Об учениках и учении

К сожалению, идеологические шоры административно-командной системы многие годы не позволяли нам заглянуть вглубь веков, в полной мере понять своё историческое и культурное прошлое. Это касается по существу всех народов бывшего Союза. Всю нашу историю мы изучали только по учебникам истории КПСС. А это значит, что отсчёт вёлся с 1905 г. Да ещё поминали народовольцев. И всё. Всё, что было до этого, было окутано густым историческим мраком. Была, конечно, официальная энциклопедическая версия, но не более того.
И всё же человеческая пытливость пробивала и эти жёсткие кордоны. Мы выискивали свою историю по крохам в художественных произведениях, памятниках архитектуры, воспоминаниям очевидцев. Из рук в руки передавали древние и самиздатовские рукописи и постепенно постигали всё величие своих предков.
Я назову лишь некоторых учёных обогативших не только национальную, но и мировую науку. Их имена знает весь мир. Это Абу Али Ибн Сина (Авицена) (980-10937) – один из выдающихся мыслителей средневековья, величайший ученый – энциклопедист и гуманист – известен прежде всего своими трудами в области медицины, но его познания были столь глубоки, что трудно назвать область знаний, в которую бы он не внёс свой весомый вклад. Это Фараби (870-950), в трудах которого центральное место занимало учение о потребностях человека, исходящее из того, что материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества. Хорошо известен Абу Райхан Беруни (973-1048) – современник Ибн Сины, один из крупнейших ученых – энциклопедистов. В своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействие человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества. Заслуга Беруни в развитии экономической мысли Центральной Азии заключается в том, что он намного раньше Адама Смита и Карла Маркса исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребности в обмене продуктами труда. Значительную роль в области расширения экономических знаний сыграл Юсуф Хас Хаджиб – видный поэт и мыслитель XI в. Свои экономические взгляды он изложил в книге «Знание, дарующее счастье» (1609). Подчеркивая роль труда в развитие общества. Хаджиб обратил внимание на важность вопросов разделения труда и отметил особенность и характер материальных благ. Кроме того он дал чёткое определение функции денег.
Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Тимура и Тимуридов, что связанно во многом с именном Алишера Навои (1441-1501) – великого узбекского поэта и мыслителя, учёного – энциклопедиста и государственного деятеля. Из 22 произведений Навои, содержащих его экономические идеи, особый интерес представляют «Вахфийя» и «Муншаот», в которых изложены основные мысли о социально – экономическом устройстве общества. Отмечая роль труда в создание богатства, учёный считал, что «богатство – это благо только в том случае, если им пользуется весь народ». Он показал, что источником обогащения государства являются налоги и обосновывал необходимость установления справедливой налоговой системы. Значительное место в произведениях Навои уделялось и финансам государства. В историю экономической мысли Центральной Азии вошли также произведения Абдурахмана Джами (1414-1492), Бабура Захиреддина Мухаммада (1483-1530), Мерзы Бедиля (1644-1721), Азади (1700-1760), Махтумкули (1733-1782) и др.
Великие имена не возникают на пустом месте. Величие формируется соответствующей средой. А это значит, что на территории современного Узбекистана уже тысячу лет назад было создано уникальное по своей творческой мощи интеллектуальное пространство. Если к названным именам, добавить величайшего математика древности аль Хорезми, научившего человечество складывать и умножать цифры столбиком и имя которого увековечено в современном математическом термине «алгоритм», а также величайшего астронома Улугбека, астрономические таблицы которого были основой всего мирового кораблевождения почти до конца 19-го века, то можно представить, каков же на самом деле был в те времена интеллектуальный потенциал страны.
Этот потенциал был далеко известен за пределами территории современного Узбекистана. Бухара и Самарканд были мировыми столицами знаний. Там работали сотни медресе, тысячи и тысячи педагогов и учёных. Учиться туда стекались молодые люди со всего исламского мира. А европейские монархи считали престижным направлять в Бухару своих детей для обучения наукам.
Прекрасно отлаженный в бухарских и самаркандских медресе механизм подготовки кадров высшей квалификации имел и свою неформальную сторону. Так, было хорошо известно, что лишь единицы из них набирают тот объём знаний, который в последующем позволяет вырасти им в выдающихся учёных.
И эти же выводы древних восточных педагогов подтверждаются и в наше время. Каждый современный научный руководитель сталкивается с тем, что его аспиранты редко укладываются в нормативный трёхлетний срок подготовки диссертаций. И дело не в том, что этого срока не хватало. Вопрос был в другом. Именно к третьему году аспирант набирал тот объём знаний, который уже не позволял относиться к диссертационной работе формально.  Начинался активный поиск нового, и он уводил начинающего учёного всё дальше и дальше. А время тем временем шло. Опытные руководители здесь время не жалели, понимая, что этот период затяжки с лихвой окупится добротными научными результатами.
Известной была и неформальная статистика уровня подготовки аспирантов. А она неумолимо говорила о том, что из тысячи аспирантов и соискателей лишь два по своему потенциалу могли в будущем претендовать на результаты соответствующие уровню академиков. Человек 10-20 из ста формально или неформально достигали докторского уровня, а остальные делились на две больших категории – «вечных» кандидатов наук и хорошо известный в творческой среде «научный балласт».  Этот «балласт» состоял из практически бесплодных кандидатов и даже докторов наук, выработавших свои формы научного паразитизма. Отношение к нему в большей части было негативное, но рассматривалось как неизбежное зло, не создававшее самостоятельно ничего, но вследствие постоянных неудовлетворённых амбиций, формировавшее жёсткую конкурентную среду и тем самым способствовавшее развитию науки.
Избежать этой объективной статистики научным руководителям было крайне сложно, а если кому то и удавалось подкорректировать в свою пользу практически неизбежный результат, то рассматривалось не просто как везение, а подлинное счастье педагога и воспитателя, сумевшего подготовить новые неординарные таланты.  Эту печальную закономерность я постиг ещё будучи аспирантом, а затем и докторантом в Московском государственном университете. Я внимательно присматривался к своим учителям, пытался понять, как они работают с молодыми людьми, как они ваяют их сознание и развивают творческий потенциал.  Я многое для себя открыл, общаясь с прекрасными педагогами Плехановки и МГУ, но всё же подлинное озарение ко мне пришло, когда я стал читать историю наших великих предков. Есть такая поговорка «каждый понимает читаемое в меру своей испорченности». Так и я понимал историю выдающихся людей, следуя методологии редукции информации, вычленяя нужное и отсеивая ненужное. Я пытался понять, как же готовили в те давние времена выдающихся учёных.
И как оказалось, трудился я не зря. Полученные знания сослужили мне добрую службу в Ташкентском фармацевтическом институте, где я работал со студентами и начинающими учёными. Судьба  послала мне подлинное счастье. Среди моих учеников так и не образовался «научный балласт», но главное, рядом оказался ученик, постоянно, получавший научные результаты на уровне не ниже тех, которыми гордятся и титулованные академики. Речь идёт о Викторе Арведовиче Ивонине. И хотя это не совсем мой ученик, но я горжусь  им, поскольку передал ему свою толику знаний, а большинство титулованных учёных так и не могут за всю жизнь подготовить хотя бы одного достойного ученика такого класса. Но о нём позже, а сейчас просто расскажу о тех педагогических приёмах, которые я почерпнул у моих московских учителей и моих предков, выдающихся восточных мыслителей таких всемирно известных ученых как Ибн Сина, Беруни, Фараби, Юсуф Хас Ходжиб, Алишер Навоий и др.
Первый, и я считаю основной принцип, это научный интернационализм. Национальная толерантность – историческая традиция узбекского народа, а когда она переносится в сферу молодежи,  то неизбежно приумножается идеями, привносимыми разными национальными традициями. Это особенно важно в гуманитарной, в том числе экономической сфере. Помимо своих учителей молодёжь контактирует между собой, ребята помогают друг другу, делятся идеями, а в результате готовится  добротный сплав науки и национальной идеологии, помогающий молодым учёным на всём пути их становления и роста. Так готовили учёных в Бухаре и Самарканде, принимая в медресе молодых ребят разных национальностей, сплачивая их, вовлекая  в творческий процесс. Так было и в моём ВУЗе – фармацевтическом институте. Среди моих учеников студентов и аспирантов есть узбеки и русские, корейцы и немцы, татары и евреи, да и многие другие, которым я искренне помогал и помогаю всю свою жизнь. Я никогда не делил своих учеников по национальностям, но всегда старался сплотить  их общим делом.
Вторая необходимая черта для человека, стремящего вкусить с древа знаний – это трудолюбие и нацеленность на постоянный поиск. Воспитание этого качества самая сложная задача, поскольку хорошо известно, что «лень раньше нас родилась». Но ленивый специалист или учёный или хотя бы человек «с ленцой» - это и не специалист, и не учёный. Это и есть тот самый «балласт», о котором я выше говорил. От такого рода кадров идут слухи, сплетни, интриги, подсиживание, плагиат, компиляции, конфликты. Люди просто изнывают от лени и безделья и обращают все свои усилия в бессмысленную возню возле науки, в аппаратах управления и на производстве. 
Кстати, наибольший процент научных бездельников рождают научные руководители облечённые административными регалиями и соответствующим высоким статусом. И это не их вина, это их беда. Руководство наукой отнимает много сил и энергии, и заниматься каждым учеников времени уже не хватает. Научные же лентяи, льнут к ним не как к учёным, а к их высокому положению, по существу к «их креслу», как мухи на мёд.
Наблюдая то, что сейчас после обретения независимости сферу подготовки молодых научных кадров, я отслеживаю одну нездоровую тенденцию. Наряду с нормальной, сложившейся десятилетиями традицией поручать подготовку молодых людей маститым учёным, владеющих педагогическими приёмами, сложилась, на мой взгляд, какая-то невежественная практика, заключающаяся в стремлении заполучить в качестве научного руководителя какое-либо высокопоставленное лицо. Элементарная логика подсказывает, что человек, даже облачённый научным авторитетом и высокими регалиями, будучи администратором, не в состоянии уделять время ученику. А это значит, что такой ученик остаётся наедине с самим собой. Его никто не учит. Но все хвалят. И не глядя, подписывают любые отзывы. А в результате, даже если этот человек и доходит до защиты, то кроме диплома кандидата или доктора наук у него за душой ничего не остаётся.
И ещё один интересный момент. К сожалению замечено, что решающую роль в этом процессе играют самые обычные мамы, которым непременно хочется видеть своих чад великими и знаменитыми. А путь к этому, по их мнению, лежит только через высокопоставленное лицо. Вот они и проталкивают правдами и неправдами своего сына или дочь поближе к этому лицу. И лишь потом с горечью осознают, что придвинули своего любимого отпрыска не к учёному и не к знаниям,  а к административному креслу их знаменитого обладателя. И не светит им ни занять это кресло, ни обрести подлинные знания. Я всегда с горечью наблюдаю этот процесс ажиотажа сердобольных мам и выделываемые ими круги и кренделя возле «кресел». По большому счёту искренне жалею их молодых сыновей и дочерей, которые в лучшем случае так и останутся дипломированными невеждами. Мне так и хочется посоветовать всем мамам, почитать труды восточных классиков и воспринять их непреходящую мудрость в деле подготовки выдающихся учеников. Неужели они не могут понять уже известный опыт. Нас молодых сельских узбеков, едва знающих русский язык, направляли учиться наукам в Москву не у тамошних высоких «кресел», а у всемирно известных учёных, работающих простыми профессорами, заведующими лабораториями или старшими научными сотрудниками. Именно они составляли и составляют научный костяк и научный потенциал, и в нашей стране.  Нелишне им вспомнить и опыт Михайло Ломоносова. И его учили в Германии простые учёные профессора, а не крупные администраторы.
Так что в этой моей книге я обращаюсь к любвеобильным мамам талантливых сыновей и дочерей – пожалейте их, не губите их будущее, не убивайте в них творческое начало, ищите им учителей среди учёных, а не среди высоких кресел и должностей. Какую бы должность не занимал человек, как бы не был знаменит и популярен, но рано или поздно он покидает её. И всё. Нет человека. Растворился среди подобных. А вот подлинный учёный, его душа и мысли не умирают. Тело его рано или поздно переходит в иное состояние материи, а вот идеи и мысли остаются и в книгах, и в душах его учеников. Наши предки, выдающиеся философы, хорошо знали, что кем бы не был подлинный учёный, на какое бы место его не посадили, он всё равно будет творить новое, вечное.   
Однако лишь на этих качествах высококлассного специалиста и учёного не подготовишь. Мало вооружить начинающего студента или аспиранта исследовательскими инструментами, необходимо привить молодому человеку масштабное мышление, умение воспринимать проблему в целом и чётко видеть место своего исследования в целом научном направлении. Именно поэтому все выдающиеся мыслители прошлого, прежде всего философы, воспринимающие мир как целое, глобальное, во всём многообразии проявлений.
Но обратимся к нынешней практике и оказывается, что для многих молодых это главный камень преткновения. А ведь проблема эта не нова. В каждой преамбуле автореферата диссертации обязательно присутствует ответ на вопрос о том, в рамках какой проблемы выполняется данное исследование соискателя учёной степени. Да вот беда. Этот ответ давно превратился в формальность и просто переписывается из реферата в реферат. А аспирант так и не знает чем и для чего он всё же занимался все эти годы в науке. Нередко он так до конца своей научной карьеры думает, что его диссертация была нужна исключительно для получения диплома кандидата наук. Преодолеть это весьма распространённое заблуждение молодых людей очень трудно. Тут путь один. Приобщить ученика к постановке общих проблем формирования глобального научного направления. Для этого я не жалел ни сил ни времени. Продумав очередную статью или научный доклад, я приглашал одного из учеников будь то студент, аспирант, или просто молодой преподаватель моей кафедры и творил эту статью на его глазах и при его непосредственном участии. Нужно было видеть, как начинали светиться глаза молодых ребят, когда они понимали, что сами участвуют в формировании нового научного направления, когда они, наконец, убеждались, что их небольшая по общим научным меркам их выпускная работа или диссертация, выступает в качестве фундаментального кирпичика общей проблемы. А дальше я продолжал, предлагая на суд более подготовленного ученика уже готовую по существу свою работу. И я искренне радовался тому, что на такое доверие ученик откликался целой россыпью свежих, нестандартных идей. А в результате наука получала свежее видение, а молодёжь обкатывалась на постановке крупных научных проблем, училась, как надо формулировать и подходить к решению комплексных, синтетических проблем, целых научных направлений. Этот приём обучения молодых учёных я использовал постоянно. Я вкладывал своё видение научных проблем в них, а они в готовящийся к публикации материал. Мне дорога каждая строчка, моих статей, предложенная и вписанная учениками. Я и сейчас рассматриваю эти строки как важные ступени в их научном росте и хорошо понимаю, что не подведи я их тогда к необходимости решения конкретной задачи, не было бы среди моих учеников высококлассных самостоятельно и независимо мыслящих фундаментальными научными категориями специалистов и учёных.
И ещё один важный аспект научной подготовки. Это постоянное общение молодого учёного с подлинными корифеями науки. Я хорошо понимал, что одноаспектное видение проблем, формирует столь же однобоко мыслящего учёного. Как говорится – «кривого на один глаз». Поэтому каждого своего ученика я обязательно отводил к своим друзьям учёным в НИЭИ при Госплане Узбекистана, Институте экономики Академии наук, вёз в Москву в Плехановский институт и МГУ, где знакомил с выдающимися учёными экономистами страны. Просил их согласия выступать либо в качестве научного руководителя, либо научного консультанта, либо оппонента. Так обеспечивалась разнополярность научных мнений, воспитывалась способность выработки собственных взглядов на сложные научные проблемы, необходимые качества осознания уверенности в самостоятельно полученных результатах. Постоянный и непосредственный контакт с научными светилами вырабатывал ещё одно важное качество моих учёников - уверенность в своих силах и отсутствие какой-либо робости перед любыми мировыми авторитетами. В их сознание смолоду вошёл важнейший постулат о том, что не авторитет определяет научную истину, а только результаты исследования.  При этом каждый из моих учеников, всегда проявлял крайнюю степень уважения к своим учителям и к их авторитетному мнению.
В эффективности этого моего подхода к подготовке специалистов я ещё раз убедился после провозглашения независимости Узбекистана и начала экономических реформ. Мне льстило и я буквально «курил фимиам», искренне восхищаясь тем как мои ученики самостоятельно и независимо развивали здесь фармацевтическую промышленность, следуя всемирно известной эксклюзивной модели реформирования экономики «Свой путь обновления и прогресса».  Меня радовало, что мои ученики совсем не робеют  под давлением мировых авторитетов фармацевтической промышленности. Их не смущали ни американская, ни европейская конкуренция. И я очень  горжусь тем, что именно мои ученики сумели насытить формирующийся фармацевтический рынок Узбекистана и удовлетворить потребности людей в лекарственных средствах.
Есть и ещё один восточный секрет подготовки молодого специалиста и учёного. В принципе это воспитание интеллигента, ориентированного на общечеловеческие ценности. Поэтому я не жалел времени на то, чтобы ввести начинающих учёных в круг признанной узбекской интеллигенции. Знакомил их с известными деятелями литературы, культуры и искусства. Вводил своих учеников прямо в дома выдающихся личностей, определявших культуру республики. Их всегда принимали, и у многих из них позднее сложились добрые дружеские отношения со сверстниками из этой среды. Надо ли говорить, что процесс неформального общения талантливых людей разных направлений и специализации способствовал их духовному росту, формировал подлинную широко мыслящую национальную интеллигенцию. И сейчас, глядя на своих учеников, я с удовольствием отмечаю, что не зря вкладывал силы и в это направление воспитания учёных экономистов. Многие из них выросли в бесспорных авторитетов, обладающих энциклопедическими знаниями и высочайшей культурой общения. И сегодня уже для любого начинающего учёного почётно и престижно войти в дом моего ученика - кумира нового поколения национальной интеллигенции.
Таковы в общих чертах основы моей, заимствованной у моих великих предков, моих российских учителей и моих коллег, методологии подготовки специалистов и научных кадров. И я с удовольствием констатирую, что некогда выработанная интуитивно и с помощью моих учителей, она полностью оправдала себя, показала свою дееспособность. Мне особенно приятно констатировать, что мне удалось уйти от главного бича каждого педагога траты времени на бессмысленную подготовку «балласта». Таких учеников у меня нет. Все они разные и по исходному уровню и таланту и работоспособности. Каждый давно избрал любимое направление деятельности - исследования или иную привлекательную сферу. Но я всегда уверен, что ни один из них не ленится и вносит посильный вклад в развитие Узбекистана и всего мирового сообщества. Работа в фармацевтическом институте заставила меня вплотную заняться историей выдающихся врачевателей прошлого. Так я наткнулся на Клятву Гиппократа, но не ту, которую произносили будущие врачи в ВУЗах страны, а иную, изначальную. Я привожу её полностью, поскольку всегда вручал её каждому своему ученику уже при первом знакомстве, говоря о том, что это заповедь отношения к своему труду и своему учителю. И пусть Вы не врачи, но работать добросовестно и ценить своего учителя Вы обязаны. Национальная традиция узбеков, почитать своего учителя как своего второго отца пришла к нам от древних греков во времена походов Александра Македонского и пришла она вместе с клятвой Гиппократа. Поэтому я привожу её полностью, как заповедь всем ученикам всех учителей и наставников.

Клятва Гиппократа
Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свиде¬тели, исполнять честно, соответственно моим силам и разумению, следующую присягу и письменное обяза-тельство: считать научившего меня врачебному искус-ству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусст¬во, если они захотят его изучить, преподавать им без¬возмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сы¬новьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связан¬ным обязательством и клятвой по закону медицинско¬му, но никакому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точ¬но так же я не вручу никакой женщине абортивного пес¬сария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, непра¬ведного и пагубного, особенно от любовных дел с жен¬щинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет да¬но счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему лож¬ную клятву да будет обратное этому.
Помните и чтите этот великий завет великого человека и знайте, что заповедь древнего грека среди нашего народа попала в плодородную почву и пустила буйные ростки. Поэтому каждый ученик у нас с величайшим уважением относится к учителю и наставнику. Поддерживая эту замечательную народную традицию, государство с 1997 г. определило 1 октября общенациональным праздником Узбекистана Днём учителя и наставника. В этот день все свободны и чествуют своих учителей, поскольку каждый из нас, когда то учился и прошёл замечательную школу у своего прославленного, или просто очень скромного мэтра. 
Введение нового национального праздника чествования учителей связано с принятием Закона Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров» в 1997 г. Это уникальный по своим масштабам и глубине содержания документ, определяющий перспективы развития всей страны в текущей и дальней перспективе. Это основа модернизации производства, технического и технологического перевооружения всех отраслей экономики. Это реальный шаг к последовательному переходу от индустриального к информационному обществу. А главное - это программная основа интеллектуализации страны. Думаю, что это важнейший по своим будущим последствиям результат реформ нашего общества.
  Национальная программа по подготовке кадров, готовилась по замыслу и под руководством  Президента страны И.А.Каримова. Поэтому за ней закрепились неофициальные названия «Президентская программа», «Программа Каримова». И это закономерно, учитывая его вклад не только в замысел и разработку программы по подготовке кадров, но и в её реализацию. Естественно, что и здесь техническую наработку Программы осуществляла рабочая группа. В её состав вошли Виктор Арведович Ивонин, Тахиржон Каримович Иминов, Шавкат Курбанов, Эдем Сейтхалилов. Позднее к ним присоединился Тохтапулат Турсунович Рискиев.
Эти люди внесли решающий вклад в реализацию замысла Президента и сформулированную им концепцию. Я общался с этими великими людьми и с удовольствием слушал их рассказы о том, как создавалась Программа, как творилось новое, необыкновенное, с огромным пониманием воспринятое мировой научной общественностью. Большую роль в составе рабочей группы сыграл Виктор Ивонин. У него был к тому времени огромный опыт подготовки проектов экономического законодательства Узбекистана. Он и сыграл здесь решающее значение. Благодаря его бесценным навыкам организации коллективного творчества удалось быстро преодолеть неизбежные противоречия в видении проблемы, сразу начать конструктивное обсуждение и выработку общих позиций. Результатом этой почти годичной работы явилась Национальная программа по подготовке кадров, принятая Олий Мажлисом и подписанная Президентом страны. Она встретила прекрасную оценку зарубежных экспертов и была представлена на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия» 20.09.2010 Президентом Узбекистана И.А.Каримовым как уникальная программа образования. Главная идея программы состоит в том, что задача подготовки кадров это не «натаскивание» специалиста, а воспитание всесторонне развитой личности. По существу Программа, готовившаяся учёными разных национальностей, вобрала в себя не только достижения современной педагогической науки, но и всё лучшее из национальных культур народов Узбекистана в области воспитания гармонично развитого человека. Нынешняя реализация основных положений программы воспитания будущего поколения наглядное свидетельство последовательного формирования в массовом общественном сознании эффективности  диалога культур, как  мощного источника общественного прогресса.
Каждый раз, вчитываясь в текст этой Президентской программы, я не перестаю удивляться гениальности её замысла и гениальности людей сумевших воплотить всё это и на бумаге и на деле. Думаю, что эта работа должна занять достойное место в истории нашей науки, а будущие наши потомки, воспитанные на принципах этой Программы, должны воздать должное людям, самоотверженность и знания которых создали этот великий научный труд. 


Рецензии