Поездка в Ленинград

    Вы хорошо знаете Санкт-Петербург? Я не очень. То просто проездом приходилось побывать в этом уникальном городе, то в командировках пару раз, когда дневное время ограничено рабочим днём, а вечернее, не всегда благоприятствует прогулкам, благодаря особенностям тамошней погоды.
Да и добираться от метро «Площадь Мужества» до «Лесотехнической Академии», рядом с которой находилось НИИ Охраны Окружающей Среды, было сложно и долго.
    Когда дети были маленькие,  как-то раз, мы всей семьёй ездили на теплоходе «Денис Давыдов» по туристическому маршруту: Самара – Ленинград – Самара – Астрахань - Самара. Но туристический маршрут плох тем, что ты всё время привязан к жёсткому режиму: приплытие к очередному запланированному населённому пункту, завтрак, экскурсия, обед. После обеда сон, так как маленькие дети, полдник, свободное время, отплытие, ужин, культурная программа на палубе.
    И было это давно. И вот представился случай познакомиться с этим городом поближе и в более свободном графике.
    Сейчас расскажу об этом поподробнее.
    Уже после смерти мужа, я работала в Университете Непрерывного Образования. Это у нас был такой "пилотный" проект. Заведовала я там, двумя компьютерными классами и заодно была куратором свободного времени у 12-го класса. И вот летом, наш ректор организовала путешествие на теплоходе. И четыреста учащихся старших классов плюс нас двадцать человек - кураторов и классных руководителей, отправились в плавание по маршруту: Самара - Москва - Санкт-Петербург - Петрозаводск - Валаам и назад до Астрахани, а потом и до Самары.
     Маршрут долгий. Детей много. Ответственность - громадная. Дисциплина - железная.
     В Санкт-Петербург мы прибыли незадолго до ужина. Поужинали. На берег никого не пускают. Поздно. Два дня впереди. А это где-то 11-12 июля. Ещё отголоски "белых ночей". Красота! Но всё это великолепие - только с борта теплохода. У меня в классе было 12 человек: 11 мальчиков и 1 девочка. Все системные программисты. Приходят ко мне в номер: двое ребят падают ниц - на колени и так жалобно просят: - Ну, Надежда Петровна! Ну, миленькая! Мы уже были у начальника маршрута, она сказала, что если вы с нами пойдёте, то она отпустит. Ну, что делать? Говорю: - ладно, но слушаться - безприкословно. Все клятвенно обещали. Я предупредила их, что надо взять обязательно паспорта. Ночь ведь будем гулять. Вдруг какая-то проверка. И покинули борт нашего теплохода.
    Вышли на набережную. Перешли через какой-то мост, не обратив внимание на то: разводится ли он или нет. Гуляем, болтаем. Иногда, всплывали и серьёзные темы. Вышли на Невский проспект. Пока работали магазинчики и кофешки, покупали какие-то сладости, мороженное. Хотя и большие, но всё-таки дети. Когда всё закрылось, стали любоваться архитектурой, античностью. Несколько раз останавливались около уличных музыкантов-одиночек и даже целых музыкальных коллективов. Слушали, смотрели. Всё в диковинку. У нас в городе такого ещё в те времена не было. И всё-то было хорошо, но подустали. И решили присесть. Время где-то 2-3 часа ночи. И немного не доходя до Адмиралтейства  - памятник, что ли какой-то, не помню точно, но прямо по середине Невского проспекта. То есть проезжая часть с одной стороны. И проезжая часть с другой стороны. А вокруг него столбики и массивные цепи. Мы на эти цепи расселись и сидим, покачиваемся. Отдыхаем, якобы. И вот тут-то, один из моих питомцев, узревает милицейский патруль. И направляется он прямо к нам. Ребята, как-то немного забеспокоились. А я им говорю, да, мол, что вы, у нас же всё в порядке. И тут один мой подопечный, один из тех, кто буквально месяц назад, помогал с другими ребятами, мне переезжать на "новую" квартиру и говорит: - у нас то да, а вот у Вас? А я к тому времени из старой квартиры уже выписалась, а в новую ещё не прописалась. То есть у меня паспорт без прописки. Мы так захохотали все, что подошедшие милиционеры даже опешили. Спросили: кто мы? откуда? кто старший с группой?            
    Мы ответили всё, как полагается в таких случаях. Но ... Когда те ушли, ребята мне сказали: - Надежда Петровна, будете себя плохо вести, сдадим в милицию ...
    Немного отдохнув, пошли осматривать Дворцовую площадь.
    Тихая, ленинградская, белая ночь подходила к концу. Мы решили возвращаться. Ребята потихонечку напевали любимые бардовские песни. Двое из моих подопечных писали и сами песни. И, надо сказать, совсем не плохие. Пели и их. Я в меру своих скромных возможностей – подпевала. Настроение -  утреннее, свежее. Чувство свободы и преимущества, перед теми, кто сидит где-то там, на теплоходе, переполняло нас. Незаметно, за разговорами, шутками, анекдотами, прошли весь Невский. Подошли к мосту ...  А он - разведён. Мальчишки, они и есть мальчишки. Начали пытаться дойти до края половинки моста, по наклонной плоскости. На перегонки, кто умудрится выше взобраться. Но устав от непостижимого занятия, постепенно угомонились.
    Мы спустились по бетонному откосу к Неве. Где-то в туманной, предрассветной дымке на той стороне стоял наш теплоход. Мы сидим напротив. Ждём, когда «…Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…»
    Это так удивительно. Когда утро наступает просто по времени на часах, а не по состоянию дня и ночи. И ты не где-то, где этого нет. А тут. Присутствуешь при этом таинстве и соучаствуешь в нём.
    Словно по команде, все мосты, что были в поле нашего зрения, пришли в движение.
    Началось новое утро. Утро следующего дня. Мы подошли к мосту, несмело ступили на него и, идя к его середине, одновременно опускались.
    И вот мост снова превратился в одно целое. Перейдя его, мы поспешили вдоль набережной к своему теплоходу. Зайдя по трапу, разбрелись по каютам. Очень хотелось спать. Скоро завтрак, потом экскурсии, лекции, тематический вечер. На сон оставалось пара часов.
    День пролетел, действительно, незаметно.   
    Автобусная экскурсия всем очень понравилась. Экскурсовод, молодая женщина, потомственная коренная ленинградка, явно влюблённая в свой город, очаровала нас. Ребята задавали много вопросов. Ей это льстило. Она, с захватывающим восторгом, отвечала на каждый новый вопрос и, уже подъехав к стоянке нашего теплохода, мы немного задержались, сидя в автобусе и дослушивая её мелодичный рассказ.
    Проезжая вдоль набережной, мы обратили внимание на огромное скопление людей, мало напоминавшее очередь, над которым висел красочный транспарант: Выставка Сальвадора Дали. Кассы.
    Не посетить эту выставку? Ну, просто перестать себя уважать. Тем более что эти «Кассы» находились в стапятидесяти - двухстах метрах от нашего причала.
    Наскоро пообедав, все желающие посетить, столь уникальную выставку, направились к многочисленной толпе. Разбираться, что и как не было времени, притом "концов" у этого столпотворения было много. Мы разделились на группы по несколько человек и, весело болтая, стали коротать время в ожидании счастливого мгновения: получения билетика на посещение выставки.
    В одни руки давали четыре билетика. Мы без конца пересчитывали, сколько нам нужно всего билетов. Боялись кого-нибудь забыть. Очередь была путанной, двигалась медленно. Но всё-таки мы постепенно приближались к заветной вывеске "Касса".
    Вдруг несколько наших мальчишек и девчонок, стоявших в других очередях, прибежали с ужасающими лицами. Спрашиваем: Что случилось? Они на перебой стали рассказывать.
    Оказывается, в этом же одноэтажном строении, находилось два окна, в которых продавали обезумевшему народу купоны МММ. Тогда эта пирамида только раскручивалась. Распространение этих "загадочных" купонов было организованно только в крупных городах и, желающие приобрести гарантию на неслыханное богатство приезжали в Москву и Ленинград из других областей. А поскольку очереди и за купонами МММ и за билетами на выставку практически переплетались, то наши ребята, только подойдя к кассам и протянув деньги, поняли – куда они попали.
    Простояв в общей сложности часа три - четыре, мы наконец-то стали счастливыми обладателями билетов на желанную выставку. И на следующий день, после обеда, в оставшееся свободное время посетили её.
    Мнения от посещения были разные. Но то, что это была уникальная возможность увидеть оригиналы великого художника – несомненно. Кстати говоря, по-моему, больше ни разу за последние пятнадцать лет, такой экспозиции не проводилось. А жаль. Значит почти целое поколение не знает о Дали ничего.
К сожалению, не только о Дали.
    Вот как бывает.


Рецензии