Молодость - студенческая жизнь

В 1962 году  - самый счастливый год в моей жизни, я, не увольняясь  с комбината, сдавал вступительные экзамены, и получил двойку по математике. Я хотел забрать документы, но мне сказали подождать, так как сегодня, то есть 4 августа в 15 часов, абитуриентов будет принимать Заместитель Министра высшего и среднего специального образования Узбекистана товарищ А.Азимов. Ровно в 15 часов он нас принял. Мне он сказал, что у меня пятилетний стаж  работы и разрешил повторно сдавать вступительные экзамены в Московский  государственный экономический институт. 5 августа 1962 года, утром после ночной смены, я пришел сдавать экзамен по географии, получил «хорошо», на другой день сдал экзамен по истории, вновь «хорошо», а на третий день, рано утром после ночной смены сдал устный экзамен по математике. Зашел в аудиторию и увидел преподавателя, который мне залепил двойку по математике, он мне сказал: «Берите билет», -  а я ему ответил: - «Мне брать билет или вы сразу поставите «двойку»?
Он посмотрел на меня и доброжелательно кивнул глазами. Где-то минут он через 20-30 я был готов и только хотел начать ему  отвечать, но меня опередила девушка из Андижана, сев к нему. А я сел к экзаменатору – женщине. Посмотрев на меня, она сказала: - «Зачем вам в Москву ехать? Вы что из курятника пришли сдавать экзамен?. Я ответил, что пришёл с работы с ночной смены. Она слушала, слушала и поставила «хорошо». «Вас устраивает?» я в ответ ей: - «Да, можно даже тройку с минусом». Я получил оценку «хорошо». Вышел из аудитории, слышу, объявляют, что в 15 часов все поступающие будут писать диктант по русскому языке. И ровно 15  часов начался мой последний вступительный экзамен. Диктант закончился, я преподавательницу спросил: - «У меня есть ошибки? Она посмотрела и сказала: - «Да. У Вас будет двойка. Я испугался, стал опять проверять свою работу, исправил, много ошибок, и еще раз попросил преподавательницу помочь. «Теперь будет «тройка»? И я её получил. От радости, не знаю как оказался на улице. Я сдал все вступительные экзамены!
11 августа 1962 года в 8 часов вечера меня пригласили на мандатную комиссию. Смотрю, сидит председатель комиссии ректор Средне-Азиатского государственного университета (САГУ) академик Абид Садыкович Садыков. Он поздравил меня с поступлением в Московский государственный экономический институт (потом этот институт объединили с коммерческим и он стал называться Московский институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова). Он сказал, что теперь в моей жизни открывается дорога к Храму Науки и Истины.
18 августа 1962 г. в 10  утра нас всех, кто поступил в центральные Вузы, пригласили в Совет Министров Узбекистана. Председатель Совета Министров Р.Курбанов сказал, что, в прошлом году, из уехавших в центральные вузы, 80% вернулись, не смогли учиться, и если вы тоже вернетесь, то вам больше разрешение на поступление в вузы не выдадим. Тем, кто имеет стаж работы, и назвал мою фамилию, будут оплачены дорожные расходы. В Москве есть Постоянное представительство Узбекистана и по мере возможности, за годы учебы вам будет оказываться материальная помощь.
В этот Московский институт народного хозяйства имени Г.В.Плеханова поехали учиться 7 человек. После первого года учебы нас осталось только двое - я и еще один парень из Кашкадарьинской области, Хусанов Хушвакт Рахматович. Так мы двое в 1967 году после окончания полного курса учебы вернулись в Ташкент. Нам дали квартиры, устроили на работу. И вспоминая это, я всегда выражаю благодарность своему Отечеству, родному Узбекистану за теплый прием, за всё внимание, создание условий, поддержку и помощь.
После первого года учебы нас осталось только двое - я и еще один парень из Кашкадарьинской области, Хусанов Хушвакт Рахматович. Так мы двое в 1967 году после окончания полного курса учебы вернулись в Ташкент. Нам дали квартиры, устроили на работу. И вспоминая это, я всегда выражаю благодарность своему Отечеству, родному Узбекистану за теплый прием, за всё внимание, создание условий, поддержку и помощь.
После нас этот институт закончили Абдурахманов Каландар Ходжаевич, в настоящее время он доктор экономических наук, профессор академик, ректор Ташкентского филиала Московской экономической Академии им. Г.В.Плеханова.
Назаров Азамат – кандидат экономических наук, доцент.  Это замечательные люди высочайшего ума и трудолюбия. Они уехали в Москву после окончания второго курса Ташкентского Института народного хозяйства. И уже в это время явно выделялись здесь своим талантом и усердием в учёбе. Особенно «гремел» Азамат. Это был один из лучших сборщиков хлопка среди студентов республики. Кто-то из современной молодёжи, быть может, скептически заметит, что сбор хлопка и учёба дело разное. И это действительно так. Но есть в этом деле и общее. И учёба, и наука, и сбор хлопка – это большой и тяжкий труд. И нужно обладать незаурядными качествами, упорством и трудолюбием, чтобы переломить себя, и «через не могу», преодолевая всё, идти к цели. А чтобы молодым было понятнее, скажу только, что коробочка хлопка весит 3-5 граммов. А теперь представьте себе, сколько движений нужно сделать руками, чтобы собрать 200 кг. – это 40-60 тысяч раз за день нужно протянуть руки к сухой и колючей коробочке хлопка вытащить её содержимое и положить в фартук. Такой же тяжкий труд и в учёбе. Если человек с детства приучен к тяжёлой и кропотливой работе, то и в учёбе он, как правило, преуспевает. Азамат Назаров тому яркий пример.
И говоря об Азамате Назарове, я не могу ещё раз не вспомнить о Божественном провидении. Как оказалось, и здесь нас обоих опосредованно сводит судьба. Оказывается, именно Азамат учил моего будущего коллегу Виктора Ивонина собирать хлопок, который эту культуру до поступления в ВУЗ знал только понаслышке. И выучил так, что этот европеец, которых студенты узбеки считали заведомыми аутсайдерами на хлопковых полях, стал бить и институтские и межвузовские рекорды сбора. Своего искренне почитаемого до сих пор учителя и сокурсника – Азамата Назарова он так и не превзошёл, но глубокое уважение студентов – сельских узбеков заработал.
А вот Каландар Абдурахманов у меня всегда вызывает искреннее уважение. Не ошибусь, если скажу, что в основе его личностного становления лежит популярная книга его молодости «Звёзды над Самаркандом». Это исторический роман известного ташкентского писателя Сергея Бородина. Речь в нём идёт о «железном хромце» - Амире Тимуре.  Его замечательный пример и лёг в основу «железного» характера, целенаправленности и упорства будущего академика Каландара Ходжаевича. А наша «Альма-Матер» - Плехановский институт лишь причесала и подрихтовала его замечательные задатки будущего крупного организатора и учёного.          
Молодость – студенческая жизнь, прошла бурно. 4 сентября  1962 г. нас студентов первого курса отправили на сбор картофеля. С Белорусского вокзала Москвы поехали на электричке в Рузский район, деревню «Кожино». Там в течение 1,5 месяцев собирали картошку. По ночам ходили в близлежащие деревни за яблоками и  огурцами. Однажды ночью я был на огуречном поле и ничего не было видно. Лег на землю и что-то твердое упало на спину, я все собрал и вложил в мешок, и в темноте километра 3-4 протащили, а когда высыпали, оказалось в мешке одни камни. Было очень обидно.
По окончании первого курса в 1963 году летом во время летних каникул по решению директивных органов, желающих отправили на целину, это был первый целинный год. 16000 студентов поехали на освоение залежных земель. Наш отряд поехал в Казахстан, Целиноград (раньше этот город назывался Акмолинск - Окмола). По приезду наш строительный отряд в составе 32 человек попал в совхоз «Михайловка». Мы строили коровник из камня. Было очень жарко, воды нет, купаться негде. В отряде сухой закон употреблять спиртные напитки не разрешали.
Но именно здесь я понял, что кроме алкоголя и табака в жизни есть иной наркотик. Это публичная похвала и сопровождающая её известность и популярность. А всё дело в том, что институтская многотиражка «Студент», №24 (914), 11.09.1963, впервые напечатала мою фамилию в статье под названием «Нытиков у нас нет». Эта маленькая незатейливая статья сыграла столь большую роль в моей дальнейшей жизни, что я просто не могу не привести её полностью, поскольку рассматриваю её как этапный момент, важнейшую веху всей моей жизни.
«В бригаде у нас 16 ребят и две девушки. Нами уже сделаны почти все трудоемкие работы. Мы строим два арочных коровника и два магазина. На всех четырех объектах сделано 450 кубометров каменной кладки, выкопано 130 кубометров земли, уложено 60 кубометров бетона, смонтированы арки, поставлена крыша на магазине. На первый взгляд, человеку, имеющему какое-то представление о строительстве, эти цифры мало о чем говорят. Но для нас они многое значат, так как до этого мы не были строителями.
Когда ещё в поезде создавалась бригада, в ней не было ни одного студента со строительной специальностью. По этой причине в первые дни были трудности, приходилось даже кое - что переделывать. Несмотря на это, бригада в среднем выполняла нормы на 140 процентов.
Прошло сравнительно немного времени, и наши ребята стали специалистами своего дела. «Заправскими» каменщиками стали В.Пахомов, А.Прищепчик, Б.Башаров, Н.Чистотин, Г.Коммисаров, Ю.Сафаров, А.Чернышев; монтажниками - В.Кудрявцев, В. Марупов, Х.Мамедов; бетонщиками - А.Юрченко, Б.Широков, В.Карентин, В.Колотов, З.Тканченко; плотниками - Ю.Урывский, Н.Чистотин, Н. Козырев, Ю.Сафронов. Следует отметить, что каждый член бригады, занятий, например, на кладке, может в любой момент стать на место бетонщика, плотника, арматурщика.
В эти дни мы заканчиваем строить объекты. И это несмотря на трудности со снабжением материалами, транспортом, подъемными механизмами.
Что касается настроения бригады, то оно отличное, нытиков у нас нет. Каждый понимает, что совхозу необходимы наши объекты в этом году, и мы все стремимся сдать их к сроку и с чистой совестью приехать домой.
Выражаем надежду, что эстафета, принятая нами, будет продолжена в будущем году».
Выход этой статьи позволил мне понять, что любой самоотверженный труд на любом поприще поощряется и рассматривается как великое благо и достояние всего человечества. Пусть наш вклад в эту стройку в глобальном масштабе вроде бы не заметен, но оказывается это совсем не так. Наш труд заметили и отметили. С тех пор у меня никогда не возникала мысль о лености, о ненужности, или бессмысленности работы. Я всегда знал, что я на виду и любой труд престижен и почитаем. В будущем, когда мне было неимоверно трудно и опускались руки от бессилия, я вспоминал эту маленькую публикацию и она всегда действовала на меня как жёсткий наркотик, помогая мобилизовать все свои душевные и физические силы на продолжение любой, даже очень большой и ответственной, казалось бы, неподъёмной  работы.
Почти 3 месяца работали  на стройке, а 9 сентября я отправился домой. Поехал поездом «Целиноград-Ташкент». Правда, билет купил до станции Джамбул, потому что денег было мало (10 рублей - червонец спрятал далеко, в нижний карман). Доехал до станции Луговой, вышел, чтобы пересесть на другой поезд. А этот поезд, в которым я ехал, должен был на станции Арысь, повернуть на Ташкент. И так я вышел на станции Луговой, там сказали, что через час будет скорый поезд «Москва-Фрунзе» (нынешняя столица Киргизии Бишкек).  Я пошел компостировать билет, подошел к окошку, отдал билет кассирше, она просит еще 2 рубля 10 копеек за компостирование. Я отдал ей 3 рубля она прокомпостировала и меня спрашивает: - «Сколько денег ты дал?». Я сказал 5 рублей, она мне 3 рубля сдачи дала. Я молча взял билет, деньги положил в карман. А потом подумал как это плохо, что я обманул человека. Но это было уже в поезде. 
Скорый поезд «Москва-Фрунзе» подъехал. Я сел в общий вагон, в котором никого не было. Чемодан и вещевой мешок положил под голову и лег отдохнуть. Смотрю в вагон зашли 2 парня, киргизы, высокие и здоровые ребята. Я был пострижен наголо. Они подошли ко мне и спрашивают: - «Ты откуда такой страшный, голова лысая, обросший». Я им говорю, что я еду из зоны,  они меня спросили, за что и сколько лет сидел? Я им ответил: «За убийство, 8 лет. Потом они пошли в вагон  ресторан,  принесли 2 бутылки грузинского коньяка  и поесть. Они сказали: - «Давай выпьем, наверное, на зоне не давали выпить? Я ответил, что там не только выпить, поесть нормально не давали. Мы выпили и спели песню. Так и ехали домой.
Ночью девушки, днём кумыс-
Так проводит время киргиз,
Скачет по луговой траве
С куньей шапкой на голове.
Наш поезд подъезжал к станции Туркестан, проводник сказал: «У тебя билет до станции Джамбул,  давай 6 руб. за проезд». «У меня нет денег, я студент, еду с целины». Он мне говорит, не знаю, давай деньги. Конечно, я ему денег не дал просто вышел из вагона и пошёл домой.               
На втором курсе мы обратились в Министерство высшего и среднего специального образования с просьбой заменить изучение иностранного языка изучением русского языка, в связи с этим привожу это письмо.
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО  И  СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СССР
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ПО  ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ
«28»  октября  1963  г. № М-1/5116
Москва, центр, ул. Жданова, 11
Тел. Б. 5-31-22 РЕКТОРУ  МОСКОВСКОГО  ИНСТИТУТА
НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА
им. Г.В. Плеханова
Тов. Фефилову А.И.
копия:
тт.  Мамедову Х. и  Хусанову Х.

Учебно-методическое управление по вузам рассмотрело заявление студентов института народного хозяйства тт. Мамедова Х. и Хусанова Х. с просьбой о замене изучение иностранного языка изучением русского языка в связи с тем, что в оконченных им узбекских сельских средних школах иностранный язык не преподавался. Кроме названной причины тт. Мамедов Х. и Хусанов Х. ссылаются также недостаточное владение русским языком, затрудняющее им усвоение специальных дисциплин.
Управление считает возможным, в порядке исключения, при отсутствии в документах о среднем образовании тт. Мамедова Х. и Хусанова Х. оценок по иностранному языку, заменить им изучение иностранного языка изучением русского    языка – со сдачей зачетов и экзамена по этому предмету в соответствии с учебным планом вуза.
Начальник Управления
                А. БОГОМОЛОВ    
Во время учебы на втором курсе 26 октября 1963 года я женился. Моя жена Лидия Карповна Степанчишина, родом из Абхазии, из курортного города Гагра. В этот счастливый для нас обоих день она стала Мамедовой  и с гордостью носит эту фамилию, которая принесла нам в дом прекрасных сыновей, семейный уют, покой, радость и счастье. Она училась вместе со мной, но на другом факультете.  И часто рассказывала о приморском городе, о Чёрном море и о песчаных пляжах. В моих мыслях город представлялся большим и величественным. И как же я был удивлён, когда открыв энциклопедию, обнаружил, что население этого мини городка  не дотягивает даже до численности трёх кварталов нашего Чиланзара. 
Летом, накануне моего семидесятилетия мы вместе с женой направились в Гагры, дабы Лидия Карповна смогла пройти по улицам города своего детства и юности, вспомнить всё доброе и хорошее, помечтать о будущем. Но нас завернули на границе Абхазии, поскольку мы граждане страны, не признавшей независимость этого государства.  Пришлось отдыхать в Сочи.
В 1966 году, уже будучи на четвертом курсе, я приехал на практику в г. Ташкент в Госплан Узбекистана, где 5 месяцев проходил практику. На пятом курсе работал над дипломным проектом. Тема была «Планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом». Защитил  диплом и сдал государственный экзамен по политической экономии. Сдал на «хорошо». 
Окончание института 24 июня 1967 года отмечали в ресторане «София», собрали по 10 руб., нас было десять человек, Леша Тарханов, Володя Кудрявцев, Алик Зайналов, Аркадий, Леша Чернышев, Славик  Пахомов и еще несколько человек. А в половине первого ночи спустились на стацию метро Маяковского и там танцевали. Это был тёплый, хорошо запомнившийся вечер.


Рецензии