Хабаровск 80-х литературное путешествие

Хабаровск 80-х- для меня был большим сонным , но загадочным городом, который,  как из драгоценной шкатулки вытаскивал для меня встречи с необыкновенными людьми. Восемнадцать лет - тот самый возраст, когда происходит накопление впечатлений на всю жизнь, их впитываешь разве что не кожей. Некоторые из них отпечатываются на сетчатке глаз, проникают в левое и правое полушария... И музыка, и книги, и встречи, и улицы родного города – все -все...
Но главная загадка творческой богемы притаилась там, на антресолях высотных домов главной улицы (имени Карла Маркса, теперь Муравьева -Амурского), устремленной к Амуру. С детства я мечтала побывать в мастерской художника, потому что именно там, как мне казалось, скрывается настоящая тайна и загадка творчества.
Именно Виктор Еращенко – тогда молодой хабаровский поэт -впервые привел меня в гости к  художнику. Это был  замечательный Владимир Сохатый, вскоре  уехавший в Москву. Взрослые дяди пили портвейн, а я, как зачарованная, ходила по мастерской и всё трогала руками, нюхала краски, феерически размазанные  по палитре... А еще - я была ранена в самое сердце: оказывается, что можно вот так, в творческом хаосе и бардаке, жить да еще как интересно...
И тогда. более двадцати лет назад, многие уезжали, стремились в Москву. А Виктор выбрал для себя Дальний Восток. И причем  сознательно, понимая , что это его участок, на котором предстоит пахать и сеять доброе вечное....А о Москве он написал эти строчки:  “В столичной жизни широта своя. Увы, и ограниченность своя. Там люди по-столичному слепы И думают: нет жизни вне Москвы. А жизни нет нигде. Одна тоска для  всевозможных дыр материка...”
Для хабаровского поэта Виктора Еращенко – Амур  - это непросто дальневосточная река. А настоящая жила, артерия, которая связала воедино его биографию от детства и юности  - к зрелости в единый путь. Она всегда с ним — великая полноводная река: от берегов порта Маго и Николаевска, до Хабаровска и Благовещенска.
Не случайно, редакция журнала «Дальний Восток», где проходит литературное общение хабаровчан, гостей города — в самом сердце Хабаровска — в переулке Дъяченко, рядом с Амуром. А когда-то журнал находился в небольшом старинном особняке на третьей от реки улице Комсомольской, бывшей Лисуновской, а еще раньше-Дьяченковской. Трудяга-капитан Дьяченко -первостроитель Хабаровска, а не Хабаров, много лет был незаслуженно забыт. А теперь напротив нового здания краеведческого музея рядом с Интуристом высится ему памятник.
У хабаровчан свои ритульные прогулки-  к Утесу, что над Амуром, по набережной. И мы с Виктором - не исключение. По пути любили захаживать в Интурист. Замечательный там в начале восьмидесятых варили кофе. Бьющий фонтанчик, интуристы, все  культурно- комфортно. Здесь спокойно можно было общаться, читать новые стихи.
Когда Виктора в 80-м отлучили от работы с молодыми, якобы за диссидентсткие взгляды, использование на занятиях запрещенной литературы, мы, его кружковцы, восприняли событие, как кровную обиду. Но время лечит и не такие раны, тем более, что наша дружба и встречи продолжались уже на других территориях.
С подачи сотрудника краеведческого музея Натальи Гребенюковой занятия стали вестись в Литературном музее, они нередко заканчивались посиделками у Виктора в квартире на девятом этаже. Были еще  полночные провожания и совместные поездки по Амуру на мыс Лазарева... Саша Гребеннюков и Арсений Москаленко потом делились со мной впечатлениями. Еще бы! Они видели то самое место, где значилась еще одна “сталинская стройка”- засекреченный тоннель с материка на Сахалин.
  А затем после окончания института и замужества – начались мои уезжания из Хабаровска, как казалось навсегда: сначала Владивосток, потом Питер. Наша переписка, жаль, не сохранилась... А потом снова несколько лет плотного общения. И до самой его кончины. Но это тема для совершенно отдельной главы.
К концу 80-х  наша компания вокруг Виктора расширилась. Появились Игорь Шабалин, замечательный хабаровкий поэт и художник-авангардист; музыкант и автор-исполнитель Слава Кузнецов(ныне живущий в Америке)... Вместе  с ними добавились и новые адреса для встреч - мастерская Игоря на Комсомольской в центре Хабаровска, дом-избушка Славы на Угловой в районе Дальдизеля...
Мы нередко выступали вместе. Была такая раньше замечательная организация- Бюро пропаганды. Членам Союза писателей за выступления там платили  восемь рублей, всем остальным, в том числе и мне-и не членам, кажется, четыре рубля с копейками. Что тоже было по советским меркам немало. Хватало и на кино, и на мороженое.  Виктор со Славой и его гитарой объездиди почти весь город. А я  с легкой руки Виктора Степановича побывала на “Неделе книги” в Николаевске-на- Амуре. И там воодушевленно читала верлибры дояркам на ферме, механикам на автобазе, молодым рабочим судоремонтного завода. Принимали просто замечательно и душевно...
При жизни Виктора Еращенко стихов я его почти не читала, но знала, чувствовала- в них есть все, что нужно. И они потом, когда поэта не стало,  мне по-настоящему пригодились. Читала-перечитывала, слушала песни Славы Кузнецова на стихи Еращенко, и долгое время “цеплялась” за память литературного руководителя. Смею думать, может быть, именно присутствие Виктора в моей судьбе и помогало мне продолжать поиски себя и не сбиться с жизненной колеи.
И потом создать детскую литературную студию “Пегасик”, творческое объединение женщин “Галатея”, провести десятки  вечеров, встреч, концертов, а еще фестивали поэзии и музыки у памятника Задорнову в родном городе. В этом мне видится  влияние моего первого наставника, чья педагогическая струна передалась мне по наследству.
И еще желание поэта, чтобы здесь на окраине страны литературная жизнь была и не хуже, чем в Москве, по крайней мере достойная (любимое словечко поэта).  А еще - постулаты, усвоенные мной и доставшиеся в наследство вместе с любовью к литературе - не сворачивать в обыденность и не бояться заносов судьбы.
Жаль, что не сохранилась моя первая  тоненькая синяя тетрадь с ученическими строчками и пометками Виктора. Но воздух февраля остался со мной и он незабываем, как автограф на память, как предвкушение новых  впечатлений и Встреч.


Рецензии
Тают последние денёчки марта, приближая нас
к скорбным датам двух горячо любимых нами поэтов...
Земной путь краток, память вечна:

Лады Магистровой 2 апреля 2002 г.

pomnim-skorbim.ru/grave.php?pid=5573

И Виктора Еращенко 6 апреля 1989 г.

http://pomnim-skorbim.ru/grave.php?pid=4404

Помним, любим, скорбим...

У Камина   30.03.2013 04:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.