Научно-педагогическая деятельность

Чем проще истина,
тем сложнее ее доказывать.

До 1975 г. Я работал в Центральном аппарате Министерства бытового обслуживания населения Узбекистана старшим экономистом-финансистом. Постоянно ездил в служебные командировки по областям республики, где вникал и изучал отраслевой характер службы быта. Надо отметить, что она носит универсальный характер, так как здесь присутствуют технологии всех отраслей и сфер деятельности народного хозяйства и она имеет полное право называться отраслью народного хозяйства. Здесь выполняются услуги по заказам населения, создается не только потребительная, но и новая стоимость, поэтому здесь труд носит общественный и индивидуальный характер.
Работающие здесь имеют общее представление обо всех отраслях и сферах народного хозяйства. Если материальные производства имеют основные производственные фонды, то служба быта имеет еще и непроизводственные основные фонды, эти фонды только выполняют работ-услуг  индивидуального характера.
В настоящее время в условиях рыночной экономики на материальное и нематериальное производства не делается, особый акцент, здесь все ближе к бизнесу и предпринимательству, лишь бы производил услуги и приносил прибыль, окупал затраты. 
В 1972 году 15 ноября после 5-летней работы в системе Министерства бытового обслуживания населения Узбекистана ССР, я поступил в очную аспирантуру на экономический факультет Московского Государственного Университета (МГУ) им. М.В.Ломоносова на Ленинских горах. Крупнейшее высшее учебное заведение, один из  центров Мировой науки. Первый в России, основан в 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова, в составе философских, юридических и медицинских факультетов. Многие учённые научные школы университета внесли и вносят большой вклад в мировую науку. Факультеты (1977): физический, механико-математический, вычислительной математики и биологический, географический, философский, исторический геологический журналистики, психологии, экономический, юридический; Институт Азии и Африки; свыше 30 тысяч студентов аспирантов обучаются  в настоящее время. Кроме мировой науки, здесь в течение учебы в аспирантуре так же изучали специальные курсы, как например, произведения К.Маркса «Капитал».
Экономическое учение Маркса имеет актуальное значение в наши дни не только потому, что вскрытые им законы движения капитализма вообще продолжают оставаться основой современного капитализма,  но и потому, что в нём показываются некоторые общие для всех формаций экономические законы. В этом учении мы находим наше главное оружие познания – метод материалистической диалектики, примененный Марксом в конкретном анализе капиталистического общества.
Я специально обращаю внимание на диалектику, поскольку это, прежде всего, логика мышления, позволяющая построить стройные теории познания. На этом зиждется наша Национальная программа по подготовке кадров, принятая Олий Мажлисом в качестве Закона Республики Узбекистан, в этом заключается суть Национальной модели образования. Эта программа принята мировым сообществом и отмечена Золотой медалью ЮНЕСКО. Сегодня она рассматривается наряду с немецкой (гумбольдтовской, она же «советская»), англо-американской, французской и японской в  качестве пятой базовой модели образования в мире.  В принципе в ней можно найти сходство с немецкой системой образования, которая ориентирована на познание сущности вещей, выработку стройных логичных схем восприятия окружающей действительности.  Но суть не в этом, суть в том, что наша моджель ориентирована не натаскивание специалиста, а на воспитание всесторонне развитой личности.
Между тем, вместе с иностранной учебной литературой к нам в последние  годы активно проникает, чуждая нам англо-американская схема образования. Для того чтобы понять разницу между ними, нужно вспомнить наши старые радиоприёмники и телевизоры. Покупая их, мы получали и Руководство о том как пользоваться новым аппаратом. В нём всё разъяснялось подробно, перечислялись возможные неисправности и отказы, прилагалась принципиальная радиосхема устройства. Прочитав такое руководство, мы вполне понимали, как и почему работает аппарат. А вот если мы сегодня придём домой с покупкой то, вместо былого руководства найдём изображение пульта управления и стрелочки, указывающие на то, что нужно нажать и что из этого получится. 
Точно также и в англо-американской системе обучения. Там не объясняется суть. Там предлагаются готовые рецепты (кнопочки). А в результате, в нашей системе мы получаем творчески мыслящего специалиста, а в англо-американской – всего лишь добротного исполнителя.
Следуя этой совсем не нашей тенденции, из наших программ по сдаче кандидатского минимума по философии вообще изъята диалектика. Вместо этого, аспирантам предлагается изучать историю философии. Только непонятно для чего это нужно в процессе исследования. Вот и приходится сейчас читать диссертации, сплошь составленные из рецептов, лозунгов и призывов. Так и хочется сказать, что это не наука и не диссертация а Призывы партии к Первому мая. Уж очень текст такого рода работ напоминает фразы, некогда звучавшие с трибун мавзолея, типа: - «Да здравствует наша наука, самая прогрессивная наука в мире! Ура!!!». А вот логики, доказательности и подлинной новизны в большинстве работ нет. Не пора ли нашим философам начать вооружать молодых учёных диалектикой, как основным инструментом научного познания, присоединяя к ней, современные концепции системного, программно-целевого, кибернетического подхода, синергетику и другие общетеоретические инструменты познания окружающего мира. А то ведь наша научная молодёжь скоро и план исследования составить не сможет, левое то полушарие их головного мозга, ответственное у человека за логику мышления, без тренировки и нагрузок, атрофируется и вовсе отомрёт. И всё будет как в том старом анекдоте: «Шла по пескам Кузыл-Кума международная экспедиция «Врачи без границ». Вдали от жилья наткнулись на умирающего человека. Тут же развернули походную операционную, и опытный хирург сделал пациенту трепанацию черепа. А открыв, обомлел. Там была всего одна мозговая извилина. Подумал, подумал и выпрямил её. Вскоре пациент пришёл в себя и его спрашивают, кто он. А тот им отвечает: «Я только что защитился и стал кандидатом наук».  Это конечно анекдот и крайняя степень утрирования, но доля правды в нём есть. В нашей науке остро встала проблема овладения молодёжью логикой и основными инструментами исследования. Сплошь и рядом встречаются работы по студенчески переписанные из учебников, без исследовательской логики и искры творчества. Сердце болит, когда сталкиваешься с этим. Добро хоть пока не так уж и часто. 
И я ещё раз обращаюсь к наследию моих великих московских учителей, заложивших в основу методологии моих исследований в  кандидатской и докторской диссертациях принципы диалектического познания экономической теории о примате  производства, который несомненно, непосредственно связан с распространением диалектики на сферу  общественных отношений.
Моим научным руководителем был профессор Т.Н.Крылов, заместитель начальника отдела сводного народнохозяйственного перспективного планирования Госплана СССР.
Он был очень требовательным руководителем, давал мне задание на какой-то срок и просил показать результат. Я был просто вынужден выполнять эти задания точно в срок. Всегда днем сидел в Государственной библиотеке имени В.И.Ленина,  ночью писал, а потому кандидатскую диссертацию защитил точно в срок.  У меня срок пребывания в аспирантуре закончился 15 ноября 1975 года. Обсуждение диссертации было в апреле месяца 1975 года и мою работу рекомендовали к защите. Я ждал очереди защиты почти 8 месяцев и только 13 января 1976 года я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы экономики и планирования бытового обслуживания населения» (на примере Узбекистана). Эта моя диссертационная работа по рекомендации ученого совета экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова  1984 году было опубликована как монография объёмом 8,5 п.л.
Всю свою жизни я отдал экономической науке. Всегда приходилось занимать ответственные должности (правда крупные должности я не занимал) заведующий сектором, заведующий отделом, заведующий кафедрой и др. Всегда своевременно выполнял свои обязанности, ответственно подходил к поручениям вышестоящих и решению экономических вопросов. За это время я понял для того, чтобы быть правым и приносить пользу, необходимо признать, что реальность и устоявшиеся в обществе убеждения, которые я везде называл выражением  «расхожее мнение», «общепринятая точки зрения», «бытующая мудрость», «повседневное знание», расходятся. В итоге не удивительно, что я всегда отдавал предпочтение именно реальности. В моих исследованиях и многолетнем опыте научно-педагогической деятельности, на протяжении которых мне приходилось наблюдать за упомянутым расхождением между реальностью и общественными представлениями, осознавать его важность самостоятельного принятия решений. В конце концов, я пришел к выводу, что в экономической и политической жизни – намного более чем в других областях – реальность находится либо в плену у социальных и устоявшихся предпочтений, либо уличной и материальной выгоды. Никакая другая тема так сильно не приковывала мое внимание как исследователя и педагога – вот почему анализу этого расхождения были посвящены мои две монографии в советское время. Я здесь уточню, основное место в проводимых мною исследованиях, отведено вопросам доминирующей роли экономики в общественном развитии Узбекистана..
Главная цель моего исследования заключается в том, чтобы понять, как именно экономическая наука, более того, экономическая и политическая системы, культивируют свои истины под давлением материальных факторов и модных политических веяний. Необходимая связь с реальностью у подобных истин отсутствует. Моими учителями в познании этой сложнейшей истины были труды крупнейших экономистов страны того времени. Это  Леонид Витальевич Канторович - математик и экономист, академик, один из основателей экономико-математического направления исследований. Владимир Федорович Майер – мой научный консультант по докторской диссертации, с которым мы совместно  написали интереснейшие работы - «Заработная плата в СССР», «Планирование народного хозяйства», «Дифференцированный баланс доходов и потребления населения и его использование в планировании», «Научные основы экономического прогноза». Леонид Иванович Абалкин - работавший в области проблем планомерного развития и пропорций мирового хозяйства, политической экономии и экономической политики.  Абел Гезевич Аганбегян – занимавшияся проблемами экономики и управления промышленностью. Гавриил Харитонович Попов – крупнейший учёный в области теории управления. Тигран Сергеевич Хачатуров – труды по экономике транспорта и эффективности капитальных вложений. Николай Александрович Цаголов – крупнейший учёный политэконом. Я не случайно с особым уважением упоминаю эти знаменитые фамилии, поскольку знаю этих людей лично. Я многократно встречался с ними в процессе подготовки своей кандидатской и докторской диссертации, общался на научных конференциях, поддерживал неформальные дружеские отношения в рамках простой этической связки – учитель- ученик.  Как говорят в народе с каждым из них я «пуд соли съел», или лучше так как было принято в то время говорить в академической среде - «ведро водки выпил». Пить то я почти не пью – габариты по московским меркам не позволяют. Во мне же всего 160 см роста, а следовательно угнаться за высокопрофессиональным питием московской научной элиты мне было не по силам. Вот сейчас в возрасте зрелости и мудрости сетую на то, что не вышел массой для достойного высокой науки приёма алкоголя, иначе бы, чем чёрт не шутит, авось и  академиком бы в Москве избрали.   
Но это шутка. Высокие академические звания присваиваются не за обильные застолья, а за вклад в науку. А неформальное общение лишь способ познать новое из уст первоисточника, обменяться идеями и мыслями. Так я поступал и при общении с коллегами и учителями в Ташкенте. Мне близки по духу и мировосприятию прекрасные экономические труды известных узбекских учёных экономистов - Алима Муминовича  Аминова, Ибрагимжана Искандерова,  Саидахрора Гулямова, Марата Турсунходжаева, Виктора Ивонина, Каландара Абдурахманова, Эркина Ганиева, Баходыра Ходиева, Эркина Муратова и многих других.  И это не просто выдающиеся современные мыслители, элита узбекской национальной интеллигенции – это ещё и просто мои друзья и коллеги, с которыми я всегда готов встретиться на утреннем плове по поводу какого-нибудь радостного события, но главное,  общение с ними всегда держит меня в тонусе, обогащает новыми идеями и новыми подходами к исследованию экономических процессов.
После защиты кандидатской диссертации и по возвращению в Ташкент я с 1976 году работал заведующим отделом Главного вычислительного центра (ГВЦ) г.Ташкента. Правда, здесь я проработал недолго, до апреля 1977 года. С 4 апреля по декабрь 1977 года работал в должности заместителя начальника по научной работе специального проектно-конструкторского бюро (СПКТБ) Министерства мебельной промышленности Узбекистана.
В 1978 году перешел на работу в Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) при Госплане Узбекской ССР заведующим сектором, где проработал по август 1978 года.
С сентября 1978 года перешел на работу старшим преподавателем в Ташкентский Политехнический институте имени Беруни, но и здесь я работал недолго, зимой в феврале месяца 1979 года я заболел и перенес операцию в клинике Москвы. Поэтому в 1979 году в августе я из этого института уволился и перешел на работу в Ташкентский фармацевтический институт.
С сентября 1979 года по настоящее время я работаю в Ташкентском фармацевтическом институте сначала старшим преподавателем, а с 15 сентября 1979 года прошёл конкурс на должность старшего преподавателя по курсу политической экономии. Здесь жизнь заставила меня глубоко окунуться в дебри экономической теории. Но я был безмерно этому рад, поскольку много лет, по существу, шёл рука об руку с такими корифеями экономической теории как Карл Маркс, с его непревзойдённой трудовой теорией стоимости в четырёхтомном Капитале,  Адамом Смитом - одним из основоположников классической политической экономии,  Давидом Риккардо – крупнейшим представителем классической школы политической экономии, Джоном Стюартом Миллем - крупным представителем классической школы политической экономии, Альфредом Маршаллом (1842-1924) – главой кембриджской школы раннего маржинализма и начал неоклассической политической экономии, Вебленом Тростейном - основоположником технократического направления институционализма, Жаном Батистом Сеем – создавшем полный курс практической политической экономии, Полом Самуэльсоном - Лауреатом Нобелевской премии (1970), Милтоном Фридманом - представителем Чикагской школы, одним из идеологов монетаризма, Лауреатом Нобелевской премии (1976), Джоном Мейнардом Кейнсом - одним из основоположников макроэкономического анализа, Джоном Кеннетом Гэлбрейтом -  сыгравшем заметную роль в развитии американского либерализма, автором весьма интересного труда «Экономика невинного обмана», написанного им в 2004 году в возрасте 95 лет. Глубокое и всеобъемлющее изучение их бессмертных трудов не просто обогатило мои знания, оно позволило нести их нашим студентам, новому поколению молодых специалистов, входящих в жизнь. И мысли великих экономистов трансформированные мною в доступный для восприятия лекционный материал служили и служат им серьёзным подспорьем и в науке и в будущей деятельности. 
И всё же не могу не обратить внимание на последнюю работу Гэлбрейта, поскольку он уже в 2004 г. предсказал грядущий мировой финансово-экономический кризис как следствие узаконенного невинного обмана, который, бесспорно, играет большую роль как в частной жизни, так в общественных дискуссиях. Однако и те, кто исповедует невинный обман, и те кто управляет им, открыто, не признают его существования. У них, подчеркну, не возникает ни чувства вины, ни чувства общественности за обман. Невинный обман – это не выдумка какого-то лица или группы лиц: он представляет собой естественное, даже истинное мнение о том, что лучше всего может служить личному и более широкому интересу. Но любой обман, любое мошенничество, рано ли или поздно ли всё равно обнаруживаются. К примеру, события 2008 года, мировой финансово-экономический кризис охвативший почти, все страны мирового сообщества, явившийся причиной резкого снижения темпов роста всей экономики, спада производства во многих странах, со всеми вытекающими отсюда  негативными последствиями.
Но не буду углубляться в теорию, скажу только, что обратил на эту работу внимание и потому, что она была написана автором в 95-летнем возрасте. А это значит, что и у меня, в мои, круглые сегодняшние 70, есть ещё четвертьвековой творческий запас.  И я рассчитываю написать в таком же возрасте хорошую книжку по теории экономического самообмана. Авось Бог даст долгие лета и ясное мышление, глядишь и справлюсь с подобного рода работой, которую непременно напишу с долей нашего исконного восточного юмора, как и пристало земляку легендарного Ходжи Насритдина.
Но продолжу о деле. Одновременно, работая в должности старшего преподавателя в этом же институте, я продолжил работу над докторской диссертацией. В 1984 г. был прикреплен заочно к докторантуре экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Мне была утверждена тема докторской диссертации «Территориальное планирование развития бытового обслуживания союзной республики» вопросы теории и практики (на материалах Узбекистана). Моими научными консультантами были профессора Г.Х. Попов и Ф.В.Майер. Приходилось часто ездить в Москву.
Данная работа была выполнена в основном на бывшей кафедре истории КПСС и политической экономии нашего фармацевтического института. По своей актуальности и научной новизне моя докторская работа не уступала другим диссертационным  работам, посвященным  отраслевой проблематике развития.
К сожалению, до сих пор бытует мнение, что после перехода к рыночной экономике проблемы непроизводственной сферы,  включая бытовое обслуживание населения, потеряли актуальность. Но это далеко не так. Действительно, былое предназначение бытового обслуживания как сферы услуг по ремонту брака, выпускаемого промышленностью административно-командной системы, ушло в небытие. Но у этой сферы постепенно нарастает иное её предназначение. Дело в том, что в рыночной экономике бытовое обслуживание населения по существу продолжает процесс производства, освобождая человека от рутинной работы, предоставляя ему полноценный отдых и готовя его к следующему трудовому дню.
Это прекрасно видно уже на прилавках продуктовых магазинов. Там масса полуфабрикатов, нарезанные и добротно упакованные продукты. Усталая, возвратившаяся с работы хозяйка уже не «толчётся» часами на кухне, готовя обед. Она лишь разогревает уже готовые блюда в микроволновой печи. Аналогично и в сфере бытового обслуживания населения. В рыночной экономике бытовой сервис нарастает лавинообразно. Человек практически полностью освобождается от непроизводительной домашней деятельности, которую специализированные предприятия делают быстрее, лучше и дешевле. Поэтому, в условиях рыночной экономики необходимо развивать все направления бытового обслуживания населения и доминирующую роль в этом должно играть малое предпринимательство. Удельный вес сферы услуг должен быстро расти, поглощая свободные трудовые ресурсы, выбывающие из производственной сферы, решая острую и актуальную проблему экономики Узбекистана – занятость населения. Не случайно  в современных условиях развития глобализации рынков, рынок услуг является вторым по своему качеству и количеству, после товарного рынка.
В 1989 году в Москве мною была издана монография «Совершенствование планирования бытового обслуживания населения». Это была большая работа объёмом 16,5 п.л. В этой монографии раскрывалась чётко сформулированная мною парадигма об опережающем развитии сферы услуг, не потерявшая своей новизны и актуальности и в современный период.   
17 ноября 1989 года я защитил докторскую диссертацию на тему: «Территориальное планирование бытового обслуживания населения союзной республики» - вопросы теории практики (на материалах Узбекистана), в специализированном ученом совете экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Занимаясь диссертационными проблемами я не забывал о публикации своих научных трудов, поскольку «учёный без трудов, что яблоня без яблок». Их у меня свыше двухсот. А здесь я приведу список лишь наиболее значимых, с моей точки зрения.
1. Совершенствование планирование бытового обслуживания населения. Монография, М., 1989г. 16,5 п.л.
2. Планирования бытового обслуживание населения. Монография. М., 1984. 8,5 п.л.
3. Анализ темпов роста и структуры бытовых услуг в Узбекистане. М., МГУ. 1976. 1,2 п.л.
4. Планирование бытовых услуг. М. 1974. 0,5 п.л.
5. Службы быта – на уровень новых задач «Коммунист  Узбекистана», №12. 1972 -0,3 п.л.
6. Научный отчет – «Автоматизированная система плановых расчетов бытового обслуживания населения. Г.Ташкента, 1976, Гос. № 192570 регистр 5,1 п.л.
7. Научный отчет: «Развитие бытового обслуживания. В.г.Ташкента. 1977. Гос. Регистр № 212777, 5,3 п.л.
8. Научный отчет. Развитие городского хозяйства. Г.Ташкента. 1978. Гос.регистр № 229950. 5,5 п.л.
9. Научно-теоретическое и методического мировоззрение в концепции развития высшей школы. Т. 2003 0,5 п.л
10. Формирование реформы вооруженных сил в концепции экономического роста. Т.2005. 0,3 п.л.
11. Национальные ценности в концепции экономического роста. Т. 2006. 0,3 п.л.
12. Предпринимательские и управленческие способности в сфере фармации в условиях рыночных отношений. Т.2007. 0,1 п.л.
13. Развитие маркетинга и его функции в фармацевтической сфере. Т. 2007. 0,1 п.л.
14. Развития человеческого капитала и рост национального богатство. Т. 2010. 0,1 п.л
15. Некоторые гуманистические проблемы современной экономики общества. Т. 2010. 0,1 п.л.
16. Гуманистические вопросы и морально-нравственные, этика-психологические и культурные аспекты. Т. 2010. 0,1 п.л.

Работая в Ташкентском фармацевтическом институте я сначала был старшим преподавателем, а после  защиты докторской диссертации заведующим кафедрой в течении 20-ти с лишним лет.  При этом я всегда придавал большое значение развитию отечественной науки и подготовке высококвалифицированных кадров. Преподавал и преподаю до настоящего времени общественные и гуманитарные дисциплины. Уделяю огромное внимание развитию учебно-методической, научно-исследовательской, духовно-воспитательной работе,  а также  новым педагогическим, информационным и инновационным технологиям.
Главная проблема преподавания в последние десятилетия заключается в обеспечении соответствия существующих систем и содержания образования намеченной стратегии подготовки кадров для свободной рыночной экономики. При этом  необходимо обращать внимание будущих специалистов на проблему последовательного перехода в новую общественно-экономическую формацию – от индустриального, к информационному обществу, что влечёт за собой существенные изменения в организации образовательной деятельности. Проблема передачи одними людьми другим, новых знаний,  развитие у них новых умений и навыков, теперь связана,  прежде всего, с появлением новых технических средств. Наряду с традиционными печатными материалами в образовательной деятельности стали применяться аудиокассеты, видеокассеты, видеодиски, телефон и электронная почта, компьютерные обучающие программы, Интернет. Появились новые технологии обучения: телеконференции, компьютерные конференции, виртуальные классы и виртуальные университеты. Современные компьютерные технологии хранения, обработки и передачи информации породили новую форму обучения образования – дистанционное обучение. Процессы преподавания и получения знаний оказываются разделенными не только в пространстве, но и нередко во времени. Появляются и новые формы образовательных организаций. В частности, создаются организации, реализующие  разные модели дистанционного обучения (университеты дистанционного образования, консорциумы университетов и др.) все современные технологии с успехом используются при преподавании дисциплин на нашей кафедре общественных наук.               
Итак, новая страница моей жизни с 39–летного возраста началось в процессе работы в Ташкентском Фармацевтическом  институте. Я здесь начал активную педагогическую и научно-исследовательскую работу. В течении всей своей научной деятельности я готовил кадры фармацевтов, хотя я не был фармацевтом. Но я понимал, что без экономики, без знания основ духовности и культуры любой специалист с высшим образованием не может быть подлинным интеллигентом. Но и мне, общаясь с будущими фармацевтами, не пристало быть невеждой в их специальных вопросах. А посему я не жалел времени на изучение истории выдающихся врачевателей Гиппократа, Галёна, Диоскарида (Педани), Парацелсса (Филиппа Ауреала Теофраста Бомбаст фон Гогенлеима), Абу али Хусайн Ибн Абдалах Ибн Сино – Авиценны.
Я запомнил замечательные слова великого Ибн Сино, который умер в полном сознании и последние его слова на смертном одре звучали так:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
За время моей работы в течение почти 32 лет в Ташкентском фармацевтическом институте его возглавляли 8 ректоров. Каждый из них внёс весомую лепту в образование будущих фармацевтов. Каждый из них имел присущую ему «изюминку» в работе и я с удовольствием вспоминаю их деятельность.  Холматов Хамид Холматович – доктор фармацевтических наук, профессор, заслуженный работник Здравоохранения Республики Узбекистан, очень ответственно относился к своим служебным обязанностям. Хорламов Игорь Андреевич – доцент. Он временно исполнял обязанности ректора. Был проректором по научной работе. Закиров Узу Бакиевич – доктор медицинских наук, профессор. Он был человеком высокой культуры. Одновременно исполнял должность заведующего кафедрой фармакологии Ташкентского Государственного Медицинского Института. Он где-то года два работал, потом ушел. Ташмухамедов Эркин Рахимович – доктор фармацевтических наук, профессор. Он стал ректором в результате выборов (тогда выбирали ректоров). Он тоже работал недолго, года два.  Ахмедов Узар Ахмедович – временно исполнял должности ректора. Искандаров Саадулла Искандарович – доктор химических наук, профессор, академик очень самостоятельный, волевой человек, настоящий мастер своего дела. Для фармацевтического института он многое сделал. Создал специализированный совет по защите диссертаций; создал научный журнал Химия и фармация. При нём многие стали кандидатами и докторами фармацевтических наук. Впервые в истории Ташкентского фармацевтического института организовал заграничные командировки и ознакомительные туристические поездки. Тулагонов Абдукадир Абдурахмонович – доктор фармацевтических наук, профессор. Он около года был исполняющим обязанности ректора. Юнусходжаев Ахмадходжа Нугманович – доктор фармацевтических наук, профессор. Мастер своего дела. Ответственно относится к своим обязанностям. Современный руководитель очень высокого класса.               
В октябре 2006 года наша кафедра  «Общественных наук» впервые за 70-летнюю историю нашего института проводила научно-теоретическую конференцию на тему  «Национальные ценности – наше духовное богатство», в ней участвовали 92 докладчика, которые сделали доклады на разные темы отражающие национальной ценности народов Узбекистана. Естественно, что всё это останется в анналах нашей ВУЗовской истории. 
С большим удовольствием я должен отметить и поблагодарить членов нашей кафедры от простых лаборантов до самого профессорско-преподавательского состава: Р.Назарова, Р.Аманбаева, Ю.Хусанбаева, Н.Рахмонбердиева, Д.Саидумарова, И.Шамсиева, Г.Хошимова, Н.Назарбаева, Д.Абдурахимова, Д.Назарова, Ф.Ахмедова, О.Майорова, Н.Юсупова, С.Кадирова, Н.Маматов, Л.Султанова, Д.Собирова, И.Тиллаходжаева, О.Рахманбердиева, Д. Ходжимуратова, Ф.Махкамбаева, С. Исаева и других. В процессе совместной работы я приобрёл многих настоящих друзей, среди которых Х.Алиев, С.Аминов, У.Ахмедов, Х.Камилов, Х.Камилов, А.Каримов, О.Шабилолов, А.Ибрагимов, Х.Зайнуддинов, Н.Олимов, К.Убайдуллаев, О.Султонкулов, А.Кадиров, С.Зияев, Т.Шотураев и многие другие. В  совместной работе за все годы я ни разу ни скем не конфликтовал и всегда со всеми поддерживал дружеские,  доброжелательные отношения. Конечно я горжусь тем, что имею таких близких друзей. Мир тесен, но в нём человек не один и иметь многих друзей, это большое счастье. По этому поводу, один из величающих поэтов мира, владеющий всеми знаниями ученого, выдающийся государственный деятель – Низамиддин Мир Алишер Навои в свое время писал:
Как, потеряв, найти вновь друга, увы, не знает человек,
Не нужно было расставаться так размышляет человек.

Мои коллеги всегда говорили о моих недостатках, что я, слишком добрый и сердечный. Правда я, никогда не мог, как положено, сделать им замечания если они нарушали внутренней распорядок института или кафедры или еще что то было от такого лицо неприятного. Но я никогда не был двуликим Янусом –лицемером. Потому что я, слишком доверял людям и уважал, этот коллектив.
Конечно, среди них были хорошие педагоги и недостаточно знающие свои предметы. Это проявлялось когда они вели лекционные или семинарские, занятия, учебно-методические, научные работы и т.п. Естественно, что в любом деле успехи и пробелы. Тем более в нашей кафедре, где изучается более 20 учебных дисциплин. В составе профессорско-преподавательского состава более 50% были историки, к тому же те которые давно заканчивали исторические факультеты национальных университетов, получая специальность «История КПСС», или «Обществоведение»,. Поэтому историкам было поначалу сложно перестроится на новые предметы истории Узбекистана, политологии, теория и практика строительства демократического общества,  философии, идеи национальной независимости, культрологии, религиоведения. Жаль, что  среди них было мало преподавателей имеющих ученые степени. Только Р.Назарова, Р.Аманбаева, И.Шамсиева, О.Майорова, Д.Собирова были кандидатами наук и два доктора наук Н.Маматов и я. В контексте можно отметить, что кандидат или доктор наук, это не просто название, а это очень большая ответственная работа, чтобы быть кандидатами и докторами наук, человек половину своей жизни отдаёт науке. По существу человек всю свою жизнь должен учиться, учится и учиться. Он должен много знать. Не случайно классики говорят «В науке нет широкой столбовой дороги и только тот может достигнуть её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». (К.Маркс. Капитал т.1. Предисловие к французскому изданию. Лондон 18 марта 1872). Марк Тулий Цицерон говорил, «Не знать, что случилось до твоего рождения, - значит всегда оставаться ребенком».
В любом научном исследовании не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным. И всё же, как говорит пословица, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а посему в нашем институте родилась программа ознакомления профессорско-преподавательского состава с рыночной экономикой прямо на месте в странах, где она существует и развивается уже давно.
Поэтому 4 декабря 1995 года мы - 24 человека профессоров и преподавателей поехали в Таиланд. В Паттае мы поплыли на большой лодке, простота и малая скорость которой никак не могла оправдать ее помпезное название  «экспресс-яхта». Судно это совершало экскурсионные рейсы по Таиландскому  заливу.
Мы с удовольствием знакомились с Таиландом – одним из самых мирных и стабильных государств Юго-Восточной Азии, которое в последние годы отличает стремительный рост промышленности и туризма. По площади он в 8 раз меньше Узбекистана – 51,3 км2, а вот населения там в 3 раза больше. И говорят там на разных языках тайском, лаосском, китайском. А вот почти все верующие - буддисты. В основе государственного устройства - Конституционная монархия. Денежная единица с интересным названием – Бат. Слово нам знакомое по фирменному названию ташкентской табачной фабрики. Так и хочется назвать эти купюры УзБАТ.

В 1996 г. 6 сентября мы вдесятером поехали в Турцию в Хаджи–Тепинский Национальный Университет Анкары на конференцию.
Вылетели из Ташкента в 1630 по местному времени рейсом 109 на самолёте ИЛ-86 бортовой № 86097, в аэропорт Стамбула, прилетели в 1915. Нас поселили в гостинице «Интер» в 503 комнате – Абдужалил, Кудрат, Исмат и я были вместе.
8 сентября мы поехали в Анкару на автобусе. Там нас разместили в гостинице «Кент». У каждого отдельный номер. 16. 09.1996 г. мы прилетели  в Ташкент.
Турция – большая страна. Вдвое больше Узбекистана по площади и в 2,5 раза по населению. Только в столице живёт свыше 4 млн. человек. Страна с горным рельефом и обширными морскими побережьями – соединяет Южную Европу и Азию. Она имеет многовековую историю. Территория Турции находится в Азии и Европе.
Почти вся северная граница Турции проходит вдоль побережья Черного моря длиной 1595 км. На юге и западе Турцию омывает Средиземное и Эгейское моря. Береговая линия Эгейского моря сильно изрезана и здесь находятся многие из 159 островов страны. На северо-западе лежит Мраморное море, соединенное узкими проливами с Черным и Эгейским морями. Мраморное море площадью 11140 км отделяет Европейскую часть Турции от азиатской.
Храм Светой Софии (Айя София) находится в самом густонаселенном города Турции Стамбуле. Этот Храм VI в. – один из величайших памятников византийского зодчества. Стамбул, основанный греками около 660 г. до новой эры. как Византий и в 330 г. Новой эры, переименованный в Константинополь, был в 395-1453 гг. столицей Византийской, а в 1453-1918г.г. – Османской империи.
Поездок было много и мы между собой шутили, цитируя четверостишье  А.С.Пушкина: 
Долго ль мне гулять на свете, 
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.
В кибитках и каретах нам, конечно, разъезжать не приходилось, но вот в машинах, автобусах и катерах, экскурсоводы повозили нас вдосталь.
Вернувшись в Ташкент, я заново обратился к историческим источникам и с удивлением обнаружил, что исторические связи Узбекистана и Турции были намного более тесные, чем я полагал. Оказывается, в исламе долгое время господствовала теория о суверенитете турецких султанов над всеми мусульманами суннитами. А это значит, что и узбеки, и татары, и башкиры, исповедуя ислам, почитали турецких султанов почти наравне с Аллахом. И только благодаря трудам петербургского немца, выдающегося историка-востоковеда, академика Василия Владимировича Бартольда и его книге «Халиф и султан», вышедшей в 1912 г., узбеки, а вместе с ними и другие мусульмане сунниты, наконец, преодолели вековое турецкое духовное иго. Именно в этом труде на основе бесценных  рукописных документов, хранившихся в Бухаре и Самарканде, Бартольд доказал, что теория о передаче халифата последним аббасидским халифом турецкому султану является легендой, сложившейся лишь во второй половине 18 века в угоду политическим притязаниям Анкары.
Весьма характерно и то, что политические амбиции Анкары были весьма ощутимы и в первые годы после обретения независимости Узбекистаном. Но  благодаря мудрой и взвешенной внешней политике Узбекистан смог преодолеть необоснованные притязания Турции на своё доминантное значение в тюркоязычной Средней Азии. Результатом этого явилось глубокое взаимное уважение и добросердечные взаимовыгодные партнёрские отношения, как во внешней политике, так и во внешнеэкономических связях. 
Думаю, что наши непродолжительные посещения стран с рыночной экономикой сыграли впоследствии намного большую роль, и принесли намного больший эффект, чем было потрачено на эти командировки. Это позволило нам вести диалог со студентами не с абстрактных, а конкретных позиций. Подтверждать наш лекционный материал конкретными примерами увиденного.
Надо с особой гордостью отметить, что наш Президент Ислам Абдуганиевич Каримов назвал 2010 год - годом «Гармонично развитого поколения», в связи с этим разработана концепция «Высшая ценность нашей священной родины – человек, его право и интересы». Это говорит  о том, что гуманистические вопросы являются основными ключевыми проблемами современности. И в основе этой концепции ставятся задачи модернизации производства и создания новой экономической системы в единстве материально-вещественных и финансовых потоков. Но главное место в этой системе определено человеку – как  фактору и как капиталу современного развития нашего общества. 
Всемирный банк и Программа развития ООН (ПРООН), даже пытаются дать человеческому капиталу стоимостную оценку. Проведенные расчеты, датируемые 1994 году, показали,  что физический капитал или накопленные материальные блага составляют всего лишь 16% общего богатства в мире, тогда как природные богатства оценены в 20%, а накопленные вложения в человека или человеческий капитал – в 64% мирового богатства, при чем в некоторых странах, таких как Германия, Япония, Швейцария, эта цифра достигает 80%.
По мере исторического развития отношения человеческому капиталу как фактору, определяющему мощь и роль стран и нации на мировой арене, менялось.   
Программа развития ООН определяет концепцию, на базе который разработан показатель – индекс человеческого развития (ИЧР). Этот показатель – средняя из трех величин: валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования (культуры) людей 25 лет и старше. Этот показатель рассчитывается по каждой стране в отношении к уровню соответствующих трех показателей, достигнутых как наивысших в мире.
В докладе нашего Президента Ислама Каримова на торжествах посвященных 19-летию независимости Республики Узбекистан «Высшая ценность нашей свяшенной Родины – человек, его право и интересы» приводятся такие данные: по сравнению 1990 годом валовой внутренний продукт нашей страны вырос почти в 3,5 раза, а в расчете на душу населения – в 2,5 раза, размер средней заработной платы в конце текущего года составит около 500 долларов США и увеличится почти в 14 раз, еще один привлекательный факт. За последние 10 лет средняя продолжительность жизни в нашей стране поднялась с 67 до 73 лет.
Отсюда: главный путь достижения благоденствия Узбекистана состоит в воспитании человека, в совершенствовании человека, в капитальных вложениях в человека, в улучшении и изменении качества жизни человека. В нашей стране уже давно прекратили смотреть на человека как на средство производства, а сделали его приоритетной целью социально-экономического развития. Поэтому  генеральной идеей будущего общества в нашей стране, на наш взгляд, должна стать всеобщая забота о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей, труд и духовное совершенство.
Эти идеи о примате человека в социально-экономическом развитии государства мы последовательно доносим до наших студентов. Но одним из определяющих направлений работы нашей кафедры выступает проблема национальной толерантности.
Узбекистан как независимое суверенное государство имеет свою Конституцию. И если внимательно вчитаться в её Преамбулу, то не трудно обратить внимание, что она – как Основной закон государства, принята «в целях обеспечения мира и национального согласия».  Поэтому не случайно к понятию народа относятся все «граждане Узбекистана независимо от их национальности» . А это значит, что люди всех национальностей – граждане Узбекистана, «являются единственным источником государственной власти» в стране .
Более того, все права и свободы граждан Узбекистана распространяются на любые национальные группы и на человека каждой национальности.  При этом никакая часть общества,  в том числе национальные объединения, или отдельное лицо любой национальности «не могут выступать от имени народа Узбекистана» . «Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам вне зависимости от национальности как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами» .
Казалось бы эти простые и понятные каждому слова Конституции Республики Узбекистан тривиальны. Они соответствуют нашему менталитету и пониманию жизни в стране. Но если обратиться к истории и международному опыту, то мы убедимся, что достижение этих обычных прав людей разных национальностей  является большим благом нашего общества, результатом огромной работы государства, политических, общественных  и религиозных организаций, национальных объединений и молодежных движений. Со времён Римского государства основным принципом империалистической политики был принцип «Разделяй и властвуй». А делили всегда людей по двум основным признаком – по национальности и по вероисповеданию. Это были беспроигрышные варианты, которые до сих пор стоят на вооружении всех подрывных внешних структур. Ведь легче всего натравить человека на человека, если вдалбливать ему в голову то, что у соседа не тот цвет волос, не тот цвет глаз, да и говорит он совсем иначе, молится своим богам и кушает свою национальную пищу. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно на этой почве шли социальные конфликты в соседнем Таджикистане и Грузии. В Ираке конфликтуют сунниты и шииты, в Турции не решена проблема курдов. А в Израиле погибают люди из-за конфликтов между евреями и палестинцами.
Эти, известные примеры, дают нам право, гордится воистину мудрой национальной политикой, проводимой в стране и считать высочайший уровень межнациональной толерантности в Узбекистане величайшим достижением государственной политики. По существу народ Узбекистана и в этой области сумел выработать эффективные механизмы реализации основных положений знаменитой модели «Свой путь обновления и прогресса». Я думаю, что сегодня её можно представлять как вполне конкурентоспособную экспортную технологию, которой не мешало бы воспользоваться нашим соседям по региону, Украине, Грузии, Прибалтийским республикам, да и многим другим государствам. Но только особо заметим при этом, что фундаментом этой технологии является опора на «идеологию, основанную на формировавшихся тысячелетиями мировоззрении людей и менталитете наций, определяющую будущее этого народа, способствующую ему занять своё достойное место в мировом сообществе, способную стать прочным мостом между прошлым и будущим».  А это значит, что в каждой стране к формированию национальной идеи нужно подходить творчески.
В предисловии к книге «Идея национальной независимости» Президент Узбекистана чётко формулирует, что главная цель национальной идеи состоит в том, чтобы «объединять народ во имя великого будущего, побуждать каждого гражданина страны, независимо от его национальности, языковой и религиозной принадлежности, к жизни с чувством постоянной ответственности за судьбу своей Родины; воспитывать гордость за богатейшее наследие предков, накопленные духовные ценности и благородные традиции; формировать высоконравственных и гармонично развитых людей; превращать в смысл жизни самоотверженность ради нашей священной земли» . Он подчёркивает три основных направления в этом процессе – мир и спокойствие в стране, благополучие народа и процветание Родины. Эти положения Национальной идеи созвучны человеку любой национальности, проживающей в Узбекистане. Проникая в сознание людей, они попадают на благодатную почву, вызывая положительный резонанс во всём обществе. С открытой душой принимает их все народы Узбекистана. 
Все мои коллеги преподаватели на своих занятиях всегда подчёркивают, что в традициях нашего народа, миролюбие и веротерпимость, духовная самобытность, своеобразие священных традиций, приоритет высших интересов и целей народа и государства, свобода от проявлений агрессивного национализма и экстремизма и других пороков неуважительного отношения к другим нациям и народам. В узбекских семьях из поколения в поколение передаётся простая истина, что источником мудрости и силы является воспитание молодого поколения в духе патриотизма, верности земле, на которой они рождаются и живут. Именно этот подход органически связывает прошлое и будущее каждой нации, позволяющее им по достоинству гордиться бессмертным наследием великих предков и вместе с другими народами Узбекистана открыть широкую возможность к овладению достижениями мировой культуры и прогресса.
Мы просим наших студентов помнить, что корни взаимодействия людей разных национальностей уходят в далёкое прошлое. И в идеологии каждого народа, проживающего на нашей земле  всегда присутствовали веротерпимость,  законопослушание, почитание мирских властей. Эти исконно узбекские качества, заботливо отфильтрованные другими народами Узбекистана, как золотые слитки стали всеобщим богатством и достоянием всей страны. Именно поэтому в Узбекистане никто не устраивает погромов, демонстраций, митингов. Дешёвому популизму, политическому экстремизму и демагогии противопоставляется обычный рационализм и вытекающий из него принцип о том, что «сколько ни говори халва, во рту слаще не будет». Потому что никто, никакой политик, никакой радетель о всеобщем благе, не  озолотит тебя и не сделает за тебя работу. В народе уже давно с ухмылкой встречают поучения о псевдодемократии, предпочитая следовать столетиями проверенной идеологии стабильности в общественных отношениях.
Особое внимание в учебных курсах, читаемых преподавателями нашей кафедры мы уделяем вкладу учёных разных национальностей в сокровищницу национальной и мировой культуры. К примеру, в Узбекистане и России почитают своего земляка академика  Петербургской Академии наук (1812) Василия Владимировича Бартольда, выдающегося историка востоковеда, большую часть жизни прожившего в Узбекистане. Благодаря его трудам и подготовленным им высококлассным учёным, в Ташкенте создан и успешно готовит кадры Ташкентский государственный институт востоковедения, учебный корпус которого примыкает к нашему Фармацевтическому институту. В составе Академии Наук Узбекистана действует Институт востоковедения, ведущий фундаментальные исследования в этой области. Нельзя не сказать и о том, что вся историческая наука Узбекистана опирается на авторитет Бартольда и его выдающиеся труды, признанные во всём мире. Такие его работы как «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (ч. 1-2, 1898-1909), «Халиф и султан» (1912), «Улугбек и его время» (1918),  и другие переведенные на многие языки, не потеряли своей актуальности и сегодня. В этих и других его исследованиях он чётко проводит господствующий тезис о том, что только выдающиеся личности служат движущей силой истории. Это он открыл России и Европе всё величие выдающегося астронома и учёного Улугбека, других известных деятелей, оставивших заметный след в истории Узбекистана. А вывод его учения об определяющей роли личности в общественном прогрессе органично вошел в Национальную модель подготовки кадров, принятую Олий Мажлисом Республики Узбекистан 27 августа 1997 г. в виде Закона Республики Узбекистан «О Национальной программе по подготовке кадров».
Бартольд и Евгений Карлович Бетгер стояли у истоков библиотечного и музейного дела Узбекистана. В 1870 году при их содействии открыта в Ташкенте первая Туркестанская публичная библиотека (ныне это Библиотека имени Алишера Навои), заложив тем самым основы светского просвещения в Узбекистане. В 1876 году в Ташкенте, также при участии Бартольда был открыт первый публичный музей, состоящий из коллекций по минералогии, зоологии, нумизматике, этнографии. Позднее, открыты публичные музеи в Самарканде в 1896 году и в Фергане  в 1899 году.
Среди выдающихся учёных того времени нельзя не упомянуть и Петра Ивановича Лерха – одного из основателей всемирно известной узбекской археологии . Это при нём начинались первые раскопки в Самарканде и Афрасиабе. И во многом благодаря его трудам  в конце прошлого века ЮНЕСКО торжественно отмечало 2500-летие Самарканда.
Выдающиеся труды и научное наследие этих учёных, открывших миру немеркнущие идеи великих узбекистанцев, и по сей день чтят в Узбекистане и России всем миром. Они органично вошли в сознание узбекистанцев и россиян и сегодня уже воспринимаются не иначе как собственные, национальные. Это лишь малый штрих в том, что роднит все народы Узбекистана.
Среди выдающихся имён узбекских учёных нельзя не отметить Рихарда Рихардовича Шредера (15.10.1867 – 27.04.1944) академика ВАСХНИЛ (1935), академика Академии наук Узбекистана. Это сын известного российского учёного плодовода Рихарда Ивановича Шредера (1822-1903) -  Главного садовника и преподавателя (с 1862) Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия), сформировавшего в своё время научные основы акклиматизации древесных и кустарниковых пород, в т. ч. плодовых культур в России. Его сын Рихард Рихардович в 1902 г. создал и возглавил первую Туркестанскую сельскохозяйственную опытную станцию, на базе которой позднее было образовано Научно-производственное объединение по садоводству, виноградарству и виноделию им. Р.Р.Шредера. Он был первым деканом сельскохозяйственного факультета народного университета в Ташкенте, преподавал в Среднеазиатском государственном университете. Он основал и редактировал журналы «Сельское хозяйство Узбекистана», «Дехкан». Им были выведены многие новые сорта растений: хлопчатника – «Шредер», пшеницы «Кора-Колтак», 8 сортов яблонь и др. Его труды «Культура хлопчатника в Средней Азии», «Климат хлопковых районов Средней Азии», «Исследование цветков плодовых деревьев и опыты с опылением», «Опыты с удобрением винограда», «Периодичность урожаев в семечковых садах» и др. не потеряли актуальности и сейчас и до сих пор используются как настольные книги учёных, исследующих проблемы сельскохозяйственных культур. 
Среди многих направлений общественной жизни Узбекистана, в которых оставили заметный вклад люди разных национальностей мы с особой теплотой говорим об их вкладе в образование и подготовку кадров. Особое уважение вызывает семья прекрасных педагогов Юрия Евгеньевича Шенгера (1904-1974) , проректора по научной работе Ташкентского института народного хозяйства Наталии Николаевны Шабановой (1909-2002) , заведующей кафедрой денежного обращения. Они, вместе с Ректором института Мухамеджаном Мурадовичем Кариевым, подготовили замечательную школу профессиональных экономистов . При их поддержке в 1967 г. научная работа одного из студентов этого ВУЗа, впервые в истории узбекского высшего образования выиграла Всесоюзный конкурс научных студенческих работ и получила первую в республике Золотую медаль за лучшую студенческую научную работу.
Однако известно, что вложения в знания имеют пролонгированный эффект. И великолепное качество, подготовленных под руководством Кариева и Шенгера  специалистов, проявилось намного позднее, после обретения независимости и начала экономических реформ. Именно выпускники Ташкентского института народного хозяйства смогли отказаться от стандартных моделей «шоковой терапии» Мирового банка и доказать всему миру состоятельность и эффективность уникальной модели реформ, известной как «Свой путь обновления и прогресса».
 Благодаря их усилиям Узбекистан не допустил обвальных процессов в экономике, обеспечил высокие темпы развития, первым среди стран СНГ в посткризисный период войдя в стадию экономического роста. Не случайно в европейской научной литературе по поводу успехов экономических реформ в Узбекистане появился особый термин – «Узбекская загадка». 
Наши преподаватели особо отмечают, что, что ещё более заметный вклад людьми разных национальностей был внесён в индустриализацию Узбекистана. Самые крупные интернациональные  диаспоры формировались при образовании крупных промышленных центров республики. Хорошо известны имена прекрасных организаторов экономики и производства Бесслера Василия Фёдоровича (1919) – основателя современного статистического менеджмента в стране, долгое время (1963-1989 гг.) бессменно возглавлявшего статистику промышленности Узбекистана, Ивониной Ирины Эрнстовны (1947), возглавлявшей в Министерстве финансов Республики Узбекистан, управления финансирования базовых отраслей промышленности, новых методов хозяйствования и макроэкономического анализа, осуществляющей ныне в республике научное руководство экономическими исследованиями в области устойчивого развития нефтегазового комплекса страны – важнейшей отрасли экономики Узбекистана, формирующей свыше четверти валового внутреннего продукта страны и почти половину её бюджетных поступлений. 
С прекрасными деловыми качествами рабочих и инженеров различных национальностей ассоциируется создание объектов угледобычи в Ангрене, химической и нефтехимической промышленности в Чирчике и Фергане, пищевой промышленности в Газалкенте, горнодобывающих предприятий в ряде районов Узбекистана. И наконец, самый известный в стране промышленный объект – автомобильный завод в городе Ассаке, построенный в самом начале нашей независимости при поддержке корейского автопрома.
Этот пример национальной толерантности и сотрудничества, мы приводим с особой гордостью, поскольку нет более наглядного примера для студентов, чем снующие по городу Нексии, Тико, Дамасы и Матисы. И уж только потом, мы говорим, что одна из крупнейших в мире - наша золотодобывающая промышленность, производство урана, комплексная переработка углеводородного сырья на промышленных гигантах в Бухаре и Шуртане тоже продукт работы ученых, инженеров и специалистов различных национальностей.
Можно сколь угодно говорить об известных представителях различных национальных диаспор и дальше. Но нельзя особо не подчеркнуть важнейший момент, что любые успехи и достижения наших людей неразрывно связаны с совместной работой со специалистами других национальностей.
В этом и состоит суть Национальной идеи Узбекистана - не разделять, а объединять людей общим делом, общим достоянием. Национальная идея в Узбекистане – это не идея одной национальности. Это идея многонационального народа, которая придает нам новые силы, укрепляет уверенность и целеустремлённость в достижении высокой цели – формирования государства с великим будущим.
Я, как заведующий кафедрой общественных дисциплин всегда уделял и уделяю пристальное внимание вопросам становления личности нашего студента в духе национальной толерантности. Это один из краеугольных аспектов нашего преподавательского коллектива обществоведов.
Поэтому уверен, что наши выпускники хорошо понимают, что Национальная идея Узбекистана, отражающая интересы всего народа является эффективным механизмом сплочения людей разных национальностей. И хотя каждая национальность сохраняет свою самобытность, всемерно поддерживает развитие национальных языков, культуры и традиций, но принципы Национальной идеи, близкие всем по духу образуют, то общее, что стирает межнациональные границы в решении задач прогресса общества и государства.


Рецензии