственный выход. Я думала, что так будет лучше.
   Игорь усмехнулся горькой и полной боли усмешкой.
   - Вот как? Ты полагала, что так будет лучше? А как же насчет денег? Наших денег? Которые зарабатывал для нас я. Ты забрала их все, не оставив мне ничего. Ты же меня по миру пустила. У меня не осталось ничего. Я вышел из тюрьмы без жены, без денег, без работы. Ты лишила меня всего! Теперь я вынужден начинать все сначала, и еще неизвестно, выйдет ли из этого что. Эх, Люба, Люба!
   Люба посмотрела на Игоря с состраданием.
   - Я верну тебе деньги. Часть денег, - поправилась она.
   - Спасибо тебе за доброту, - горько произнес Игорь. – Мне уже мать дала денег для того, чтобы я поднялся на ноги. На первое время хватит.
   Он покачал головой.
   - Подумать только, вместо того, чтобы на старости лет поддерживать свою мать, я вынужден сам жить за ее счет.
   Игорь снова опустился на край фонтана, и обхватил руками голову. Люба села рядом, прижимая к себе свою сумочку. Оба некоторое время молчали.
   - А теперь скажи мне правду, - тихо и уже спокойно сказал Игорь. – Почему ты ушла от меня? И не надо больше говорить о соседях, бросающих на тебя косые взгляды. Дело ведь не в этом, верно?
   Игорь сделал паузу.
   - У тебя ведь есть кто-то, правильно?
   Люба, сделав над собой усилие, кивнула.
   Игорь посмотрел на нее.
   - Я так и думал. Мать мне сказала, что ты ушла на квартиру к своим родителям. Но я не поверил в это. И, похоже, оказался прав.
   - Я так сказала твоей матери, - призналась Люба.
   - Кто он?
   Люба вздохнула.
   - Да какая разница. Собственно, не все ли равно?
   Игорь зачерпнул из фонтана воды, и плеснул ее себе в лицо. Стало как будто бы легче, но ненадолго. Какая-то тяжесть, казалось, навалилась на его плечи, прижимая его к земле.
   - Давно у тебя роман с ним?
   Люба расправила сумку, которую держала в руках.
   - Около полугода.
   Игорь вытер капли воды, стекающие у него по подбородку.
   - И где ты с ним познакомилась?
   - На работе.
   Люба всхлипнула.
   - Ну, пойми же, Игорь, я не могла быть больше одна. Это было невыносимо. Я – женщина, и не могла больше выносить одиночества. Мне нужен был кто-то, кто был бы со мною рядом. Мне нужна была моральная поддержка. И он… Он оказался рядом. Он оказал мне эту поддержку.
   Игорь посмотрел куда-то в сторону.
   - Ты мужчина, ты этого просто не можешь понять. Вы, мужчины, вы другие. Вы легче переносите одиночество. Но мы, женщины, мы слабые, мы так не можем. Нам нужно, чтобы кто-то был с нами рядом. Нам нужна поддержка.
   - Ты говоришь это так, словно я тебя бросил, - сухо сказал Игорь.
   - Но тебя посадили на целый год! – воскликнула Люба. – Пойми, на целый год! Это же целая вечность.
   - Ты думаешь, что для меня это не было вечностью?
   Люба положила руку на плечо Игорю.
   - Я знаю. Знаю. Но я… я не могла так.
   Игорь не стряхнул руки Любы. Он вообще никак не среагировал на это. Возможно, он попросту и не почувствовал этого прикосновения, так как в мыслях был далеко отсюда.
   - Почему же ты тогда на развод подала за моей спиной? Почему воспользовалась моим отсутствием? Если ты даже и нашла себе другого, ты могла бы дождаться моего возвращения. Мы бы вместе решили, что делать дальше. Но, когда ты пришла ко мне в тюрьму, и заявила, что ты уже развелась со мной, ты даже не представляешь, какой для меня это был шок. Ты чуть не убила меня в прямом, и переносном смысле.
   Люба снова всхлипнула.
   - Я думала, так будет лучше. Так будет честнее, если я не буду тебя больше держать в неведении, а скажу все честно и напрямую.
   - Честно? Ты лишила меня надежды.
   Люба вытерла нос платком, который достала из сумочки.
   - А деньги тоже ты забрала из жалости ко мне?
   - Я же сказала, я верну половину.
   - Ты меня обокрала во всех отношениях, - сказал Игорь, словно не слыша Любы. Я вернулся в пустую квартиру. Ты только представь себе; я имел успешную работу, приличный доход, жену, которая, как я думал, меня любила. Но, в один прекрасный день, меня арестовывают, сажают в тюрьму а, когда я выхожу на свободу, то узнаю, что жена лишила меня всего. Она лишила меня себя, лишила денег, лишила семьи, лишила надежды. И, самое главное, лишила меня веры в то, что существует супружеская верность. Права народная мудрость, которая утверждает, что в трудную минуту человека предают все, и в первую очередь, самые близкие.


Рецензии