Вояж до Петербурга

Первое января в поезде для меня – явление не новое. 2010 год также начинался для меня с чемоданов, вокзала и стука колес. Сейчас, как и тогда, впереди меня ждал Санкт-Петербург.
Стадия нашей с ним «первой любви» (когда я при одном упоминании закатывала глаза и томно вздыхала: «Ах, Питер…», а в голове у меня проносились видения о дворцовой площади, Исаакиевском соборе, Эрмитаже и разводных мостах) уже прошла.  Я успела познакомиться не только с достопримечательностями города на Неве, но и с другой его стороной – жизненной. Сделать это мне позволило то, что в Санкт-Петербурге у меня есть несколько друзей. Они-то и устроили мне знакомство с непарадным Питером.
Разумеется, до этого были и долгие походы по музеям, и бездумное шатание по городу с фотоаппаратом, и долгие прогулки по улицам с бесконечным перечислениям исторических мест и «посмотри направо, посмотри налево». Но, я думаю, все представляют себе, что такое Эрмитаж, Кунцкамера и разводные мосты. Если уж не видели лично, то явно много слышали и знают. Мне же сейчас хочется показать, как выглядит жизнь в Петербурге с точки зрения петербуржцев – которые не тратят новогодние каникулы на музеи, ибо все это исхожено еще в школе. Думаю, рассказ мой начнется с места моего прибытия – с вокзала…

О Питерской пунктуальности      

«Знаете, где я был? – загадочно сообщил мне один знакомый, вернувшийся из Питера в канун нового года. – Я был в афиге! Если уж это культурная столица… - он, не договорив, махнул рукой».
 Дальше распространяться он не стал, так что причину столь сильных эмоций выяснить не удалось. Хотя, возможно, она относилась к главной болезни петербуржцев – хроническим опозданиям.
Выйдя из поезда третьего января, я обнаружила, что меня никто не встречает. Вместо встречающего я получила две панические смс-ки: «Я уже еду» и «Выйдешь – стой на месте, никуда не уходи». Подтвердились мои худшие опасения. Я шагала туда-сюда вдоль вагона и гадала, сколько мне придется ждать в этот раз. Помнится, в один из моих приездов, мне пришлось прождать на вокзале около часа – человек, встречающий меня, катастрофически проспал – оторвал голову от подушки только в ту минуту, когда мой поезд приполз к Ладожскому вокзалу. Личность эту зовут Евгений. В этот раз меня тоже встречал именно он.
Я серьезно задумывалась над тем, чтобы пойти выпить кофе в какой-нибудь «Макдональдс» - они в Питере понатыканы на каждом углу. Но в этот раз долго ждать не пришлось. Евгений появился всего на 15 минут позже. Если вы думаете, что мой спутник – скорее исключение, чем правило, то вы ошибаетесь. Большая часть моих Питерских знакомых ужасно опаздывает. Помню церемонию знакомства с еще одним человеком. «Знакомься, - сказали мне, - это Костя – самый пунктуальный человек в Петербурге!». Костя тогда опоздал на час.
Бороться с этим почему-то никто не хочет. Все лишь хитро улыбаются и виновато пожимают плечами – «культурная столица». Мне также не удалось победить хроническую антипунктуальность города – в ритм бесконечных опозданий вливаешься быстро, потому, что никто тебе на них серьезно не указывает. Так что, за всю неделю пребывания в Питере я не опоздала только один раз – в кино. И то потому что для этого встретилась с друзьями за полтора часа до сеанса.

О Питерских домах и квартирах   

Скажу банальность: Питер – город контрастов, где за красивыми фасадами прячутся обшарпанные парадные и квартиры (да, подъезд в Питере – парадная, а любой белый хлеб - булка). Старые квартиры петербургских домов – это отдельные миры, со своими особенностями. Потолки, парящие над головой на высоте трех метров, странные сочетания огромных комнат и совсем маленьких каморок – это еще цветочки. Встречается еще более оригинальные особенности планировки.
Мне, например, довелось побывать в одном доме, находящемся в историческом центре города. Там в квартире планировкой была не предусмотрена ванная. Вот не было для нее отдельного помещения и все тут. Хозяева вышли из положения, оборудовав ванну на кухне и закрыв ее веселенькими пластиковыми занавесками. Теперь у них душ соседствует с холодильником и обеденным столом.
Есть в Санкт-Петербурге и такие дома, где номера квартир идут в диком хаотичном порядке. После пятой может идти восемьдесят седьмая, а следом за ней – восемнадцатая. Говорят, такая квартирная чехарда пошла после бомбежек Великой Отечественной. Связь со значимым историческим фактом путаницы не убавляет, следить за номерами, пока поднимаешься, следует очень внимательно – проверено на себе. Зато, из некоторых окон дома, в котором я побывала можно выйти прямо на крышу. Рисковать мы, правда, не стали – зима не лучшее время для посиделок на крыше.   

О Питерской еде

Помните детское стихотворение: «У каждой профессии – запах особый…»? Вот так и с городами. У каждого города свой особый запах, цвет, вкус. Петербург не исключение. Из-за непривычной для уральцев теплой погоды, зимой Питер пахнет очень по-весеннему – чуть подтаявшим снегом и, на больших проспектах и развязках, машинными выхлопами.
Что касается вкуса, думаю, у каждого города должна быть какая-то широкодоступная продуктовая фишка. В Москве это «Макдональдсы» - по городу их тысячи. Екатеринбург у меня ассоциируется с запахом вагончиков с курой гриль. А вот Санкт-Петербург это шаверма или, как более привычно уральскому уху, шаурма. Помню, как-то ко мне в гости приезжал один мой друг из Петербурга. В первый же день он спросил, есть ли в Екатеринбурге шаверма. Я сначала не могла взять в толк, о чем он вообще говорит. Когда наконец-то поняла, что с меня спрашивают, повела его пробовать. Вердикт он вынес крайне неутешительный и теперь каждый раз припоминает мне, что на Урале шаверму готовить не умеют.
Действительно, екатеринбургская шаурма и питерская шаверма – две большие разницы. Во-первых, состав. В Екатеринбурге туда крошат все, что попадается под руку, так что кроме стандартных мяса, огурцов-помидоров и соуса туда могут добавить даже морковь по-корейски. Я даже встречала один изощренный вариант, в который добавляли свеклу. В Питере же начинка шавермы постоянна: мясо, огурец, помидор и соус. Причем соус – это не кетчуп-майонез, а специально приготовленная смесь из сметаны и разных приправ. Вроде просто, но получается безумно вкусно. Заедете в Питер – обязательно попробуйте.
Во-вторых, количество разновидностей. В Екатеринбурге она, по сути, одна – закрытая шаурма в лаваше. То есть все ингредиенты плотно завернуты в обыкновенный лаваш. В Петербурге ситуация иная. Тут видов море. Открытая закрытая, в лаваше, в пите (вид лепешки), да в чем только не делают!
И, в-третьих, размер. Екатеринбургское блюдо средненького хило-заморенного размера. Видимо, в силу своей непопулярности. В Санкт-Петербурге же шаверму делают  огромной. По моим ощущениям, съев одну шаверму где-нибудь в полдень, можно до самого вечера не вспоминая о еде, бегать по всевозможным музеям, экскурсиям и прочим делам. 

О Питерских дорогах

В этом году Санкт-Петербург, как и многие российские города, оказался не обделен осадками. Однако, в сравнении с прошлым, не менее снежным годом, улицы выглядят гораздо пристойнее.
-У нас до этого года таких осадков не наблюдалось очень давно, - пояснял мне один из моих знакомых в начале 2010 года. -  Поэтому всю снегоуборочную технику распродали. Нечем чистить. В городских магазинах уже дефицит лопат – автомобилисты все разобрали, железных коней своих по утрам откапывать. Я вот, тоже успел лопату купить, а многие мои соседи остались без лопат. Один, я видел, детской доской для катания машину откапывал, а другой вообще сковородкой!
Состояние дорог и тротуаров новогоднего Петербурга в 2010 году действительно было просто ужасным. Если дороги худо-бедно чистились, то тротуары сплошь состояли из сугробов, кочек, колдобин, вмятин и наледей. Тротуары не чистились, зато обильно посыпались химсредством, предотвращающим скольжение. После пятиминутного похода в магазин сапоги из черных превращались в белые. Тогда недельные новогодние каникулы в Питере стоили мне двух поломанных каблуков, а еще я завела привычку всегда носить с собой губку для чистки обуви.
Сейчас исправно чистятся и дороги и тротуары, да и химии на дорогах стало ощутимо меньше. Зато появились другие проблемы. Во-первых, лед. Причем самый противный – тонкая-тонкая наледь на асфальте. Она особенно скользкая и опасная. Я, со своей привычкой к быстрой ходьбе, постоянно рисковала познакомиться с асфальтом поближе. Во-вторых, из-за высоких температур (в среднем -7, -10 градусов не ниже), свежевыпавший снег моментально превращается в кашу и неприглядное серо-грязное месиво. На некоторых дорогах под ногами откровенно хлюпает. В Екатеринбурге и Верхней Пышме такое состояние дорого говорит о наступлении весны, в Питере же это январь…
Насчет транспорта. Жизнь в Петербурге дорожает точно так же, как и в других городах. Метро сейчас стоит 25 рублей, проезд по городу на маршрутке 30 рублей, а на автобусе – 21. Маршрутки в Питере абсолютно не гордые – останавливаются там, где попросишь – никакой обязательной привязки к остановочным пунктам. Зато и ходят они, по крайней мере, в праздники ну ооочень редко. Ждать иногда приходится и по полчаса, и по сорок минут.
Вообще, ценовой разброс Питера в Екатеринбургом не очень большой. Примерно одинаково стоит проезд, аренда или покупка жилья, развлечения типа кинотеатров и кафе, а продукты иногда можно найти и по более привлекательной цене, чем в родном городе.    

О Питерских достопримечательностях

Сказав в начале, что о достопримечательностях я говорить не буду, я слегка покривила душой. В этом городе от них никуда не деться. Мосты зимой, конечно, не разводят, но и без этого впечатлений можно получить достаточно. Даже если ты коренной петербуржец, знаешь город, как свои пять пальцев и исходил все музеи уже вдоль и поперек, то тебе все равно есть, на что посмотреть. Особенно, если речь идет о праздничных днях.
Украшен Питер просто сказочно. Вечерний Невский проспект – небывало красивая река огней. В этом году город отказался от лампочных гирлянд, заменив их светодиодными, на чем, кстати, неплохо сэкономил. А уж возможности светодиодов город использовал по максимуму. Над проезжающими машинами раскинулись серебристые ветви, с которых падает снег, столбы превратились в заснеженные празднично украшенные деревья, а некоторые фонтаны украсили так, что кажется, будто вместо воды они полны новогодних огней.
Также на разных улицах города стоят ледяные скульптуры, обмотанные сетью гирлянд. В основном, это фигуры животных: медведи, олени… Вечером, когда гирлянды зажигаются, фигуры будто светятся изнутри, помогая создавать небывалую атмосферу праздника и сказки.
На Дворцовой площади с первого по шестое января по вечерам идет лазерное шоу – новинка не только для гостей, но и для жителей города. На стенах здания главного штаба и Эрмитажа развертываются невероятные картины, созданные с помощью специальных технологий. Порхают бабочки, плывут рыбы, вращаются планеты и шестеренки невидимых часов отсчитывают время.
Вся площадь то погружается на морское дно. То перемещается в Египет, то возвращается во времени назад и видит основателя города – Петра I, поздравляющего жителей с новым годом.
Подобному свето-звуковому представлению играет на руку даже всеми ругаемая питерская погода. Когда я добралась до Дворцовой, к началу одного из представлений (за вечер их дается четыре – по одному разу в час с шести до девяти вечера), над городом собрались низкие серые облака и пошел легкий снег. Но это отнюдь не убавило красоты действа. Прожекторы, бьющие вверх, блуждали прямо по облакам, а падающий снег в их лучах смотрелся как миллионы блесток. Казалось, что находишься в огромном сувенирном стеклянном шаре, который тряхнули, взметнув весь осевший на дне бутафорский снег и блестки. И теперь все это падает, падает, кружится вокруг тебя, заставляя поверить в чудо, в сказку, в счастливый новый год…

О питерской погоде со всеми вытекающими, замерзающими и свисающими

- Смотри, какие классные, на грибы похожи! – мой спутник кивнул на водосточную трубу, во время одной из прогулок. «Похожими на грибы» оказались сосульки, густо облепившие водосточную трубу одного из домов. Они и правда формой напоминали наросты на стволе деревьев.
Сосулек в Петербурге великое множество – разных форм и размеров. «Грибы» - не самое удивительное их состояние. На старых зданиях можно увидеть сосульки небывалой длины и толщины. К слову, трехметровый кусок льда, который у основания невозможно даже обхватить – вполне привычное для города явление.
- Все происходит от того, что в старых домах по крышам тянутся трубы с горячей водой, - объясняют мне. – Представляешь, на улице минус, а крыши теплые. Снег падает, и тут же тает, вода стекает к краю крыши. Но на краю уже холодно – вода не успевает сорваться вниз и застывает. Так и получаются огромные сосульки. У нас, в этом году проводился конкурс, на лучший проект по борьбе с сосульками.
- И что, неужели победил проект по сбиванию сосулек? – улыбаюсь я, вспоминая еще одного своего друга, которому осколками сброшенного с крыши льда помяло машину.
- Нет. Победил проект, в котором предлагалось изолировать трубы с горячей водой специальным материалом. Чтобы от них как можно меньше тепла шло. Перестраивать все дома подобной планировки слишком дорого – их в центре города много.
Когда проект реализуют – точно не известно. А пока Петербург остается при своих сосульках и старых методах борьбы с ними. Радует то, что борьба, все-таки ведется. Каждый раз, выходя на улицу, я могла наблюдать на домах сотрудников коммунальных служб, которые занимались сбрасыванием опасно нависшего льда.
Кстати, о коммунальных службах. В подъезде дома, где я жила, был оформлен стенд с телефонами и приемными часами управляющей компании, обслуживающей дом, ЖЭСа, аварийной службы и разной полезной информацией для жильцов. Я с полминуты поглядела на это чудо (Как-никак, в Верхней Пышме я с таким не сталкивалась) и спросила у друга, действительно ли работают указанные на стенде телефоны. На что получила утвердительный ответ и крайнее удивление – мол, а как же иначе?  По-моему, такие стенды – вещь крайне полезная.


Рецензии
Спасибо. Интересно было почитать о любимом городе.

Екатерина Паранина   31.05.2016 11:26     Заявить о нарушении