Речевое манипулирование в политике Копылова В Е

www.oodvrs.ru

В последнее время изучение феномена манипуляции стало особенно актуальным для многих отраслей знания: психологии, социологии, лингвистики, философии, культурологи и ряда дру­гих наук. Междисциплинарный характер исследований доказы­вает, какое значение имеет данное явление в современной дей­ствительности.

И, несмотря на то, что феномен манипуляции изучается уже достаточно давно, до сих пор нет четкого его определения.

В своем первоначальном значении слово «манипулирование», или «манипуляция», ведущее свое проис­хождение от латинского слова «manipulare», означало «управ­лять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказы­вать помощь и т.д. В современной литературе под манипулиро­ванием понимается искусство управлять поведением и мышле­нием людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание, вид психологического воздействия, искусное исполне­ние которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Е.Л. Доценко определяет манипуляцию следующим образом: «Это вид психологического воздействия, используемый для до­стижения одностороннего выигрыша посредством скрытого по­буждения другого к совершению определенных действий» [До-ценко 2000: 53]. Доктор философии В.М. Герасимов под манипу­лированием понимает «один их специальных методов социаль­но-психологического контроля» [Герасимов 1999: 74]. Таким об­разом, суммируя приведенные выше определения, мы можем сделать вывод о том, что манипуляция - это способ психологи­ческого воздействия на общественное сознание с целью побу­ждения к совершению определенных действий, выгодных для манипулятора.

В связи с этим необходимо перечислить принципы манипуля­ции:

•    оперирование информацией;

•    сокрытие манипулятивного воздействия (имплицитность);

•    степень и средства принуждения, применения силы (ма­стерство манипулятора);

•    мишени воздействия (ценности и идеалы, которые будут подвержены манипуляции с их последующей трансформацией);

•    тема роботообразности, машиноподобия адресата воздей­ствия (к объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, вещам).

Кроме того, необходимо отметить, что при манипуляции важ­но ощущение самостоятельности принятия решения. Превра­щая другого субъекта в объект, подвластный контролю и управ­лению, манипулятор, тем не менее, создает иллюзию самостоя­тельности принятия решения реципиентом.

Но было бы неверно трактовать манипуляцию только с нега­тивной точки зрения. Важно упомянуть и о том, что манипуляция - это не всегда плохо. Исследователи отмечают, что существу­ют примеры манипулирования во имя свободы слова: журнали­сты с помощью речевой манипуляции спасают себя от уголов­ной ответственности, высказываю критику в адрес власти и отдельных коррумпированных лиц [Иванов 2004: 43]. Более того, манипулятивные приемы могут использоваться в интересах самого манипулируемого, например, для того чтобы он бросил курить или пить. И здесь манипуляция окажется более эффек­тивной, нежели прямое принуждение или физическое насилие.

То же самое касается и воспитания ребенка: можно безболез­ненно управлять им, избегая требований к нему приказного по­рядка [Доценко 2000: 66; Шейнов 2001: 4]. Однако многие иссле­дователи склонны считать это не манипуляцией, а «скрытым управлением», апеллируя к тому, что данные действия соверша­ются из благих намерений.

Мы в своей работе будем рассматривать манипуляцию с точ­ки зрения ее негативного понимания.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что манипу­ляция присутствует во всех сферах общественной жизни. Это значит, что во всех сферах жизни присутствует некий манипуля­тор, имплицитно навязывающий свою систему ценностей.

Наиболее ярко этот феномен проявляется в политической сфере, важнейшие функции которой - регуляция и интеграция современного общества. Их выполнение зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования способов идейно-пси­хологического воздействия на массовое сознание.

На сегодняшний день мы можем говорить о двух способах идейно-политического воздействия. Во-первых, это политико-и­деологическое убеждение - честное, прямое обращение к лю­дям, к их сознательному, критическому мышлению. В-вторых, -косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к ир­рациональному, инстинктивному в человеке. В период же обще­ственных кризисов политики зачастую отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся спосо­бом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам.

Сущность общегосударственного манипулирования основы­вается на систематическом внедрении в массовое сознание со­циально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру.

Если говорить о манипуляции в политике, то нужно отметить, что данное явление может осуществляться посредством психо­логического воздействия, трансляцией определенного имиджа политика, а также посредством речевого воздействия, или рече­вого манипулирования.

По определению О.Н. Быковой, «речевое манипулирование -вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедре­ния в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у ад­ресата на данный момент. В основе речевого манипулирования лежат такие психологические и психолингвистические механиз­мы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать ре­чевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определённых иллюзий или заблуждений, провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков. Речевое манипулирование - это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи. Как правило, речевое манипулирование предполагает та­кое воздействие на адресата, которое тот не осознает и воспри­нимает как часть объективной информации» [Быкова 1999: 99].

Речевое манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, но особенно активно - в предвыбор­ных кампаниях, идеологической пропаганде, печатных и телеви­зионных СМИ, рекламе, обучении, психотерапии. В целом, в этих сферах речевое манипулирование направлено на фор­мирование у широкой аудитории определенных предпочтений, вкусов, потребностей, предрассудков, стереотипов, выгодных манипулятору.

Таким образом, говоря о речевом манипулировании, мы подразумеваем не объективное описание действительности, а варианты ее субъективной интерпретации. Г.Шиллер, описывая миф о нейтралитете, говорит о том, что «для достижения наи­большего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в ко­торой ее присутствие не будет ощущаться» [Шиллер 2007: 613].

Таким образом, цель использования речевого манипулирова­ния заключается в том, чтобы выдать результат принятия реше­ния противоположной стороной (адресатом) за ее собственное.

Говоря о методах речевого манипулирования, необходимо подчеркнуть, что разные исследователи выделяют разный на­бор этих компонентов. Однако нам представляется возможным выделить основные из них, общие для многих ученых.

Преобразование информации - намеренное утаивании или искажение информации таким образом, чтобы сообщаемое со­держание было воспринято необходимым для отправителя об­разом. Немалое значение здесь приобретает момент подачи ин­формации, например, в неудобное время или в неудобной об­становке.

Частичное освещение или избирательная подача материала - информация подается настолько неполно, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе.

Информационная перегрузка - сознательное предоставление чрезмерного объема информации с целью лишить адресата воз­можности адекватно усвоить и верно оценить ее, таким образом адресат, не имеющий доступа к информации, вынужден пола­гаться на ее официальную интерпретацию.

Использование секретности - преднамеренное утаивание ин­формации, которая способна подорвать официальную политиче­скую программу.

В заключение следует отметить, что методы речевого мани­пулирования в политике постоянно совершенствуются и роль политического манипулирования в современном российском об­ществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще признает пра­вила игры, установленные государством.

Екатеринбург, Россия 2010

Копылова Виктория Евгеньевна - ассистент кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного педагогического университета

ЛИТЕРАТУРА

Быкова О.Н. Языковое манипулирование: Материалы к энцик­лопедическому словарю «Культура русской речи» // Теоретиче­ские и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Россий­ской риторической ассоциации. Вып. 1 (8). - Красноярск, 1999.

Герасимов В.М., Деркач А.А., Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психология парламентаризма. - М., 1999.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механиз­мы и защита. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

Иванов Л.Ю. Пиар есть пиар - примеры речевой манипуля­ции в новом российском политическом дискурсе // Sprach. Literat-ur. Politic. Ost- und Sudosteuropa im Wandel. (hgg. B.Symanzik, G.Birkfellner, A.Sproede). Hamburg, 2004.

Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология ма­нипулирования). - М.: Изд-во АСТ, 2001.

Шиллер Г. Манипуляция и запрограммированное сознание // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход: Учебное пособие. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Са­мара: ИД «Бахрах-М», 2001.


Рецензии