Педипедия. О систематике религий

В отношении религии существует спектр противоположных мнений.
Религия делит людей  на верующих ( часть из них - фанатики ), равнодушных
и ненавистников веры. Причем, часть верующих старательно прикидываются
( часто, обманывая самих себя ), а множество атеистов, напротив, фактически,  религиозно.

Кое-кто пытается разделить типы сознания на научное и религиозное. Этот
подход - неудачен во многих отношениях.

О какой вере мы говорим?
Можно ли, вообще, объединять все виды, так называемых, "религий" в одну группу?
Языческое сознание, например, ( многобожие ) допускало параллельное существование множества ментальностей, их объединение и смешивание. Фактически, язычество декларировало свободу воли. На этом принципе оно и погорело, не сумев противостоять организованному напору тоталитарной секты.
Можно ли говорить о язычестве, как о религиозной системе?
Объединяя всех приверженцев государственного способа мышления ( Индия, Китай, древний Египет, индейские цивилизации Америки и прочие ) в группу язычников, мы, в основном руководствуемся той идеологией,  согласно которой все до нас
( современного единобожия ) было - плохо, а сейчас - хорошо.

Все цивилизации древности были земледельческими. Прежде, чем положить крестьянские технологии в основу экономики, необходимо было защитить всегда беспомощного ( в военном отношении ) крестьянина.
Таким аппаратом ( защиты трудящихся ) стало государство. Соединение силы воинов ( кочевников-скотоводов )с энергией производителей зерна ( зерно могло хранится годами, обеспечивая гарантии выживания населения государства ) привело к той демократизации сознания людей, которое мы и называем язычеством.
Мыслящие по-разному люди соединились в единый организм, кооптировав в один пантеон своих индивидуальных богов.

Язычество не может быть отнесено к области "чистой религии". Язычество - государственная идеология, не утратившая своего изначального предназначения и сегодня. Всегда сложная социальная структура государства предполагает солидарное участие разных его участников, которые просто не имеют права
иметь единую, стандартизованную ментальность.

Такой "чистой" религии никогда и не было. До - появления единого бога.
Языческие жрецы никогда не были идеологическими работниками. Храмы были хранилищами знания и научными институтами. Жрецы - самые образованные люди древности.
Химия, физика, астрономия, математика и другие науки развивались именно в храмах, там где были книги, переписываемые от руки.

Еще до появления письменности только жрецы ( обязательно обладавшие исключительной памятью ) исполняли роль не столько носителей обрядности, сколько живых компьютеров, умевших считать, лечить,
предсказывать погоду, утихомировать смуту и обучать детей.
Не стоит забывать, что ценность знания до изобретения письменности и до изобретения книгопечатания была гораздо более высокой, чем сегодня. Жрец в социальной его роли был выше царя, поскольку с его потерей утрачивалась память и технологические достижения всех предшествующих поколений одновременно.
Дивный стереотип, рисующий жреца в роли вечного охмурителя народных масс, является продуктом современного типа мышления,  отделившего вопросы веры
 ( мировоззрения ) от вопросов науки ( светского знания ) так, как будто, эти материи - разнородны.

Язычество, это, возможно, исторический период ( он не закончился ), но уж никак - не религия.

Религий, как таковых, и вовсе никогда не было, вплоть до начала эпохи социальной инженерии, которую нам, поневоле, приходится связывать с именем Иисуса Христа, с началом новой Эры.

Не стоит путать грешное с праведным.
Праведное, ведь, это - продукт тоталитарного сознания, появившегося вместе с господом богом. До Господа не было ни праведников, ни юристов, определяющих степень праведности, был только закон соблюдения традиций, в процессе исполнения которых не могло появиться никаких героев.

В заключение: единой систематики религий не было и быть не может.

Система единого знания, существовавшая до появления монотеизма не может быть классифицирована в качестве религии.

 Древнейшие мифы являются концентрированным сгустком информации, которую
нужно было обязательно донести до следующих поколений в виде "сказок" рассказываемых детям уже в самом раннем их возрасте. Таким образом закладывался "идеологический" базис ( еще до появления письменности ), чтобы человек вырос человеком, а не - маугли.\
   
И только в новое время, когда выросло население планеты и появилась возможность выживания целых племен за счет эксплуатации других племен, родилась эта новая технология, технология веры в единого бога, монотеизм, который один только и подпадает под определение "религии".

Было бы странно и удивительно, если бы высшие иерархи современных церквей не оказались на поверку "отъявленными" атеистами.
 Кто-то, ведь должен решать рационально проблемы, встающие перед церковью непрерывно, в том числе и болезненные вопросы реформ.
Но народ ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ. В исполнении этой миротворческой и жизнеутверждающей функции находят свой долг и свое призвание и "папы" "и-мамы".

Впрочем, о глобальной роли ислама, вечного оппозиционера единого бога, оживающего в самые страшные периоды человеческой истории, я не смею судить однозначно.
 
Религия, это - иудаизм и христианство.
Все, что было раньше, это - не религия.
Нужна приемлемая терминологическая система.
А, что такое "ислам" выяснится со временем.      


Рецензии
А жрецы со жнецами имеют что-то общее, Владимир?

Ирина Мадрига   09.02.2011 22:05     Заявить о нарушении
Термин "жрец" звучит грубо для нашего слуха. А, уж, в смысл можно
вкладывать любое содержание.

Владимир Середа   09.02.2011 22:27   Заявить о нарушении
Так и я об этом:)

Ирина Мадрига   09.02.2011 22:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина.
Физических возможностей для редактирования статей нет. Эта, тоже,
- не академическая. Другие - можно выбрасывать целиком.
Зато у меня можно найти что-нибудь для чьей-нибудь диссертации.
Время провокаций пройдет.
Меня до сих пор поражает цивилизованная западная мысль, целиком
спроектированная на самоуничтожение.
Эта рабская покорность мяснику, и, в то же время, - борьба со
жнецом, жрецом и на дуде игрецом. Эта - страстная игра в демократию и
собственное отсутствующее достоинство.

Владимир Середа   12.02.2011 00:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Володя! Вы знаете, как у русинов называются место, куда люди ходят по нужде? Захід:) Серьёзно. И сооружения такого назначения в селах обычно устанавливаю западнее дома, так же как и кладбища выносят на западную границу населенного пункта. Мн иногда кажется, что территория и население нынешней Закарпатской области всегда были и будут еще сколько-то там времени индикаторами исторического процесса и Запада, и восточной части Европы. А вскоре, может, и на тонкие дела Востока начнем реагировать, нелегальная миграция опыта и способностей добавит.

Ирина Мадрига   12.02.2011 21:25   Заявить о нарушении
Простите за опечатки. Когда быстро набираю текст, некоторые клавиши проскакиваю:)

Ирина Мадрига   12.02.2011 21:27   Заявить о нарушении
Ага, это - правильная реакция. Я обращаюсь к своим мыслям и ко
всему миру сразу. Вы не должны были обидеться, хотя и могли бы.
У меня есть определенные проблемы. Жить - не скучно, а сил для общения - нет.

Владимир Середа   12.02.2011 22:42   Заявить о нарушении