Глава 3. Сельское хоз-во в дореволюционной деревне

               

      До революции земля, принадлежавшая деревне, распределялась среди жителей пропорционально числу членов семьи (едоков), причем, на взрослых  выделялась большая доля, чем на стариков и детей.  Барской земли не было.     Вся земля была разделена на пахотную, сенокосную и на угодья для выпаса скота.   Пахотная и сенокосные земли были закреплены за каждой семьей в постоянное пользование.   Жители свою землю удобряли, могли сеять что либо по своему усмотрению.    Для сенокоса также выделялись определенные  участки земли, где можно было заготовлять сено.   Жители ухаживали за своими участками, не допускали роста сорных кустов, мелких деревьев,  строили на них сараи для хранения сена.   В общем пользовании были угодья для выпаса скота. Из разговоров со своими предками было ясно,  что земля не продавалась отдельным жителям,  а распределялась так,   чтобы все семьи могли себя прокормить и еще часть  своей продукции отдавать государю,  где-то около   10%.

     Для выращивания зерновых земля в нашей местности не очень пригодна – суглинки, пески, подзолистые почвы, но село все же зерновые культуры сеяло, хотя урожаи были невысокими.    Селяне держали много скота,   весь навоз вывозили на поля в качестве удобрения.  На полях сеяли главным образом рожь.  Сеяли также жито (ячмень), овес, горох, просо, гречу, коноплю, лен.

     Землю пахали в начале века в основном сохами, плуги были редки, только у богатых.  Соха является безотвальным орудием обработки земли.      Сегодня учеными признается, что безотвальный способ обработки земли  имеет преимущества перед другими, так как более эффективно сохраняет влагу в почве, что особенно важно для  засушливых районов.
Главной тягловой силой было лошадка. Практически все семьи держали лошадей, потому что без лошади в деревне жить было в то время невозможно -  ни землю вспахать, ни сено или дрова привезти. Лошадь использовалась    как транспортное средство.

     Землю рыхлили самодельными деревянными боронами, которые  изготовляли из елей с длинными частыми суками, связывая их  в отдельные блоки.  Сеяли зерно тоже вручную.  Мужики с «севалками» шли по вспаханному полю и умело разбрасывали зерно полосой 4-5 метров. Чтобы не ошибиться и дважды не засеять или наоборот , не оставить плешин на участке, ставили вешки из веток.  «Вешили»    чаще всего дети, помогая взрослым.

     Зерновые жали вручную, серпами.  Сжатую рожь или другие культуры вязали в снопы, которые складывали в так называемые бабки.   Шесть – восемь снопов ставили вертикально, прислоняя колосьями друг к другу, а сверху прикрывали снопом.  В бабках снопы сохли, зерно не мочило дождем.  Затем снопы свозили к своим гумнам и складывали в скирды, или скирдовали на полях.

     Каждая семья, или несколько родственных семей, имели свое гумно -  большое помещение  с гладким деревянным полом и ригой.  В риге была кирпичная печь, которая топилась «по черному»  и деревянный настил из жердей, куда снопы ставили вертикально  для просушки.  Как правило, ригу загружали с вечера,  затопляли печь, и всю ночь снопы с зерном  сохли.  Обмолотом занимались осенью, после уборки урожая, в октябре – ноябре.   Снопы обмолачивали вручную цепами, состоящими из длинных   черенков со свободно  подвязанными на концах деревянными билами (колотушками).  Молотить выходили всей семьей рано утром, еще затемно, с фонарями, чтобы до завтрака закончить и успеть на дневные работы. Снопы из риги вытаскивали, складывали посреди гумна в два ряда, колосьями вовнутрь,  связки разрезали и обмолачивали, ударяя  билами по колосьям и соломе. После обмолота солому собирали, связывали в большие снопы и скирдовали их на улице.    Яровую солому   скармливали скоту,  а солому озимой ржи использовали  для хозяйственных нужд – крыли крыши, набивали матрасы, использовали в качестве подстилки для скота.    Полученное зерно, уже сухое,  пригодное для длительного хранения, провеивали, отделяли от мякины, обязательно обмеривали специальными мерками (типа легких кадок). В каждую мерку помещалось около одного пуда зерна (16 кг).    Готовое сухое зерно отвозили в амбары.   Мякину собирали и использовали на корм скоту. Такая технология ручного производства зерна не очень производительна, но  достаточно экономична. Потери зерна были минимальны.
Для получения муки зерно мололи на мельницах, которых в округе было немного.   В основном мельницы были водяные, строились на берегах рек или прудов.   Чаще мололи  зерно в домашних жерновах.

     Для получения масла и волокон сеяли коноплю и лен-долгунец.  Конопля вырастала высотой   1,5 – 2 м.  Стебли    выдергивали из земли с корнями, сушили, обмолачивали.   Зерна высушивали, толкли в ступах, измельчали, нагревали в печках в противнях, засыпали в холщевые мешки,  зажимали  в специальных деревянных тисках с помощью клиньев, выжимали масло, очень ароматное, вкусное.    Соломку-пеньку замачивали в прудах, волокно потом легко отделялось, из него изготовляли прочные веревки и канаты.

     Льна сеяли много, нужна была ткань-холст, да и масло тоже.  Лен сеяли очень густо (плотно)  на глинистой почве, чтобы стебли льна высотой 50-60 см не полегали.   Лен в цвету очень красив, цветки синие, довольно крупные.   У льна практически нет листьев, один  тонкий длинный стебель, и только на верхушке – несколько листочков и круглая коробочка с семенами.  После вызревания семян лен теребили, т.е. вытаскивали из земли, связывали в снопы,  сушили, обмолачивали и получали семя.  Из семян получали масло таким же способом, как и из конопли.     Обмолоченную льно-соломку  раскладывали в полях после скошенной травы, по отаве. Осенние дожди и росы  способствовали  отделению  волокна от внутреннего стержня.  Соломку убирали, сушили в тех же ригах и обрабатывали,  сначала в  мялках, в которых отделяется основная костра, а волокно затем трепали легкими тонкими деревянными  дощечками (трепалками).     В результате получали гладкое тонкое волокно, пригодное для прядения и получения нитей.   Отходы (отрёпы или пакля)  использовались в хозяйстве для изготовления веревок и в качестве уплотнителя при строительстве домов и для других целей.

     Многие жители ткали холсты сами. Я в детстве наблюдал, как бабушка, а потом  и мама,   ткали холст на самодельном станке, называемом кроснами.   Сначала пряли лен, получали  пряжу -  нитки  тонкие, прочные.   Пряли в основном зимой и старики и молодежь.  Молодые девушки брали с собой на посиделки прялки, одновременно и развлекались и делали полезную работу.   На посиделки приходили парни и обязательно гармонист,  пели, плясали.    На такие посиделки я  и мои сверстники тоже ходили после войны,  такой быт еще долго сохранялся с прежних времен.   Далее из ниток делают основу - на мотовило наматывают нитки в количестве, зависящем от требуемой ширины  полотна.  Длина такой основы была около 12-15м и зависела от количества рядов, наматываемых на мотовило.   Потом основу наматывают на барабан, расположенный сзади кросен,  нитки пропускают через так называемые «ниченки», их несколько  в зависимости от сложности  рисунка ткани, и затем основу пропускают через «бердо» - специальную решетку из тонких деревянных полосок.  С помощью ниченок  определенные ряды ниток специальными педалями поднимаются или опускаются и в образовавшийся зазор между рядами ниток пропускается челнок с цевкой, на которой намотаны нитки – уток. С помощью берда уток плотно прижимается к ткани.  Готовая ткань наматывается на передний барабан кросен. Рисунок ткани мог быть простым, как например  ситец, или более сложным в виде елочки.  Я видел полотенца, вытканные таким способом когда-то  очень давно, очень тонкие и красивые, не  уступающие фабричным.
Вытканный холст имеет серый цвет, неприглядный на вид.   Для отбеливания холста его расстилали весной на снегу (по насту), под действием влаги   оттаявшего снега и солнца полотно становилось абсолютно белым и красивым.

     Кроме зерновых сажали много овощей: картошку, капусту, свеклу,  морковь, турнепс, брюкву, репу, редьку, лук, чеснок, и, конечно, огурцы.   Помидоры начали выращивать позже, уже в наше время, когда появились прозрачные пленки.
Капусту рубили сечками в больших деревянных корытах, люди собирались  скопом, по очереди в каждой избе.   Капусту делили на белую и серую. Белую солили отдельно, часто большими кусками, полукочанами, ее ели с картошкой. Серую капусту, из полузеленых  и зеленых верхних листьев, квасили отдельно, из  нее варили наваристые щи,  считалось, что такие щи вкуснее. Всю ботву  - свекольную, морковную и другую -  также рубили в деревянных корытах и квасили в больших деревянных кадках – дошниках,   диаметром около полутора метров   для кормления зимой скота.

     Свеклу, репу, морковь, брюкву парили в печке, в чугунах с малым количеством воды,  получалась очень вкусная еда, особенно ее любили дети, т.к.  другие сладости были большой редкостью.   Вареную или пареную свеклу сушили, она становилась еще слаще. Сушеную свеклу использовали вместе с солодом для приготовления кваса, основного напитка деревни.  Квас пили просто как напиток, подавали к картошке, в квас клали квашеную капусту, соленые или свежие огурцы, иногда мелкую сушеную рыбку – снеток.   Квас подавали и к праздничному столу, к пирогам с рыбой  (рыбникам).      Квас брали с собой на покос, в поле,  в жару он очень хорошо утоляет жажду.   Из солода и хмеля варили  и свое домашнее пиво, слабо хмельное и очень вкусное.

     Солод приготовляли из жита (ячменя).   Жито замачивали, давали прорости, проросшие зерна сушили, мололи  - это и был солод.   Его использовали также для приготовления солодихи – похлебки, сваренной  из солода, на вкус она была сладковатой и очень полезной.  Теперь рекламируют продукты из пророщенного зерна, а наши предки их употребляли сто лет назад и были здоровыми, мало болели.    Все новое – это хорошо забытое старое.

     Люди в деревне к зиме готовились основательно. Заготавливали ягоды и грибы, которых      произрастало очень много – рядом болото и лес.  Грибы сушили и солили.   К грибам   «сушеникам»   относили  белые, подосиновики, подберезовики, маслята, шитики, т.е.  трубчатые грибы. К «моченикам», которые солили,  относили волнушки, гладены, рыжики, грузди  белые и черные.   Опенки не собирали, считали, что есть более благородные грибы.     Грибы солили не отваривая,  а предварительно их вымачивали в течение двух-трех недель,  причем воду не меняли, так лучше отходила горечь.   Такие грибы  получались более вкусными, чем предварительно отваренные.

     В лесах и болотах росло много ягод. Летом собирали малину и чернику.   Сахар был в дефиците, поэтому ягоды сушили.   Зимой пекли пироги с малиной и черникой.   Осенью поспевали брусника и клюква, которые собирали в большом количестве.   Ягоды мочили в деревянных кадках, заливая холодной колодезной водой, так они сохранялись до следующей осени.   Моченую клюкву и бруснику  работники брали в поле и на покос в качестве питья, разбавляя свежей водой.

     Хлеб пекли в, основном из ржаной муки грубого помола в больших противнях в русских печках  обычно один раз в неделю.  Хлеб накрывали полотенцами и он оставался свежим и не черствел.    Пшеничная мука бала редкостью, из нее пекли пироги только по праздникам.  Блины, или как их называли у нас «бабахи»,  пекли из овсяной, гречневой или гороховой муки.   Масло делали из сметаны, сбивая сметану специальными сосновыми рогатками.  Из молока делали простоквашу, творог, сметану,  а из творога и сметаны - домашний сыр.  Мяса употребляли довольно много. Осенью резали скот: телят, овец, свиней.   Зимой мясо морозили и солили на лето, соленое мясо вялили на чердаках, и оно длительно хранилось.   Из соленого и вяленого мяса варили щи, супы, предварительно отмочив его в воде.   Может это была и не очень вкусная еда, но при отсутствии холодильников  люди обеспечивали себя мясными продуктами на весь год.   Отходов при таком натуральном хозяйствовании практически не было. Отходы и остатки молочных продуктов  скармливали телятам, мясные отходы – свиньям, все шло в дело.

     О сенокосе хочется рассказать отдельно.

     Сенокосная пора в деревне – один из самых напряженных периодов года.  Сена требовалось заготовить в большом количестве, так как держали много скота, а времени было всегда мало – это июль и частично август.   Июль хоть и самый теплый месяц, но наиболее дождливый, особенно в нашей местности, относящейся к Валдайской возвышенности.   В июне начинать заготовку сена рано, трава еще недостаточно выросла, не созрела, а в августе начинается уборка урожая.  Крестьянин в отведенные полтора месяца работает очень напряженно.   Сено хоть и легкое само по себе, но работа по его заготовке тяжелая.

     Сельские жители  научились приспосабливаться к климатическим условиям своей местности.   У нас, при относительно влажном климате,  для хранения сена с минимальными потерями крестьяне строили много вспомогательных помещений: сараев, сенников, навесов, защищающих   урожаи от дождей. Считалось, что на один квадратный метр жилой площади площадь дополнительных крытых помещений должна составлять не менее сорока квадратных метров.  У моего деда таких помещений было пожалуй больше, чем полагалось: огромный двор, сарай при доме, три сарая для сена в полях, один за огородом.  Сено в стога не складировали, в них много было потерь, снизу и сверху часть сена (около 30%)  обычно сгнивала и не использовалась,  хотя объем работы по уборке значительно сокращался, т.к. стога устанавливали ближе к покосу, тратилось меньше драгоценного времени на уборку и перевозку.

     У деда два сарая были построены на удаленных от деревни (2-2,5км) покосах, называемых «заходами». В заходы выезжали всей семьей с вечера, там ночевали, готовили еду.  С восходом солнца шли косить. Косили ручными косами, в виду того, что площадки сенокосные не были  большими, изобиловали камнями, кустарником, да и конных косилок было мало, и они были дороги.   Как обычно после завтрака косцы отдыхали 2-3 часа. Женщины и подростки шли в поле разбивать свежескошенные валки травы, чтобы они быстрее просохли. До обеда ранее скошенную траву поворачивали. Обычно просохнуть сену нужно три дня теплой солнечной погоды.  После обеда, как правило,   всей семьей шли сено грести,  сгребать и складывать в копны, кучи по-местному.  Эти кучи ( около 100кг)   свозили к сараям и, если сено было достаточно сухое,   сразу складывали в сараи.   Мужчины вилами  подносили сено, а дети уминали его, тискали.   Все были при деле.  А если сено было еще сыровато, оставляли его в копнах у сарая до хорошей погоды, затем подсушивали и уже складировали.
Такую технологию заготовки сена я застал еще после войны. Так или почти так люди работали и в более ранние времена, традиции в деревне соблюдали строго, так как они выверены многолетней суровой жизнью.  Люди жили за счет натурального  хозяйства, всеми продуктами обеспечивали себя сами, избытки продавали в городе.  Но ближайший небольшой город Осташков окружен деревнями, продать избытки продуктов было трудно, так как рынок был насыщен мясными и молочными продуктами, их продавали обычно зимой в морозы.  Предложений было много, да и далеко было привозить продукты на лошадках (за 50 км), за день доедешь с трудом.   Нужно было где-то ночевать, лошадей кормить, разместить в конюшнях.   За все, естественно, нужно платить по городским меркам.   А где крестьянину взять деньги?   Платили своей продукцией, если останавливались у знакомых.   Так что не так много дохода оставалось крестьянину от  продажи своего продукта.    А чтобы вырастить бычка для получения товарного мяса, с которого максимально можно получить 200кг,  нужно два года.   А сколько требуется кормов, ухода. Мясо получается дорогое.    Сегодня на рынках мясо тоже дорогое, хотя из этой цены производителю достается  половина, а то и меньше.  Большая часть дохода достается перекупщикам и магазинам.     Сложилась ненормальная ситуация, когда труд крестьянина обесценен,  содержать скот становится невыгодным делом.

     Вот так люди жили веками, на судьбу не жаловались, но и большого богатства не было.    Как говорила моя мама «чай с сахаром пили после бани и по праздникам».  Но мой дед держал пчел, был мед, его хватало для большой семьи.


Рецензии
Замечательно описан сельский труд! Это не какая-нибудь средне-усредненная история, это живые конкретные воспоминания и подробное описание. Думаю, что эти заметки будут очень ценными для потомков. Желаю автору дальнейших успехов!

Галина Соломко   17.02.2011 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя, за поддержку. Успехов тебе!

Иванов Александр Яковлевич   19.02.2011 17:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.