Он пропустил войну через себя...

«О чем историк умолчал стыдливо,
минувшее не вычерпав до дна,
о том на полках старого архива помалкивая,
помнят письмена…»
В. Шефнер


 « Я Петунов Александр Николаевич родился  в 1913 году 10 сентября в селе Моршагино район Вынденоостровский, область Ленинградская.
В отца Артюшкина Николая Михайловича и мать Артюшкина Прасковья Васильевна, так как в отца и мать нас детей было 7 человек, воспитывать было тяжело- то меня отдали дедушке на воспитание, где и воспитывался до взрослых лет по уход  в армию и после на производство  под дедушкиной фамилией…»

Эти скупые строки биографии нашла я в архивах УФСБ...

С детства я слышала слово «РЕПАТРИАНТ», но не знала, что оно обозначает.
Я знала, что мой дедушка Саша был на войне, был ранен, но медалей не видела никогда.
Еще я знала, что воевал он с белофиннами, но это для меня какая-то очень давняя война была и непонятная…
Несколько лет назад в документах нашла я маленькую красную потрепанную книжицу «КНИЖКА КРАСНОФЛОТЦА»
Записи в этом документе и послужили началом для поисков, сборов информации о такой сложной, нелегкой жизни моего  любимого дедушки, которого я совсем  не могу вспомнить, как не пытаюсь…Он погиб уже в мирное время, когда мне было 6 лет…


В своем рассказе я попробую опираться только на факты, документы, воспоминания, без личной оценки и без эмоций, хотя это сделать не легко, трясутся руки и текут слезы всегда, когда речь заходит о войне и о пленных. Слишком это личное для меня…

Для деревенского мальчишки- Александр получил неплохой багаж знаний, 4 класса начальной школы. Близость к Балтийскому морю не оставляла выбора- в военкомате он был приписан на Балтийский флот.



Женился, родилась дочка Людмила, Люся- как нежно называли ее, а в 1937г.- родился и сынок Юрик.
Работал Александр Николаевич в то время кочегаром поезда на Кировской железной дороге города Волховстроя.


Центральный Военно-Морской Архив
Архивная справка:
В именном  списке  на команду отправляемую Волховским РВК Ленинградской обл. 19 июля 1941г. в 1 Балтийский флотский экипаж (Ленинградский базовый приемный пункт Балтийского Флота) значится Петунов Александр Николаевич, 1913 г. рождения, уроженец д. Моршагино.
В именном попутном листе от 20 июля 1941г. на краснофлотцев и младших командиров кадра, следующих из Ленинградского базового приемного пункта в распоряжение командира 4 батальона морской пехоты значится ПЕТУНОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, 1913г. рождения


Справка:
4-Я ОТДЕЛЬНАЯ БРИГАДА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ сформирована была на архипелаге Валаам, что на Ладожском озере, во второй половине июля 1941 г. Командир - генерал-майор береговой обороны Ненашев, военком - полковой комиссар Вайда. Соединение насчитывало 3954 человек. 1-й и 2-й батальоны были укомплектованы запасниками 3-й категории и дислоцировались на трех небольших островах Мантсшсаари, Ланкулансаари и Рантасаари.
30 августа немецко-фашистские части заняли станцию Мга, перерезали последнюю железнодорожную магистраль, соединявшую Ленинград со страной, и устремились к Ладоге, к Шлиссельбургу, чтобы соединится с финскими войсками и полностью блокировать Ленинград. На подступах к Шлиссельбургу вела оборонительные бои 1-я дивизия НКВД под командованием подполковника С.И.Донскова и горнострелковая бригада. Туда же был направлен с острова Валаам 3 сентября 1941 года и четвёртый батальон 4-й отдельной бригады морской пехоты. Корабли Ладожской флотилии доставили его к месту боев. Моряки с ходу заняли боевые позиции на Синявинских высотах. Вскоре батальон под командованием полковника Моисеенко вступил в жестокие бои с врагом , имевшим большое превосходство в живой силе и технике. Вскоре батальон вынужден был отступить, к сожалению, на правый берег не вернулся никто.
 
НИКТО…
Бабушка мне много рассказывала про дедушку, про войну и концлагерь, но я была ребенком и воспринимала эту информацию, как кино, как рассказы из книг…
В архивах, документах я нашла страшные подтверждения тем историям…

Из воспоминаний: « Командования уже не было, немцы были близко… Нас было двое  и мы решили стреляться. Товарищ застрелился, а у меня пуля застряла в ремне, не было сил, разбита голова.., затем взрыв ..и плен..
«Собирая информацию, я нашла сведения, что у матросов были прорезиненные, плотные   ремни»
Из Фильтрационно-проверочного дела: «7 сентября 1941г. на Ленинградском фронте,  4 морской батальон,  ранен в голову под станцией Синявино., г. Шлиссельбург»

 8 сентября 1941г. Ленинград оказался в кольце блокады.
Деревня Моршагино в 140 км. от Ленинграда была под немцами.
Почти все дома были сожжены, местные жители ушли или спрятались.

Из воспоминаний: «Дом у  его родителей хороший был, высокий и в нем немцы штаб поставили, а все жили в подвале. Юрик болел, все плакал, есть было нечего. А когда умер, то боялись даже на улицу выйти схоронить, пока лежал в люльке, крысы всего обглодали за ночь. Закопали тогда его в подвале этом,  под ногами.»
Делая запросы в Архивы областного ЗАГСа, я получила справку о рождении и о смерти мальчика Юрочки…ему было почти5 лет…
 Он МОГ бы выжить и МОГ бы вырасти, он МОГ бы еще быть ЖИВЫМ!!!

Из воспоминаний Людмилы  (младшей дочери Александра Николаевича):
«Уже в 60-е годы, когда я  с Галкой (сестрой), еще девочками, приезжали на родину отца в Моршагино, нам всегда хотелось сорвать с яблони таких ароматных и спелых яблок.
Я собралась было залезть на дерево, но дед одернул меня: «не лезь! Не надо эти яблоки трогать… там фрицы похоронены…и наши рядом лежат…»


А  канцелярия Вермахта в то время  работала четко и быстро. Так же, в Фильтрационном деле я  обнаружила зеленую карточку военнопленного для оповещения родных.
См. карточка.
 
Это были страшные лагеря, лагеря смерти. ШТАЛАГ 6А, ШТАЛАГ 6К.

Из воспоминаний: «всех в кучу сводили и начинали разбор. От матерей отбирали детей и схватив за ноги разбивали головы об столб. Женщин и мужчин раздевали до гола и спускали на них собак, которые выгрызали живое еще тело…Всех заставляли смотреть»

Из воспоминаний: «Объявили, что приедут на работы пленных покупать. Всех вывели и построили. Смотрели руки, ноги, зубы- как лошадей на базаре выбирали.  Нашего - семья одна взяла, свиней кормить, да пахать.»

В Фильтрационном деле записано, что дедушка работал на угольных шахтах Рурской области, рабочая команда 553., город МАРЛЬ.

Я не знаю хронологию работ, но точно знаю, что выжил он благодаря немецким жителям, которые купили его…  Варил еду свиньям, кормил их и сам ел,  не было побоев, не было угольной пыли и тяжелых груженых вагонеток.

Записи из книжки моряка: «С 1941 по 1945гг. находился в немецком плену»
«7 апреля 1945г. освобожден союзными войсками.»

Из открытых источников:
Страдания советских военнопленных с окончанием войны не прекратились. На роди¬не их подозревали в предательстве, так как они не выполнили приказ № 270 от 16.8.1941 г. По этому приказу военнопленные приравнивались к «дезертирам-измен¬никам Родины». В результате этого их отправляли в так называемые «фильтрацион¬ные лагеря», где они подвергались допросам. Многие из них, если не подавляющее большинство, были приговорены к лагерному заключению.

Из анкеты фильтрационного дела:
 « Когда и при каких  обстоятельствах вернулся в СССР или прибыл на границу СССР?
- 27 августа 1945 года как репатриированный в организованном порядке».

Вклейка в фильтрационном деле:

УДОСТОВЕРЕНИЕ
Выдано Петунову Александру Николаевичу 1913г. рождения уроженец Ленинградской области Волховский район деревня Моршагино.
В том что он прибыл в г. Уфалей Челябинской области из лагеря Картуз-Береза 16 октября 1945г. и с 20 октября 1945г. по 20 декабря 1945г. прошел фильтрацию в Уфалейском ГО НКВД ч/о удостоверение действительно …..

Мой дед не был осужден, ведь он не был предателем, изменником Родины!!! Но должен был отработать несколько лет на стройках и заводах.

Таких репатриантов не отправляли к родным домой, они ДОЛЖНЫ были работать на промышленных предприятиях  в тех районах, где требовались рабочие руки…

Весил дедушка 40кг, была дистрофия, туберкулез…

Остался  в городе Верхний Уфалей репатриант Петунов без права переписки с семьей.

Теперь однозначно не скажешь, но если бы так не случилось, то не было бы и меня…
 Жизнь продолжалась, время шло, все были молоды. Дедушка познакомился с моей бабушкой, у них родилась девочка (моя мама), затем еще дочка, которую назвали в честь первой дочери- Люся…
 Брак не оформили, фамилию деда детям не дали, это начало пятидесятых—еще не то время… еще СТРАШНО.   


Из открытых источников:
С началом десталиниза¬ции, в 1956 г., последовали первые шаги по реабилитации, которая, однако, не завер¬шена и по сегодняшний день.

Из книжки моряка можно видеть о перемещении военнообязанного, все фиксировалось в военкомате.
Начиная с 1956г. , почти через 2 -4 месяца,  дедушка постоянно уезжал в Моршагино, к родителям, первой жене и дочери Люсе…Затем возвращался к второй жене и дочерям -Гале и Люсе…
«Такая была жизнь»,- говорила бабушка. Как она все это переносила, как ждала она с тех поездок своего Сашку, никто не знает…  Но всегда для тех родственников вязала она носки и варежки и слала гостинцы девочке Люсе…

Работал дедушка на заводе в листопрокатном цехе, в строительном тресте и всегда делал свою работу хорошо. Помню сама, как говорили, что была доска почета в заводоуправлении, где висели портреты передовиков производства и моего дедушку не раз хвалили и награждали за труд и фотографировали для стенда… Но вывесить портрет репатрианта, бывшего в плену, видимо не решались…

Погиб Петунов Александр Николаевич возвращаясь с работы, в возрасте 64 лет, его задавил пьяный водитель КАМАЗА.
Вот такая жизнь. Длинная и короткая, про которую много что есть рассказать, но уже никто не расскажет…

Еще в бумагах домашнего архива я нашла удостоверение на медаль: «За победу над Германией». Выдана в 1956г., представлен в 1946г…

Вот и все…Собираю информацию по крупицам 3 года, очень сложно поддаются архивы, многое сгорело, потеряно,  многое еще не рассекречено, во многом допущены ошибки, что искажает сведения…


А. Ахматова писала: «Хотелось бы всех поименно назвать,
                Да отняли список, и негде узнать»


А нам надо искать, надо писать и рассказывать, иначе память не сохранит сведений о победе и о тех, кто подарил ее нам…


Рецензии