Сгорит ли Третий Рим?

Евгений Ларин

Письмо из Карфагена накануне «дня  гнева», который решили устроить в Москве 12 февраля «друзья демократии» в черном одеянии...


Сгорит ли «Третий Рим»?

Или

На нейтральной полосе цветы необычайной красоты...

«Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter»..
Я бы и продолжал изучать материалы о Тунисе,их очень много,  но эта фраза  в конце статьи, которую вы тоже можете прочитать после моих  беглых заметок,  меня остановила. «Если вы заметили ошибку...»
Каждый имеет право... и на ошибку. Поэтому я бы в конце каждой статьи писал: «Если у вас есть другое мнение, то...»
Так позвольте сказать свое мнение о том, что написал  Станислав Белковский в  его статье «Третий Рим должен быть разрушен».Тем более что эта угроза из виртуальной превращается в реальную...
О Станиславе Белковском сайт GZT.RU, где публикуется его статья,  дает такую информацию:   «Станислав Белковский любит и умеет эпатировать публику. Его тексты вызывают бурные споры, а порою и скандалы. Белковский хорошо знает политическую кухню: политтехнологом он работал с российскими и украинскими политиками. С 2004 года возглавляет Институт национальной стратегии. Был главредом Агентства политических новостей, написал несколько книг об известных политиках».

Так что возражать ему трудно, но я постараюсь доказать свое мнение. Он – в Москве, а я в Тунисе... Так что буду говорить о том, что вижу. Как любит говорить Саид, мой друг бербер, с которым  мы не раз были в Сахаре, «что вижу, то и пою...»

Во-первых, в Тунисе революция еще не свершилась. Ей еще нет и месяца, и сами тунисцы ее сравнивают с «преждевременно рожденным ребенком, которого нужно спасти, настолько он хрупкий и беззащитный» (газета «LA PRESSE»).
Во-вторых, сводить революцию только к тому, уйдет правитель или не уйдет,- это, по крайней мере  поверхностно. Свергнуть непопулярного диктатора, как бы он ни держался за власть, намного легче, чем создать после этого стабильную политическую структуру. «Между тем,  пишет "Foreign Policy" (США),   именно от того, насколько удачно получится совершить этот второй шаг, зависит, не последует ли за всеобщим ликованием по поводу свержения народом авторитарного правителя длительный период хаоса с новой тиранией либо полной анархией в финале».
Но будем надеяться,  что в Карфагене расцветут цветы демократии «необычайной красоты», как воспевал «нейтральную полосу» Владимир Высоцкий.

В-третьих,   неверно утверждать, что «тунисская жасминовая революция, открывшая ворота всеарабскому восстанию, началась с блокады президентского дворца в Карфагене». Президентский дворец стоял несколько дней опустелым после того, как его покинул  президент Туниса Бен Али. Потом к нему подошло воинское позразделение и взяло его под свою охрану.
А слова об открытых воротах  «всеарабскому восстанию» мне напомнили  ту же  песню, где поется и  про «ворота в Кремле»:

Спит капитан - и ему снится,

Что открыли границу как ворота в Кремле, -

Ему и на фиг не нужна была чужая заграница -

Он пройтиться хотел по ничейной земле.

Вот этот «на фиг чужая заграница»  чувствуется в статье Белковского.   На второй план отодвинуты  сложнейшие процессы, происходящие сегодня в разных арабских странах. Главная  тема статьи автора – скорейшее разрушение «Третьего Рима».  И «ничейная земля», которая появится на его руинах!
 И чтобы доказать, что, с одной стороны, он   «не знает», «нужна ли России революция», но с другой стороны,  он считает, что «второй Карфаген, бывший Третий Рим, наверное, все-таки должен быть разрушен», он и подгоняет  под свое Прокрустово ложе все, что услышал по ТВ или прочитал в газетах про события в Тунисе, Египте и т.д.. 

Поэтому позвольте рассказать  о Карфагене, тем более что я  - в нем. И вижу его молчаливые руины. Нет толп назойливых туристов с их фотоаппаратами и видеокамерами. Нет гидов, воспевающих прекрасную царицу Элиссу и великого Ганнибала. Карфаген пережил еще одну революцию. Его  камни   могут  многое рассказать... Для того, кто не забывает Историю Человечества. Чтобы не наступать дважды на те же грабли...

Раз уж Белковский упомянул всуе этот город, то не могу не  сказать, что не согласен со  взглядом автора на Карфагенскую цивилизацию, которая действительно была уничтожена во втором веке до нашей эры. И ее гибель очень поучительна.  Не только для Третьего Рима!

Цитирую автора:
«Перестав быть Третьим Римом, Москва за минувшие десятилетия стала, пожалуй, вторым Карфагеном. Городом, где царит религия золота. Где поклоняются деньгам. И приносят им в жертву собственных детей. Хотя бы и в переносном смысле».
Когда Москва успела побывать «Третьим Римом», вы можете спросить у Белковского. И  как за прошедшие годы Москва стала «Карфагеном», где царит «религия золота» и  «приносят в жертву детей» - тоже.  Сказано  красиво, хотя и, как подчеркивает автор,  «в переносном смысле».
Немного истории. Когда внешний враг, страшный, безжалостный и надменный,  подошел к стенам Карфагена в 149 году до н.э., то уже не было огромного государства, прстирающегося  от Ближнего Востока до Атлантического океана. Оно было предано и разорено олигархами, которые, чтобы сохранить свои шкурные интересы, пошли на прямое предательство государственных  интересов и заключили сделку с главным врагом Карфагена, с Римом. Да, да, тем самым  Первым Римом. Они предали  Ганнибала, последнего правителя Карфагена, который все же успел, опираясь на народную поддержку,  за несколько лет своего правления провести и демократические реформы, и, говоря современным языком,    модернизацию системы, и экономику восстановил,  и город украсил новой архитектурой и создал великолепную библиотеку...
Риму это все было как кость в горле. Сравню: как Соединенным Штатам – Советский Союз. Чтобы было понятнее.
Рим продолжал давление. Ястребы в Риме  требовали ... смещения Ганнибала! Карфагенские олигархи  решили, что они смогут откупиться от Рима, принеся им на золотом блюде голову Ганнибала. Они подстрекали против него толпу, устраивали демонстрации и митинги, утверждая, что если этот правитель уйдет, наступит  «манна небесная».  Ганнибал был вынужден  покинуть город и отплыть в восточном направлении.
Спустя 22 века, также в в восточном направлении отбыл, и тоже  из Карфагена, тунисский президент Бен Али, вынужденный уступить давлению со стороны армии и  восставших  масс.

О том, что случилось в Тунисе и какие  причины заставили Бен Али покинуть президентствий дворен в Карфагене, публикуется много статей. И что ни статья, то свое мнение. Как в той же русской песне: «цветы необычайной красоты» расцветают на нейтральной полосе...

Вернемся в Прошлое. И что же случилось дальше в пуническом Крафагене? Получили ли  его жители   «манну небесную»? Сохранили ли олигархи свои богатства?
Город, в котором к власти пришла  «проримская партия», безропотно отдавал и выплачивал римлянам все, что они от него требовали. Но и этого было мало Первому Риму.  Он хотел быть  Вечным и Единственным! И он развязал «третью мировую войну», которая длилась три года и закончилась  тотальным уничтожением города со всем его населением, включая и олигархов с их семьями.
Произошла первая в Истории Человечества Хиросима!
Город горел 17 дней и ночей. Римский полководец Сципион стоял на соседнем холме и мрачно смотрел, как в огромном пожаре погибала цивилизация с ее библиотекой, богатыми дворцами и жителями, которые предпочли  смерть римскому рабству... И, не выдержав, он  сказал историку Полибию фразу, которая оказалась пророческой:
«Боги не простят нам то, что мы сделали с этим город! Мой город постигнет та же участь!»
Прошло время, и также в огне, от рук варваров погиб Первый Рим, который считал, что он  Вечный...
На месте сожженного Карфагена еще несколько десятилетий   никаких цветов не росло... Вообще ничего не росло...
Сегодня мой друг пишет мне из Севастополя: «... побылва на местах боев на Перекопе в 20 году... Ты представляешь, трава до сих порт там не растет...»
А в далеком Прошлом в  лексикон народов Средиземноморья вошла такая поговорка: «Не бойся врага внешнего -  ты его видишь.  Бойся врага внутреннего – он невидим!»
И еще приведу фразу из дневника Ганнибала: «Для того, чтобы мир был оптимистичным, нужно быть пессимистом и думать о возможных негативных последствиях происходящего...»
Вот поэтому я дал два названия для своего письма:
«Сгорит ли «Третий Рим»?» или  «На нейтральной полосе цветы необычайной красоты...»

Евгений Ларин, Карфаген, 10 февраля 2011 года
Ниже следуют полностью статья Станислава Белковского и текст песни Владимира Высоцкого:
Станислав Белковский: Третий Рим должен быть разрушен
Да, в арабском мире нынче действительно происходит нечто захватывающее, больше того – выдающееся. В Тунисе революция уже свершилась. В Египте – совершается на наших глазах. (Уйдет президент Мубарак сейчас или осенью, уже неважно). В Иордании под давлением сердитых улиц король поменял правительство (вчера такое невозможно было себе представить). На очереди – Судан и Йемен. В общем – одна большая панарабская революция.
Российская прогрессивная общественность следит за этим делом с замиранием сердца. Притом одна группа общественности – судя по всему, количественно меньшая, – смотрит на панарабскую революцию со смесью зависти и восторга: дескать, вот ведь люди могут, только мы по-прежнему в ж… Другая – численно большая – тревожится и сокрушается: мол, радоваться нечему, авторитарные коррупционеры арабских стран были меньшим злом, они хоть жить давали, а на смену им придут свирепые исламисты, и тогда увидите, какова расплата за уличную вольницу.
Первая группа общественности права лишь потому, что неспособный слышать музыку революции – лишен человеческого слуха. И неважно, что в любой революции заложен разрушительный заряд огромной силы. Так что «все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья…».
А вторая группа? Формально она тоже права. Твердый исламский режим вполне может прийти на смену твердомягкой власти светских коррупционеров. И если не сразу, то в будущем.
Но скорбящие по меньшему злу забывают о главном. Что именно это самое меньшее зло само создает все необходимые и достаточные предпосылки и для революции, и для прихода тирана. И меньшее зло в истории – не альтернатива большему, а его провозвестник.
Следуя гуманитарно-демократическому принципу «сам себя не процитируешь – никто не процитирует», сошлюсь на свою пятилетней давности статью «Очень маленькое зло»:

"Именно режим «меньшего зла» и создает все предпосылки для прихода к власти зла большего. Большое зло в истории — закономерный преемник маленького.
Потому что когда власть и шире — правящая элита — ни за что не отвечают ни перед людьми, ни перед Богом, а моральные конструкции общества сгнивают дотла, вероятность пришествия свирепого народного смирителя возрастает на порядки. Очень Маленькое Зло, быть может, наделено неким шармом бурного роскошного разложения, но оно совершенно точно никогда не бывает центром мобилизации и сплочения нации. Можно согласиться с тем, что распутинщина в каком-то смысле гораздо лучше большевистского террора. Но большевики приходят именно на плацдарм, подготовленный распутинщиной. И невозможно представить себе, чтобы кто-то сплотился вокруг Распутина в борьбе с какими бы то ни было угрозами, внутренними и внешними, настоящими и будущими. Колдовские чары Большого Зла как раз и проявляются на фоне тотального цинизма и безнадежности, исходящих от Зла Очень Маленького".
Так что не надо плакать о милых арабских автократах, под сенью которых мы любили плескаться в тридцатиградусной морской воде. Они сами учинили себе свою судьбу.
Есть и другой, не менее (а может быть, и более) важный момент. И про него мы тоже говорили-писали – вот здесь и здесь — почти уже шесть лет назад.
Многим правителям, долго и (на первый взгляд) счастливо находящимся у власти, кажется, что стабильность сама по себе есть благо. Что вечную, неизменную стабильность можно продать народу как драгоценный товар, нужный один раз и навсегда.
Это – колоссальное заблуждение, на котором уже погорела куча авторитарных режимов (включая нынешние арабские), и сколько еще погорит!
Стабильность бывает особо мила народному сердцу, как правило, после затяжных периодов хаоса. Например, как в первые годы Путина после долгого разгула «лихих» девяностых.
Но, по мере пролонгации и накопления, стабильность превращается сначала в тоску, а потом – в безнадежность. И теряет в цене с большой – хотя и не заметной для большинства самоупоенных автократов-стабилизаторов – скоростью.
Главная функция власти во все времена – это не обеспечение стабильности, а производство надежд. Ибо надежда – это основное, что движет человеком в общественной и государственной жизни.
Я помню, в 2004 году, во время украинской президентской кампании, завершившейся оранжевой революцией, подкремлевские политтехнологи предложили кандидату Виктору Януковичу слоган «Надежда – хорошо, надежность – лучше». И помогли тем самым своему кандидату проиграть. Поскольку надежность, как и стабильность, хороши только в приложении к надежде, но не вместо нее.
Там, где исчезает надежда, народ никогда не будет относиться к власти хорошо. Даже если объективные показатели деятельности этой власти (экономический рост и прочая мутотень, простым людям не близкая и не понятная) заоблачно хороши. И вопреки рациональному пониманию про диалектику зла и преимущества меньшего зла перед большим.
Когда кончается надежда – начинается революция. Пусть даже сначала в головах, а не на площадях и улицах. Сюжет развивается по принципу «кто угодно, даже черти лысые, – только не вы!».
Возможно ли в современной России нечто тунисско-египетское?
С одной стороны, кажется, что нет. Народ наш слишком удручен индивидуализмом, который мы в себе культивировали двадцать лет, с другой – апатией, вытекающей из полного отчуждения от политики. Плохие предпосылки для революционной мобилизации.
Кроме того, на арабском Востоке есть мощная объединяющая идеология – ислам. У нас сейчас ничего подобного нет.
Но есть и другая сторона медали. И на нее тоже придется посмотреть. Чтобы увидеть правду.
Крушение надежд – ключевая предпосылка краха существующей политической системы. Это предпосылка у нас сейчас наблюдается. Попробуем сравнить наши общественные настроения десять лет назад – в начале 2001-го – и нынче. Тогда – новый молодой лидер, запах весны, что-нибудь переменится в жизни твоей и моей… А теперь? Если и переменится, то строго по Жванецкому: «Что будет лучше – не верю, что будет хуже, верю сразу и во веки веков».
И когда перемены вызревают в толще истории, то бывает, как сказал поэт, «довольно спички, чтобы разжечь плиту». Если оглянуться на всемирную историю, то можно понять, что революции чаще происходят там, где их совсем не ждут. Вспомните, как Ленин, получив известие о Февральской революции, поначалу отказывался в него верить.
Я не жду русской революции и не призываю ее. Я просто собираю факты.
А есть ли у нас на историческом горизонте что-то, подобное исламу для арабов? Да, как ни странно, есть. Это национализм.
С XV века, когда Иван III прекратил формальное подчинение монголам, женился на символической наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог и отказался принять королевский титул от Священной Римской империи, Россия была отдельной, самостоятельной империей. Концепция «Москва – Третий Рим» идеологически оформила эту новую империю, главной целью которой было – нести миру свет истинной религии (православного, т.е. ортодоксального христианства). В советском варианте Россия осталась такой же империей с теми же всемирно-историческими целями-задачами, только истинной религией вместо православия стал коммунизм.
Россия никогда не была национальным государством. И уже потому власть в ней всегда была от Бога, а не от народа.
20 лет назад империя рухнула. И Россия застряла в промежуточном состоянии – между ушедшим прошлым и непонятным будущим.
 Империи, вроде бы, уже нет и не может быть: нынешняя Россия не несет никакой глобальной миссии (кроме, возможно, распространения коррупции в особо крупных размерах и представлений о коррупции как о вещи сугубо правильной).
Но, в то же время, и национальным государством Россия никак не становится. И власть у нас фактически по-прежнему от Бога, ибо формируется она трансцендентным, не подвластным народно-человеческому пониманию путем. (В Конституции, конечно, записано, что власть – от народа, но кто в наше время уважает Конституцию? Разве что Ходорковский).
Где же выход из этого противоречия? На путях национализма.
Не нужно так уж пугаться этого слова. Все европейские демократии XIX-XX веков возникли через национализм. Через осмысление того, что источник земной власти – нация (народ). А не тот надмирный Субъект, который только и может быть источником власти в империи.
Кстати, упреждая полемику, хочу сказать, что не только по смыслу, но и по происхождению слова «народ» и «нация» тождественны. Оба они означают «те, кто народились» (нация – от латинского nasci – рождаться). Точно так же, как «российский» и «русский». Разницы нет.
Тунисская жасминовая революция, открывшая ворота всеарабскому восстанию, началась с блокады президентского дворца в Карфагене. Некогда, две с половиной тысячи лет назад, – крупнейшем военно-торговом центре средиземноморья, сейчас – пригороде Туниса, столицы одноименного государства.
 Перестав быть Третьим Римом, Москва за минувшие десятилетия стала, пожалуй, вторым Карфагеном. Городом, где царит религия золота. Где поклоняются деньгам. И приносят им в жертву собственных детей. Хотя бы и в переносном смысле.
Я и, правда, не знаю, нужна ли России революция. Но второй Карфаген, бывший Третий Рим, наверное, все-таки должен быть разрушен.


Ну, а если вы дочитали до конца статью, то позвольте вас порадовать словами прекрасной песни Владимира Высоцкого, которую я упомянул выше:

На границе с Турцией или с Пакистаном -

Полоса нейтральная; справа, где кусты, -

Наши пограничники с нашим капитаном, -

А на левой стороне - ихние посты,

А на нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!

Капитанова невеста жить решила вместе -

Прикатила, говорит, «Милый!…» - то да се.

Надо ж хоть букет цветов подарить невесте:

Что за свадьба без цветов! - пьянка, да и все.

А на нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!

К ихнему начальнику, точно по повестке,

Тоже баба прикатила - налетела блажь, -

Тоже «Милый» говорит, только по-турецки,

Будет свадьба, говорит, свадьба - и шабаш!

А на нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!

Наши пограничники - храбрые ребята, -

Трое вызвались идти, а с ними капитан, -

Разве ж знать они могли про то, что азиаты

Порешили в эту ночь вдарить по цветам!

Ведь нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!

Пьян от запаха цветов капитан мертвецки,

Ну и ихний капитан тоже в доску пьян, -

Повалился он в цветы, охнув по-турецки,

И, по- русски крикнув: «…мать!», рухнул капитан.

А на нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!

Спит капитан - и ему снится,

Что открыли границу как ворота в Кремле, -

Ему и на фиг не нужна была чужая заграница -

Он пройтиться хотел по ничейной земле.

Почему же нельзя? Ведь земля-то - ничья,

Ведь она - нейтральная!

А на нейтральной полосе - цветы

Необычайной красоты!


Рецензии