В школу!
Когда мне исполнилось семь лет, отец повел меня в школу, в нулёвку, то есть в нулевой класс. В то время, а это было в 1932 году, существовали такие подготовительные классы, в которые принимали с семи лет. Они и назывались нулёвками, а в первый класс принимались дети с восьми лет. Но отец не довёл меня до большой школы, какой был в ту пору Школьный дворец, школа № 1, современная гимназия. С улицы Октябрьской, где был наш дом, ближе до базара, где стояла небольшая школа, которая называлась тогда почему то татарской. Двухэтажное здание школы стоит и теперь на территории рынка. Вот в ту школу и привёл меня отец. Меня приняли, но приняли в первый класс, а не в нулёвку, потому что не было в этой школе нулевого класса.
В первый день занятий отец принёс мне прямо на урок портфель с тетрадками и с пеналом для ручки и карандашей. Он был доволен, что я, его сын, теперь будет ходить в школу. Я очень хорошо помню этот день, и не редко вспоминаю суетливую фигуру отца, с извинениями зашедшего в класс. Совсем не удивилась этому моя первая учительница Пелагия Николаевна Маслова, которую я тоже не редко вспоминаю в этом эпизоде, когда вспоминаю отца, погибшего на фронте. Отец прошел Сталинградскую битву, но после Сталинграда был ранен под Ростовом, и умер в госпитале в городе Морозовск Ростовской области. В этом городе он и похоронен, а на площади, на первой мраморной доске, в числе других высечено и его имя: «Аксёнов Н. Е.». Аксёнов Николай Ефимович, 1899 года рождения. Ему так и не исполнилось 44 года.
В этой маленькой школе было мало классов и то, только начальные. Не было в школе раздевалки, поэтому раздевались в классе, а пальто обычно клали на сидение. Это было удобно малышам, и сидеть повыше, и видеть получше. Однако, некоторые девочки на пальто не садились, жалели, а вешали своё пальто где-то рядом. Вот и получалась некоторая обида у девочек, которые аккуратно вешали своё пальто, а не клали его на сиденье, так, что иногда раздавался возглас: «у всех пальто под попой, а у нас нет». На перемене в классе было шумно. Никто не заставлял выходить из класса даже для проветривания его. Да и дежурная служба не была налажена. Помню ученика по фамилии Дерман, он хоть и тихий, но драчливый. Девчонки на него жаловались по этому поводу. Вот фамилию Дерман я помню до сих пор, вернее, после вспомнил, когда узнал перевод её с немецкого. Немцев в Вольске было немало и среди учеников и среди учителей. Ведь рядом с городом Вольском, за Волгой, была расположена республика «Немцев Поволжья», а оттуда многие переселялись в другие районы.
В этой маленькой школе у базара мы учились только один год. Но я помню развалины разрушенной церкви, стоявшей рядом, вернее, остатки фундамента этой церкви и кирпичи, разбросанные возле двора нашей школы. А однажды утром, придя в школу, мы узнали, что здесь, в развалинах церкви ночью убили человека, труп которого обнаружили и недавно увезли. После этого жуткого известия мы долго боялись подходить близко к этому месту. А вскоре дворик нашей школы огородили забором. Забор высокий, он сделан из необстроганных досок, плотно, без щелей, прибитых к поперечным планкам, брускам. Ворота школьного двора выходили в сторону ворот пожарной части. Пожарная вышка – «каланча» возвышалась рядом.
Вспоминаю и то, как однажды я пришел в школу, а так как пока никого не было во дворе, решил подождать, присев здесь на широком брусе забора. Школьный дворник вышел из-за школы, а увидев меня, сидящим у забора с портфелем, спросил: «В школу пришел? Домой иди, нынче не учатся, выходной нынче». Я понял свою оплошность, даже стыд почувствовал какой-то, и быстро пошел домой, стараясь не показывать, что приходил с портфелем. Мать тоже поняла, что в выходной день меня в школу проводила, но как-то легко замяла это дело. Ведь тогда выходные дни не только в школах, а и на производстве были не по воскресеньям, а по шестидневкам. Пять дней рабочих, шестой – выходной. Выходные дни были 6-го, 12-го, 18-го, 24-го, и 30-го числа каждого месяца.
Через год нашу школу перевели в другое помещение. Школу теперь разместили в здании, расположенном на углу улицы Октябрьской и Коммунистической, напротив гостиницы «Цемент». Ходить сюда было удобнее, так как мы жили на улице Октябрьской, на этой же солнечной стороне. Та же была и учительница Пелагея Николаевна Маслова, приятная и не молодая уже женщина, которую мы любили. Там тоже не более года мы учились. Нас перевели в помещение бывшей Совпартшколы, как тогда оно называлось, расположенное на углу улицы Ленина и Красногвардейской улицы. Здесь разместилась неполная средняя школа № 9.
Тогда двери парадного входа не открывались, а в школу мы заходили со двора, и по узкой крутой деревянной лестнице поднимались на первый этаж. А здесь уже открывался простор коридоров, высокие потолки и широкая лестница на второй этаж. Здесь я учился до седьмого класса, а седьмой класс был тогда, в 1939-м году, выпускным. Выпускники получали «неполное среднее образование». А экзамены нам пришлось сдавать по одиннадцати предметам, включая конституцию и две истории с географией. Но уже на следующий год, я помню, количество экзаменов в седьмых классах сократили до восьми. Мне вообще, почему-то «везло» на количество экзаменов. Представляете, ещё в третьем классе мне пришлось сдавать испытания по четырём предметам.
Испытаниями назывались те экзамены по арифметике и русскому языку письменно и устно, которые принимала наша учительница в присутствии асиссента. Я хорошо запомнил эти испытания, потому, что меня хотели оставить на второй год в третьем классе, не допустив до этих испытаний. По болезни я пропустил всю третью четверть и начало четвёртой. Учительница, Пелагия Николаевна уговаривала мою мать, что лучше оставить меня ещё на год в третьем классе, пока я подрасту. Ведь младше всех в классе, и много пропустил. Но я не согласился, плакал, да и мать объясняла учительнице, что я учил уроки, задания на которые мне приносили ребята. Уговорила мама учительницу, выдержал я испытания и переведён в четвёртый класс. И опять, сразу после нас эти испытания за третий класс отменили.
В четвёртом классе у нас была уже другая учительница. Не помню я, как её звали, да и саму её плохо помню, но вот запомнил, что с ней у меня были конфликты. Мне показалось, что она придирается ко мне и постоянно следит за мной. А всё началось с того, что однажды она обыскала меня и нашла семечки в кармане пиджака. Отругала, сказав, что семечки в школу приносить нельзя. Я больше и не приносил семечек, но принёс как-то орешков в кармане. А она, как будто следила за мной, и снова меня обыскала. Видимо, она ожидала обнаружить опять семечки, а за повторное нарушение отругать меня ещё сильнее, потому, что, найдя орехи, она продолжала проверять другие карманы. Не ругала, но сказала, что и орехи приносить нельзя.
А ещё как-то раз она опрашивала всех или только некоторых учеников об их родителях. Когда меня спросила о том, где мой отец работает и сколько получает, то я ответил, что отец работает бухгалтером на заводе «Большевик» и получает сто шестьдесят рублей. Это я знал точно, но она не поверила и с хитрой улыбочкой спросила: - «а может быть двести шестьдесят рублей». Она посчитала, что я обманываю её, специально занижая заработок отца. Надо бы мне сказать, что отец работает бухгалтером одного цеха на заводе «Большевик», цеха «Помол», а не всего завода. Но я и сам, видимо, не понимал этой большой разницы, а может быть , просто не знал. Но она явно заподозрила меня в обмане и как-то пристально на меня посмотрела.
Классным руководителем в шестом и седьмом классах была у нас Наталья Ивановна Ващенко, стройная пожилая женщина. Она преподавала химию и физику, рассказывала очень интересно. Мы любили её предметы, которые она сопровождала показом опытов. На уроки по теме электричество, она приносила в класс батареи сухих элементов, составляла электрические цепи, демонстрировала электромагниты. На уроках по химии были стойки с пробирками, колбы на штативах и спиртовки для нагревания растворов. Тогда у нас не было специальных кабинетов физики и химии, все необходимые для урока приборы и наглядные пособия приносили в класс. Но мне запомнилось то, что мы на её уроках привыкли называть формулу воды «ха-два-о», и не знали, что надо читать «аш-два-о». Да и во всех химических формулах, читая водород, она произносила «ха», вместо «аш». Так она и нас научила. И только в восьмом классе, в школе № 1, мы перестроились, когда над нашим «ха» даже посмеялись.
Я очень любил и физику, и химию, которые преподавала Наталья Ивановна, и считался у неё вполне успевающим учеником, если не отличником. Но она увидела однажды в журнале тройку, выставленную мне по географии. Она не поверила, что у меня может быть тройка, и, не предупредив меня, пришла на урок по географии и попросила преподавательницу вызвать меня. А я опять дома не прочитал географию, считая, что меня теперь не скоро спросят. Поэтому, выйдя к доске, начал что-то мямлить про экономику какой-то страны, кажется, Индии. Ведь это была «экономическая география капиталистических стран». Мне было настолько стыдно, что я рассердился на нашу классную руководительницу, да и на себя самого. Мне тройку поставила преподавательница географии, хотя я и тройки не заслуживал, так как отвечал не думая,а сердясь на всех,а прежде всего, на классную руководительницу. Это потом мне объясняли ребята, что можно и не читая учебник, рассказывать об экономике страны, если знаешь её природные условия. Тем более об экономике Индии с её индийским чаем. Но это могут люди с гуманитарным складом ума, люди многословные, умеющие витать в облаках, вокруг, да около. Тогда я не мог так импровизировать, да и вообще недооценивал гуманитарные науки.
Математику нам преподавал Бекетов Иван Матвеевич. Высокий стройный, довольно молодой человек, он стремился увлечь нас своим предметом, демонстрируя строгость выражений при доказательстве теорем. Он и от нас требовал соблюдения пунктуальности, и не только при доказательстве теорем, но и при объяснении математических выкладок. Понимал шутки и не ругался, когда кто-то выпустил в классе на его уроке воробья. Хорошо, что скоро прозвенел звонок. Хорошая память у нас осталась об уроках Ивана Матвеевича Бекетова.
Как то на уроке по геометрии, рассказывая о треугольниках и доказывая их подобие, Иван Матвеевич обратился к классу, как бы с вопросом: «А помните, была у нас такая теорема…». Так как я внимательно следил за ходом его доказательства, и за ходом его мысли, то я догадался, какую из пройденных теорем он имеет в виду и, подняв руку, быстро сказал: «Я знаю». Остановился Иван Матвеевич и, показав на меня рукой, произнёс: «А, ну». «Наклонные равны, если равны их проекции», - сформулировал я. Даже по одобрительным взглядам некоторых учеников, особенно, учениц, я понял, что удивил их знанием предмета. Откуда он всё это помнит, - читалось в их глазах, - ведь это когда было. Но Иван Матвеевич, даже не похвалив меня, стал формулировать полное наименование этой теоремы: «Наклонные, поведённые из одной точки, лежащей вне прямой, на эту прямую, равны, если равны их проекции». Но я был доволен тем, что так хорошо у меня получилась эта «выскочка с места», причём своевременно, и вполне «к месту». Я до сих пор помню подробности.
Биологию у нас читала Чумакова Ольга Александровна. Помню, как старательно она объясняла нам строение ядра клетки растения, начиная урок словами: «Ядро имеет сложное строение...». Она очень четко выговаривала каждое слово, акцентировала звук «о», произнося его похожим на звук «у», что создавало впечатление иностранного акцента. Она не отходила в выражениях далеко от формулировок учебника, да и от самого учебника, лежащего на столе. А учебники по ботанике тогда были у нас у всех, так, что повторить пройденный материал не составляло труда, но я, почему то, редко открывал его.
А вот муж Ольги Александровны, Чумаков Владимир Максимович, слыл виртуозом в преподавании математики. Не у нас он читал математику, но о нем я много слышал хороших отзывов. Его я часто встречал, потому что он жил некоторое время в соседнем доме на квартире, где они тогда и поженились и некоторое время жили с Ольгой Александровной. Потом они перешли на другую квартиру в доме, расположенном недалеко от школы № 9. О дальнейшей их судьбе я ничего не знаю, но слышал о том, что сын их пошел не по их стопам, как я узнал значительно позже.
Свидетельство о публикации №211020901217